Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Складывание феодальных отношений



Феодальное землевладение начинает складываться во второй половине XI века. Очевидно, первоначально номинальным собственником всей земли счи­тался Великий князь. Остальные землевладельцы находились по отношению к нему в сложных вассальных отношениях. Местные князья должны были пла­тить контрибуцию Великому князю. Постепенно сбор дани с присоединенных земель переходит в руки самого Великого князя, а местные князья заменяются родственниками. Родственные отношения оформляются либо через династиче­ские браки, либо через передачу земель в управление родственникам самим Ве­ликим князем, либо через передачу в наследственное владение. Более или менее определенно оформляется церковное и монастырское землевладение. Верхов­ным собственником этих земель оставался Великий князь, однако он, как правило, не распоряжался церковными и монастырскими землями. Кроме того, местные князья

 

 

могли жаловать церквям и монастырям земли. Собственником церковных и монастырских земель считалась церковь или монастырь, а не кон­кретное лицо. Эти земли не передавались по наследству, но могли покупаться, продаваться или обмениваться. В XII в. образуется вотчина (наследственное земельное держание), как княжеская, так и боярская.

Одним из первых юридических актов, закреплявших княжеское вотчин­ное владение, было, по мнению ряда историков, постановление Любечского съезда князей 1097 г.

Источником роста вотчинных владений были земли «черносошных» крестьян, которые путем пожалований Великого князя передавались в част­ные руки.

Оформление боярского вотчинного владения начинается с XI в. Некото­рые категории бояр наделяются земельными владениями с правом передачи по наследству. При этом, по мнению ряда исследователей, верховным соб­ственником боярской вотчины был князь, который имел право ее отнять.

Поземельные отношения в Киевской Руси первоначально не были за­креплены юридически.

Великий князь собирал с подвластного ему населения полюдье. Некото­рые исследователи, признавая государство в лице князя верховным собст­венником всей земли в стране, видят в полюдье феодальную ренту. Другие считают, что полюдье — не особый вид феодальной ренты, а военная кон­трибуция, наложенная на покоренные киевскими князьями племена. Есть также мнение, что полюдье —: часть общегосударственного налога. Разные точки зрения на сущность полюдья вполне объяснимы — юридически еще не оформлены ни собственность феодалов на землю, ни взаимоотношения феодалов с зависимым населением. Первым шагом к регламентации этих отношений стали реформы княгини Ольги. После гибели Игоря она устано­вила точный размер дани («уроки») и места ее сбора («погосты»). С этого момента сбор дани приобретает регулярный и упорядоченный характер.

Следующие законодательные акты, регулировавшие общественные и поземельные отношения — это краткая редакция «Русской Правды», со­ставленная, вероятно, в 1016 г., «Правда Ярославичей» (1072 г.) и «Устав Владимира Всеволодовича» (ок. 1113 г).

Краткая редакция русской Правды содержала 43 статьи. В ней оговари­вался порядок кровной мести, содержались статьи, охраняющие жизнь и имущество феодалов, регулировались отношения между княжескими дру­жинниками и остальным населением и т.д.

«Правда Ярославичей» была принята после ряда восстаний 1068-1072 гг. Она содержала 121 статью, значительная часть которых охраняла имущест­во феодалов и их поземельные права. Регламентировались также порядок заключения договоров и передача имущества по наследству.

Устав Владимира Мономаха, принятый после городского восстания 1113 г., ограничивал ростовщические проценты и разрешал феодалам от­пускать закупов на заработки для отдачи долга.

 

В основу первых законодательных актов Киевской Руси легли нормы обычного права, что наложило отпечаток на тексты, особенно Правды Яро­слава Мудрого. Списков «Русской Правды» известно довольно много — свыше 100, при этом они содержат существенные разночтения, что указы­вает не столько на ошибки переписчиков, сколько на тенденции к склады­ванию местного законодательства.

Исходя из содержания статей «Русской Правды», нельзя безусловно гово­рить о законодательном закреплении прав феодалов на землю, однако есть статьи, предусматривающие, например, наказание за порчу межи, или регла­ментирующие передачу имущества (не исключая землю) по наследству.

Основное же внимание в законодательстве уделялось регламентации от­ношений между различными социальными группами.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.