Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Диагностическая процедура



Для исследования необходимы: лист белой бумаги (21x29 см), шесть цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, корич­невый), ластик. Ребенку дается инструкция:"Нарисуй, пожалуйста, свою семью",

При этом не следует объяснять ребенку, что обозначает слово "се­мья". Если ребенок спрашивает, что ему рисовать, необходимо еще раз повторить инструкцию. Время выполнения задания не ограничивается. При выполнении задания необходимо наблюдать за ребенком и фиксиро­вать следующие моменты:

а) последовательность рисования деталей;

б) паузы более 15 секунд;

в) стирание деталей;

г) спонтанные комментарии ребенка;

д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.
После выполнения задания ребенку задаются следующие вопросы:

1. Скажи, кто тут нарисован?

2. Где они находятся?

3. Что они делают? Кто это придумал?

4. Им весело или скучно? Почему?

5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

6. Кто из них самый несчастный? Почему?

Если ребенок не хочет отвечать или уклоняется от открытого об­суждения своих чувств, не следует настаивать на ответе. При опросе нужно попытаться выяснить смысл нарисованного ребенком: чувства к

26;


отдельным членам семьи; почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло); что значат для ребенка определен­ные детали рисунка.

Интерпретация методики "Рисунок семьи"

Для интерпретации психологу необходимо располагать объективной информацией:

а) о возрасте исследуемого ребенка;

б) о составе его семьи, возрасте братьев и сестер;

в) если возможно, иметь сведения о поведении ребенка в семье,
детском саду или школе.

Интерпретацию рисунка условно можно разделить натри части:

1. Анализ структуры "Рисунка семьи";

2. Интерпретация особенностей графических презентаций членов семьи;

3. Анализ процесса рисования.

Анализ структуры "Рисунка семьи" и сравнение состава нарисован­ной и реальной семьи.

Ожидается, что ребенок, переживающий эмоциональное благопо­лучие в семье, будет рисовать полную семью. Искажение реального со­става семьи всегда заслуживает пристального внимания, так как за этим почти всегда стоят эмоциональный конфликт, недовольство семейной ситуацией. Крайние варианты представляют собой рисунки, в которых:

а) вообще не изображены люди;

б) изображены только не связанные с семьей люди. Такое защитное
избегание задания встречается у детей достаточно редко.

За такими реакциями чаще всего кроются:

а) травмш ические переживания, связанные с семьей;

б) чувство отверженности, покинутости (поэтому такие рисунки от­
носительно часты у детей, недавно пришедших в интернат из семей);

в) аутизм;

г) чувство небезопасности, большой уровень тревожности;

д) это может быть результатом плохого контакта психолога с ребен­
ком.

Однако в практической работе чаше приходится сталкиваться с ме­нее выраженными отступлениями от реального состава семьи. Дети уменьшают состав семьи, "забывая" нарисовать тех членов семьи, кото­рые им менее эмоционально привлекательны, с которыми сложились конфликтные отношения. Не рисуя их, ребенок как бы разряжает непри-


емлемую эмоциональную атмосферу в семье, избегает негативных эмо­ций, связанных с определенными людьми. Наиболее часто в рисунке от­сутствуют братья или сестры, что связано с наблюдаемыми в семьях ситуациями конкуренции. Ребенок таким способом в символической ситуации "монополизирует" недостающую любовь и внимание родите­лей. Ответы па вопрос, почему не нарисован тот или иной член семьи, бывают, как правило, защитными: "Не нарисовал потому, что не оста­лось места"; "Он пошел гулять" и т. д. Но иногда на указанный вопрос дети дают и более эмоционально насыщенные реакции: "Не хотел - он дерется"; "Не хочу, чтобы он с нами жил" и т. п.

В некоторых случаях вместо реальных членов семьи ребенок рисует маленьких зверушек, птиц. Психологу всегда следует уточнить, с кем ребенок их идентифицирует (наиболее часто так рисуются братья или сестры, чье влияние в семье ребенок стремится уменьшить).

