Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема: Процесс обучения. Методы обучения и активизации познавательной деятельности студентов медицинского вуза



Основные вопросы:

1. Дидактика как часть педагогики, изучающая теоретические основы обучения. Я.А. Коменский и его труд "Великая дидактика" (1657). Основные дидактические концепции.

2. Процесс обучения: сущность, цели, функции и его структура.

3. Закономерности и принципы обучения. Развитие и воспитание студентов в процессе обучения.

4. Методы и средства обучения. Их современная классификация.

5. Педагогические технологии и инновации в обучении.

6. Формы организации процесса обучения. Проблема активизации познавательной деятельности студентов медицинского вуза.

 

Целевые задачи

Знать:

· Понятие - дидактика. Вклад Я.А. Коменского в разработку научных основ дидактики.

· Сущность процесса обучения как главное составляющее целостного педагогического процесса, его цели и функции.

· Значение двусторонности процесса обучения-преподавания и учения, их роль в дидактике.

· Главные факторы достижения результата обучения.

· Структуру компонентов процесса обучения и их содержание.

· Закономерности обучения и дидактические принципы.

· Методы обучения и их классификации, содержание проблемного метода обучения.

· Формы обучения и суть лекционно-практической системы обучения в вузе.

· Понятия "педагогическая технология" и "инновация" в обучении.

· Основные дидактические теории и концепции.

Уметь:

· Оперировать базовыми понятиями дидактики.

· Объяснять цели и задачи обучения, содержание основных компонентов его внутренней структуры.

· Применять дидактические принципы обучения в профессиональной деятельности при изучении и внедрении медицинских программ оздоровления населения.

· Владеть современными методами обучения и активно участвовать в организационных формах вузовского обучения.

· Ориентироваться в принципах педагогических технологий, реализация которых ведет студентов к овладению своей профессиональной деятельностью.

· Видеть место технологии в структуре процесса обучения и значимость инноваций в образовательном процессе.

· Определять сущность синергетического подхода в обучении.

· Разбираться в основных дидактических теориях и концепциях, их достоинствах и недостатках.

Объекты изучения

Основные понятия:

Дидактика (от гр. didaktikos-поучающий, и didasko-изучающий). Термин ввел в научный оборот немецкий педагог В. Ратке (1571-1635). Я.А. Коменский опубликовал в 1657 в Амстердаме свой знаменитый труд "Великая дидактика".

Дидактика - отрасль педагогической науки, раскрывающая теоретические основы организации процесса обучения (закономерностей, принципов, методов), направленная также на поиск и разработку новых принципов, стратегий, методик, технологий и систем обучения.

Обучение – совместная целенаправленная деятельность педагога и учащихся, в ходе которой осуществляются развитие личности, ее образование и воспитание. Главные составляющие процесса обучения – преподавание и учение. В их единстве заключается основная дидактическая функция обучения.

Преподавание - это деятельность по передаче информации; организации учебно-познавательной деятельности учащихся, оказанию помощи при затруднении в процессе учения; стимулированию интереса, самостоятельности и творчества обучающихся, оценка их учебных достижений.

Учение - это деятельность учащихся по освоению, закреплению и применению знаний, умений и навыков, самостимулированию к поиску решения учебных задач, самооценке учебных достижений; осознанию личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности.

Обучаемость - способность к усвоению знаний, восприимчивость к обучению. Характеризуется скоростью процессов формирования знаний, легкостью овладения приемами умственной деятельности, умением анализировать, синтезировать, гибкостью мышления, памяти, внимания, рационального мышления.

Задачи, решаемые в процессе обучения:

Стимулирование учебно-познавательной активности обучаемых; организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями и умениями; развитие мышления, памяти, творческих способностей, совершенствование учебных умений и навыков; выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры.

Структура компонентов процесса обучения представлена:

· целевым;

· развивающим;

· стимулирующе-мотивационным;

· содержательным;

· операционно-деятельностным;

· эмоционально-волевым;

· контрольно-регулировочным;

· оценочно-результативным компонентами.

Закономерности обучения:

Выделяют внешние закономерности обучения, выражающие зависимость обучения от общественных процессов и условий (социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества и государства в определенном типе и уровне образования) и внутренние закономерности, выражающие связи между компонентами процесса обучения.

К внешним закономерностям относятся:

· социальная обусловленность целей, содержания и методов обучения; воспитывающий и развивающий характер последнего;

· обучение всегда осуществляется в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе;

· зависимость результатов обучения от особенностей взаимодействия обучающегося с окружающим миром.

К внутренним закономерностям обучения относятся:

· зависимость его развития от способа разрешения основного противоречия между познавательными задачами и существующим уровнем необходимых для их решения знаний, умений и навыков учащихся, умственного развития;

· влияние взаимодействия учителя и ученика на результаты обучения;

· подчиненность результативности обучения способам управления процессом последнего и активности самого обучающегося и др.

Выделяют следующие принципы обучения:

· принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;

· принцип научности;

· принцип наглядности;

· связи обучения с практикой;

· систематичности и последовательности;

· принцип доступности, сознательности и самостоятельности обучающихся;

· прочности знаний;

· принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы и др.

Методы обучения - это система последовательных взаимосвязанных действий педагога и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования. Методы обучения классифицируются по разным основаниям.

Словесные методы передачи и усвоения знаний (беседа, рассказ, лекция, дискуссия, работа с текстом).

Практические методы обучения (упражнения, лабораторные занятия и эксперименты, практические занятия, семинары).

К группе методов относят контроль и оценку результатов обучения (самостоятельные и контрольные работы, тестовые задания, зачеты и экзамены, защита дипломных работ, курсовых).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.