Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ВОСПИТАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ



1. Формирование дисциплинированности и куль­
туры поведения как важнейшая задача нравствен­
ного воспитания.

2. Различные подходы к разработке проблемы вос­
питания дисциплины и культуры поведения в педа­
гогике.

3. Сущность сознательной дисциплины и культуры
поведения. Понятие дисциплинированности.

4. Формирование у учащихся потребности в со­
блюдении правил дисциплины и культуры поведения.


5. Воспитание сознательного отношения к соблю­
дению установленных в школе правил поведения и
внутреннего распорядка.

6. Выработка у учащихся умений и навыков дис­
циплинированного поведения. Воспитание культуры
поведения.

7. Использование общественного мнения воспита­
тельного коллектива в процессе формирования у уча­
щихся дисциплинированности и культуры поведения.
Индивидуальная работа с учащимися.

8. Выдвижение и решение ведущих воспитательных
задач в процессе формирования у учащихся дисцип­
лины и культуры поведения.

1. Формирование дисциплинированности и культуры
поведения как важнейшая задача нравственного вос­
питания.
При рассмотрении вопроса о содержании нрав­
ственного воспитания отмечалось, что важное место в нем
занимает формирование у учащихся сознательной дис­
циплины и культуры поведения. Чем же оно обусловли­
вается?

Дисциплина прежде всего обеспечивает успех деятель­ности человека. Если он пунктуален, аккуратен, строго выполняет все требования, которые предъявляются к его служебным обязанностям, это создает предпосылки для достижения высоких результатов в работе и повышении ее качества, что, безусловно, хорошо для общества и для самой личности.

Вместе с тем дисциплина обладает значительным воспитательным потенциалом. Она делает человека подтянутым, сдержанным, стимулирует его к самообла­данию, способствует формированию умения подчинять свои действия и чувства достижению поставленной цели, создает условия для преодоления своих недостатков и повышения культуры поведения. Именно это и делает воспитание сознательной дисциплины и культуры пове­дения исключительно важной задачей нравственного формирования личности в школе.

2. Различные подходы к разработке проблемы вос­
питания дисциплины и культуры поведения в педаго­
гике.
В разработке теории и методики воспитания у
школьников дисциплины, как и нравственного форми­
рования вообще, в педагогике сложились три основных


направления. Одно из них ведет свое начало от немецко­го педагога Иоганна Гербарта и целиком основано на авторитаризме. Основными средствами авторитарного воспитания в этом смысле являлись: внушение, угроза, контроль за поведением и различного рода наказания, не исключая и физического.

Второе направление связано с теорией так называе­мого "свободного воспитания", согласно которой дисцип­лину детей следует поддерживать и воспитывать не толь­ко не ограничивая их поведения, но, наоборот, обеспе­чивая им полную свободу и включая их в интересную и увлекательную деятельность, за что такой подход к вос­питанию получил название "потешающей педагогики".

Понятно, что как авторитарный подход к формирова­нию дисциплинированности школьников, так и теория "свободного воспитания" были излишне крайними и од­носторонними и не обеспечивали эффективных путей для решения этой сложной проблемы. Авторитарное воспи­тание было рассчитано на поддержание дисциплины в школе путем насаждения страха среди детей. Естествен­но, что сознательность учащихся здесь фактически ис­ключалась, хотя без этого не может быть настоящей дис­циплины.

"Свободное же воспитание" базировалось только на возбуждении интереса детей, игнорировало то, что в жизни и деятельности человека не все может быть инте­ресным и потому нужно приучать детей исполнять и "не­интересную" работу и преодолевать различные соблазны и нездоровые влечения.

Вот почему с давних времен многие прогрессивные педагоги по вопросам формирования дисциплинирован­ности учащихся придерживались третьего направления — гуманистического. Такие идеи, в частности, высказыва­ли Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, А.Дистервег, К.Д.Ушинский и другие педагоги. Они считали, что дис­циплинированность растущей личности есть очень сложный феномен, в основе которого в органическом един­стве выступают ее сознание, чувства, а также навы­ки и привычки поведения и в котором сочетаются и хорошее понимание правил поведения, и переживание своих обязанностей, и внутреннее стремление к их доб­росовестному выполнению, и способность преодолевать различные препятствия, которые возникают на этом пути.


Структурная сложность данного качества сама по себе исключает использование только какого-то одного под­хода к его формированию — авторитарного или основан­ного на невмешательстве в детское поведение. Процесс этот требует и развития сознательности учащихся, и гуманного отношения к ним, и тактичной требователь­ности, и систематических упражнений (приучения) к со­блюдению правил поведения. Именно это направление и стало определяющим в воспитании у школьников дис­циплинированности и культуры поведения.

