Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

КОЛЛЕКТИВА И ПОВЫШЕНИЕ ЕГО ВЛИЯНИЯ НА РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ



1. Разработка в педагогике теоретических основ
коллективного воспитания.

2. Понятие о воспитательном коллективе и ос­
новные стадии его развития.

3. Структура воспитательного коллектива в
школе.

4. Важнейшие средства и методические основы вос­
питания ученического коллектива.

5. Предъявление требований к учащимся как фак­
тор создания и воспитания коллектива.

6. Организация ученического самоуправления и вос­
питание актива.

7. Закон развития (движения) коллектива. Орга­
низация перспективных устремлений учащихся.


8. Формирование в коллективе здорового обществен­
ного мнения. Педагогика параллельного действия.

9. Накопление и развитие положительных традиций
совместной деятельности учащихся.

1. Разработка в педагогике теоретических основ коллективного воспитания. Как отмечалось в главе о сущности воспитания, одна из важнейших его законо­мерностей и принципов состоит в том, что развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив. Вот почему в нашей педагогике много внимания уделялось и уделя­ется разработке теории и методики воспитания в коллек­тиве. Особенно большой вклад в решение этой проблемы внесли А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий и др. Разработанная в нашей педагогике теория коллективного воспитания явилась выдающимся достижением мировой педагогичес­кой мысли и дала толчок ее дальнейшему развитию, что признают многие зарубежные педагоги. В связи с этим не могут не вызывать удивления попытки некоторых ученых не только уменьшить наш приоритет в данном вопросе, но и посеять сомнение в благотворном влиянии коллектива на формирование личности. Ведутся разго­воры о том, что якобы коллектив ограничивает ее свобо­ду, не дает возможности для развития ее индивидуаль­ной красоты и насаждает среди учащихся конформизм (от лат. comformis — подобный, сходный) и нивелировку (сглаживание различий). Все это далеко от научной ис­тины. Как раз наоборот, заключенные в коллективе боль­шие педагогические возможности делают его могучим и ничем не заменимым средством воспитания. Чем же это обусловливается?

Первое: тенденциями общественного прогресса. Дело в том, что стремление общества к обеспечению большей свободы и личного достоинства человека так или иначе определяют развитие коллективных основ жизни людей, их стремление к различным объединениям. Вот почему, воспитывая каждую личность, мы должны думать о вос­питании всего коллектива.

Второе: богатой духовной и эмоциональной жизнью коллектива, многогранной деятельностью его членов. Все это создает большие возможности для всесторон­него развития каждой личности. Ведь для того, чтобы понять другого, нужно самому пережить многое. Че-


ловек, который не переживал сильных эмоции, не пой­мет и другого. Н.К.Крупская отмечала, что в одиночку человек может развиваться только до известного предела, очень незначительного, а затем его опыт должен обога­щаться опытом других. Опыт других, созвучный разви­вающемуся ребенку, дающий материал для сравнения, движет развитие ребенка вперед. Чем шире будет усваи­ваемый, впитываемый чужой опыт, тем больше вынесет из него ребенок, тем более коллективным человеком он будет расти.

Третье: сущностью коллектива как важной формы организации воспитания, как его мощного педагогичес­кого инструмента. В статье "Некоторые выводы из мо­его педагогического опыта" А.С.Макаренко писал1:

...Я считаю, что нужно воспитывать целый коллектив. Это единственный путь правильного воспитания. Я сам стал учителем с семнадцати лет, и сам долго думал, что лучше всего организовать ученика, воспитать его, воспитать вто­рого, третьего, десятого, и когда все будут воспитаны, то будет хороший коллектив. А потом я пришел к выводу, что нужно... построить такие формы, чтобы каждый был вынуж­ден находиться в общем движении. Вот при этом мы вос­питываем коллектив, сбиваем его, придаем ему крепость, после чего он сам становится большой воспитательной силой.

Надо сказать, что идеи коллективного воспитания ста­вились и ставятся в настоящее время в западной педаго­гике. Отдельные ее деятели не могли не замечать стрем­ления детей к объединению и большой воспитательной роли этих объединений. Вот почему многие из них под­ходили к мысли о необходимости организации детских воспитательных коллективов. Практически эту задачу в какой-то мере пытался решать швейцарский педагог XVIII века Г.Песталоцци. В созданных им детских приютах он осуществлял воспитание по типу большого семейного коллектива, в котором царили благожелательные взаи­моотношения, постоянная трудовая атмосфера, взаимо­помощь.

Теоретически эту проблему выдвигали видный пред­ставитель социальной педагогики в Германии Пауль На-

1 Макаренко А.С. Соч. Т. 5. С. 232-233.


торп (1854—1924) и основоположник так называемой "школы действия" Вильгельм Август Лай (1862—1926). Необходимость коллективного воспитания они связы­вали со стремлением детей к сотрудничеству и взаи­модействию, что, по их мнению, положительно сказы­валось на их развитии. П.Наторп, в частности, указы­вал, что коллектив, с одной стороны, является "эле­ментом", то есть орудием воспитания, а с другой — "целью, к достижению которой должно стремиться воспитание"1. В.А.Лай подчеркивал, что дети гораздо легче приучаются соблюдать правила и нормы поведе­ния в процессе коллективной деятельности, и делал вывод о необходимости создания воспитательных дет­ских объединений2:

Основной педагогический принцип действия с не­обходимостью заключает в себе принцип обществен­ного действия, трудового объединения. И в самом деле, воспитание путем коллектива и для коллектива мы встречаем во все времена: у египтян, у спартанцев, в замках средневековья, в филантропинах эпохи Просве­щения...

В последние годы на западе, в частности в Анг­лии, Германии, повышается интерес к методике кол­лективного воспитания с тем, чтобы использовать ее элементы в целях улучшения воспитательной работы в школе.

Так, в проспекте одной из школ говорится3:

Мы стремимся приучать детей к коллективному сотруд­ничеству — это развивает у них умение заботиться о других. Это закрепляет в каждом ребенке положительную само­оценку по мере того, как он испытывает уважение со сто­роны своих товарищей за личный вклад в общее дело.

2. Понятие о воспитательном коллективе и основ­ные стадии его развития.Слово коллектив происходит от латинского colligo, что в переводе на русский означает

1 Наторп П. Социальная педагогика. СПб., 1911.

2 Лай В.А. Школа действия. Реформа школы сообразно требовани­
ям природы и культуры. Пг., 1920. С. 25.

3 Цит. по: Матьяш О.И. Учебно-воспитательные цели в современ­
ной английской педагогике //Сов. педагогика. 1989. № 5. С. 128.


"объединяю", а латинское collectivus - "собирательный". Таким образом, это понятие указывает на объединение людей, на их определенную общественную совокупность, на существование между ними связующих отношений. В этом смысле в каждом объединении людей можно выделить отношения деловые и отношения личные. Де­ловые отношения основываются на совместной деятель­ности по решению социально значимых задач, на под­держании и соблюдении установленных в том или ином объединении организационных зависимостей, правил и порядков.