Большой интерес представляют те рисунки, в которых ребенок _не рисует себя или вместо семьи рисует только себя. В обоих случаях рису­ющий не включает себя в состав семьи, что свидетельствует об отсут­ствии чувства общности с членами семьи. Отсутствие в рисунке "Я" более характерно детям, чувствующим отвержение, неприятие. Презен­тация в рисунке только "Я" может указывать на различное психическое содержание в зависимости от контекста друг их характеристик рисунка. Если указанной презентации свойственна и позитивная концентрация на рисовании самого себя (большое количество деталей тела, цветов, деко­рирование одежды, большая величина фигуры), то это наряду с несфор­мированным чувством общности указывает и на определенную эгоцент-ричность, истероидные черты характера. Если же рисунку себя харак­терна маленькая величина, схематичность, если в рисунке другими дета­лями и цветовой гаммой создан негативный эмоциональный фон, то мож­но предполагать присутствие чувства отверженности, покинутости, иног­да - аутистических тенденций.

Информативным является и увеличение состава семьи. Как правило. зто связано с неудовлетворенными психологическими потребностями в се­мье. Примерами могут служить рисунки единственных детей - они чаще включают в рисунок семьи посторонних людей. Выражением потребности в равноправных, кооперативных связях является рисунок ребенка, в котором дополнительно к членам семьи нарисован ребенок того же возраста (двою­родный брат, дочь соседа и т. п.). Презентация более маленьких детей указы­вает на неудовлетворенные аффилнативные потребности, желание занять


охраняющую, родительскую, руководящую позицию по отношению к дру­гим детям (такую же информацию могут дать дополнительно к членам се­мьи нарисованные собачки, кошки и т. п.).

Дополнительно к родителям (или вместо них) нарисованные, не свя­занные с семьей взрослые указывают на восприятие неинтегративности семьи, на поиск человека, способного удовлетворить потребность ре­бенка в близких эмоциональных контактах. В некоторых случаях - на символическое разрушение целостности семьи, месть родителям вслед­ствие ощущения отверженности, ненужности.

Интерпретация особенностей графических презентаций членов семьи

Анализ особенностей нарисованных фигур. Особенности графи­ческих презентаций отдельных членов семьи могут дать информацию боль­шого диапазона: об эмоциональном отношении ребенка к отдельному члену семьи, о том, каким ребенок его воспринимает, об "Я-образе" ре­бенка, его половой идентификации и т. д.

При оценке эмоционального отношения ребенка к членам семьи нужно обращать внимание на следующие моменты графических презентаций:

1) количество деталей тела. Присутствуют ли голова, волосы, уши,
глаза, зрачки, ресницы, брови, нос, щеки, рот, шея, плечи, руки, ладони,
пальцы, ноги, ступни;

2) декорирование (детали одежды и украшения): шапка, воротник,
галстук, банты, карманы, ремень, пуговицы, элементы прически, слож­
ность одежды, украшения, узоры на одежде и т. п.;

3) количество использованных цветов для рисования фигуры.

Как правило, хорошие эмоциональные отношения с человеком со­провождаются позитивной концентрацией на его рисовании, что в резуль­тате отражается в большем количестве деталей тела, декорировании, ис­пользовании разнообразных цветов. И наоборот, негативное отношение к человеку ведет к большей схематичности, неоконченное™ его графичес­кой презентации. Иногда пропуск в рисунке существенных частей тела (головы, рук, ног) может указывать наряду с негативным отношением к нему также на агрессивные побуждения относительно этого человека.

О восприятии других членов семьи и "Я-образе" рисующего можно судить на основе сравнения величин фигур, особенностей презентации отдельных частей тела и всей фигуры в целом.