3. Сущность сознательной дисциплины и культуры поведения. Понятие дисциплинированности. Слово дис­циплина (disciplina) латинского происхождения и в пе­реводе на русский язык имеет два значения. В одном случае оно означает учение, определенную систему зна­ний, например, математическая дисциплина, лингвисти­ческая дисциплина и т.д. В другом же смысле, в каком мы употребляем его в данном случае, оно обозначает "обя­зательное для всех членов данного коллектива подчине­ние твердо установленному порядку; выдержанность, привычку к строгому порядку"1.

Обратим внимание: дисциплина понимается как на­личие в коллективе (учреждении, школе) твердо уста­новленного порядка, определенных правил, обязательное подчинение этому порядку и соблюдение этих правил всеми членами данного коллектива. Вот эта обязатель­ность дисциплины придает ей определенную специфику в системе морали. Будучи составной частью нравствен­ности, дисциплина охватывает главным образом те сто­роны поведения личности, которые являются для нее обязательными в силу служебных обязанностей и су­ществующих в том или ином учреждении правил внут­реннего распорядка.

Для понимания специфики дисциплины в системе нравственности личности необходимо иметь в виду, что одно и то же правило поведения в одном случае выступа­ет как требование дисциплины, в другом — как норма морали.

Если, например, молодой человек сидя беседует с жен­щиной, которая стоит рядом с ним, или со старшим по воз-

1 Словарь иностранных слов. СПб., 1994. С. 208.


расту мужчиной, его поступок квалифицируется не как нарушение дисциплины, а как отступление от норм веж­ливости и приличия. Но если ученик во время перерыва будет сидеть и разговаривать с учителем, который стоит, то это уже считается недисциплинированностью, так как школьные правила предписывают, чтобы ученик вставал, когда беседует с учителем.

О том, что дисциплина относится преимущественно к выполнению обязательных норм и правил поведения, свя­занных со служебными обязанностями личности, говорят также те особенности, которые она имеет в различных об­щественных сферах. Существует, например, воинская дис­циплина, дисциплина трудовая и т.д. Естественно, есть и школьная дисциплина. Она включает в себя целую систе­му обязательных для учащихся правил поведения, опреде­ленный порядок организации их учебной, трудовой и обще­ственной деятельности, причем выполнение этих правил дол­жно носить сознательный, а не принудительный характер.

Сущность сознательной дисциплины учащихся состоит в знании правил поведения и установленного в школе по­рядка, понимании их необходимости и закрепившейся, устойчивой привычки их соблюдения.

Но если правила дисциплины закрепляются в поведе­нии учащихся и определяют его устойчивость, они пре­вращаются в личностное качество, которое обычно при­нято называть дисциплинированностью. В конечном итоге школьное воспитание и должно направляться на форми­рование у учащихся дисциплинированности.

Сознательная дисциплина, дисциплинированность личности могут иметь различные уровни развития, что находит свое отражение в понятии культура поведения. Однако понятие культура поведения не ограничивается только характеристикой дисциплины учащихся. Оно вклю­чает в себя все стороны нравственного проявления лично­сти. Говорят, например, о культуре речи, о культуре труда, о культуре взаимоотношений в коллективе и т.д.

Культура поведения как специфический термин озна­чает высокую степень отточенности, отшлифованности дей­ствий и поступков человека, совершенство его деятельнос­ти в различных сферах жизни.

Содержание школьной дисциплины, как уже отмеча­лось, определяется теми нормами и требованиями, кото-


рые устанавливаются правилами для учащихся, а также внутренним распорядком школы. Важнейшими из этих правил являются следующие: школьники обязаны доб­росовестно выполнять учебные задания и овладевать знаниями; в хорошем состоянии поддерживать свои учебники, тетради и учебные пособия; соблюдать поря­док и тишину на занятиях; не допускать подсказок и списывания; беречь школьное имущество и личные вещи; проявлять вежливость в отношениях с учителями, старшими и товарищами; принимать участие в обще­ственно полезном труде и внеклассных мероприятиях; не допускать грубых и оскорбительных слов; быть тре­бовательными к своему внешнему виду; поддерживать честь своей школы и своего класса и т.д.

Конкретные требования предъявляются к поведению учащихся на улице и в общественных местах.

