Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

III.3.2. ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС



Логопсихология является одной из наименее разработанных отраслей специальной психологии. Традиционно речевые наруше­ния являлись предметом изучения логопедии.

Начало изучения детей с речевой патологией относится к кон­цу XIX — началу XX в. Терминологически оформление данной патологии неоднозначно: так, если в отечественной литературе в 1920 году для обозначения тяжелого речевого недоразвития вслед­ствие органического поражения различных участков головного мозга в период до появления речи у ребенка был введен термин «алалия» (Д. В. Фельдбергер), то за рубежом эта же патология обо­значается как «афазия развития», «конституциональная задержка речи», «врожденная афазия» (А.Л.Бентон, Ф.Жияр, Ф. Кохер и др.). С точки зрения оказания адекватной системы коррекционно-педагогической помощи и социализации детей данной категории важным является решение вопроса о влиянии первичного речевого недоразвития на интеллектуальное развитие ребенка.

В истории данного вопроса существовали диаметрально проти­воположные точки зрения: так, А.Куссмауль, П.Мари, М.В.Богданов-Березовский (1909), а также современные исследователи — Р.А.Белова-Давид, Е.А.Кириченко (1977) доказывают, что веду­щей в данных нарушениях является «общеорганическая интеллек­туальная дефектность». Авторы считали, что ведущая роль в недо­развитии речевых и других психических процессов у неговорящих и плохо говорящих детей принадлежит глубоким первичным на­рушениям в их интеллектуальной сфере, в связи с чем при недо­развитии речи может наблюдаться умственная отсталость или задер­жка психического развития. В этом направлении исследований до­минировал описательный принцип рассмотрения недоразвития пси­хических процессов без выявления внутренних закономерностей речевых нарушений.

Другая точка зрения состоит в том, что первичный речевой дефект, проявляющийся в выраженном недоразвитии речевой функции вплоть до ее полного отсутствия не означает, что уро­вень психического развития детей с данной патологией позволяет отнести их к категории умственно отсталых. Одни из первых ис­следований речевой и психической недостаточности у детей с на­рушениями речи принадлежат Р.Е.Левиной (1936). Автор описала четыре группы неговорящих детей — алаликов школьного возрас­та (1951), выделенные в зависимости от того, какие психические функции преимущественно нарушались у них наряду с речью и определяли особенности в развитии всей познавательной деятель­ности. Это дети, у которых:

нарушения развития речи сочетались с нарушениями фонематического восприятия;

помимо речи были нарушены пространственные представления;

отмечались нарушения зрительного восприятия;

были речевые нарушения и преимущественные нарушения мотивационно-потребностной сферы (психической активности).

Р.Е.Левина рассматривала отклонения в развитии познава­тельной деятельности при выраженных нарушениях речи как вто­ричную задержку, структура которой зависит от характера пер­вичного речевого дефекта. Эта точка зрения нашла отражение в работах многих отечественных исследователей (Т.А.Власова, 1972; В.И.Лубовский, 1975; Л.С.Цветкова, 1985; И.Т.Власенко, 1990; и др.).

Третий подход в оценке соотношения недоразвития речевых и познавательных процессов при нарушениях речи принадлежит Е. М.Мастюковой, которая считает, что этот вопрос должен ре­шаться дифференцированно, так как группа детей с нарушения­ми речи достаточно полиморфна и отличается многообразием форм. Каждой из них может соответствовать своя картина несформированности познавательной сферы, что зависит от выраженности и локализации органической и функциональной недостаточности центральной нервной системы.

 

III.3.J. ПРИЧИНЫ ПЕРВИЧНЫХ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ. КЛАССИФИКАЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

Речь, являясь уникальной способностью, присущей только че­ловеку, связана с процессами мышления и обеспечивает обще­ние с помощью того или иного языка. Мозговая организация ре­чевых функций стала предметом разностороннего изучения кли­ницистов, нейрофизиологов и психологов начиная с середины XIX в. Первые сообщения о механизмах речи появились в работах П. Брока (1861) К. Вернике (1873). Дальнейшее изучение участков различных зон коры в обеспечении речевой деятельности дало возможность считать, что моторные функции локализуются в зад­них отделах лобных извилин левого полушария (у правшей) го­ловного мозга (центр Брока), а сенсорная сторона речи — в левой задней височной извилине (центр Вернике). Организация речевой функции разносторонне освещена А. Р.Лурия в основах нейро­психологии (1973).