Дети, как правило, самыми большими рисуют отца или мать, что соответствует реальности. Однако иногда соотношение величин нарисо­ванных фигур явно не соответствует реальному соотношению величин членов семьи: семилетний ребенок может оказаться выше и шире своих родителей и т. д. Это объясняется тем, что для ребенка (как и для древне­го египтянина) величина фигуры является средством, при помощи кото­рого он выражает силу, превосходство, значимость, доминирование. Так, например, в рисунке девочки Н. 6 лет мама нарисована на 1/3 больше отца и вдвое больше других членов семьи. Для этой семьи была харак­терна большая доминантность, пунитивность матери, которая являлась истинно авторитарным руководителем семьи. Некоторые дети самыми большими или равными по величине с родителями рисуют себя. Как правило, это может быть связано с:

а) эгоцентричностью ребенка;

б) соревнованием за родительскую любовь с другим родителем, при
котором ребенок приравнивает себя родителю противоположного пола,
исключая или уменьшая при этом "конкурента".

Значительно меньшими, чем других членов семьи, себя рисуют дети. которые:

а) чувствуют свою незначительность, ненужность и т. п.;

б) требуют опеки, заботы со стороны родителей, занимают в семье
позицию "малыша".

Информативным может быть и абсолютная величина фигур. Боль­шие, через весь лист фигуры рисуют импульсивные, уверенные в себе, склонные к доминированию дети. Очень маленькие фигуры связаны с тревожностью, чувством опасности.

При анализе особенностей презентаций членов семьи следует обра­щать внимание и на рисование отдельных частей тела. Дело в том, что отдельные части тела связаны с определенными сферами активности, являются средствами общения, контроля, передвижения и т. д. Особен­ности их презентации могут указывать на определенное, с ними связан­ное чувственное содержание:

• Руки являются основными средствами воздействия на мир, физи­ческого контроля поведения других людей. Если ребенок рисует себя с поднятыми вверх руками, с длинными пальцами, то это часто связано с его агрессивными желаниями. Иногда такие рисунки рисуют и внешне спокойные, покладистые дети. Можно предполагать, что ребенок чув­ствует враждебность по отношению к окружающим, но его агрессивные


побуждения подавлены. Такое рисование себя также может указывать на стремление ребенка компенсировать свою слабость, желание быть силь­ным, властвовать над другими. Эта интерпретация более достоверна тог­да, когда ребенок в дополнение к "агрессивным" рукам еще рисует и широкие плечи или другие атрибуты, символы "мужественности" и силы. Иногда ребенок рисует всех членов семьи с руками, но "забывает" нари­совать их себе. Если при этом ребенок рисует себя еще и непропорцио­нально маленьким, то это может быть связано с чувством бессилия, соб­ственной незначительности в семье, с ощущением, что окружающие по­давляют его активность, чрезмерно его контролируют. Интересны рисун­ки, в которых один из членов семьи нарисован с длинными руками, боль­шими пальцами. Чаще всего это указывает на восприятие ребенком пу-иитивности, агрессивности этого члена семьи. То же значение может иметь и презентация члена семьи вообще без рук -таким образом, ребе­нок символическими средствами ограничивает его активность.

* Голова - центр локализации "Я", интеллектуальной и перцептив­ной деятельности; лицо - самая важная часть тела в процессе общения. Уже дети 3 лет обязательно рисуют голову, некоторые части тела. Если дети старше пятилетнего возраста (нормального интеллекта) в рисунке пропускают части лица (глаза, рот), это может указывать на серьезные нарушения в сфере общения, отгороженность, аутизм. Если при рисова­нии других членов семьи пропускает голову, черты лица или штрихует все лицо, то это часто связано с конфликтными отношениями с данным ли­цом, враждебным отношением к нему.