Поскольку содержание этих норм и требований долж­но учитывать возрастные особенности учащихся, они имеют свою специфику по отношению к учащимся на­чальных, средних и старших классов. К сожалению, в последние годы внимание к разработке правил поведе­ния школьников ослаблено, хотя четкое их определение имеет большое воспитательное значение. Дело в том, что правила для учащихся и внутренний распорядок школы являются нормативными документами, на основе которых осуществляется воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения как личностных качеств школьни­ков. Какой же должна быть эта работа?

4. Формирование у учащихся потребности в соблю­дении правил дисциплины и культуры поведения. Как

и воспитание любого личностного качества, формирова­ние дисциплинированности и культуры поведения бази­руется на потребности учащихся в нравственном росте. Для этого учителя и классные руководители должны со­здавать такие педагогические ситуации, в которых школь­ники переживали бы внутренние противоречия между имеющимся и необходимым уровнем дисциплины и стре­мились к ее улучшению. В этих целях можно использо­вать целую систему методических приемов.

Прежде всего в школе необходимо поддерживать высокую санитарно-гигиеническую культуру и образцо­вый внутренний порядок. Чистота и уют в коридорах, классных помещениях и учебных кабинетах, их хорошая


освещенность и художественное оформление — все это благоприятно влияет на поведение учащихся, побуждает их не проходить мимо брошенной на пол бумажки, сле­дить за своим внешним видом.

Очень важно обеспечить подобный режим с первых дней учебного года. Нужно, чтобы к началу занятий школа была хорошо отремонтирована и поражала уча­щихся чистотой, порядком, эстетичным оформлением. Это придает не только торжественность и значимость началу учебного года, но и оказывает большое дисциплинирую­щее влияние на школьников, на их чувства и сознание.

Немаловажное значение имеет то, чтобы с первых дней занятий было четко организовано дежурство учителей и самих учащихся, продуманы меры поддержания по­рядка и дисциплины во время перемен, игры на свежем воздухе, хорошее проветривание классов и т.д. В от­дельных школах предусматривается все до мелочей.

Если в школе просторный коридор, куда сходятся на перерывах учащиеся нескольких классов, что, естествен­но, создает предпосылки для шума и беготни, в нем расставляются цветы таким образом, чтобы создать огра­ничения для излишней резвости... Особенно тщательно налаживается эта работа в первые дни и месяцы учебного года с тем, чтобы усилить присмотр за порядком и закре­пить необходимые стереотипы поведения.

Большую роль в возбуждении потребности в выработке дисциплинированности и культуры поведения играет так­тичное предъявление требований к учащимся в начале учебного года. Методика этих требований раскрыта в главе о воспитании ученического коллектива. Здесь же необхо­димо подчеркнуть, что требования в этом случае служат средством напоминания правил поведения и обостряют у учащихся переживания внутренних противоречий между имеющимися недостатками в их поведении и правилами, вытекающими из их школьных обязанностей.

Сильнейшее дисциплинирующее влияние на учащихся оказывает увлекательная и содержательная организация учебной работы, умелая активизация их познавательной деятельности и установление благожелательных отноше­ний с учителями. В этом смысле полностью сохраняет свое значение следующее педагогическое положение:

дисциплина в школе воспитывается путем установления стройного порядка в учебной работе, ее высоким качеством


и умелой организацией досуга детей, а также благожела­тельными отношениями между педагогами и учащимися.

Дети чаще всего допускают шалости на малосодержа­тельных и плохо организованных уроках, и именно в этих случаях учителю приходится прибегать к мерам внешне­го дисциплинирования — замечаниям, записям в дне­вниках и т.д.

В оперативном плане, если назрела острая необходи­мость в укреплении дисциплины и порядка в школе или отдельном классе, потребность учащихся в улучшении поведения можно вызвать путем анализа допускаемых ими недостатков и постановки задач по их неотложной ликвидации. Такие задачи ставят учителя и классные руководители, если, например, нужно срочно обратить внимание школьников на поддержание чистоты в школе или улучшить их отношение к общественно полезному труду и т.д.

Если рассмотренные меры — образцовый санитарно-гигиенический порядок в школе, правильная организа­ция поведения учащихся с первых дней учебного года, умелое предъявление к ним педагогических требований и содержательное осуществление учебных занятий — используются достаточно умело и комлексно, они созда­ют действенные предпосылки для воспитания у школь­ников потребности в соблюдении правил поведения и внутреннего распорядка.

