Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основные занятия населения



 

Византийские источники отмечают неравномерность развития племен, вошедших в состав государства восточных славян. Одной из причин этого были, очевидно, природно-климатические условия, способствовавшие скла­дыванию двух систем земледелия у восточных славян.

На севере, в районе таежных лесов, господствующей была подсечно-огневая система, на юге — перелог. При подсечно-огневой системе в первый год деревья вырубали; на следующий год их сжигали и прямо в золу сеяли зерно. Несколько лет участок давал высокие урожаи. Затем, когда земля ис­тощалась, ее забрасывали и переходили на новый участок. Из орудий труда здесь использовались топор, мотыга, соха, борона-суковатка и заступ, кото­рым разрыхляли почву. При перелоге землю на одном участке засевали в те­чение

 

 

двух-трех лет; затем, когда она истощалась — переходили на другой участок. Использовались земледельческие орудия, приспособленные для го­ризонтальной вспашки — соха, рало, деревянный плуг с железным лемехом.

Низкий уровень развития производительных сил требовал больших затрат труда; некоторые особенно трудоемкие работы мог выполнить только боль­шой коллектив. Поэтому большую роль в жизни славян играла община — мир, вервь. Луга, леса, водоемы и пахотная земля находились в общинном пользовании. В то же время, в пределах общины развивается институт част­ной собственности. Появляется право отдельных семей на расчищенный са­мостоятельно небольшой участок земли («лядину»).

В силу природно-климатических условий, цикл земледельческих работ у восточных славян прерывается в зимний период. В то же время, здесь не требуется сооружения и поддерживания в постоянном порядке крупных ир­ригационных систем (каналов, дамб и т.д.). Поэтому, несмотря на наличие в общине некоторого, незначительного количества рабов, рабовладельческий строй не угвердился у славян.

С земледелием тесно связано было скотоводство. Разводили свиней, ко­ров, мелкий рогатый скот. На юге в качестве рабочего скота использовали волов, на севере — лошадей.

Некоторую роль в хозяйстве, особенно в лесной зоне, продолжали иг­рать охота, рыболовство и бортничество.

Хотя хозяйство имело натуральный характер, совсем без торговли обой­тись было невозможно. На ранних этапах своей истории славяне, очевидно, торговали хлебом с римлянами. Кроме того, торговали мехом, воском и ме­дом. Одним из важнейших торговых партнеров была Византия. Внутренний рынок был развит еще очень слабо и существовал, в основном, за счет об­мена сельскохозяйственных продуктов на ремесленные изделия.

Культура древних славян.

 

Культура славян накануне образования древнерусского государства извест­на мало. Из дошедших до нас образцов прикладного искусства следует упомя­нуть клад русских вещей VI-VII вв. в бассейне р. Роси, среди которых — сереб­ряные фигурки коней с золотыми гривами и копытами и серебряные изображения мужчин в славянской одежде.

Из других археологических находок интересен идол, найденный в рай­оне города Збруча (в земле бужан) в 1848 г., дающий представление о язы­ческом пантеоне древних славян.

Вообще, религия была существенной частью жизни древних славян. Каж­дое событие в жизни человека, от рождения до смерти, сопровождалось опре­деленными обрядами и заклинаниями. Существовал годовой цикл земледель­ческих праздников, широко были распространены приметы и гадания.

 

 

Главными божествами славян были: божество Вселенной — Род, божест­во солнца — Даждьбог, бог скота — Белее, бог огня — Сварог, бог грозы — Перун. Некоторые исследователи полагают, что боги Хоре (солнца) и Симаргл (почвы и подземного мира) вошли в славянский пантеон из иранского. Существование различных наименований одного и того же бога (например, солнца — Даждьбог, Ярило, Хоре) говорит об отсутствии еще устойчивого межплеменного единства.

С утверждением княжеской власти изменился и религиозный культ — на первое место выходит Перун, который становится богом войны и покро­вителем князя.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.