Выражение лиц нарисованных людей также может быть индикато­ром чувств ребенка к ним. Однако надо иметь в виду, что дети склонны рисовать улыбающихся людей, это своеобразный "штамп" в их рисун­ках, но это вовсе не означает, что дети так воспринимают окружающих. Для интерпретации рисунка семьи выражения лиц значимы только в тех случаях, когда они отличаются друг от друга. В этом случае можно по­лагать, что ребенок сознательно или бессознательно использует выраже­ние лица как выразительное средство - это характерно для старших де­тей. Например, мальчик Р. 9 лет, младший сын в семье, имеющий в отличие от своих братьев физический дсфекг, и не такой, как они, ус­пешный в учебе и спорте, в рисунке выразил свое чувство неполноцен­ности, изображая себя значительно меньшим, с опущенными вниз края­ми губ. Эта графическая презентация "Я" явно отличалась от других чле­нов семьи - больших и улыбающихся.


Девочки больше, чем мальчики, уделяют внимание рисованию лица, изображают больше деталей. Они замечают, что их матери много време­ни уделяют уходу за лицом, косметике и сами постепенно усваивают ценности взрослых женщин. Поэтому концентрация на рисовании лица может указывать на хорошую половую идентификацию девочки.

В рисунках мальчиков -этот момент может быть связан с озабоченно­стью своей физической красотой, стремлением компенсировать ее физи­ческие недостатки, формированием стереотипов женского поведения.

• Презентация зубов и выделение рта часты у детей, склонных к оральной агрессии. Если ребенок так рисует не себя, а другого члена семьи, то это часто связано с чувством страха, воспринимаемой враж­дебностью этого человека к ребенку либо к иным членам семьи.

Существует закономерность, что с возрастом детей рисунок чело­века обогащается все новыми деталями. Дети 3,5 лет в большинстве ри­суют "головонога", а 7 лет - презентируют уже богатую схему тела. Каж­дому возрасту характерны определенные детали, и их пропуск в рисун­ке, как правило, связан с отрицанием их функций, с конфликтом. Если, скажем, ребенок 7 лет не рисует одной из этих деталей: головы, глаз, носа, рта, рук, туловища, ног, на это надо обратить внимание.

У детей старше 5,5-6 лет в рисунках выделяются две разные схемы рисования индивидов разной половой принадлежности. Например, туло­вище мужчины рисуется овальной формы, женщины-треугольной,или половые различия выражаются другими средствами. Если ребенок ри­сует себя так же, как и другие фигуры того же пола, то можно говорить об адекватной половой идентификации. Аналогичные детали и цвета в презентации двух фигур, например сына и отца, можно интерпретиро­вать как стремление сына быть похожим на отца, идентификацию с ним. хорошие эмоциональные контакты.

Расположение членов семьи указывает на некоторые психологичес­кие особенности взаимоотношений в семье.

Сплоченность семьи, рисование членов семьи с соединенными рука­ми, объед и ценность их в общей деятельности являются индикаторами пси­хологического благополучия,восприятия интегративности семьи, вклю­ченности в семью. Рисунки с противоположными характеристиками (ра­зобщенностью членов семьи) могут указывать на низкий уровень эмоцио­нальных связей. Осторожности в интерпретации требуют те случаи, когда близкое расположение фигур обусловлено замыслом поместить членов семьи в ограниченное пространство (лодку, маленький домик и т. п.). Тут


близкое расположение может, наоборот, говорить о попытке ребенка объе­динить, сплотить семью (для этой цели ребенок прибегает к внешним об­стоятельствам, так как чувствует тщетность такой попытки).

Психологически интереснее те рисунки, в которых часть семьи распо­ложена в одной группе, а одно или несколько лиц - отдаленно. Если отда­ленно ребенок рисует себя, это указывает на чувство невключенности, от­чужденности. В случае отделения другого члена семьи можно предполагать негативное отношение ребенка к нему, иногда судить об угрозе, исходящей от него. Часты случаи, когда такая презентация связана с реальным отчуж­дением члена семьи, с малой его значимостью для ребенка.

Группировка членов семьи в рисунке иногда помогает выделить психологические микроструктуры семьи, коалиции и треугольники ти­пичных взаимоотношений в семье.