5. Воспитание сознательного отношения к соблюде­нию установленных в школе правил поведения и внут­реннего распорядка.Органической частью формирова­ния дисциплинированности и культуры поведения явля­ется воспитание у учащихся понимания и сознательно­го отношения к выполнению своих школьных обязанно­стей и правил внутреннего распорядка. Решающую роль здесь играет проведение содержательной разъяснитель­ной работы и организация познавательной деятельности учащихся по осмыслению правил дисциплины и куль­туры поведения. Эта работа должна осуществляться во всей системе обучения и внеклассных занятий.

Обучение дисциплинирует учащихся прежде всего тем, что оно развивает их интеллектуальный кругозор, повы­шает моральную сознательность и способствует усвоению норм и правил поведения. Большое значение в этом име-


ет содержание изучаемого материала. В этой связи важно подчеркивать и добиваться глубокого усвоения тех аспек­тов основ наук, в которых раскрываются принципы мо­рали и дисциплины для достижения успеха в любой работе и укрепления чувства собственного достоинства. Так, на занятиях по литературе у учащихся формиру­ются представления о моральном облике человека, его убежденности в пользе дисциплины и культуры поведе­ния личности, осмысливаются ее гражданские обязанно­сти. Изучение каждого предмета дает возможность учи­телям разъяснять правила поведения и их влияние на успеваемость учащихся.

Значительная работа в этом направлении должна про­водиться учителями и классными руководителями во внеурочное время. Какими же должны быть ее содержа­ние и основные формы?

Большое место занимает разъяснение правил поведе­ния. С этой целью в школах проводятся беседы и клас­сные часы. Тематика их носит двуплановый характер. Так, в начале учебного года в основном раскрывается со­держание правил поведения учащихся в целом.

В школах практикуются беседы на такие темы: "Чего требуют от учащихся правила поведения?", "Каким долж­но быть поведение школьников?", "Что такое дисциплина?", "Об обязанностях и дисциплине школьников" и др. Обсуж­дение этих вопросов дает учащимся довольно широкое представление о тех требованиях к их поведению, кото­рые вытекают из их школьных обязанностей.

Но чтобы правила поведения оказывали действенное регулятивное влияние на дисциплину учащихся и спо­собствовали их воспитанию, они должны быть усвоены на понятийном уровне и доведены до моральных убеж­дений. Естественно, что воспитательной работе в этом слу­чае необходимо придавать более конкретный характер. Ее тематика должна предусматривать глубокое разъяс­нение важнейших вопросов поведения учащихся и спо­собствовать формированию у них соответствующих по­нятий. Ограничимся лишь одним примером.

Правила поведения учащихся 5—9-х классов требуют, чтобы они настойчиво овладевали знаниями, старательно учились и были внимательными и активными на уроках. Чтобы школьники глубоко уяснили и усвоили эти требова­ния, необходимо помочь им осмыслить, в чем должна за-


ключаться их настойчивость и активность в овладении зна­ниями. Для этого полезно провести не одну, а ряд бесед: "Что такое настойчивость в учении и в чем она проявля­ется", "Что значит быть внимательным на уроке", "О по­знавательной активности в обучении", "Об обязанностях учащихся в учебе" и т.д. Как видим, содержание бесед носит не общий характер, как это зачастую бывает, а на­правлено на раскрытие конкретных понятий: что такое на­стойчивость в учении, что такое обязанность, в чем прояв­ляется внимательность и т.д.

Подобным же образом проводится разъяснительная работа и по другим правилам поведения. Это позволяет не только формировать понятия о важнейших правилах дисциплины, но и многократно обращаться к разъясне­нию одних и тех же требований к поведению учащихся, постоянно расширяя и углубляя их знания. Естественно, что тематика и содержание этих бесед и собраний должны соответствовать возрастным особенностям школьников1.

Усвоение правил и требований дисциплины создает соответствующие психологические установки в поведе­нии, позволяет учащимся сравнивать свои действия и поступки с моральными нормами, способствует форми­рованию у них взглядов и убеждений, которые и опреде­ляют нравственное сознание как важнейший элемент дисциплинированности.

6. Выработка у учащихся умений и навыков дис­циплинированного поведения. Воспитание культуры поведения.Воспитание практической стороны дисцип­линированности и культуры поведения требует умелой и систематической организации упражнений "в правиль­ном поступке" (А.С.Макаренко). Все это обусловливает необходимость широкого использования метода упраж­нений (приучения) в системе обучения и внеклассных занятий. Остановимся на наиболее распространенных из этих упражнений.