Личные же отношения основаны на личных привя­занностях, симпатиях и антипатиях и охватывают глав­ным образом сферу узколичной деятельности.

Например, два ученика активно участвуют в работе класса и выполняют общественные поручения. В этом слу­чае они находятся в деловых отношениях. В то же время у них может существовать близость интересов в спорте (лю­бят вместе кататься на коньках), в посещении кино, чте­нии книг, а также особая доверительность и откровенность в сфере дружеских отношений.

Как видим, последняя область их связей и поведения существует параллельно с деловыми отношениями и, ес­тественно, характеризует их личные отношения.

Деловые отношения отнюдь не исключают личных симпатий. Наоборот, они становятся прочнее, если под­крепляются последними, и поэтому надо стремиться к тому, чтобы между учащимися складывались хорошие, товарищеские отношения. В контексте же рассмотрения данной темы важно подчеркнуть, что главным призна­ком коллектива является налаженность, прочность и действенность деловых отношений и ответственных за­висимостей между учащимися. Круговая порука и все­прощение, в основе которых чаще всего лежат лич­ные, узко-групповые симпатии и антипатии, считаются антиподом коллектива и коллективизма. Что же в этом случае следует понимать под воспитательным коллек­тивом?

Сущность коллектива детально определял А.С.Макаренко1:

Нельзя представить себе коллектив, если взять попро­сту сумму отдельных лиц. Коллектив — это социальный

1 Макаренко А.С.Соч.Т. 5. С. 231.
353


живой организм, который потому и организм, что он име­ет органы, что там есть полномочия, ответственность, соот­ношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище.

Таким образом, воспитательный коллектив — это такое объединение учащихся, жизнь и деятельность которого мотивируются здоровыми социальными уст­ремлениями, в котором хорошо функционируют органы самоуправления, а межличностные отношения характе­ризуются высокой организованностью, ответственной зависимостью, стремлением к общему успеху, богат­ством духовных отношений и интересов, что обеспечи­вает свободу и защищенность каждой личности.

Если исходить из этого определения, то становится понятным, что создать такой коллектив сразу нельзя, для этого требуется длительное время. В связи с этим обычно выделяют три стадии в развитии коллектива. В этом смысле первая стадия характеризуется тем, что в каче­стве сплачивающего средства коллектива выступают тре­бования педагога к учащимся1:

...Требование, высказанное в форме, не допускающей возражений, необходимо на первых порах в каждом кол­лективе...

Вторая стадия развития этого требования, когда на вашу сторону перешли первый, второй, третий, четвертый акти­висты, когда около вас организуется группа мальчиков и девочек, которые сознательно хотят поддержать дисцип­лину.

И, наконец, третья стадия развития этого требования, когда требует коллектив. Это - тот результат, который воз­награждает вас за нервный труд первого периода. Когда требует коллектив, когда коллектив сбился в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математи­чески точной, организованной работой.

Иногда говорят, что требования не могут выступать в качестве единственного критерия, характеризующего развитие воспитательного коллектива. Известный иссле­дователь коллектива Л.И.Новикова выделяет стадию сплочения коллектива, стадию превращения коллектива в инструмент воспитания всех учащихся и стадию, когда важнейшей заботой коллектива должно быть вос-

1 Макаренко А.С. Соч. Т. 5. С. 151-152.


питание каждого ученика, забота о благополучной по­зиции каждого, правильная регуляция отношений меж­ду всеми членами коллектива. Думается, что не следует отрицать рационального зерна, которое заложено и в подобном подходе к определению стадий развития кол­лектива.

3. Структура воспитательного коллектива в школе.

Обычно в школе все учащиеся объединяются в единый общешкольный коллектив. Организация и действенное функционирование общешкольного ученического коллек­тива имеет весьма важное педагогическое значение. Од­нако непосредственного перехода от общешкольного кол­лектива к каждому отдельному ученику в большинстве случаев не бывает. Этот переход опосредствуется входя­щими в общешкольный коллектив первичными коллек­тивами. В условиях школы в качестве таких первичных коллективов выступают классы, которые постоянно объе­диняют учащихся в совместной учебной и внеклассной работе.

Для выполнения той или иной работы могут созда­ваться на более или менее продолжительное время так называемые временные коллективы. В условиях школы к таким временным коллективным объединениям отно­сятся различные кружки, создаваемые для решения от­дельных задач, бригады, коллективы художественной самодеятельности.

В структуре воспитательного коллектива большую роль играют органы ученического самоуправления: ученичес­кий комитет (совет), старосты в классах, а также в кружках художественной самодеятельности.

Эти органы и лидеры в ученических коллективах счи­таются формальными, или, иначе говоря, официально оформленными (избранными или назначенными). Кроме этих формальных структур в коллективах существуют еще структуры неформальные, которые официально не избираются и не назначаются, но реально влияют на кол­лективную деятельность и общественное мнение. Их при­нято называть "малыми группами" и "неофициальными лидерами".

Если формальные структуры коллектива (старосты, ученические комитеты, советы кружков и т.д.) базиру­ются на деловых, социальных отношениях, то в основе неформальных "малых групп" и "лидерства" отдельных


учащихся лежат отношения психологические - личная симпатия и антипатия, а также узкогрупповые интересы и стремления. В отдельных психолого-педагогических трудах существование "малых групп" и "лидеров" не­сколько фетишизируется и противопоставляется самому коллективу. С этой точки зрения считается, что формаль­ный коллектив и формальный лидер как официальные структуры не всегда имеют реальный авторитет и влия­ние на учащихся. Неформальные же объединения и лидеры якобы пользуются настоящим уважением среди учащихся, и потому их влияние является не только реаль­ным, но и определяющим.

Понятно, что эта мысль не совсем правильная. Но оз­начает ли это, что педагогика может игнорировать те психологические факторы (симпатии, антипатии, общ­ность интересов и т.д.), которые объединяют или разде­ляют коллектив на "малые группы"? Конечно, нет. Речь должна идти не о противопоставлении деловых отноше­ний личным, а о правильном и здоровом развитии меж­личностных отношений и использовании в этих целях укрепление деловых отношений. То же самое следует ска­зать и о так называемом лидерстве в коллективе. Вряд ли, например, необходимо допускать, чтобы в роли офи­циально избранного лидера коллектива выступал мало­авторитетный учащийся, который не пользуется поддерж­кой своих одноклассников. А.С.Макаренко, В.А.Сухом-линский и другие педагоги специально подчеркивали, чтобы в органы самоуправления коллектива входили авто­ритетные и уважаемые школьники. Появление так назы­ваемого неформального лидера возможно только в тех случаях, когда это педагогическое условие не соблюдается.

