· Суть содержания семейного воспитания, его цели, принципы.
· Функции семьи.
· Типы семейного воспитания.
· Методы семейного воспитания.
· Суть педагогической поддержки современной семьи.
Уметь:
· Строить собственную семейную жизнь в соответствии с требованиями семейной педагогики.
· Владеть методами, приемами семейного воспитания, осуществлять их индивидуальный выбор.
· Оказывать педагогическую поддержку семье как врач-профессионал.
Объекты изучения
Основные понятия:
Семейное воспитание - процесс воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов, это непрерывное сочетание педагогической деятельности родителей с повседневным влиянием на детей уклада жизни семьи, материальных и бытовых условий, нравственной эмоционально- психической атмосферы семьи.
Типы семейного воспитания
1. Семьи, уважающие детей.
2. Отзывчивые семьи.
3. Материально-ориентированные семьи.
4. Враждебные семьи.
5. Антисоциальные семьи.
Классификация типов семейного воспитания (по Т.В. Архиповой)
1. Принятие и любовь.
2. Противоречивость.
3. Непоследовательность.
4. Сверхтребовательность.
Принципы гуманистической педагогики, на которых основывается современное семейное воспитание:
1. Креативность - свободное развитие способностей детей.
2. Гуманизм - признание личности в качестве абсолютной ценности.
3. Демократизм - установление равноправных духовных отношений между взрослыми и детьми.
4. Гражданственность, основанная на осознании своего "Я" в общественно-государственной системе.
5. Ретроспективность, позволяющая осуществлять воспитание на традициях народной педагогики.
6. Приоритетность общественных норм и ценностей. (по И.П. Подласому)
Методы воспитания детей в семье - способы, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей.
Функции семьи (по В.И. Смирнову) - репродуктивная, хозяйственно-экономическая, воспитательная, нравственно-психологическая, коммуникативная, рекреативная.
3. Контрольные вопросы и проблемные задания по теме:
· Сформулируйте цели семейного воспитания в современном российском обществе.
· На каких принципах гуманистической педагогики основывается современное семейное воспитание?
· Почему П.Ф. Лесгафт придавал физическому воспитанию детей особое значение?
· Назовите типы семейных отношений.
· Проанализируйте методы, приемы, способы воспитания, применяемые в семье, где Вы росли.
· Какие трудности переживает студенческая семья? Стоит ли ее строить в период учебы в медицинском вузе?
· Составьте план введения в семью элементов здорового образа жизни. Защитите свой проект.
4. Литература:
Обязательная:
1. Азаров В.П. Семейная педагогика. - М., 1993. – С.5-21.
2. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения. - М., 1988. – С. 18-19, 137-138.
3. Подласый И.П. Педагогика: новый курс в 2 кн.- М., 1999. - Кн.2.
4. Дармодехин В. Безнадзорность детей в России // Педагогика. - 2001. - №5. - С.3.
5. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях: Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 1999. – С. 115-132.
6. Шевандрин Н.М. Социальная психология в образовании. - М., 1995. - С.424.
Дополнительная:
1. Дармодехин В. Семья и государство // Педагогика. – 1999. - №1. - С.3.
2. Костицына Е.А. Влияние типов семейного воспитания на образ "Я" дошкольника и его отношение к родителям // Психологическая наука и образование. – 2001. - №2. - С.59.
3. Плоткин М. Социально-педагогическая помощь детям неблагополучных семей // Педагогика. - 2000. - №1. - С. 47.
4. Сухомлинский В.А. Письма к сыну. - М.: «Просвещение», 1987. - С. 73-78.