Большое значение имеет прежде всего четкое начало занятий. Как уже отмечалось, нельзя начинать урок, пока в классе не установится должный порядок и не будет

1 Этические беседы с учащимися: 5 класс. Мн., 1992; Этические беседы с учащимися: 6 класс. Мн., 1985; Этические беседы с учащи­мися: 7 класс. Мн., 1986; Этические беседы с учащимися: 8 класс. Мн., 1987.


привлечено внимание учащихся к работе. Если же уча­щиеся чем-либо взбудоражены или не успокоились сразу после перемены, для установления дисциплины необхо­димо применять специальные педагогические приемы, чтобы настроить их к работе (о них шла речь в главе об уроке).

Исключительно важно, чтобы учитель перед началом занятий обратил внимание на чистоту в классе, на нали­чие мела у доски и нужных учебных пособий, а в необхо­димых случаях предложил закрыть учебники или при­готовить тетради и ручки для письма. Нет ничего хуже для дисциплины, как суетливость и неорганизованность самого учителя в классе.

Например, учитель начал опрос учащихся по пройден­ному материалу, а потом вдруг обнаружил, что некоторые из них не закрыли учебники. Приходится прерывать отве­чающего и устранять этот недостаток. Или другой пример.-Учитель объявляет о контрольной работе по математике, подходит к доске и записывает задачи, не сделав никаких указаний учащимся. И вот возникают вопросы: "Какое се­годня число?", "Как озаглавить контрольную работу?", "Можно ли выполнять контрольную работу на листках, так как я забыл принести тетрадь?" и т.д. Так по вине учителя на уроке возникает беспорядок.

На уроках необходимо организовывать упражнения и приучать учащихся бесшумно занимать свое место за партой после перемены, правильно сидеть, соблюдать тишину, поднимать руку при желании ответить на по­ставленный вопрос или обратиться к учителю, красиво и стройно стоять у доски, не отвлекаться от занятий и т.д. Ну, а если иной раз возникает, как говорят, "рабочий шумок", опять полезно прибегать к тренировке и, на­пример, предложить учащимся провести "минутку ти­шины". Нужно также упражнять школьников бесшумно выходить из класса после окончания урока, спокойно вести себя на переменах и т.д. Необходимо подчеркнуть, что метод упражнений (приучения) является весьма дей­ственным средством воспитания дисциплины и культуры поведения учащихся в процессе обучения. Но эти упраж­нения необходимо сопровождать краткими пояснениями и беседами об их целесообразности и важности. Особенно широкое применение подобная методика должна нахо­дить в начальных и средних классах.


Приучение к дисциплине на занятиях осуществляется -с помощью дидактических методов и приемов поддержа­ния внимания учащихся, активизации их познаватель­ной деятельности и возбуждения интереса к учению. Увлеченный учебной работой школьник сосредоточива­ется на овладении знаниями, постепенно привыкает к порядку и начинает сам активно бороться со всеми поме­хами, отвлекающими от занятий.

Если в классе обнаруживается, что учащиеся плохо справляются с выполнением домашних заданий, с ними полезно проводить практические занятия с целью при­учения к соблюдению правил умственного труда. Уча­ствуя в этих занятиях, школьники глубже усваивают материал, лучше отвечают на уроке и на собственном опыте убеждаются, насколько эффективнее оказывается учебная работа, если придерживаться необходимых пра­вил.

Не меньшее значение имеют упражнения и для орга­низации поведения учащихся на переменах, а также при проведении внеклассной работы. В некоторых школах для этого используют дежурство школьников. В начале учебного дня дежурные занимают свои посты у входа в школу, у гардероба, в коридорах и классах и следят за порядком и дисциплиной. При виде дежурного учащи­еся не нарушают порядка у гардероба, не бросают на пол бумажки, не проявляют излишней резвости и постепен­но приучаются соблюдать чистоту, порядок и аккурат­ность, шлифуют культуру своего поведения1.

Не чем иным, как упражнением в дисциплинирован­ном поведении, является участие школьников в хорошо налаженном труде, соблюдении правил уличного движе­ния и т.д.

7. Использование общественного мнения воспита­тельного коллектива в процессе формирования у уча­щихся дисциплинированности и культуры поведения. Индивидуальная работа с учащимися. Проводя воспи­тательную работу в коллективе и через коллектив, нуж­но широко использовать его влияние на воспитание дис­циплинированности и культуры поведения учащихся. Большую роль здесь играет опора на актив. Как наибо-

1 Щуркова Н. Как упражнять в дисциплинированности //Народное образование. 1965. № 9.