4. Важнейшие средства и методические основы вос­питания ученического коллектива. Подходя к освеще­нию этих вопросов, следует подчеркнуть, что коллектив создается не путем разговоров и бесед о коллективизме. Методика создания и воспитания ученического коллек­тива базируется на двух условиях: во-первых, нужно вов­лекать всех учащихся в разнообразную и содержатель­ную совместную деятельность и, во-вторых, необходимо организовать и стимулировать эту деятельность таким образом, чтобы она сплачивала и объединяла учащихся в дружный и работоспособный коллектив. Отсюда следу­ют два существенных вывода:


в качестве важнейших средств воспитания учени­
ческого коллектива выступают: учебная и разнооб­
разная внеклассная работа, трудовая, общественная и
культурно-массовая деятельность учащихся;

— в процессе организации указанных выше видов
деятельности нужно применять специальную методи­
ку, направленную на создание и воспитание сплоченно­
го коллектива.

Педагогическую основу этой методики составляют:

—умелое предъявление требований к учащимся;

—организация ученического самоуправления и вос­
питание актива;

—организация увлекательных перспектив в учебной,
трудовой, художественно-эстетической и спортивно-оздо­
ровительной деятельности;

—формирование здорового общественного мнения;

—создание и развитие положительных традиций кол­
лективной жизни.

Обратимся к детальному рассмотрению указанных методических положений.

5. Предъявление требований к учащимся как фак­тор создания и воспитания коллектива. Раскрывая ме­тодические основы работы по организации и сплочению воспитательного коллектива, необходимо отметить, что успешность проведения в нем воспитательной работы во многом зависит от первоначальных вкладов в его орга­низацию, от организационного периода. Вот почему со­здание коллектива нужно начинать с умелого предъяв­ления педагогических требований к воспитанникам.

Какой же должна быть методика предъявления этих требований?

Первое. Как уже отмечалось, начинать учебно-воспи­тательную работу нужно с четкого определения норм и правил поведения. Нужно без крикливости и излишней назидательности спокойно разъяснить учащимся, как им следует вести себя в школьном помещении, на уроках и переменах, как они должны выполнять учебные задания, относиться друг к другу, обращаться к учителю и т.д. Такой разговор с учащимися по законам импринтинга (первого запечатления) оказывает на них сильное воспи­тательное воздействие и влияет на их поведение. Неред­ко подобная беседа проводится на основе ознакомления уча­щихся с правилами внутреннего распорядка школы. Пси­хологической основой воспитательного влияния первого


разговора о требованиях к поведению учащихся явля­ется то, что они сразу обнаруживают те противоречия, которые имеются между наличным и необходимым уров­нем их развития. Все это заставляет их задуматься, и вызывает потребность в улучшении своего поведения.

К тактичному и благожелательному предъявлению требований к учащимся необходимо прибегать и в про­цессе дальнейшей работы, стимулируя их к нравствен­ному развитию и преодолению имеющихся недостатков.

Второе. В методике предъявления требований боль­шое значение имеет приучение учащихся к соблюдению установленных в школе норм и правил, выработка навы­ков и привычек поведения. Вот почему важнейшим ком­понентом этой методики является организация упраж­нений в правильном поступке (А.С.Макаренко). От уча­щихся нужно не только требовать, но и приучать их к тому, чтобы они не опаздывали на занятия, соблюдали порядок на уроке, дисциплинированно вели себя на пе­ременах, бережно относились к учебникам и школьному имуществу, проявляли знаки внимания и вежливости не только к учителям и старшим, но и друг к другу. Упраж­нять, то есть учить практически, нужно всему: и как сидеть за партой, и как стоять, когда вызвал учитель, и как выходить к доске, и как садиться на место, и как удерживать себя от разговоров во время занятий. Если же подобного приучения не бывает, словесные требова­ния не дают должного эффекта. Если, например, учи­тель говорит учащимся о недостатках в их учебной работе, но не оказывает им практической помощи в преодоле­нии этих недостатков, сдвигов к лучшему чаще всего не бывает.

Третье. Существенное значение имеет соблюдение меры в предъявлении требований к учащимся. Нельзя сразу предъявлять слишком много требований и делать их невыполнимыми для учащихся. К.Д.Ушинский пи­сал1:

Приучите дитя сначала повиноваться 2-3 легким тре­бованиям, не стесняя его самостоятельности ни множе­ством, ни трудностью их, и вы можете быть уверены, что оно будет легче подчиняться и новым вашим постанов­лениям. Если же, стеснив дитя разом множеством правил,

1 Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 10. С. 390-391.


вы вынудите его к нарушению того или другого из них, то сами будете виноваты, если приводимые вами привычки не будут укореняться...

В этом смысле иной должна быть и мера требований, предъявляемых к более сильным и слабым по успеваемо­сти школьникам, о чем уже шла речь в главе о сущности обучения.

Наконец, четвертое. В процессе предъявления требо­ваний необходимо учитывать настроение в коллективе и общественное мнение учащихся. Только создавая усло­вия для стимулирования учебной работы и активного участия школьников во внеклассных мероприятиях, мож­но постепенно усложнять требования к улучшению их успеваемости и разнообразной коллективной деятельно­сти.

Как же сказывается на создании коллектива методика предъявления требований?

Правильное предъявление педагогических требований в самом начале воспитательной работы со школьниками организует их поведение, способствует улучшению их работы и, таким образом, вносит в жизнь и деятельность коллектива элементы сплоченности и единства устрем­лений. Так закладываются основы для дальнейшего развития и воспитания коллектива. Понятно, что на пер­вом этапе организации коллектива требования исходят преимущественно от учителей. Между тем важно, чтобы педагогические требования поддерживались всеми уча­щимися. Достичь этого сразу, естественно, трудно. Вот почему необходимо стремиться к тому, чтобы их поддер­живала более сознательная часть учащихся. Поэтому в воспитательной работе с коллективом большое значение имеет организация самоуправления и воспитание учени­ческого актива.

6. Организация ученического самоуправления и воспитание актива.Наличие работоспособного и деятель­ного актива является существенным фактором организа­ции ученического самоуправления коллектива, его демок­ратизации. Кто же входит в состав ученического самоуп­равления и актива?

Это прежде всего учащиеся, которые выполняют те или иные общественные поручения. К ним, в частности, относятся: члены ученического комитета школы, старосты


классов, члены советов предметных кружков и коллек­тивов художественной самодеятельности, а также сове­тов пионерских дружин и отрядов и других детских орга­низаций в тех школах, где эти организации работают. Большое значение имеет расширение состава актива, его сменяемость и преемственность.

В число активистов подбираются, как правило, наи­более деятельные и пользующиеся уважением среди своих товарищей школьники. Поэтому изучение деловых и личных качеств учащихся и их положения в системе межличностных отношений является одним из суще­ственных условий правильного подбора активистов и предотвращения появления так называемых формальных лидеров.

Какую же воспитательную работу с членами учени­ческого самоуправления и активистами следует прово­дить, чтобы они целенаправленно содействовали разви­тию и укреплению ученического коллектива?

Необходимой предпосылкой хорошей работы активи­стов является четкое знание ими своих обязанностей и задач коллектива. Вот почему первостепенным делом в воспитании активистов является их инструктирование, а также постановка и конкретизация тех задач, в реше­нии которых они должны принимать участие. Директор школы, его заместители и классные руководители должны разъяснять активистам их функции в выполнении воз­ложенных на них обязанностей. Эта работа осуществля­ется в форме коллективных и индивидуальных бесед и семинаров, а также путем повседневного общения педа­гогов с активистами.

