Как отмечает А.Н.Волкова, «совместимость – это понятие для обозначения объективного соответствия свойств взаимодействующих субъектов по отношению к объединяющей их деятельности». Для фактора совместимости в браке наиболее важной является межличностная удовлетворенность установившимися отношениями, совместной деятельностью.
Исследование проблемы совместимости супругов требует анализа всей совокупности многоаспектных взаимосвязей между мужем и женой, а критерии совместимости супругов будут видны наиболее полно, так как в семье один человек раскрывает перед другим многие стороны своей личности. В силу этого проблема совместимости в семье является многогранной. Это совместимость и физиологическая, и психологическая, и социально-психологическая, и социальная. Н.Н.Обозов указывает, что «совместимость как феномен взаимодействия, общения людей может определяться и как результат, и как процесс. В первом случае совместимость есть эффект взаимодействия и сочетания индивидов. Сочетание есть априорно данная совокупность индивидов до непосредственного их взаимодействия, общения. Оптимальное соотношение в паре, группе личностных качеств участников – условие совместимости как процесса. Согласование поведения, эмоциональных переживаний и взаимопонимания, в которых выражается вся личность взаимодействующих людей, - процесс совместимости».
Относительно совместимости брачных партнеров А.Н.Волкова делает следующие выводы.
1.Супружеская совместимость выступает как согласованность семейных ценностей и ролевых ожиданий – притязаний при реализации семейных функций.
2.Более важным является согласование семейных ценностей, тогда как в отношении распределения семейных ролей имеется возможность взаимной адаптации и коррекции установок.
3.Интеграция представлений супругов о семейном укладе в целом является весьма индивидуальным процессом, имеющим свои особенности в каждом конкретном случае.
Н.Н.Обозов и А.Н.Обозова показали, что совпадение мнений супругов по этим вопросам влияет на их совместимость и успешность брака, а также выделили субъективные и объективные, внешние и внутренние факторы стабильности к внешним объективным факторам они относят стабильность социальной системы и материальные условия существования семьи. К внешним субъективным – силу социального контроля, эффективность правовых норм, национальных и культурных традиций, ожиданий значимого окружения. К внутренним субъективным относят эмоциональные связи, к внутренним объективным – показатели супружеской совместимости. В исследовании Н.В.Федотовой выявлено, что с удовлетворенностью браком тесно коррелируют такие показатели, как сходство ролевых ожиданий мужа и жены, ролевые соответствия мужа и жены, уровень понимания ролевых ожиданий другого каждым из супругов. Также автором доказано, что в счастливых семьях мнения супругов о главенстве в семье совпадают.
Таким образом, при построении выводов о совместимости брачных партнеров последовательно исследуют социально-психологические и демографические характеристики семьи, а также представления супругов о вкладе в жизненный путь семьи. Далее оценивают эмоциональные отношения в супружеской паре. Затем определяют меру семейной сплоченности и адаптации и социально-психологическую совместимость супругов, для чего используют методы исследования индивидуальности супругов. А также ряд методик, диагностирующих отношения в паре. Результат индивидуально-психологического исследования используют для установления меры личностной совместимости и информирования супругов об особенностях характера друг друга (А.Н.Волкова, Т.М.Трапезникова). Общий вывод относительно особенностей взаимоотношений супругов делают на основании не противоречащих результатов анализа всех использованных методик.
16. Особенности планирования и проведения диагностического исследования детско-родительских и сиблинговых отношений. Цели и задачи диагностики. Тестовые нормы опросников.
В консультативной практике диагностическое обследование межличностных отношений ребенка с родителями специалист, как правило, обращает внимание на следующие четыре аспекта:
1.Актуальные межличностные отношения между ребенком и родителями;
2.Их история, особенно в критических точках онтогенеза;
3.Межличностные отношения глазами их участников – детей и родителей;
4.Объективно фиксируемые межличностные отношения (детей и родителей) глазами психолога.