лее деятельная часть ученического коллектива, активисты проявляют высокую принципиальность при анализе по­ведения учащихся, предъявляют требования к своим то­варищам и ориентируют коллектив на повышение ответ­ственности за соблюдение правил внутреннего распорядка. Вот почему нужно практиковать специальные совеща­ния и беседы с активистами по вопросам выполнения правил для учащихся, предъявлять повышенные требо­вания к улучшению их поведения, поручать им прово­дить разъяснительную работу со своими товарищами.

Опираясь на активистов, необходимо тактично при­менять меры общественного воздействия в тех случаях, когда отдельные учащиеся допускают отклонения от пра­вил поведения. К этим мерам относятся следующие: за­слушивание объяснений учащихся, допускающих нару­шения дисциплины, на классных собраниях, заседаниях ученических комитетов, применение мер общественного порицания, а иногда и взысканий. Однако нужно серьез­но взвешивать целесообразность этих мер и использовать их осторожно и только тогда, когда тот или иной школь­ник умышленно нарушает порядок и не считается с кри­тическими замечаниями со стороны одноклассников и учителей. Общественное воздействие в этих случаях дол­жно выступать как коллективное осуждение недисцип­линированности и в то же время указывать пути к улуч­шению поведения.

Наконец, значительное место в системе внеклассных мероприятий занимает индивидуальная воспитательная работа с учащимися как по преодолению, так и по пре­дупреждению недисциплинированности. Учителям и классным руководителям необходимо внимательно изу­чать поведение школьников, замечать малейшие откло­нения от норм и правил дисциплины, а также выяснять причины этих отклонений. Нужно иметь в виду, что склонность к нарушению порядка появляется не вдруг, она зарождается постепенно, и причинами ее могут быть дурное влияние товарищей, потеря интереса к учебе, от­рицательное отношение к отдельным учителям, небла­гоприятное положение среди сверстников и др. Во всех этих случаях возникает необходимость в индивидуальной работе и оказании помощи ученику. Положительную роль здесь могут сыграть задушевная беседа учителя или клас­сного руководителя, внушение, товарищеский совет, со­вместное обсуждение путей улучшения поведения и т.д.


8. Выдвижение и решение ведущих воспитательных задач в процессе формирования у учащихся дисцип­лины и культуры поведения. В системе воспитательной работы постоянно возникают те или иные задачи, требу­ющие подтягивания отдельных сторон в поведении, дис­циплине, учебе школьников. Например, может обнару­житься неудовлетворительная дисциплина учащихся на переменах, систематическое нарушение режима дня, сни­жение старательности при выполнении домашних зада­ний и т.д. Такие недочеты могут относиться к учащимся как всей школы, так и отдельных классов. Как их пре­одолевать?

При решении данных вопросов в школах нередко ог­раничиваются проведением тех или иных одноразовых мероприятий. Ухудшилась дисциплина на переменах в классе — проводится беседа или собрание на эту тему. Обнаружилось небрежное отношение к школьному иму­ществу — опять собрание или беседа, опять обсуждение. Вполне естественно, что с помощью даже хорошо подго­товленных разовых словесных мероприятий подобные недостатки преодолеть практически невозможно.

Чтобы помочь учащимся в тех или иных вопросах поведения, необходимо осуществить в этом направлении целый комплекс воспитательной работы и в течение не­которого времени воздействовать на их сознание, чувства, поведение и волю. Обратимся к примеру.

После окончания уроков дети беспорядочно бегут к гардеробу, устраивают суету при получении одежды и, таким образом, нарушают порядок. Можно ли этот недо­статок преодолеть с помощью одной, хотя и содержатель­ной беседы или ученического собрания? Конечно, нет. Правду говоря, нужно было бы планировать и строить та­кие гардеробы, чтобы учащиеся могли спокойно, без суеты взять свою одежду. Но пока они небольшие и тесные, нужно преодолевать этот недостаток продолжительной воспита­тельной работой и приучать школьников без шума и суеты идти к гардеробу. Следует поставить перед учащимися задачу не нарушать порядка, одеваясь после занятий, по­высить в этом отношении педагогические требования с тем, чтобы вызывать у них потребность в улучшении своей дисциплины и культуры поведения. Затем нужно позабо­титься о том, чтобы школьники могли быстро получить свою одежду и не простаивать в очереди. Полезно в какой-то форме обсудить этот вопрос на классном собрании. Од-


нако и этого мало. Необходимо специально тренировать учащихся, чтобы они спокойно следовали к гардеробу, и установить надлежащий контроль за их поведением. Только такое сочетание требований, разъяснительной работы и приучения в конечном итоге будет реально влиять на по­ведение учащихся.