Важным направлением воспитания активистов явля­ется оказание им повседневной практической помощи в работе. Например, в школе готовится "трудовой десант" по уборке урожая. В этом случае необходимо помочь акти­вистам подготовить учащихся к работе, определить ее объем и порядок выполнения, а также формы подведе­ния итогов. Старостам классов необходимо оказывать помощь в подготовке и проведении ученических собра­ний: подобрать актуальные вопросы для совместного об­суждения, подготовить выступления, накануне погово­рить с активом и т.д. Такой подход следует соблюдать и при оказании помощи активистам в подготовке и прове­дении школьных вечеров, классных диспутов, экскур­сий и других мероприятий. Хорошей формой инструк-


тирования и оказания практической помощи активис­там является организация обмена опытом работы. В не­которых школах практикуется проведение с активиста­ми (один-два раза в месяц) коротких "летучек" — сове­щаний, на которых они рассказывают о положительных сторонах своей работы. Например, в одном из классов содержательно прошло обсуждение вопросов о нравствен­ном поведении учащихся, в другом — экскурсия на мест­ный завод и встреча с рабочими, в третьем — выпущена интересная газета-молния и т.д. Директор школы или его заместитель подводят итоги и рекомендуют активис­там использовать в своей работе то или иное положи­тельное начинание, которое появилось в школе.

Существенной стороной в работе с активистами явля­ется контроль за ходом их работы, за исполнением даваемых им поручений. Контроль осуществляется в форме отчетов активистов на заседаниях ученического комитета, на ученических собраниях, а также в процессе ежедневных индивидуальных контактов учителей с акти­вистами. Отчеты активистов и контроль за их работой повышают их ответственность и стимулируют к лучше­му выполнению своих обязанностей.

Если подобная работа приобретает характер системы и проводится содержательно, активисты деятельно под­держивают порядок и дисциплину в школе, оказывают положительное влияние на других учащихся, поднимая развитие коллектива на более высокую ступень. Хорошо поставленное самоуправление придает ученическому кол­лективу организационную прочность, демократизм и спло­ченность, что помогает направлять учащихся на успеш­ное решение предстоящих задач.

7. Закон развития (движения) коллектива. Органи­зация перспективных устремлений учащихся.Разви­тие и укрепление коллектива во многом зависит от со­держательности и динамики его деятельности.

А.С.Макаренко сформулировал закон движения коллек­тива, суть которого состоит в том, что коллектив должен постоянно двигаться вперед, добиваться все новых и новых успехов и оказывать все более сильное влияние на разви­тие и личностное формирование своих членов.

Остановка в развитии коллектива ведет к его ослабле­нию и распаду. Вот почему в системе коллективного вос­питания большое значение имеет организация перспек-


тивных устремлений учащихся, постановка перед ними постоянно усложняющихся целей и увлекательных пер­спектив. В этой связи А.С.Макаренко писал1:

Я убежден, что если перед коллективом нет цели, то нельзя найти способа его организации. Перед каждым коллективом должна быть поставлена общая коллективная цель,— не перед отдельным классом, а обязательно перед целой школой.

Важную педагогическую роль целей и перспектив в методике воспитания ученического коллектива можно понять с точки зрения теории опережающего отраже­ния действительности. Согласно этой теории, каждый человек строит планы на будущее, стремится к росту и достижению все новых и новых успехов. Это стимулиру­ет его деятельность, наполняет жизнь радостью достига­емых успехов. Недаром А.С.Макаренко называл перспек­тивы "завтрашней радостью". Он разделял перспективы на три группы: близкие, средние и дальние. Естественно, что на начальных этапах становления коллектива выдвигаются перспективы близкие, более достижимые, а затем, по мере его развития, - средние и дальние.

В условиях школы перед учащимися может выдвигаться большое разнообразие перспектив. Прежде всего они должны охватывать учебную работу учащихся. Школьники, как правило, хотят успешно учиться. Под­держивая эту перспективу, учителям необходимо содер­жательно и эффективно осуществлять учебный процесс, проводить индивидуальную учебную работу с тем, чтобы каждый школьник добивался успехов в овладении изу­чаемым материалом. Ученик, хорошо выучивший урок, идет в школу с хорошей перспективой. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что если учащиеся не добива­ются главного в своей школьной деятельности — успехов в учебе, нельзя надеяться на эффективную работу по со­зданию коллектива.

В качестве перспектив в системе учебной работы мо­гут выступать подготовка и проведение предметных вече­ров, олимпиад, встреч с деятелями науки, техники, ис­кусства и т.д. Еще большие возможности для организа­ции перспективных устремлений учащихся имеются в системе внеклассной работы. Яркие и увлекательные

1 Макаренко А.С. Соч. Т. 5. С. 124.


формы могут иметь праздники труда, поддержание шеф­ских связей, организация поездок в соседние школы, экскурсии в районные и областные центры.

Для расширения перспектив большое значение име­ет положение о том, что перспективы в школе должны носить не только празднично-красочный, но главным образом деловой характер. Всякая деловая задача в учеб­ной или внеклассной работе, которая выдвигается перед учащимися и решение которой связано с переживанием радости достигаемых успехов, воспринимается ими как увлекательная перспектива. Если, например, коллектив поставил задачу улучшения домашней учебной работы и для ее решения организуется активная помощь учащимся, то положительные сдвиги в учебе воспринимаются пос­ледними как воодушевляющая радость. В качестве по­добных деловых перспектив могут выступать задачи развития интереса к чтению, соблюдения правильного режима труда и отдыха и т.д. Большие возможности в этом отношении открывает соревнование между класса­ми и школами за первенство в различных формах физ-культурно-спортивной работы и общественно полезном труде.

Широкую известность в практике воспитательной работы приобрела методика организации коллективных творческих дел учащихся, разработанная И.П.Ивановым. Суть ее состоит в коллективном поиске дел по улучше­нию окружающей жизни, например разбивка и благоус­тройство детского парка, установление шефства над дет­ским садом и т.д. Если дело найдено, учащиеся совмест­но с учителем планируют практические коллективные дела и акции, стремятся придать им яркие, красочные формы. Все это развивает самодеятельность учащихся, вносит в коллектив дух демократизма, романтики и воспитатель­ной новизны и значительно повышает его влияние на нрав­ственное и социальное воспитание школьников.

8. Формирование в коллективе здорового обществен­ного мнения. Педагогика параллельного действия. Су­щественным фактором развития и зрелости коллектива является формирование здорового общественного мнения. Под общественным мнением следует понимать ту пре­обладающую оценку, которая дается в среде учащихся различным явлениям и фактам коллективной жизни. Естественно, что в процессе воспитания необходимо фор-


мировать в коллективе здоровое общественное мнение. Как можно диагностировать, то есть определять зрелость общественного мнения учащихся? На помощь здесь при­ходит естественный эксперимент.

