Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Выводы об уровне развития. 7-8 баллов - очень сильно выраженное состояние личности



7-8 баллов - очень сильно выраженное состояние личности

5-6 баллов - сильно выраженное состояние личности

3-4 балла - умеренно выраженное состояние личности

0-2 балла - слабо выраженное состояние личности

 

 

МЕТОДИКА «РИСУНОК СЕМЬИ»

 

Рекомендации по проведению методики

 

  1. Психолог предлагает ребенку нарисовать рисунок только после установления контакта и проведения беседы.

Может случиться так, что ребенок вообще рисовать откажется. Причин этому может быть много: неудачный опты рисования на занятиях в детском саду и школе, в результате «художественного насилия» со стороны родителей (когда ребенку диктуется: «рисуй больше», «рисуй это, а не то»). Отказ может быть в силу простого нежелания рисовать; он не привык рисовать карандашами, он не умеет рисовать людей (любит рисовать только деревья или машины, солнце или небо), он не знает, как рисовать то, о чем его просит малознакомый человек. Это может свидетельствовать об отсутствии доверия к психологу, или наличии психологических барьеров.

Рекомендуется ребенку задавать вопросы типа: «Любишь ли ты рисовать? А что ты больше всего любишь рисовать? Чем: красками, карандашами, фломастерами? А кто (или что) у тебя лучше всего получается?» В случае, если на все вопросы психолог получает отрицательный ответ, следует самому взять в руки карандаши и порисовать вместе с ребенком. Можно предложить порисовать пальцами, можно вырезать вместе с ребенком из цветной бумаги соответствующее заданному сюжету и наклеивать на альбомный лист, можно «рисовать» пластилином, можно использовать для рисования капли краски, можно рисовать на компьютере и т.д. Как правило, после успешного со-творения подопечный захочет через какое-то время взять в руки карандаши. И тогда-то (именно при наличии желания рисовать) рисунок ребенка будет для консультанта хорошим подспорьем в его работе.

  1. В процессе диагностики психологу следует быть предельно осторожным по отношению к ребенку. Сначала (в ненавязчивой форме) следует выяснить, есть ли у ребенка семья. Необходимо избегать прямых вопросов. Лучше спросить, например, следующее: «Кто живет вместе с тобой?» или «С кем ты живешь?», «Что такое, по-твоему, семья?»
  2. Только после предварительной беседы можно дать следующее задание: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью. Мне не важно, как ты рисуешь: хорошо или плохо. Просто мне очень хочется познакомиться с твоей семьей».
  3. Время выполнения рисунка недолжно жестко регламентироваться, дабы не смущать ребенка (не торопить и не задерживать).

 

Для анализа подлинного психологического состояния необходимо рассмотрение целой серии рисунков ребенка (причем созданных и дома, и в детском саду/школе, и на консультации у психолога).

Для адекватного выявления эмоционального состояния ребенка необходимо учитывать все то, что предшествовало моменту рисования. Учет всех обстоятельств (ссора с мамой накануне, плохое настроение, длительная болезнь, разлука с отцом, поломанная братом игрушка, пасмурная погода и т.п.) позволит представить истинное отношение ребенка к рисуемому объекту.

 

 

Негативные переживания ребенка (7-8 лет), связанные с семьей, неудовлетворенность семейной ситуацией отражаются уже в самом отношении к заданию: наблюдаются защитные реакции, приобретающие форму трансформации задания (рисование только не связанных с семьей людей либо вообще отказ от изображения людей); откладывание выполнения задания во времени (начало рисования с различных объектов).

Выявлено, что с чувством неудовлетворенности, отверженности связано появление в рисунке туч (дождя) и солнца. Эти характеристики отражают чувство подавленности, потребность в любви, потребность в безопасности.

МЕТОДИКА «РИСУНОК СЕМЬИ»

 

1. Процедура исследования

Экспериментальный материал: лист белой бумаги, набор цветных карандашей, ластик.

Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью».Ни в коем случае нельзя объяснять, что значит слово «семья», так как этим искажается сама суть исследования.

Время исполнения не ограничивается.

В протоколе необходимо отмечать: 1) последовательность рисования; 2) паузы более 15 сек; 3) стирание деталей; 4)спонтанный комментарий ребенка; 5) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.

 

Далее нужно получить максимум информации вербальным путем, задавая ребенку следующие вопросы:

1) Скажи, кто тут нарисован?

2) Где они находятся?

3) Что они делают? Кто это придумал?

4) Им весело или скучно? Почему?

5) Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

6) Кто из них самый несчастный? Почему?

Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что не каждый ребенок склонен делать. Поэтому, если ребенок не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на ответе.

При опросе следует выяснить смысл нарисованного ребенком: чувство к отдельным членам семьи, почему ребенок не нарисовал какого-либо члена семьи (если так произошло) и что значат для ребенка отдельные детали рисунка (птицы, зверушки и т.п.) При этом по возможности нужно избегать прямых вопросов, настаивать на ответе, так как это может индуцировать тревогу, защитные реакции. Часто продуктивными оказываются проективные вопросы (например: «Если бы вместо птички был нарисован человек, то кто бы это был?», «Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?», «Кого мама позовет идти с собой?» и т.п.)

 

После опроса ребенку предлагаются для разрешения следующие ситуации. Три из них выявляют негативное отношение к кому-то из членов семьи, а три другие - позитивное.

1) Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк, кого бы ты позвал с собой?

2) Твоя семья идет в гости. Один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?

3) Ты строишь из конструктора дом, у тебя не получается. Кого позовешь на помощь?

4) Ты имеешь ... билетов в театр. Одному из членов твоей семьи билета не хватит. Кто останется дома?

5) Ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?

6) Ты получил игру «Лото». Вся семья села играть. Но один игрок лишний. Кто не будет играть?

2. Интерпретация рисунка семьи

Для интерпретации важно знать: 1) возраст ребенка; 2) состав семьи, 3) возраст братьев и сестер; 4) поведение ребенка в школе.

· Если кто-то из членов семьи на рисунке отсутствует, то это означает: а) полное отсутствие эмоционального контакта с этим человеком; б) присутствие бессознательных негативных чувств к этому человеку. Ответы на вопросы - почему не нарисованы те или иные члены семьи - бывают, как правило, защитными («Не нарисовал, так как не осталось места»). Но иногда на указанный вопрос дети дают и более эмоционально насыщенные реакции («Не хотел - он дерется», «Не хочу, чтобы он жил с нами»).

· Как только ребенок закончил рисовать, его нужно спросить: «Кто есть на рисунке?», так как вместо реальных членов семьи может быть изображен вымышленный персонаж (Дед Мороз, фея, Чебурашка, маленькие звери, птицы). Необходимо уточнить, с кем ребенок их идентифицирует. Наиболее часто рисуются братья и сестры, чье влияние ребенок стремится уменьшить. (Например, девочка трех лет нарисовала себя и зайчика. Она объясняет: «Сейчас пойдет дождь, я убегу, а зайчик останется и промокнет. Он не умеет ходить». На вопрос - кого же зайчик напоминает? - девочка ответила, что сестренку, которой один год и она не умеет ходить, то есть в рисунке девочка обесценивает свою сестру, осуществляет против нее символическую агрессию). Случается, что вместо реальной семьи ребенок рисует семьи зверят. (Например, мальчик семи лет, ощущающий отвержение, фрустрацию потребности в близких эмоциональных контактах, в рисунке изобразил только маму и папу, рядом семейство зайцев, которые по составу идентичны семье, то есть в рисунке ребенок, раскрывая чувство отверженности (не нарисовал себя), тем самым выразил сильное стремление к теплым эмоциональным контактам, ощущению общности - изобразил близкий контакт семейства зверушек).

