1. Характеристика профессии клинического психолога как специфической сферы деятельности в системе "человек - человек". Качества личности специалиста. Социальные и профессионально-педагогические функции специалиста.
2. Педагогический компонент в подготовке современного специалиста (клинического психолога). Педагогические способности. Психолого-педагогические умения специалиста общей практики.
3. Педагогическое общение. Культура общения и стили поведения специалиста. Педагогический такт. Дидактогения.
4. Педагогическая валеология. Роль клинического психолога в обучении и воспитании больных, медицинского персонала, в работе с семьей пациента.
5. Просветительская деятельность специалиста по воспитанию ценности здоровья и формированию здорового образа жизни россиян.
1. Целевые задачи:
Знать:
· Сущность педагогической деятельности специалиста как специфической сферы профессиональной деятельности в системе "человек - человек".
· Содержание педагогического компонента подготовки специалиста .
· Структуру педагогических способностей и психолого-педагогических умений специалиста .
· Модель педагогической деятельности.
· Понятия - стиль общения, педагогический такт, дидактогения.
· Основные принципы построения просветительской деятельности по пропаганде здорового образа жизни и привычек здорового поведения среди населения.
Уметь:
· Объяснять использование методов воспитательного воздействия в системе "врач - сестра - больной - родственники пациента" как условие профессиональной подготовки специалиста .
· Применять психолого-педагогические умения специалиста в деятельности лечебного учреждения на клиническом этапе обучения и в ходе внедрения обучающих программ в работе с пациентом и его семьей.
2. Основные понятия:
Педагогическая деятельность представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа саморазвития и самосовершенствования (И.А. Зимняя).
Воспитательная работа - это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников, с целью решения задач гармоничного развития личности.
В структуре педагогической деятельности (по Н.В. Кузьминой) различают:
· гностический;
· проектировочный;
· конструктивный;
· организаторский;
· коммуникативный компоненты.
Способности - развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности, которые, с одной стороны, выступают как результат её активной, учебно-познавательной деятельности, а с другой, обеспечивают высокую степень умелости и успешности этой деятельности. Способности обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения методами и приемами некоторой деятельности и являются внутренними психологическими регуляторами, обусловливающими возможность их преобразования.
Педагогические способности (по В.А. Крутецкому):
· Дидактические – способности адаптировать учебный материал, возбуждать познавательную активность; организовывать самостоятельную работу учащихся, формировать у них потребность к самостоятельному получению знаний.
· Академические – способности к соответствующей области наук, глубокое знание предмета, потребность к проведению собственной исследовательской работы.
· Перцептивные – способности к психологическим наблюдениям, умениям замечать изменения во внутреннем состоянии человека.
· Речевые – способности ясно, четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, мимики.
· Организаторские – способности организовать коллектив и свою собственную работу.
· Авторитарные – способности оказывать непосредственно эмоционально-волевое влияние на учащихся.
· Коммуникативные – способности к общению, умение найти подход к человеку, установить целесообразные с точки зрения педагогики взаимоотношения; наличие педагогического такта.
· Прогностические – способности предвидеть последствия своих действий, умение проектировать и прогнозировать развития определенных качеств воспитанников в целостном процессе взаимодействия.
Педагогические умения представляют собой совокупность самых различных действий педагога, которые соотносятся с функциями педагогической деятельности.
Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия, понимания другого человека.
Стиль общения – индивидуальная, стабильная форма коммуникативного поведения человека, проявляющаяся в любых условиях взаимодействия – в деловых и личных отношениях, в стиле руководства. Выделяют:
1) авторитарный;
2) демократический;
3) попустительский стили общения.
Общение педагогическое - взаимодействие людей, которое связано с педагогической деятельностью. Стили педагогического общения (по В. Кан-Калику):
1. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога.
2. Общение на основе дружеского расположения.
3. Общение - дистанция.
4. Общение - устрашение.
5. Общение - заигрывание.
Педагогическая культура - динамическая система педагогических ценностей, способов деятельности и профессионального поведения педагога, это тот уровень образованности, с помощью которого передают профессиональные знания.
Дидактогения - неблагоприятные последствия педагогических ошибок, отрицательного воспитательного воздействия, т.е. нарушения педагогической этики.
Образ жизни человека - это обобщенная характеристика индивидуальных особенностей поведения и жизнедеятельности, которая обусловлена его уровнем жизни, качеством, стилем и укладом жизни.
4. Контрольные вопросы и проблемные задания по теме:
· В каком соотношении находятся понятия: доктор, учитель, воспитатель?
· Какова социальная и профессиональная функции специалиста клинического психолога?
· В чем проявляется воспитательная деятельность специалиста клинического психолога, какова её цель?
· В чем сущность педагогического общения?
· Каковы главные элементы культуры специалиста ?
· Влияют ли различные стили общения специалиста и пациента на результат профессиональной деятельности? Какова роль эмпатии в общении специалиста клинического психолога и пациента?
* Педагогика / Под ред. проф. П.И. Пидкасистого. - М.: Роспедагентство, 1995. – С.33