Например, школьники принимали участие в озелене­нии близлежащей дороги, но несколько ребят уклонились от активного участия в этой работе. И вот этот факт может служить своеобразным показателем того, насколько об­щественное мнение коллектива является здоровым и прин­ципиальным. Если учащиеся в своей массе будут осуж­дать недобросовестный поступок одноклассников, можно говорить о наличии в коллективе здорового общественно­го мнения. Если же большинство класса будет отмалчи­ваться и не проявит стремления к преодолению подобных недостатков, это будет свидетельствовать о недостаточ­ной зрелости общественного мнения.

Но как же формировать и развивать в коллективе здо­ровое общественное мнение? Эта задача решается только в процессе и с помощью хорошо налаженной практичес­кой деятельности учащихся, которая охватывает учение, общественно полезную и культурно-массовую работу, труд и различные разъяснительные мероприятия: беседы, со­брания учащихся, вечера и т.д. Если все основные виды этой деятельности организуются содержательно, с актив­ным участием школьников, тогда последние не только переживают радость успехов, но и критически относятся к имеющимся недочетам и стремятся к их преодолению. Но это не происходит само по себе. Для воспитания прин­ципиальности и здорового общественного мнения важно подвергать коллективному обсуждению все более или менее значительные события и явления в жизни школы (класса), давать им правильную общественную оценку, развивать среди учащихся дух плюрализма и демокра­тизма.

В одной из сельских школ учащиеся 7-го класса шеф­ствовали над участком школьного сада. Школьники добро­совестно ухаживали за деревьями. Лишь один из них не проявлял должной старательности. Из-за него класс полу­чил замечание от директора школы. Этот факт взволновал учащихся. Они выражали свое недовольство поведением од­ноклассника. На классном собрании речь шла о том, что один ученик может подвести весь коллектив. Обществен­ное мнение явно было направлено на осуждение недобро-


совестного отношения к порученному делу. Это стало воз­можным благодаря тому, что основная масса семикласс­ников с большой ответственностью относилась к его выполнению. В этих условиях нерадивость одного вызвала осуждение со стороны всего класса.

Воспитывая здоровое общественное мнение, нужно всячески повышать роль учкома и других органов само­управления в формировании в коллективе дисциплини­рованности, принципиальности и взаимной требователь­ности среди учащихся.

Благодаря здоровому общественному мнению в кол­лективе реализуется положение А.С.Макаренко о педа­гогике "параллельного действия". Суть его заключается в том, что при наличии принципиальных и здоровых отношений между учащимися всякое воздействие на коллектив оказывает воспитательное влияние на от­дельных его членов и, наоборот, воздействие на отдель­ного ученика влияет на весь коллектив. Иначе говоря, достигается такая зрелость коллектива, когда он по-на­стоящему выступает как субъект воспитания, когда ис­чезает всякая почва для круговой поруки и замыкания в узкогрупповых интересах. Коллектив начинает функци­онировать как хорошо организованная и социально здо­ровая ячейка нашего общества.

9. Накопление и развитие положительных тради­ций совместной деятельности учащихся.В организа­ции и воспитании коллектива большую роль играют тра­диции (от лат. traditio — передача). А.С.Макаренко под­черкивал1:

Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция. Вос­питать традиции, сохранить их — чрезвычайно важная задача воспитательной работы. Школа, в которой нет тра­диций... не может быть хорошей школой, и лучшие школы, которые я наблюдал... - это школы, которые накопили тра­диции.

Большое значение в воспитании придавал традициям В.А.Сухомлинский.

В укреплении ученического коллектива немаловаж­ное значение имеют такие яркие и содержательные тра­диции, как "День встречи первоклассников", "Последний

1 Макаренко А.С. Соч. Т. 5. С. 125.


звонок выпускникам школы", праздник "За честь школы", праздник урожая, неделя сада, неделя книги и др. Но нередко в школах основное внимание уделяется созданию и накоплению торжественно-праздничных тра­диций. Между тем для воспитания коллектива нужны и будничные традиции, побуждающие учащихся к трудо­вой деятельности, улучшению дисциплины и культуры поведения.

В одной из школ, например, зародился обычай, когда учащиеся отмечают окончание учебы в начальных классах посадкой деревьев на пришкольном участке. В другой школе по традиции деревья сажают вместе выпускники и первоклассники, причем последние ухаживают за ними до окончания школы. В классах многих школ складываются и поддерживаются традиции точно в назначенное время начинать собрания, утренники и другие мероприятия. Широкое распространение получили традиции шефства старших классов над младшими.

Все эти традиции, естественно, развивают коллектив, повышают содержательность его жизни, расширяют формы деятельности учащихся, что, безусловно, оказы­вает на последних большое воспитательное влияние, ук­репляет их сплоченность, поддерживает чувство гордос­ти за свой коллектив.

При правильной и целенаправленной организации воспитательной работы с коллективом, всемерном разви­тии его самодеятельности, демократизма и здорового об­щественного мнения в нем формируется определенный стиль и тон жизни. Наиболее существенными психоло­гическими и нравственными чертами этого стиля и тона являются: оптимизм и бодрость коллективной жизни и деятельности; развитое чувство собственного достоинства и гордости за свой коллектив; чувство товарищества, дружбы, ответственности и высокой активности всех уча­щихся в решении совместно поставленных задач; чув­ство защищенности каждого члена коллектива. Созда­ние такого стиля и тона, естественно, требует, как уже отмечалось, длительного времени, активных и методи­чески правильных педагогических усилий. Но если они складываются, тогда в полной мере проявляются такие важные воспитательные функции коллектива, как орга­низаторская, когда коллектив становится подлинным субъектом воспитания и управления своей деятельностью,

366 ]


нравственно-воспитательная и личностно-развивающая, когда коллектив способствует формированию доброже­лательных взаимоотношений, гуманизма, чуткости и культуры поведения и, наконец, стимулирующая, когда коллектив выступает как возбудитель активности и са­модеятельности своих членов в повышении содержатель­ности и здоровой целенаправленности своей жизни (В.М.Коротов).

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Чем обусловливается необходимость воспитания личности в кол­
лективе и через коллектив?

2. Определите сущность воспитательного коллектива и основные
стадии его развития. Можно ли считать коллективами неформальные
объединения, которые нередко существуют вне школы?

3. Раскройте структуру воспитательного коллектива в школе. Как
нужно относиться к существованию в коллективе так называемых малых
групп и неформальных лидеров?

4. Определите средства и методические основы воспитания учени­
ческого коллектива в школе.

5. Раскройте сущность и реализацию основных методических поло­
жений по организации и воспитанию ученического коллектива.

6. Объясните, как конкретно влияет коллектив на развитие и вос­
питание учащихся.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Гордин Л.Ю. Организация классного руководства. М., 1984.

Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. М., 1987.

Коротов В.М. Развитие воспитательных функций коллектива. М., 1974.

Красовицкий М.Ю. Общественное мнение ученического коллектива. М., 1984.

Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания //Соч.: В 7 т. М., 1958. Т. 5.

Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. М., 1978.

Новикова Л.И. Самоуправление в школьном коллективе. М., 1988.

Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.

Победоносцев Г.А. Совершенствуем систему воспитания. М., 1989.

Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. М., 1987.

Харламов И.Ф. Теория нравственного воспитания. Мн., 1972.


Глава 20 НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

1. Формирование нравственности учащихся —
важнейшая задача школы. Мораль как регулятор по­
ведения личности.

2. Идеи известных деятелей педагогики о роли
нравственного воспитания в развитии личности.

3. Содержание нравственного воспитания. Сущ­
ность нравственности личности.

4. Моральное воспитание как процесс организации
разнообразной деятельности учащихся и формирова­
ния у них нравственных качеств.

1. Формирование нравственности учащихся — важнейшая задача школы. Мораль как регулятор по­ведения личности.В процессе воспитания личности ис­ключительно важное значение имеет ее нравственное формирование. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве обще­ственных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере должны согласовывать свою деятельность с други­ми членами сообщества, соблюдать определенные нормы, правила и требования. Вот почему в каждом обществе вырабатывается множество разнообразных средств, фун­кцией которых является регуляция поведения человека во всех сферах его жизни и деятельности — в труде и в быту, в семье и в отношениях с другими людьми, в поли­тике и науке, в гражданских проявлениях, играх и т.д. Такую регулирующую функцию, в частности, выполня­ют правовые нормы и различные постановления государ­ственных органов, производственно-административные правила на предприятиях и в учреждениях, разные уставы и инструкции, указания и приказы служебных лиц и, наконец, нравственность.

Есть существенные отличия в том, как влияют на по­ведение людей различные правовые нормы, законы, адми­нистративные правила и указания служебных лиц, с од­ной стороны, и нравственность — с другой. Правовые и административные нормы и правила имеют обязатель­ный характер, и за их нарушение личность несет юриди­ческую или административную ответственность, напри-


мер, за нарушение закона, опоздание на работу или за невыполнение соответствующих служебных инструкций. В обществе созданы даже специальные органы (суд, проку­ратура, милиция, различные инспекции, комиссии и т.д.), которые наблюдают за выполнением законов, разных постановлений и обязательных указаний и применяют соответствующие санкции (от лат. sanctio — строжайшее постановление) к тем, кто их нарушает.

Иное дело мораль. Нормы и правила, которые отно­сятся к ее сфере, такого обязательного характера не име­ют, и практически от самой личности зависит их соблю­дение. Когда же тот или иной человек их нарушает, об­щество, знакомые и незнакомые люди имеют только одно средство воздействия на него — силу общественного мне­ния: упреки, моральное порицание и, наконец, обществен­ное осуждение, если аморальные действия и поступки приобретают уже более серьезный характер.

Возьмем пример с опозданием. Если человек опоздал на работу, на него может быть наложено административ­ное взыскание (предупреждение, выговор и т.д.). Но если тот же человек опоздал на встречу со своим знакомым, который вынужден был долго его ожидать, никаких санк­ций не бывает, знакомый может его только упрекнуть или сделать товарищеское замечание.

Как видим, соблюдение моральных норм и правил базируется не на принуждении, а главным образом на сознательности самой личности, на понимании ею этих норм и правил и необходимости их соблюдения. Для этого в этике (от лат. ethica — обычай, характер) — философ­ской науке о морали — существуют две основные нрав­ственные категории — добро и зло. Соблюдение моральных требований, их поддержка личностью обычно ассоции­руется с добром. Нарушение же моральных норм и пра­вил, отступление от них характеризуется как нравствен­ное зло.

Понимание этого и побуждает личность вести себя в соответствии с моральными требованиями общества, со­вершенствовать свое поведение, что одновременно озна­чает и ее моральное развитие. Правда, немаловажную роль здесь играет сам характер нравственности и ее со­держание. Нравственность фашистского тоталитарного государства, например, развращала людей, возбуждала в них человеконенавистничество и вела к деградации лич-


ности. Только мораль гуманного и демократического об­щества, которая сама носит прогрессивный характер, содействует действенному прогрессивному развитию и со­вершенствованию личности. Именно в этом направ­лении и происходит моральное развитие мирового сооб­щества, если иметь в виду преобладающие линии в его нравственной эволюции.

Но моральные усовершенствования поддерживаются не только силой общественного мнения. Большую роль в этом играют нравственные обычаи, привычки и тради­ции, которые культивируются в обществе. Люди давно заметили, что нравственность личности не может осно­вываться только на ее моральной сознательности, что она становится более прочной, когда соблюдение нрав­ственных норм и правил приобретает характер при­вычных способов поведения и деятельности. Это, как будет показано ниже, имеет большое значение для вос­питания. Здесь же подчеркнем следующее положение. Поскольку соблюдение нравственных требований об­щества в конечном итоге зависит от самой личности, по­скольку она выступает в качестве хранительницы и субъекта морального прогресса, то вполне понятно, ка­кое огромное значение приобретает нравственное воспи­тание, повышение его содержательности и педагогичес­кой действенности. Многие общественные деятели, писа­тели и педагоги с давних времен считали, что нравствен­ность не только оказывает решающее влияние на сформи­рование положительных качеств личности, но и явля­ется главной задачей школы и должна быть в центре ее воспитательной деятельности.

2. Идеи известных деятелей педагогики о роли нрав­ственного воспитания в развитии личности. Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в пе­дагогике с давних времен. Они связывались главным об­разом с тем, что только нравственное воспитание обеспе­чивает сформирование у личности добродетельного характера и доброжелательных отношений к людям. Вот что писал об этом Я.А.Коменский.

В трактате "Наставление нравов" он приводил изрече­ние древнеримского философа Сенеки: "Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней". Там же он цитировал народное из-


речение: "Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает".

Такую же большую роль нравственному воспитанию отводил Генрих Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитательного уч­реждения. По его мнению, только оно формирует доброде­тельный характер и сочувственное отношение к людям.

Разрабатывая вопросы педагогики, Иоганн Гербарт на пер­вый план выдвигал нравственное воспитание. Примечатель­но, что, ратуя за привитие детям покорности, дисциплины и безропотного подчинения авторитету власти, он писал1:

Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове: нравственность.

Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н.Толстой:

Из всех наук, которые должен знать человек, глав­нейшая есть наука о том, как жить, делая как можно мень­ше зла и как можно больше добра.

Однако из педагогов-классиков прошлого наиболее полно и ярко характеризовал роль нравственного воспи­тания в развитии личности К.Д.Ушинский. В статье "О нравственном элементе в воспитании" он писал2:

Конечно, образование ума и обогащение его познани­ями много принесет пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания... могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убежден, что будь Павел Иванович Чичиков, посвящен во все тайны органической химии или полити­ческой экономии, он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой...

Убежденные в том, что нравственность не есть необхо­димое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены и в том, что ... влияние нравственное составля-. ет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями...

Но если педагоги-классики признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, тем большее значение приобретает эта проблема в систе­ме современного воспитания. Мы создаем правовое об­щество с высокой культурой отношений между людьми,

1 Гербарт И.Ф. Избр. пед. соч. М., 1940. Т. 1. С. 133. г Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 2. С. 429, 431.