Речевая патология является следствием повреждения перифе­рических и центральных отделов слухового, зрительного, двига­тельного анализаторов. При повреждении периферических отде­лов слухового анализатора страдает восприятие устной речи, что является причиной возникновения сенсорной афазии (или алалии), при этом нарушается фонематический слух. Повреждение различных отделов зрительного анализатора сопровождается на­рушением восприятия письменной речи. Нарушение моторных зон двигательного анализатора приводит к недостаткам произноше­ния, так как страдают подвижные органы артикуляции (язык, губы, мягкое нёбо) и статическое (твердое нёбо), а также органы голосообразования и дыхания (голосовые связки, гортань, лег­кие, бронхи, трахея, диафрагма). Все перечисленное в литературе часто обозначается как периферический отдел речедвигательного анализатора.

Лингвистическая характеристика речи

Речь представляет собой сложную психическую деятельность, имеющую различные виды и формы. Выделяют экспрессивную и импрессивную речь.

Экспрессивная (воспроизводимая) речь — это высказывание с помощью языка, направленное вовне и проходящее несколько этапов: замысел — внутренняя речь —внешнее высказывание.

Импрессивная (воспринимаемая) речь — это процесс понима­ния речи (устной или письменной) окружающих, который также проходит несколько этапов: восприятие речевого сообщения — вы­деление информационных моментов — формирование во внутрен­ней речи общей смысловой схемы воспринятого сообщения.

В целом выделяют четыре самостоятельные формы речевой дея­тельности, из которых к экспрессивной речи относятся устная и письменная речь (собственно письмо), а к импрессивной — по­нимание устной речи и понимание письменной речи (чтение).

Устная речь — сложный, многогранный процесс, включаю­щий в себя:

фонетическую сторону речи (смыслоразличительные звуки речи);

лексико-грамматическую (слова, фразы, сообщения);

мелодико-интонационную (интонация, голос, окраска);

темпо-ритмическую (темп и ритм речи).

Устная речь может быть диалогической и монологической.

На основе устной речи строится и развивается письменная речь, которая может быть самостоятельной или под диктовку, и чтение.

В зависимости от выпадения того или иного компонента речи лингвистические нарушения делятся на следующие.

1. Фонетические нарушения — неправильное произношение одного или группы звуков (шипящих, свистящих, средне- и заднеязычных звуков; нарушения твердости — мягкости, глухости — звонкости согласных звуков).

2. Лексико-грамматические нарушения. Среди этих нарушений выделяют: ограниченный словарный запас; обедненная фраза; неправильное согласование слов во фразе; неправильное употребление предлогов, падежей; недоговаривания, перестановки.

3. Мелодико-интонационные нарушения:

неправильное употребление ударений (логических — во фразе, грамматических — в слове);

нарушения, связанные с силой, высотой, тембром голоса (ти­хий, хриплый, квакающий, сдавленный, невыразительный, виз­гливый, глухой, немодулированный).

4. Темпо-ритмические нарушения:

ускоренный темп, связанный с преобладанием в коре голов­ного мозга процессов возбуждения (тахилалия);

замедленный темп, с преобладанием процессов торможения (брадилалия);

прерывистый темп (необоснованные паузы, спотыкания, скан­дирование звуков и слов, запинки несудорожного (физиологичес­кие итерации, полтерн) и судорожного характера — заикание).

5. Нарушения письменной речи:

письма - неправильная перешифровка фонемы в графему; недописки;

пропуски и смешение букв в слове;

несогласование и перестановки слов в предложении;

выходы за строчку и др.

чтения:

замена и смешение звуков;

побуквенное чтение;

искажение звуко-слоговой структуры слова;

нарушение понимания прочитанного;

аграмматизмы.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.