Для диагностики детско-родительских взаимоотношений возможно использовать различные методы и методики, в зависимости от целей и задач исследования или консультирования. В общих случаях целесообразно применять следующий валидный и надежный инструментарий.
Тест-опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) – Э.Г.Эйдемиллер, В.Юстицкис. при анализе семейных взаимоотношений важно ответить на три основных вопроса: во-первых, тип воспитания. Данная методика дает возможность определить 16 типов неправильного воспитания и выявляет 8 типов личностных особенностей самих родителей, влияющих на выбор патологизирующего типа воспитания. В случае если этот тип способствуют возникновению и развитию патологических изменений личности ребенка, то необходимо ответить и на второй вопрос: почему родители воспитывают ребенка именно таким образом, то есть каковы причины, вызывающие данный тип воспитания. Опросник АСВ помогает найти ответ на первые два вопроса. Установив тип и причину патологизирующего воспитания, необходимо сделать вывод о месте этой причины в совокупности отношений в семье.
Методика «Родители оценивают детей» (РОД) – модификация методики «Анализ семейного воспитания» И.А.Фурманова и А.А.Аладьина. данный опросник является методикой, парной опроснику АСВ. Методика предназначена для изучения представлений ребенка о стиле семейного воспитания. Использование этой методики позволяет обнаружить наличие проблем в представлениях членов семьи. Кроме того, знакомство родителей с результатами ответов их детей часто усиливает мотивацию последних к изменениям в семейных отношениях, желание понять ребенка. Опросник содержит 120 утверждений, которые позволяют получить информацию по 18 шкалам. Названия и обозначения шкал в целях удобства сопоставления с методикой АСВ сохранены, отсутствуют только 2 последние шкалы опросника АСВ.
Методика диагностики родительского отношения. Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, отмечаемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Опросник содержит 61 вопрос, ответы на которые сведены к 5 шкалам: 1. Принятие – отвержение ребенка: выражает собой общее эмоциональное положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку; 2. Кооперация: стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участия в его делах; 3.Симбиоз: определяет, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию, то есть своеобразная контактность ребенка и взрослого человека; 4.Контроль: характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним; 5.Отношение к неудачам ребенка: показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.
Методика «Семейно-обусловленное состояние» (Эйдемиллер, Юстицкис). Второе название методики «Типовое семейное состояние». Данная методика разработана и направлена на выявление психотравмирующих состояний взрослых и детей, проживающих в одной семье. Она позволяет получить данные об обстоятельствах, определяемых изучаемые состояния. Данная методика представляет собой интервью, специально направленная на выяснение трех состояний – общей удовлетворенности, нервно-психического напряжения и семейной тревожности. Отсюда и название трех оценочных шкал: 1.У (общая неудовлетворенность); 2.Т (семейная тревожность); 3.Н (нервно-психическое напряжение).
В каждой шкале по 4 подшкалы, которые повторяются через каждые три пункта (итого 12 субшкал). Так, напряженность отражают следующие 4 субшкалы: перегруженность обязанностями, нервно-психическая усталость, напряженность и расслабленность.
Опросник «Измерение родительских установок и реакций» (PARI), авторы – Е.Шеффер, Р.К.Белл, адаптация Т.В.Нещерет. Данная методика предназначена для изучения отношений родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). В методике выделены 23 аспекта-признака, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них – 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 – касаются детско-родительских отношений. Эти 15 признаков делятся на 3 группы: 1. Оптимальный эмоциональный контакт; 2.Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком; 3.Излишняя концентрация на ребенке. Каждый признак измеряется с помощью 5 суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержания. Вся методика состоит из 115 утверждений. Суждения расположены в определенной последовательности, и отвечающий должен выразить к ним свое отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия. Методика позволяет оценить специфику внутрисемейных отношений, особенности семейной жизни. В семье можно вычленить отдельные аспекты отношений: а) хозяйственно-бытовые; б) межсупружеские, связаны с моральной, эмоциональной поддержкой; в)отношения, обеспечивающие воспитание детей. По числовым данным можно составить предварительный портрет семьи. Очень важна шкала «семейные конфликты». Высокие показатели по этой шкале могут свидетельствовать о конфликтности, перенос конфликтов на производственные отношения. Родительско-детские отношения являются основным предметом анализа в методике. Основной вывод состоит в оценке родительско-детского контакта с точки зрения его оптимальности. Для этого сравниваются средние оценки по первым трем группам шкал: оптимальный контакт, эмоциональная дистанция, концентрация. Специальный интерес представляет анализ отдельных шкал, что часто является ключом к пониманию особенностей неудавшихся отношений между родителями и ребенком, зоны напряжений этих отношений.
«Родительское отношение» связано с двумя основными периодами – до рождения ребенка и после его рождения. Основными механизмами формирования родительского отношения являются интериоризация моделей родительского поведения, закрепленных в культуре, и идентификация с родителями того же пола. Период ожидания ребенка является переломным в формировании родительского отношения, в дальнейшем основным механизмом является сопоставление образа идеального родителя с представлениями о себе как о родителе.