При производстве предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному делу о преступлении, в котором подозревается или обвиняется несовершеннолетний наряду с общим предметом доказывания (ст. 73 УПК) под- лежат обязательному установлению также следующие обстоятельства (ст. 421): а) возраст несовершеннолетнего, число, месяц и год его рождения;
б) уровень психического развития и иные особенности его личности; в) условия жизни и воспитания несовершеннолетнего;
г) влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц.
Возраст (число, месяц и год рождения) может быть установлен свидетельством о рождении, паспортом (либо их копиями). В случае противоречия между данными о возрасте в указанных документах делается запрос по месту регистрации рождения. При установлении возраста несовершеннолетнего следует учитывать, что лицо счи- тается достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не в день рождения, а по истечении суток, на которые приходится этот день, т.е. с ноля часов следующих суток. Если документы о возрасте отсутствуют или вызывают со- мнение, то в обязательном порядке проводится судебно-медицинская экспертиза (п. 5 ст. 196). При установлении судебно-медицинским экспертом определенного года рож- дения несовершеннолетнего днем его рождения считается последний день того года, который назван в заключении эксперта. Когда же возраст определяется в заключении эксперта минимальным и максимальным числом лет, следует исходить из предлага- емого минимального возраста такого лица.
Если несовершеннолетний достиг возраста, с которого он может быть привлечен к уголовной ответственности, однако у него обнаружено отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством, но ограничивающее его спо- собность осознавать фактический характер и общественную опасность своих дей- ствий либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности (ч. 3 ст. 20 УК РФ). Умственная отсталость несовершеннолетнего, не связанная с психическим заболеванием, представляет собой значительное отставание от нормального для дан- ного возраста уровня развития мыслительной, познавательной деятельности, запаса знаний и представлений, развития эмоционально-волевой сферы. При наличии дан-
ных, указывающих на такую отсталость, может быть назначена судебно-психологи- ческая либо комплексная психолого-психиатрическая экспертиза. Психологическая экспертиза обычно назначается с целью выяснения наличия и степени умственной отсталости. При этом эксперту ставятся следующие вопросы: а) имеется ли у несо- вершеннолетнего отклонение от нормального для данного возраста уровня развития, которое влечет умственную отсталость; б) если да, то в чем оно выражается; в) пол- ностью ли осознавал несовершеннолетний значение своих действий и мог ли руково- дить ими. Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза назначается в случа- ях, когда умственная отсталость связана с болезненными состояниями психики: олигофренией в степени дебильности, психофизическим инфантилизмом, астениче- ским синдромом и т.д.
Установление иных особенностей личности несовершеннолетнего состоит в вы- яснении основных черт его характера, круга интересов, привычек, состояния здоро- вья, степени проявления возрастных особенностей психики, таких, как внушаемость, склонность к подражанию, фантазированию и т.д.
Установление условий жизни и воспитания несовершеннолетнего предполагает собирание и исследование данных, касающихся:
— родителей или заменяющих их лиц, их образования, профессии, места рабо- ты; моральных качеств; отношения друг к другу и детям; выполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего;
— материально-бытовых условий семьи, наличия у несовершеннолетнего соб- ственного имущества, заработка и их размеров;
— учебы или работы несовершеннолетнего, в том числе успеваемости, отноше- ния к работе или учебе; внимания, проявляемого образовательным учреждением к его воспитанию, поддержанию связей с семьей и т.д.;
— причин, по которым несовершеннолетний не учился и не работал, и мер, кото- рые были приняты в связи с этим семьей и органами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управ- ления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, управления здравоохранением, службы занятости, внутренних дел);
— поведения несовершеннолетнего, включая его отношение к старшим и сверст- никам, совершение им ранее иных правонарушений.
Обычно для получения указанных данных проводится допрос родителей, учите- лей (классного руководителя и др.), воспитателей учебно-воспитательного учрежде- ния, соседей, знакомых, товарищей по учебе и работе несовершеннолетнего. Сведе- ния об условиях жизни и воспитания несовершеннолетнего могут быть собраны также с помощью истребования акта обследования, которое может быть поручено, напри- мер, органу опеки и попечительства.
По делам несовершеннолетних обычно проверяется версия о подстрекательстве или соучастии в совершении преступления со стороны взрослых лиц. При рассмотре- нии дел о преступлениях несовершеннолетних, совершенных с участием взрослых, выясняется характер взаимоотношений между взрослыми и подростком, характер и степень влияния на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц. Эти данные могут не только повлиять на определение оснований и меры уголовной ответственно-
сти самого несовершеннолетнего, но и иметь существенное значение для установле- ния роли взрослого в вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления. Если совершению преступления несовершеннолетним предшествовало неправомер- ное или провоцирующее поведение взрослых лиц, в том числе признанных потерпев- шими по делу, суд вправе признать это обстоятельство смягчающим наказание винов- ного.