Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Диагностика особенностей взаимодействия родителей и детей. Понятие «родительское отношение» и его диагностика



Для диагностики детско-родительских взаимоотношений возможно использовать различные методы и методики, в зависимости от целей и задач исследования или консультирования. В общих случаях целесообразно применять следующий валидный и надежный инструментарий.

Тест-опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) – Э.Г.Эйдемиллер, В.Юстицкис. при анализе семейных взаимоотношений важно ответить на три основных вопроса: во-первых, тип воспитания. Данная методика дает возможность определить 16 типов неправильного воспитания и выявляет 8 типов личностных особенностей самих родителей, влияющих на выбор патологизирующего типа воспитания. В случае если этот тип способствуют возникновению и развитию патологических изменений личности ребенка, то необходимо ответить и на второй вопрос: почему родители воспитывают ребенка именно таким образом, то есть каковы причины, вызывающие данный тип воспитания. Опросник АСВ помогает найти ответ на первые два вопроса. Установив тип и причину патологизирующего воспитания, необходимо сделать вывод о месте этой причины в совокупности отношений в семье.

Методика «Родители оценивают детей» (РОД) – модификация методики «Анализ семейного воспитания» И.А.Фурманова и А.А.Аладьина. данный опросник является методикой, парной опроснику АСВ. Методика предназначена для изучения представлений ребенка о стиле семейного воспитания. Использование этой методики позволяет обнаружить наличие проблем в представлениях членов семьи. Кроме того, знакомство родителей с результатами ответов их детей часто усиливает мотивацию последних к изменениям в семейных отношениях, желание понять ребенка. Опросник содержит 120 утверждений, которые позволяют получить информацию по 18 шкалам. Названия и обозначения шкал в целях удобства сопоставления с методикой АСВ сохранены, отсутствуют только 2 последние шкалы опросника АСВ.

Методика диагностики родительского отношения. Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, отмечаемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Опросник содержит 61 вопрос, ответы на которые сведены к 5 шкалам: 1. Принятие – отвержение ребенка: выражает собой общее эмоциональное положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку; 2. Кооперация: стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участия в его делах; 3.Симбиоз: определяет, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию, то есть своеобразная контактность ребенка и взрослого человека; 4.Контроль: характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним; 5.Отношение к неудачам ребенка: показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.

Методика «Семейно-обусловленное состояние» (Эйдемиллер, Юстицкис). Второе название методики «Типовое семейное состояние». Данная методика разработана и направлена на выявление психотравмирующих состояний взрослых и детей, проживающих в одной семье. Она позволяет получить данные об обстоятельствах, определяемых изучаемые состояния. Данная методика представляет собой интервью, специально направленная на выяснение трех состояний – общей удовлетворенности, нервно-психического напряжения и семейной тревожности. Отсюда и название трех оценочных шкал: 1.У (общая неудовлетворенность); 2.Т (семейная тревожность); 3.Н (нервно-психическое напряжение).

В каждой шкале по 4 подшкалы, которые повторяются через каждые три пункта (итого 12 субшкал). Так, напряженность отражают следующие 4 субшкалы: перегруженность обязанностями, нервно-психическая усталость, напряженность и расслабленность.

Опросник «Измерение родительских установок и реакций» (PARI), авторы – Е.Шеффер, Р.К.Белл, адаптация Т.В.Нещерет. Данная методика предназначена для изучения отношений родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). В методике выделены 23 аспекта-признака, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них – 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 – касаются детско-родительских отношений. Эти 15 признаков делятся на 3 группы: 1. Оптимальный эмоциональный контакт; 2.Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком; 3.Излишняя концентрация на ребенке. Каждый признак измеряется с помощью 5 суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержания. Вся методика состоит из 115 утверждений. Суждения расположены в определенной последовательности, и отвечающий должен выразить к ним свое отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия. Методика позволяет оценить специфику внутрисемейных отношений, особенности семейной жизни. В семье можно вычленить отдельные аспекты отношений: а) хозяйственно-бытовые; б) межсупружеские, связаны с моральной, эмоциональной поддержкой; в)отношения, обеспечивающие воспитание детей. По числовым данным можно составить предварительный портрет семьи. Очень важна шкала «семейные конфликты». Высокие показатели по этой шкале могут свидетельствовать о конфликтности, перенос конфликтов на производственные отношения. Родительско-детские отношения являются основным предметом анализа в методике. Основной вывод состоит в оценке родительско-детского контакта с точки зрения его оптимальности. Для этого сравниваются средние оценки по первым трем группам шкал: оптимальный контакт, эмоциональная дистанция, концентрация. Специальный интерес представляет анализ отдельных шкал, что часто является ключом к пониманию особенностей неудавшихся отношений между родителями и ребенком, зоны напряжений этих отношений.

«Родительское отношение» связано с двумя основными периодами – до рождения ребенка и после его рождения. Основными механизмами формирования родительского отношения являются интериоризация моделей родительского поведения, закрепленных в культуре, и идентификация с родителями того же пола. Период ожидания ребенка является переломным в формировании родительского отношения, в дальнейшем основным механизмом является сопоставление образа идеального родителя с представлениями о себе как о родителе.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.