Подобным же должен быть подход к воспитанию, если возникает необходимость привлечь внимание учащихся к соблюдению чистоты в школе, формированию береж­ного отношения к школьному имуществу и т.д.

Таковы содержание, внутренняя логика и методичес­кие основы воспитания у учащихся сознательной дис­циплины и культуры поведения.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Раскройте значение дисциплины и культуры поведения в систе­
ме нравственного формирования учащихся.

2. Какие подходы сложились в педагогике при разработке вопросов
теории и методики воспитания дисциплинированности и культуры по­
ведения?

3. Дайте определение понятий: дисциплинированность и культура
поведения.

4. Какие педагогические условия и методы способствуют формиро­
ванию у учащихся потребности в соблюдении правил дисциплины и
культуры поведения?

5. Какой должна быть система воспитательной работы по формиро­
ванию у учащихся взглядов и убеждений (сознания) по вопросам дис­
циплины и культуры поведения?

 

6. Какие методы необходимо использовать для формирования у
школьников навыков и привычек дисциплины и культуры поведения?

7. Какую роль играет ученический коллектив и как он влияет на
воспитание дисциплины и культуры поведения?

8. Чем обусловливается необходимость выдвижения ведущих вос­
питательных задач в системе формирования у учащихся дисциплины и
культуры поведения и как они должны решаться?

9. Какие общие методы воспитанш используются в процессе фор­
мирования дисциплины и культуры поведения учащихся?

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения школь­ников /Сост. Ф.А.Бобков; Под ред. И.С Марьенко. М., 1982.


Колесов Д.М. Предупреждение вредных привычек у школьников. Мн., 1987.

Короткина Т.К., Шалыт Л.Б. Закон школьной жизни. Мн., 1989.

Шамова Т.И., Нефедова К.А. Воспитание сознательной дисциплины школьников в процессе обучения. М., 1985.

Щуркова Н. Как упражнять в дисциплинированности //Народное образование. 1965. № 9.

Этические беседы с учащимися: 5-й класс: Материалы в помощь учителям и классным руководителям /Науч. ред. И.Ф.Харламов. Мн., 1992.

Этические беседы с учащимися: 6-й класс: Пособие для учителя / Науч. ред. И.Ф.Харламов. Мн., 1985.

Этические беседы с учащимися: 7-й класс: Пособие для учителя / Науч. ред. И.Ф.Харламов. Мн., 1986.

Этические беседы с учащимися: 8-й класс: Пособие для учителя / Науч. ред. И.Ф.Харламов. Мн., 1987.

Глава 24 ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

1. Роль эстетического воспитания в развитии лич­
ности.

2. Сущность эстетического воспитания и его со­
держание.

3. Формирование у школьников художественно-
эстетических потребностей.

4. Воспитание у учащихся эстетических представ­
лений, понятий и вкусов.

5. Приобщение школьников к художественному
творчеству и развитие их способностей в области
литературы, музыки и изобразительного искусства.

6. Использование эстетического воспитания в
целях нравственного формирования учащихся.

7. Формирование эстетики поведения.

1. Роль эстетического воспитания в развитии лич­ности.Роль эстетического воспитания в развитии лично­сти, в ее всестороннем формировании трудно переоценить. Уже в древности встречается мысль об элементах эсте­тики и красоты в деятельности и жизни человека. Об этом, в частности, говорится в одной притче Плутарха.

Три раба везут тачку с камнями. Каждому из них фило­соф задает один и тот же вопрос: "Зачем ты везешь эти


тяжелые камни?" Первый отвечает: "Приказали везти эту проклятую тачку". Второй говорит: "Везу тачку, чтобы за­работать на хлеб". Третий же сказал: "Строю прекрасный храм".

Видеть в труде созидательное начало красоты — зна­чит творить прекрасное и в соответствии с ним преобра­зовывать окружающий мир.

Исключительно велико и многообразно влияние ис­кусства как важнейшего элемента красоты и эстетичес­кого отношения к действительности на человека. Оно прежде всего выполняет большую познавательную фун­кцию и тем самым способствует развитию сознания и чувств личности, ее взглядов и убеждений.