Все имеющиеся методики диагностики детско-родительских отношений А.Г.Лидерс предложил разделить:
1.На предназначенные только для детей;
2.Предназначенные только для родителей;
3.Одинаково пригодные как для обследования детей, так и для обследования родителей;
4.Методики, которые имеют отдельные субтесты или задания для родителей и для детей, соотносимые друг с другом;
5.Методики, предназначенные для взаимодействующей диады родитель – ребенок;
6.Методики направленные на выявление особенностей родительско-детских отношений глазами родителей / ребенка.
При планировании и проведении диагностики сиблинговых отношений в семье можно знать характеристики сиблинговых позиций в зависимости от пола, возраста и разницы между рождением детей (А.Адлер, У.Тоумен, Г.Хоментаускас), особенности взаимодействия детей в смешанных семьях, возможности диагностических методик и их ограничения.
А.Г.Лидерс указывает на то, что специфика применения различных методик у детей может быть затруднена в силу возраста обследуемого. Поэтому, в первую очередь, в задачу психолога, работающего с семьей, должен входить анализ возможности применения конкретной методики у данного ребенка. Важным в этой ситуации является умение разъяснить специфику проведения диагностики родителям, предоставить им полную информацию о применяемой методике. Однако если процедура проведения требует отсутствия родителя в процессе обследования, то психолог также должен оговорить это с родителями заблаговременно. Работа с ребенком требует от специалиста не только высокого профессионализма как специалиста, но и как человека – высокой степени готовности объяснить и помочь (в рамках допустимого), так как ребенок в силу возраста может испытывать затруднения при выполнении того или иного задания. Диагностика детско-родительских взаимоотношений не ставит целью провести параллели со степенью научения ребенка (не рассматривает родителя в качестве учителя). Методики, применяемые психологом, могут помочь понять видение ребенком своих родителей, а родителям собственного ребенка.
Основная задача психодиагностики заключается в измерении различий между индивидами или реакциями одного индивида в разных условиях. Психодиагностические задачи (и ситуации психодиагностики в целом) можно различать также с точки зрения того, кто и как будет использовать диагностические данные и какова ответственность психодиагноста в выборе способов вмешательства в ситуацию обследуемого.
1. Данные используются специалистами смежного профиля для постановки непсихологического диагноза или формулирования административного решения.
2. Данные используются самим психодиагностом для постановки психологического диагноза, хотя вмешательство в ситуацию обследуемого осуществляется другими специалистами.
3. Данные используются самим психодиагностом для постановки психологического диагноза, который служит ему основанием (или для его коллег-психологов) для разработки путей психологического воздействия.
4. Диагностические данные используются самим обследуемым в целях саморазвития, коррекции поведения и т.п. В этой ситуации психолог несет ответственность за корректность данных, за этические, деонтологические аспекты «диагноза» и лишь частично за то, как этот диагноз будет использован клиентом.
Главная цель современной психодиагностики — постановка диагноза, обеспечивающего решение практических задач: помощь в психическом и личностном развитии человека, создание условий для проведения прицельной коррекционно-развивающей работы, выработка рекомендаций, проведение психотерапевтических мероприятий. На реализацию этой цели направлено и конструирование психодиагностических методик.
Цели: 1. Фиксировать и описывать психологические различия между людьми и группами людей, объединенных по каким-либо признакам. Изучает как психологические законы влияют на индивидуальные различия. 2. Конструирование психодиагностических методик. разработка и уточнение требований, которые методики должны удовлетворять, определение границ выводов, совершенствование интерпретаций результатов диагностических методик.
Нормы тестовые – количественные и (или) качественные критерии оценки результатов теста, позволяющие определить уровень достижений или степень выраженности психологических свойств, которые являются объектами измерения. В качестве таких критериев выступают статистические показатели выборки стандартизации, а также различные признаки-симптомы, свидетельствующие о том или ином уровне выраженности диагностируемых качеств.