которые будут характеризоваться социальной справедли­востью, совестью и дисциплинированностью. Понятно, что такое общество обусловливает необходимость нрав­ственной воспитанности каждого его члена.

3. Содержание нравственного воспитания. Сущность нравственности личности. Осмысливая сущность нрав­ственности личности, следует иметь в виду, что в качестве синонима этого понятия зачастую употребляется термин мораль. Между тем эти понятия необходимо различать.

Под моралью в этике обычно понимают систему выработанных в обществе норм, правил и требований, ко­торые предъявляются к личности в различных сферах жиз­ни и деятельности. Нравственность же человека трактуется как совокупность его сознания, навыков и привычек, свя­занных с соблюдением этих норм, правил и требований.

Указанные трактовки весьма важны для педагогики. Формирование нравственности, или нравственной воспи­танности, есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки по­ведения личности и их неуклонное соблюдение.

Но что означают моральные (нравственные) нормы, правила и требования к поведению личности?

Они есть не что иное, как выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к пове­дению и деятельности личности в различных сферах об­щественной и личной жизни, а также в общении и кон­тактах с другими людьми.

Например, согласно морали каждый человек должен добросовестно относиться к труду, уважать людей труда, беречь общенародное достояние и природу, быть предан­ным родине, поддерживать достоинство и честь других людей, проявлять коллективизм, правдивость, скромность и т.д. Как видим, все эти нормы и правила определяют те нравственные отношения, которые человек проявляет труду, родине, другим людям и т.д.

Мораль общества охватывает большое многообразие
этих отношений. Если их сгруппировать, можно четко
представить содержание воспитательной работы по нрав-
ственному формированию учащихся. В целом эта работа
должна включать в себя формирование следующих мо-
ральных отношений:

отношения к идеологии и политике нашего госу­дарства: понимание хода и перспектив мирового


тия; правильная оценка событий внутри страны и на меж­дународной арене; понимание моральных и духовных цен­ностей; стремление к справедливости, демократии и сво­боде народов;

отношения к родине, другим странам и народам:
любовь и преданность родине; нетерпимость к националь­
ной и расовой неприязни; доброжелательность ко всем стра­
нам и народам; культура межнациональных отношений;

- отношения к труду: добросовестный труд на об­щее и личное благо; соблюдение дисциплины труда;

отношения к общественному достоянию и матери­
альным ценностям:
забота о сохранении и умножении
общественной и личной собственности; бережливость; ох­
рана природы;

отношения к людям: коллективизм, демократизм,
взаимопомощь, гуманность; взаимное уважение; забота
о семье и воспитании детей;

отношения к себе: высокое сознание гражданского долга;
честность и правдивость; простота и скромность в общении и
личной жизни; нетерпимость к нарушениям общественного
порядка и дисциплины; принципиальность.

Как видим, каждое из перечисленных отношений включает в себя целый ряд норм, правил и требований, которых должна придерживаться личность и которые составляют основу ее жизни и поведения. Именно эти правила и требования не только детализируют содержа­ние нравственного воспитания, но и указывают на его исключительно большую многогранность.

Но для нравственного воспитания необходимо хорошо ориентироваться не только в его содержании. Не менее важно детально осмыслить, какого человека можно счи­тать нравственным и в чем, собственно говоря, прояв­ляется настоящая сущность нравственности вообще. При ответе на эти вопросы, на первый взгляд, напраши­вается вывод: нравственным является тот человек, кото­рый в своем поведении и жизни придерживается мо­ральных норм и правил и выполняет их. Но можно их выполнять под влиянием внешнего понуждения или стре­мясь показать свою "нравственность" в интересах лич­ной карьеры или желая добиться других преимуществ в обществе. Подобная внешняя "нравственная благовид­ность" есть не что иное, как лицемерие. При малейшем изменении обстоятельств и жизненных условий такой человек, как хамелеон, быстро меняет свою нравствен­ную окраску и часто начинает отрицать и ругать то, что раньше хвалил и чему поклонялся.


В условиях обновляющихся социальных отношений, демократизации и свободы общества исключительно важно, чтобы сама личность стремилась быть нравствен­ной, чтобы она выполняла нравственные нормы и пра­вила не благодаря внешним общественным стимулам или принуждению, а в силу внутреннего влечения к добру, справедливости, благородству и глубокого понимания их необходимости. Именно это имел в виду Н.В.Гоголь, когда в свое время утверждал:

Развязать каждому руки, не связывать их; нужно напи­рать на то, чтобы каждый сам себя держал в руках, а не на то, чтобы его держали другие; чтобы он был строже к себе в несколько раз самого закона.

Нравственным нужно считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали высту­пают как его собственные взгляды, и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения. Говоря точнее, в своем истинном значении нравственность не имеет ничего общего с послушно-механическим, вынуждаемым только внешними обстоятельствами и тре­бованиями выполнением установленных в обществе мо­ральных норм и правил. Она есть не что иное, как внут­ренний категорический императив (от лат. imperativus — повелительный, настойчивый) личности, в качестве по­будительных сил которого выступают ее здоровые об­щественные потребности и связанные с ними знания, взгляды, убеждения и идеалы. В этом смысле А.С.Макаренко большое значение придавал "поступку на­едине с собой", или тому, как ведет себя воспитанник в отсутствие других людей, когда не испытывает контроля.

О нравственной воспитанности его можно судить только тогда, когда он правильно ведет себя в силу внут­реннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеж­дения. Выработка таких взглядов и убеждений и соот­ветствующих им привычек поведения и составляет глубинную сущность нравственного воспитания.

В этом смысле нравственность личности органически связана с ее моральными чувствами, с ее совестью, с по­стоянной самооценкой своего поведения и стремлением к искреннему раскаянию в тех случаях, когда допущены нарушения моральных принципов. Совесть и раскаяние личности в своих аморальных поступках есть сильней-


шие стимулы ее нравственного развития и самосовершен­ствования. К сожалению, формированию этих личностных чувств не всегда придается должное значение, о чем пи­шет Чингиз Айтматов:

Раскаяние — одно из великих достижений в истории человеческого духа - в наши дни дискредитировано. Оно, можно сказать, полностью ушло из нравственного мира современного человека. Но как же может человек быть человеком без раскаяния, без того потрясения и прозре­ния, которые достигаются через осознание вины — в дей­ствиях ли, через порывы самобичевания или самоосужде­ния?

Все это показывает, что нравственное развитие лич­ности невозможно без формирования ее моральной со­знательности, моральной совести и глубокого внутренне­го стремления к моральному благородству.

Какой же должна быть воспитательная работа в этом направлении? Каковы ее внешние и внутренние психо­логические механизмы?

4. Моральное воспитание как процесс организации разнообразной деятельности учащихся и формирова­ния у них нравственных качеств. Рассматривая содер­жание нравственного воспитания, мы отмечали, что оно должно быть направлено на формирование у личности нравственных отношений к идеологии и политике страны, к родине, труду, общественному достоянию, ох­ране природы, к людям и самой себе. Но моральные от­ношения не возникают и не существуют сами по себе. Они органически связаны с деятельностью человека и обусловливаются ею. Это весьма важное положение. Из него следует, что нравственное воспитание представ­ляет собой сознательно организуемый процесс включе­ния учащихся в разнообразные виды учебной и внекласс­ной деятельности, формирования положительных мо­ральных отношений к этой деятельности и выработки на этой основе соответствующих личностно-этических свойств и качеств.

