Для общей оценки некоторых основных проявлений психологического климата коллектива студент-практикант может воспользоваться помещенной ниже картой -схемой . В левой стороне листа описаны те качества коллектива , которые характеризуют благоприятный психологический климат , в правой - качества коллектива с явно неблагоприятным климатом . Степень выраженности тех или иных качеств можно определить с помощью семибальной шкалы , помещенной в центре листа ( от +3 до -3) .
В предлагаемой вниманию читателя схеме следует прочесть сначала предложения слева, затем - справа и после этого знаком (*) отметить в средней части листа ту оценку , которая наиболее соответствует истине . При этом надо иметь в виду , что оценки означают:
+3 - свойство , указанное слева , проявляется в коллективе всегда ;
+2 - свойство проявляется в большинстве случаев ;
+1 - свойство проявляется достаточно часто ;
0 - ни то , ни противоположное свойство (указанное справа) не проявляется достаточно
ясно или то и другое проявляются в одинаковой степени ;
-1 - достаточно часто проявляется противоположное свойство (указанное справа) ;
Преобладает доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии.
Преобладает конфликтность в отношениях агрессивность,
антипатии .
В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание .
Группировки конфликтуют
между собой .
Членам коллектива нравится быть вместе , участвовать
в совместных делах , вместе проводить свободное время.
Члены коллектива проявляют безразличие к более тесному общению , выражают отрицательное отношение к совместной деятельности
Преобладают одобрение и поддержка: упреки и критика высказываются с добрыми побуждениями
Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов.
Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга .
В коллективе каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнению товарищей .
Достижения или неудачи коллектива переживаются всеми как свои собственные
Достижения или неудачи всего коллектива не находят отклика у его отдельных представителей
Коллектив участливо и доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоится
Новички чувствуют себя лишними, чужими , к ним нередко проявляется враждебность
Коллектив активен ,
полон энергии .
Коллектив пассивен ,
инертен
Коллектив быстро
откликается , если нужно
сделать полезное дело
Коллектив невозможно поднять на совместное дело,
каждый думает только о
собственных интересах .
В коллективе существует справедливое отношение ко
всем членам, здесь поддерживают слабых, выступают в их защиту.
Коллектив разделяется на "привилегированных" и "принебрегаемых", здесь презрительно относятся к слабым , высмеивают их .
У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители .
К похвалам и поощрениям
коллектива здесь относятся
равнодушно
Обработка результата:
Чтобы представить общую картину психологического климата, необходимо:
1. Построить профиль, соединив все знаки. Профиль показывает по каким свойствам психо-
логический климат в классе благоприятный ( высокая положительная оценка), а по каким
свойствам - негативный ( высокая отрицательная оценка).
2. Суммировать общее количество баллов, отмеченных знаком. Оптимальный психологический климат в классе соответствует от 36 до 12 баллов по шкале.
Это указывает на высший уровень эмпатийного педагогического общения в классе (наличие дружбы, согласия, полной удовлетворенности общением, взаимной поддержки, занимательности, успешности в деятельности).
В диапазоне от 12 до -12 баллов психологическая атмосфера в классе - нейтральная ( атмосфера безразличия) и , соответственно, уровень эмпатии педагогического общения - средний.
В диапазоне от -24 до -36 баллов психологическая атмосфера в классе - негативная, т.е.
преобладают враждебность, несогласие, неудовлетворенность взаимоотношениями, равнодушие, непродуктивность учебной деятельности, эмоциональная холодность, отсутствие сотрудничества, недоброжелательность, скука, неуспешность деятельности.
Для большей объективности картины целесообразно, чтобы такую же оценку сделали и другие педагоги, работающие с этим классом ( не менее пяти человек ), а также сами школьники.