Как указывалось ранее, мера психологической близости (эмоциональ­ные связи) может выражаться ребенком в рисунке посредством физичес­ких расстояний (дистанции) между фигурами.То же значение имеет и от­деление членов семьи объектами, деление рисунка на ячейки, по которым распределены члены семьи. Такие презентации указывают на слабость позитивных межперсональных связей между членами семьи. Анализ процесса рисования

При анализе процесса рисования следует обращать внимание на:

а) последовательность рисования членов семьи;

б) последовательность рисования деталей;

в) стирание;

г) возвращение к уже нарисованным объектам, деталям, фигурам;
л) паузы;

е) спонтанные комментарии ребенка в процессе рисования.

Интерпретация процесса рисования в общем реализует тезис о том. что за динамическими характеристиками рисования кроются изменения мысли, актуализация чувств, напряжения, конфликты, они отражают зна­чимость определенных деталей рисунка. Интерпретация процесса рисо­вания требует творческого включения всего практического опыта психо­лога, его интуиции. Несмотря на большой уровень неопределенности, как раз этот уровень анализа часто дает наиболее содержательную, глу­бокую, значимую информацию,

Как при рассказе ребенок начинает с главного, так и в рисунке пер­вым изображает наиболее значимого, главного или наиболее эмоцио­нально близкого ему человека. Как правило, это тот, кто больше времени


бывает с детьми, больше, чем другие, уделяет им внимания. То, что часто дети первыми рисуют себя, наверное, связано с их эгоцентриз­мом как возрастной характеристикой. Примечательны случаи, когда ребенок последней рисует мать. Часто это связано с негативным отно­шением к ней.

Последовательность рисования членов семьи может быть более достоверно интерпретирована в контексте анализа особенностей гра­фической презентации фигур. Если первая нарисованная фигура явля­ется самой большой, но схематичной, не декорированной, то такая пре­зентация указывает на воспринимаемую ребенком значимость этого лица, силу, доминирование в семье, но не указывает на положитель­ные чувства ребенка в его отношении. Однако если первая фигура нарисована тщательно, декорирована, то можно думать, что это наибо­лее любимый член семьи, которого ребенок почитает и на которого хочет быть похож.

Как правило, дети, получив задание нарисовать семью, начинают рисовать членов семьи. Некоторые же дети сперва рисуют различные объекты, линию основания, солнце, мебель и т. д. и лишь в последнюю очередь приступают к изображению людей. Есть основание считать, что такая последовательность выполнения задания является своеобразной защитной реакцией, при помощи которой ребенок отодвигает неприятное ему задание во времени. Чаще всего это наблюдается у детей с неблаго­получной семейной ситуацией, но это также может быть следствием пло­хого контакта ребенка с психологом.

Возвращение к рисованию тех же членов семьи, объектов, деталей указывает на их значимость для ребенка. Как непроизвольные движения человека иногда показывают актуальное содержание психики, так воз­вращение к рисованию тех же элементов рисунка соответствует движе­нию мысли, отношению ребенка и может указывать на главное, домини­рующее переживание, связанное с определенными деталями рисунка.

Паузы перед рисованием определенных деталей, членов семьи чаще всего связаны с конфликтным отношением и являются внешним прояв­лением внутреннего диссонанса мотивов. На бессознательном уровне ребенок как бы решает, рисовать ему или нет человека или деталь, свя­занные с негативными эмоциями.

Стирание нарисованного, перерисованного может быть связано как с негативными эмоциями по отношению к так рисуемому члену семьи, так и с позитивными. Решающее значение имеет конечный результат


рисования. Если стирание и перерисовывание не привели к заметно луч­шей графической презентации, можно судить о конфликтном отношении ребенка к этому человеку.

Спонтанные комментарии часто проясняют смысл рисуемою содер­жания. Поэтому к ним надо внимательно прислушиваться. Также надо иметь в виду, что кажущиеся иррслевантными комментарии все же явля­ются средством ослабления внутреннего напряжения и их появление выдает наиболее эмоционально "заряженные" места рисунка. Это может помочь направить и вопросы после рисования, и сам процесс интерпре­тации.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.