· Рисунок, где ребенок не изображает себя или вместо семьи изображает себя. В обоих случаях ребенок не включает себя в состав семьи, что свидетельствует об отсутствии общности. Отсутствие в рисунке «Я» более характерно для детей, чувствующих отверженность, неприятие. Если на рисунке ребенок изобразил лишь самого себя с большим количеством деталей тела, большая величина фигуры - это эгоцентричность, истероидные черты характера.; если же рисунок маленького размера, схематичный, если в нем цветовой гаммой создан негативный фон, это может свидетельствовать о чувстве отверженности, покинутости.

· Увеличение состава семьи связано с неудовлетворенными психическими потребностями в семье. Если дополнительно к родителям (или вместо них) ребенок рисует не связанных с семьей взрослых, это указывает на потребность ребенка в человеке, способном удовлетворить нужду ребенка в близких эмоциональных контактах либо на символическое разрушение целостности семьи, месть родителям вследствие ощущения отверженности, ненужности.

· Взаимное расположение членов семьи указывает на психологические особенности взаимоотношений в семье: а) сплоченность семьи, рисование членов семьи с соединенными руками - индикатор психологического благополучия, признак тесного психологического контакта; б) близкое расположение членов - попытка ребенка объединить, сплотить семью; в) если ребенок отдельно рисует себя - чувство невключенности, отчужденности; г) отделение другого члена семьи - негативное отношение ребенка к нему, малая его значимость для ребенка; д) необходимо внимательно рассмотреть, кто на листе расположен выше, кто ниже: высоко расположен тот, кто пользуется авторитетом, чья власть в семье занимает особое место; низко расположен тот, чья власть минимальна; е) если персонажи на рисунке расположены в один ряд, надо мысленно провести горизонтальную линию по самой нижней точке ног: кто стоит на этой линии, то, с точки зрения ребенка, самостоятельный человек, кто висит - несамостоятельный; ж) расстояние между персонажами (линейная дистанция) однозначно связано с дистанцией психологической.

· Количество используемых в рисунке цветов. Хорошее эмоциональное отношение отражается большим количеством частей тела, использованием разнообразных цветов; негативное отношение выражается в схематичном рисунке, неоконченности его графической презентации

· Размер рисунка. 1) Дети, как правило, самыми большими рисуют отца и мать, что соответствует реальности. Если же ребенок нарисовал большим себя, это может быть свидетельством эгоцентричности ребенка либо наличия Эдипова комплекса, когда ребенок приравнивает себя к родителю противоположного пола, исключая или уменьшая «конкурента». 2) Значительно меньше по сравнению с другими членами семьи себя рисуют дети, которые чувствуют свою незначительность, ненужность, а также и те, кто нуждается в опеке, заботе со стороны родителей. 3) Большие, через весь лист, фигуры рисуют дети импульсивные, уверенные в себе, склонные к доминированию; 4) Очень маленькие фигуры говорят о тревожности, об отсутствии чувства безопасности.

· Четкость изображаемых линий. Тот предмет, который вызывает у ребенка наибольшую тревожность, изображается либо с усиленным нажимом на карандаш, либо обведен несколько раз, либо изображен тонкой, едва заметной линией.

· Изображение головы. Самым умным членом семьи, по мнению ребенка, является тот человек, который изображен с большой головой. Голова - центр локализации «Я». Лицо - самая важная часть тела в процессе общения. Если дети в рисунке пропускают глаза и рот, а также и другие части лица, это указывает на серьезные нарушения в сфере общения, отгороженность, аутизм. Если не рисуют голову, штрихуют лицо, это связано с конфликтным, враждебным отношением к данному человеку.

· Изображение глаз. С точки зрения ребенка, они даны, чтобы плакать. Персонажи с большими, расширенными глазами - это тревожные, беспокойные личности, их надо спасать. Если глазки - точечки или щелочки, то это запрет на плач, боязнь попросить о помощи.

· Изображение ушей. Уши - это орган восприятия критики и любого мнения другого человека о себе. Если у персонажа большие уши, то он должен слушаться окружающих. Если нет ушей, то этот человек может игнорировать то, что о нем говорят.

