Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

имеющими речевые нарушения



Как говорилось выше, у детей с речевыми нарушениями по сравнению с возрастной нормой наблюдается снижение познава­тельной деятельности и входящих в ее структуру процессов: мень­ший объем запоминания и воспроизведения материала, неустой­чивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психи­ческих процессов, снижение уровня обобщения и осмысления дей­ствительности; у них затруднена развернутая связная речь. Со сто­роны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд осо­бенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения и др.

Психокоррекционная работа с такими детьми должна включать комплекс мероприятий, направленных на устранение неблагопри­ятного воздействия указанных выше социальных факторов, на улучшение общего психического состояния ребенка, на формирование у него интереса к речевому общению и необходимых навыков по­ведения, на организацию правильного речевого воспитания. Эф­фективность психолого-педагогической коррекции будет во мно­гом определяться специальными занятиями с ребенком.

При организации коррекционно-педагогической помощи де­тям с тяжелыми речевыми нарушениями необходимо следовать принципу комплексности и взаимодополнительности медицин­ских, психологических и педагогических методов воздействия.

Приведем пример сложности и разноуровневости проблем ре­бенка с ринолалией. Характерной особенностью речи такого ребен­ка является носовой оттенок, так как струя воздуха во время речево­го акта проходит через нос, а не через рот (открытая ринолалия). Вследствие отсутствия или недостаточности перегородки между но­совой и ротовой полостью (из-за расщелин твердого и мягкого нёба, недостаточной подвижности мягкого нёба) струя воздуха уходит в нос, и речь ребенка с таким нарушением обычно малопонятна для окружающих. Он практически не умеет направленно выдыхать через рот — задувать свечку, дышать на ладошки, петь гласные.

До операции ребенок с расщелиной твердого нёба, как прави­ло, носит обтураторы (пластины, создающие искусственное нёбо), которые меняются по мере взросления ребенка. При недостаточно внимательном отношении в промежутки между пластинами мо­жет забиваться пища, становясь источником инфекции и ослаб­ляя организм ребенка.

Ребенок с открытой ринолалией нуждается в помощи логопе­да как в дооперационный, так и в послеоперационный период. Воспитатель работает в сотрудничестве с логопедом и проводит большую работу по развитию речевого (ротового) дыхания.

У ребенка с закрытой ринолалией из-за разращений в носу поли­пов закрыт проход воздуха в нос. В речи такой ребенок заменяет но­совые звуки [м] и [н] на звуки [б] и [д]. Первостепенное значение в этих случаях отводится медицинской коррекции — удалению адено­идов, физиотерапии и пр. В дальнейшем к работе подключаются ло­гопед и воспитатель. Воспитатель следит за тем, чтобы ребенок зак­рывал рот и дышал носом. Необходимо несколько раз (3 — 4 раза) в день с этим ребенком выполнять дыхательные упражнения:

дышать поочередно правой, а затем левой ноздрей, при этом рот и другая ноздря должны быть закрыты;

делать вдох ртом, а выдох носом и, наоборот, вдыхать носом, а выдыхать ртом;

пропевать на мотив песни звук [м].

Важно, чтобы воспитатель контролировал работу над правиль­ным дыханием ребенка, которую проводят также и родители.

В дальнейшем первостепенную роль будут иметь занятия с ло­гопедом и психологом по формированию позитивного самовосприятия, эффективных навыков коммуникации, а также работе с их ближайшим социальным окружением по созданию психотера­певтической поддерживающей атмосферы.

 

Контрольные вопросы и задания

Охарактеризуйте предмет и задачи логопсихологии.

Дайте лингвистическую характеристику недостатков разных компонентов (сторон) речи.

Назовите формы и дайте клиническую характеристику нарушений разных компонентов (сторон) речи.

Охарактеризуйте особенности различных видов восприятия у детей с тяжелыми речевыми нарушениями.

Охарактеризуйте особенности речевого развития при тяжелых нарушениях развития речевой функции.

Каков уровень развития мыслительной деятельности детей с речевым недоразвитием?

Каковы особенности формирования самосознания при речевом недоразвитии?

Каковы принципы дифференциальной диагностики при разграничении тяжелых речевых нарушений от сходных по внешним проявлениям состояний (отсутствие речи при нарушениях слуховой функции, аутизме,
умственной отсталости)?

Литература

1. Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопси­хологии. — М., 1997.

