Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИЕ УСТАНОВЛЕНИЮ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ



При производстве предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному делу о преступлении, в котором подозревается или обвиняется несовершеннолетний наряду с общим предметом доказывания (ст. 73 УПК) под- лежат обязательному установлению также следующие обстоятельства (ст. 421): а) возраст несовершеннолетнего, число, месяц и год его рождения;

б) уровень психического развития и иные особенности его личности; в) условия жизни и воспитания несовершеннолетнего;

г) влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц.

Возраст (число, месяц и год рождения) может быть установлен свидетельством о рождении, паспортом (либо их копиями). В случае противоречия между данными о возрасте в указанных документах делается запрос по месту регистрации рождения. При установлении возраста несовершеннолетнего следует учитывать, что лицо счи- тается достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не в день рождения, а по истечении суток, на которые приходится этот день, т.е. с ноля часов следующих суток. Если документы о возрасте отсутствуют или вызывают со- мнение, то в обязательном порядке проводится судебно-медицинская экспертиза (п. 5 ст. 196). При установлении судебно-медицинским экспертом определенного года рож- дения несовершеннолетнего днем его рождения считается последний день того года, который назван в заключении эксперта. Когда же возраст определяется в заключении эксперта минимальным и максимальным числом лет, следует исходить из предлага- емого минимального возраста такого лица.

Если несовершеннолетний достиг возраста, с которого он может быть привлечен к уголовной ответственности, однако у него обнаружено отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством, но ограничивающее его спо- собность осознавать фактический характер и общественную опасность своих дей- ствий либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности (ч. 3 ст. 20 УК РФ). Умственная отсталость несовершеннолетнего, не связанная с психическим заболеванием, представляет собой значительное отставание от нормального для дан- ного возраста уровня развития мыслительной, познавательной деятельности, запаса знаний и представлений, развития эмоционально-волевой сферы. При наличии дан-


 

ных, указывающих на такую отсталость, может быть назначена судебно-психологи- ческая либо комплексная психолого-психиатрическая экспертиза. Психологическая экспертиза обычно назначается с целью выяснения наличия и степени умственной отсталости. При этом эксперту ставятся следующие вопросы: а) имеется ли у несо- вершеннолетнего отклонение от нормального для данного возраста уровня развития, которое влечет умственную отсталость; б) если да, то в чем оно выражается; в) пол- ностью ли осознавал несовершеннолетний значение своих действий и мог ли руково- дить ими. Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза назначается в случа- ях, когда умственная отсталость связана с болезненными состояниями психики: олигофренией в степени дебильности, психофизическим инфантилизмом, астениче- ским синдромом и т.д.

Установление иных особенностей личности несовершеннолетнего состоит в вы- яснении основных черт его характера, круга интересов, привычек, состояния здоро- вья, степени проявления возрастных особенностей психики, таких, как внушаемость, склонность к подражанию, фантазированию и т.д.

Установление условий жизни и воспитания несовершеннолетнего предполагает собирание и исследование данных, касающихся:

— родителей или заменяющих их лиц, их образования, профессии, места рабо- ты; моральных качеств; отношения друг к другу и детям; выполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего;

— материально-бытовых условий семьи, наличия у несовершеннолетнего соб- ственного имущества, заработка и их размеров;

— учебы или работы несовершеннолетнего, в том числе успеваемости, отноше- ния к работе или учебе; внимания, проявляемого образовательным учреждением к его воспитанию, поддержанию связей с семьей и т.д.;

— причин, по которым несовершеннолетний не учился и не работал, и мер, кото- рые были приняты в связи с этим семьей и органами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управ- ления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, управления здравоохранением, службы занятости, внутренних дел);

— поведения несовершеннолетнего, включая его отношение к старшим и сверст- никам, совершение им ранее иных правонарушений.

Обычно для получения указанных данных проводится допрос родителей, учите- лей (классного руководителя и др.), воспитателей учебно-воспитательного учрежде- ния, соседей, знакомых, товарищей по учебе и работе несовершеннолетнего. Сведе- ния об условиях жизни и воспитания несовершеннолетнего могут быть собраны также с помощью истребования акта обследования, которое может быть поручено, напри- мер, органу опеки и попечительства.

По делам несовершеннолетних обычно проверяется версия о подстрекательстве или соучастии в совершении преступления со стороны взрослых лиц. При рассмотре- нии дел о преступлениях несовершеннолетних, совершенных с участием взрослых, выясняется характер взаимоотношений между взрослыми и подростком, характер и степень влияния на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц. Эти данные могут не только повлиять на определение оснований и меры уголовной ответственно-


 

сти самого несовершеннолетнего, но и иметь существенное значение для установле- ния роли взрослого в вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления. Если совершению преступления несовершеннолетним предшествовало неправомер- ное или провоцирующее поведение взрослых лиц, в том числе признанных потерпев- шими по делу, суд вправе признать это обстоятельство смягчающим наказание винов- ного.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.