· Изображение рта. С позиции детей, рот нужен человеку для того, чтобы есть, говорить, а еще для того, чтобы выражать агрессию - кричать, ругаться. Рот - орган нападения. Если рот очень большой да к тому же еще и заштрихованный, то ребенок боится агрессии именно этого человека. Если рот черточкой или отсутствует, то этот член семьи вообще не имеет права высказывать сове мнение.

· Изображение шеи. Если шея на рисунке длинная и тонкая, это конфликт между разумом и чувствами; если короткая и толстая - этот человек ни при каких обстоятельствах не даст сбить себя с толку какими-то глупыми эмоциями.

· Изображение рук. Руки являются основными средствами, показывающими на мир, средствами физического контроля поведения других людей. Если руки вообще есть, то это показатель взаимодействия с миром предметов и воздействия на этот мир.Если ребенок рисует себя с поднятыми вверх руками, с длинными пальцами, значит, у него имеются какие-то агрессивные желания. Иногда такие рисунки делают дети внешне спокойные, покладистые. Можно предположить, что ребенок чувствует враждебность по отношению к окружающим, но его агрессивные побуждения подавлены. Такое изображение себя также может указывать на стремление ребенка компенсировать свою слабость, на желание быть сильным, властвовать над другими (тогда он может дополнительно нарисовать широкие плечи - символ мужественности и силы). Иногда ребенок рисует всех членов семьи с пропорциональными руками, но себя изображает с руками чересчур маленькими, то это может быть связано с чувством бессилия, незначительности его в семье. У некоторых членов семьи рисуются длинные руки, большие пальцы - это указывает на агрессивность этого члена семьи; сели же член семьи изображается совсем без рук, это говорит о стремлении ребенка символическими средствами ограничить его агрессивность, активность.

· Количество пальцев на руках. 1) Если пальцев на руках больше пяти, то ребенок или персонаж чувствует себя более сильным, могущественным (если на левой руке, то в сфере семейных отношений, если на правой - за пределами семьи); 2) Если пальцев меньше, чем пять, то ребенок или персонаж ощущает себя более слабым, чем окружающие.

· Изображение неодушевленных предметов. Это показатель привязанности кого-то к этому предмету. Это отнюдь не означает отсутствие эмоционального контакта с окружающими.

· Изображение солнца или любого другого источника света является символом защиты какого-то высшего авторитета.

· Изображение большого количества мелких деталей предметов - свидетельство фиксации на правилах, порядке, склонности к длительному удерживанию эмоций в себе.

· Изображение большого количества предметов, относящихся к одной и той же сфере деятельности, подчеркивает особую значимость этой деятельности для членов семьи.

· Обилие мягкой мебели и находящиеся на ней взрослые означает, что ценность для них - это отдых и расслабление. Для ребенка это показатель того, что родители от него устали.

· Изображение большого количества закрытых шкафов, иногда даже с замочными скважинами - показатель того, что в семье есть тайны, к которым ребенок не допущен.

 

3. Анализ процесса рисования.

Здесь следует обратить внимание на: а) последовательность рисования; б) последовательность изображения деталей; в) стирание; г) возвращение к уже нарисованным объектам; д) паузы.

Первым изображают значимого, эмоционально близкого человека. (Если последней рисуется мать, это говорит о негативном отношении к ней!)

Если ребенок рисует различные посторонние объекты - мебель, солнце и т.д и лишь затем людей, то таким образом выражается защитная реакция (так ребенок отодвигает неприятное ему задание во времени). Это свидетельствует о неблагоприятном положении в семье.

Паузы перед рисованием связаны с конфликтным отношением и являются внешним проявлением диссонанса мотивов. На бессознательном уровне ребенок решает, рисовать ему или нет связанного с негативными эмоциями человека или деталь.

Если стирание и перерисовывание не привели к улучшению изображения персонажа, можно судить о конфликтном отношении ребенка к этому человеку.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.