2. Белякова Л. И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.Н., Фигередо Э.Л. Сравнитель­ное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недо­развитием речи и нормально развитой речью: Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. — М., 1991.

3. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. — М., 1982.

4. Власенко И. Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. — М., 1990.

5. Воронова А. П. Нарушение зрительного гнозиса у дошкольников с ре­чевой патологией //Дефектология. — 1993. — № 1.

6. Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефекто­логии. — М., 1987.

7. Глухое В. П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Недоразвитие и утрата речи. — М., 1985.

8. Гуровец Г. В., Маевская С. И. Генезис, клиника и основные направления работы при моторной алалии // Недоразвитие и утрата речи. — М., 1985.

9. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Е. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М., 1990.

10. Ковшиков В.А., Элькин Ю.А. О состоянии мышления и его соотноше­нии с речью у детей с экспрессивной алалией. — Л., 1979.

11. Коррекционная педагогика: Учеб. пособие. — М., 1998. Логопсихология: Программа педагогических институтов. — М., 1992.

12. ЛурияА.Р. Высшие корковые функции человека. — М., 1969.

13. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика: Ранний и дошкольный возраст. - М., 1997.

14. Мастюкова Е. М. О нарушениях гностических функций у учащихся с тяжелыми расстройствами речи//Дефектология. — 1976. — № 1.

15. Мастюкова Е. М. Основы клинической типологии и медицинской кор­рекции общего недоразвития речи у дошкольников: Теория и практика кор-рекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. — М., 1991.

16. Орлова О. С., Гончарук Л. Е. Личностные особенности больных со спас­тической дисфонией: Коррекционное обучение детей с нарушениями речевой деятельности. — М., 1983.

17. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е.Левиной. — М., 1968.

18. Павлова О. С. Нарушение коммуникативного акта у детей с общим недоразвитием речи: Психолингвистика и современная логопедия. — М., 1998.

19. Переедены Л. И., Фотекова Т. А. Особенности познавательной деятель­ности младших школьников с недоразвитием речи и задержкой психи­ческого развития //Дефектология. — 1993. — № 5.

20. Рахимова Ж. Т. Проявление общего недоразвития речи у детей 6-летне­го возраста и пути коррекции его в условиях массового обучения // Де­фектология. — 1988. — № 1.

21. Селиверстов В. И. Заикание у детей. — М., 1994.

22. Сергеева Г. Ф. К вопросу о восприятии звуков речи детьми с ринолалией и дизартрией // Дефектология. — 1973. — № 3.

23. Симерницкая Э. Г. Мозг человека и психические процессы в онтогене­зе. - М., 1985.

24. Соловьева Л. Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи //Дефектология. — 1996. — № 1.

25. Соловьева Л. Г. Формирование диалога у детей с общим недоразвитием речи в процессе совместной игровой деятельности // Дефектология. — 1996. -№ 6.

26. Тржесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. — М., 1986.

27. Усанова О. Н. Педагогическое изучение детей с нарушениями речи в медико-педагогических комиссиях // Коррекционно-развивающая направ­ленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи. — М., 1987.

28. Усанова О.И., Гаркуша Ю.Ф. Особенности произвольного внимания детей с моторной алалией // Недоразвитие и утрата речи. — М., 1985.

29. Усанова О.П., Синякова Т.Н. Особенности невербального интеллекта при недоразвитии речи: Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. — М., 1982.

30. Усанова О. П., Слинько О. А. Опыт формирования коллектива учащихся младших классов школ для детей с тяжелыми нарушениями речи: Кор­рекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи. — М., 1987.

31. Федосеева Е. Г. Формирование коммуникативных умений у детей стар­шего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Автореф. канд. дис. - М., 1995.

32. Филичева Т.Е., Чиркина Г.В. Психолого-педагогические основы кор­рекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста // Де­фектология. — 1985. — № 4.

33. Фотекова Т. А. Сравнительное исследование особенностей познаватель­ной деятельности при общем недоразвитии речи и при задержке психи­ческого развития у младших школьников: Автореф. дис. канд. психологич. наук. - М., 1993.

34. Цветкова Л. С, Пирцхалайшвили Т. М. Роль зрительного образа в фор­мировании речи у детей с различными формами речевой патологии // Де­фектология. — 1975. — № 5.

35. Щипицина Л.М., Волкова Л. С. Некоторые особенности эмоционально-личностных качеств у младших школьников с общим недоразвитием речи // Дефектология. — 1993. — № 4.

Стр.267

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.