Исследователи, занимающиеся сиблинговыми отношениями, зачастую указывают на взаимозависимость таких переменных, как характер отношений между родителями, общий эмоциональный климат в семье и качество отношений в сиблиноговой паре. При изучении способов реагирования детей на имеющийся в семье конфликт между родителями И.Е.Козлова подчеркивает прочную связь между характером супружеских и сиблиноговых отношений. Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что супружеский конфликт в паре родителей непосредственно связан с наличием негативных эпизодов в отношениях между сиблингами, а также была обнаружена четкая связь между качеством родительско-детстких отношений и отношений в сиблиноговой паре. Родительское урегулирование детских ссор является чрезвычайно важным в развитии гармоничных отношений между сиблингами дошкольного возраста. Данные этих исследований указывают на то, что невмешательство родителей в детские споры и отсутствие с их стороны четкой позиции приводит к тому, что старшие сиблинги занимают доминирующие позиции по отношению к младшим.
Сиблинговым отношениям свойственна конкуренция за родительскую любовь и внимание. И хотя на характер сиблигновых отношений влияет множество внешних, а также внутрисемейных и личностных качеств, тем не менее, исследователи отмечают, что конкуренция и конфликты – неизбежный спутник сиблинговых отношений. Конкуренция более выражена у однополых детей, у детей с небольшой разницей в возрасте (от 1 года до 3-4 лет), у близнецов. Более спокойные отношения наблюдаются, когда разница в возрасте позволяет старшему сиблингу выступать в роли помощника, маленького «родителя». Если семья многодетная, то конфликты сглаживаются за счет различия связей и отношений между детьми. Но даже когда братья и сестры в целом доброжелательно настроены, все равно их отношения сохраняют элементы соперничества и соревновательности.
В случае повторного брака и образования смешанной семьи, каждый из супругов является неродным для детей другого супруга. Отношения между сводными сиблингами могут варьироваться от взаимного расположения и даже любви до ревности, недоверия, ненависти и активного стремления добиться первенства в новой семье. Взаимоотношения сводных детей могут представлять собой все многообразие проявлений непримиримого соперничества или стать доброжелательными, что во многом определяется отношением и поведением супругов в повторном браке.
«Методика диагностики сиблинговых отношений» представляет собой модифицированный вариант методики «Диагностика супружеского общения» (Алешина, Гозман, Дубовская, модификация Кравцовой). Методика ориентирована на выявление следующих характеристик общения: доверительность и взаимопонимание в общении сиблингов, сходство взглядов, общие символы семьи, легкость общения между сиблингами, психотерапевтичность общения.
«Братско-сестринский опросник» предназначен для психометрической оценки и дифференциации нормативных и дисфункциональных сиблинговых отношений. Под дисфункцией понимают наличие высокого уровня конфликтности и агрессивных поведенческих реакций в сиблинговой диаде. Оценка осуществляется в рамках характеристики четырех свойств сиблинговых отношений: эмпатии (определяют уровень эмпатии и заботы в отношениях. Высокие показатели по шкале свидетельствуют о высоком уровне развития эмпатии в отношениях); поддержание границ (оценивают степень поддержания сиблингами межличностных границ как в области материальной собственности, так и в области индивидуальных интересов. Критерием является способность уважать физическое и психологическое пространство другого); сходства (определяет наличие общих интересов, жизненного опыта и переживаний. Высокие показатели по шкале определяют высокий уровень сходства в отношениях. Низкие показатели могут свидетельствовать о сильной дифференциации или деидентификации) и принуждения (оценивает элементы власти и контроля одного сиблинга над другим, доминирование. Высокие показатели свидетельствуют о высоком уровне доминирования и контроля). Утверждения отражают субъективную оценку тех отношений, которые существовали в семье.