Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Клиническая характеристика речи



В детском возрасте в развитии речевых процессов значитель­ную роль играет правое полушарие. В настоящее время высказыва­ется точка зрения, что недостаточная осознанность и произволь­ность детской речи на ранних этапах ее становления связана с активным участием в организации речевого акта именно правого полушария. В формировании же сознательного и произвольного применения речевых средств ведущая роль принадлежит струк­турам доминантного по речи (обычно левого) полушария мозга (Э. Г. Симерницкая, 1985).

Особенностью речевых нарушений в детском возрасте является их обратимость, что связано с высокой пластичностью детского мозга.

Речевые нарушения, наблюдаемые в детском возрасте, могут быть физиологического (связаны со сроками созревания перифе­рических центральных структур головного мозга) и патологиче­ского (болезненного) характера.

Патологические нарушения речи в зависимости от локализа­ции подразделяются на центральные и периферические, а в зави­симости от характера нарушения — на органические и функцио­нальные.

Клинические формы нарушений речи:

1) периферического характера:

механическая дислалия (нарушения звукопроизношения связа­ны с различными нарушениями строения артикуляционного ап­парата); функциональная дислалия (нарушение функции артикулирования — неправильные, неточные движения артикуляцион­ного аппарата при сохранном строении органов артикуляции);

ринолалия — нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи, в первую очередь — голоса, вызванное нарушени­ем строения артикуляционного аппарата в виде расщелин (незаращения) губы, альвеолярного отростка, десны, твердого и мягко­го нёба. Может быть открытой, когда воздушная струя при зву­кообразовании проходит не только через рот, но и через полость носа, и закрытой, проявляющейся при нарушениях нормальной проходимости носовой полости при аденоидах, опухолях, ис­кривлениях носовой перегородки, хронических процессах в но­соглотке;

ринофония — нарушение тембра голоса при нормальной арти­куляции звуков речи, обусловленное дискоординацией участия ротовой и носовой полости в процессе фонации;

дисфония — расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония). Может быть обусловлена органическими и функциональными расстройствами голосообразующего механизма цен­трального и периферического характера;

2) центрального характера:

дизартрия — нарушение звуковой системы языка (звукопроиз­ношения, просодики, голоса) в результате органического пора­жения центральной нервной системы. Нередко при дизартрии на­рушения не ограничиваются только произносительной стороной, но касаются также лексико-грамматической стороны и понима­ния речи;

алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие орга­нического поражения речевых зон коры головного мозга во внут­риутробном или раннем периоде развития ребенка (до формиро­вания речи). При моторной алалии трудности касаются развития собственной речи при относительно сохранной возможности по­нимания обращенной речи. При сенсорной алалии наблюдается противоположная картина: нарушается в той или иной степени понимание речи окружающих;

афазия — полная или частичная утрата ранее сформирован­ной речи в результате тяжелых травм головного мозга, воспали­тельных процессов и опухолей, затрагивающих речевые зоны. В ос­нове механизма афазий лежит распад речевого стереотипа, в связи с чем утрачиваются навыки произношения или возможности по­нимания чужой речи. В детском возрасте (до 5 — 7 лет) наруше­ния речи при поражениях мозга по типу афазий в основном стер­тые и в большей мере касаются слухоречевой памяти (Л. С. Цвет-кова, 1988);

дисграфия, или аграфия, — специфическое, соответственно ча­стичное или полное расстройство процесса письма. Проявляется в нестойких оптико-пространственных образах букв, в искажениях звукослогового состава и структуры предложения. Письмо может нарушаться при поражении почти любого участка коры левого полушария мозга — заднелобных, нижнетеменных, височных и затылочных отделов;

дислексия (алексия) — стойкое нарушение чтения, связанное с недоразвитием в основном теменно-височно-затылочной области головного мозга.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.