Исходя из содержания нравственных отношений, необ­ходимо включать учащихся в следующие виды деятельно­сти: общественную, патриотическую, учебную, трудовую, в деятельность по сбережению материальных ценностей и охране природы, общение с другими людьми и т.д. В про-


цессе активного участия в разнообразной деятельности при педагогически правильной ее организации у уча­щихся развивается понимание (осознание) того, как ее необходимо выполнять, формируются чувства совести и ответственности, вырабатываются навыки поведения и укрепляется воля. Все это в совокупности и характери­зует те или иные нравственные отношения (патриотизм, трудолюбие и т.д.).

Без хорошо организованной практической деятельно­сти и ее умелого педагогического стимулирования нельзя эффективно формировать нравственные отношения.

Не менее существенным является и другое положе­ние. Во вступительной части к этому разделу курса под­черкивалось, что если те или иные отношения закрепля­ются в сознании и поведении личности, становятся при­вычными и определяют устойчивость ее поведения в любых изменяющихся условиях, они превращаются в личностные качества.

Процесс нравственного воспитания должен быть на­правлен на то, чтобы вырабатывать, развивать и совер­шенствовать нравственные качества школьников.

В частности, речь должна идти о формировании таких качеств, как устойчивость научного мировоззрения, пат­риотизм и культура межнациональных отношений, тру­долюбие, бережное отношение к материальным ценнос­тям общества и личному имуществу, коллективизм, со­знательная дисциплина и культура поведения.

Чтобы вырабатывать эти личностные качества, необхо­димо формировать у учащихся соответствующую потреб-ностно-мотивационную сферу, включать их в морально-познавательную деятельность по овладению нормами и правилами нравственности, развивать их взгляды и убеж­дения, вырабатывать навыки и привычки поведения и ук­реплять волевые свойства.

В таком плане и будут раскрываться эти вопросы в последующих главах.

Нужно, однако, сделать такое замечание. Поскольку проблема формирования мировоззренческих убеждений будет рассматриваться в главе о воспитании научного мировоззрения учащихся, а вопросы формирования кол­лективизма освещены в главе об организации воспита­тельного коллектива, последующие главы будут посвя-


щены воспитанию патриотизма и культуры межнацио-налъных отношений, добросовестного отношения к тру-ду, сознательной дисциплины и культуры поведения.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Чем обусловливается большая важность нравственного воспита- ния как составной части всестороннего развития личности? 2. Приведите высказывания известных педагогов о значении нрав­ственного воспитания.

3.Докажите, что мораль, или нравственность, представляет собой
систему отношений личности к различным сторонам действительнос-
ти. В чем состоит сущность нравственного воспитания?

4.Какого человека нужно считать нравственным? Что следует из
этого для организации нравственного воспитания?

5. Раскройте содержание нравственных отношений, которые необ­ходимо формировать у учащихся.

6. Почему нравственное воспитание необходимо понимать как про­цесс организации деятельности по формированию моральных качеств личности?

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Богданова О.С., Катаева Л.И., Шамшурина А.И. О нравственном воспитании подростков. М., 1979.

Богданова О.С., Черепкова С.В. Нравственное воспитание старше­классников. М., 1988.

Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопр. тео­рии. М., 1979.

Гавриловен, К.В., Казимирская Н.И. Нравственно-эстетическое вос­питание школьников. Мн., 1988.

Гурин В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения стар­шеклассников. М., 1988.

Зарецкая И.И. Нравственное воспитание учащихся. М.,1986.

Зосимовский А.В. Диагностика моральной воспитанности школь­ников // Сов. педагогика. 1970. № 7.

Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников. М., 1983.

Шилова М.И. Изучение нравственности школьников. М., 1982.

Штольц X., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение? / Пер. с нем. М., 1986.

Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. М., 1986.


Глава 21

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ*

1. Патриотизм и культура межнациональных от­
ношений — важнейшие моральные качества человека
и их значение для его личностного развития.

2. Сущность патриотизма и культуры межнаци­
ональных отношений, их содержание и внутренняя
структура.

3. Развитие у учащихся потребностно-мотиваци-
онной сферы, связанной с патриотизмом и культу­
рой межнациональных отношений.

 

4. Формирование у учащихся интеллектуально-
эмоционального компонента патриотизма и куль­
туры межнациональных отношений.

5. Воспитание у учащихся взглядов и убеждений
по вопросам патриотизма и культуры, межнацио­
нальных отношений.

6. Организация практической деятельности уча­
щихся по формированию патриотического поведения
и культуры межнациональных отношений.

1. Патриотизм и культура межнациональных отно­шений — важнейшие моральные качества человека и их значение для его личностного развития. Как отме­чалось в предыдущей главе, весьма существенной частью морального воспитания является формирование у уча­щихся патриотизма и культуры межнациональных от­ношений, которые имеют огромное значение в социаль­ном и духовном развитии человека. Они выступают как составные элементы его мировоззрения и отношения к родине, другим нациям и народам. Только на основе воз­вышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответ­ственности за ее могущество и независимость, сохране­ние материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.

Многие мыслители и педагоги прошлого глубоко раскрывали роль патриотизма в развитии и формирова­нии личности. Белорусский просветитель Ф.Скорина счи-

* Глава написана совместно с доцентом В.П.Горленко.


тал, что чувство патриотизма роднит человека со своей землей, укрепляет его любовь к ней, порождает стремле­ние к ее защите1:

Понеже от прирождения звери, ходящие в пустини, знають ямы своя; птици, летающие по возъдуху, ведають гнезда своя; рибы, плавающие по морю и в реках, чують виры своя; пчелы и тым подобныя боронять ульев своих,-тако ж и люди, игде зародилися и ускормлены суть по бозе, к тому месту великую ласку имать.

А.Н.Радищев указывал на нравственно-очищающее влияние патриотизма на личность, на выработку чувства человеческого благородства, совести, мужества и само­пожертвования, если этого требуют интересы родины2:

Не все рожденные в отечестве достойны величествен­ного наименования сына Отечества (патриота)... Истин­ный человек и сын Отечества есть одно и то же... Он пла­менеет нежнейшею любовью к целостности и спокойствию своих соотчичей... Преодолевая все преграды, неутомимо стремится к сохранению чести, дает добрые советы и на­ставления. Он скорее согласится погибнуть и исчезнуть, чем подать собой пример неблагонравия... И если убеж- ден в том, что смерть его принесет мощь и славу отчизне, то не устрашится пожертвовать жизнью... Тот есть прямо благороден, которого сердце не может не трепетать при одном имени Отечества...

Белорусский революционер-демократ Кастусь Калинов-ский (1838-1864) подчеркивал, что патриотизм высту­пает в качестве могучего

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.