В.Г.Белинский отмечал, что в познании окружающего мира имеются два пути: путь научного познания и позна­ние средствами искусства. Он указывал, что ученый гово­рит фактами, силлогизмами, понятиями, а писатель, худож­ник — образами, картинами, но говорят они об одном и том же. Экономист, вооружаясь статистическими данны­ми, доказывает, что положение того или иного класса ухуд­шилось или улучшилось вследствие таких-то и таких-то причин. Поэт же показывает эти изменения с помощью образного, художественного изображения действительно­сти, воздействуя на фантазию и воображение читателей. В этой связи Белинский подчеркивал, что искусство спо­собствует развитию сознания и убеждений человека не меньше, чем наука.

Большую роль играют искусство и эстетическое вос­питание в формировании нравственности. Еще Аристо­тель писал, что музыка способна оказывать влияние на эстетическую сторону души, и, поскольку она обладает таким свойством, она должна быть включена в число пред­метов воспитания молодежи. Отмечая эту сторону воз­действия искусства на личность, А.М.Горький называл эстетику этикой будущего.

Многие наши воины в годы Великой Отечественной войны, идя в бой, несли в вещевых мешках полюбившиеся им художественные произведения. Нельзя не усматривать определенной связи между жизненным подвигом Николая Островского и почти полностью повторившего его судьбу писателя Николая Бирюкова - автора известного романа "Чайка" об отважной партизанке Лизе Чайкиной, который около 30 лет пролежал пораженный тяжелой болезнью


и нашел в себе силы и мужество овладеть мастерством художественного слова, чтобы остаться в строю. Такая же судьба постигла и белорусского писателя Виссариона Гор-бука, который после тяжелого ранения в боях с фашистс­кими захватчиками потерял способность к передвижению и, будучи надолго прикованным к постели, остался в жиз­ненном строю, создал немало художественных произве­дений для детей и взрослых.

Искусство и в особенности литература являются могу­чим средством духовного возвышения человека. "Чем больше я читаю, - писал А.М.Горький, - тем больше книги роднят меня с миром, тем ярче и значительнее становится для меня жизнь". А.И.Герцен отмечал, что без чтения нет и не может быть ни вкуса, ни стиля, ни многосторонней шири понимания. Чтением человек пе­реживает века. Книги оказывают влияние на глубинные сферы человеческой психики. Недаром Э.Хемингуэй срав­нивал книгу с айсбергом, большая часть которого нахо­дится под водой. Искусство развивает эстетическую куль­туру человека, учит его понимать прекрасное и строить, как уже отмечалось, жизнь по "законам красоты".

Однако влияние искусства на воспитание человека в определяющей мере зависит от его художественно-эсте­тического развития. В восточных странах говорят: "Нет красоты в песках пустыни, есть красота в душе араба". Без знания законов художественного отражения действи­тельности, без понимания языка и художественных средств искусство не возбуждает ни мыслей, ни глубо­ких чувств. Оно приносит удовлетворение и наслажде­ние только тому человеку, который имеет определенную подготовку и владеет эстетической образованностью.

Чтобы чувствовать красоту оперного искусства, напри­мер, необходимо знать его особенности, понимать язык музыки и вокала, с помощью которых композитор и певцы передают все оттенки жизни и чувств и воздей­ствуют на мысли и эмоции слушателей. Восприятие по­эзии и изобразительного искусства также требует опре­деленной подготовки и соответствующего понимания. Даже занимательный рассказ не будет возбуждать интереса, если у человека не выработана техника выразительного чтения, если всю свою энергию он будет затрачивать на составле­ние произносимых звуков в слова и не чувствовать их худо­жественно-эстетического влияния.


Задача школы — обеспечить необходимую эстетичес­кую подготовку учащихся, ввести их в большой мир ис­кусства, сделать его действенным средством познания, окружающей действительности, развития мышления и нравственного совершенства.

2. Сущность эстетического воспитания и его содер­жание. Понятие эстетическое воспитание органически связано с термином эстетика, обозначающим науку о прекрасном. Само слово эстетика происходит от гречес­кого aisthesis, что в переводе на русский язык означает ощущение, чувство. Поэтому в общем плане эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в об­ласти прекрасного. Но в эстетике это прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительнос­ти в сознании и чувствах человека, с его способностью пони­мать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его.

Сущность эстетического воспитания состоит в органи­зации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способностей полноценного восприятия и правиль­ного понимания прекрасного в искусстве и в жизни, на выработку эстетических представлений, понятий и вкусов, а также развитие творческих задатков и дарований в об­ласти искусства.

Поскольку эстетическое воспитание осуществляется с помощью искусства, его содержание должно охватывать изучение и приобщение учащихся к различным видам и жанрам искусства — литературе, музыке, изобразитель­ному искусству. Именно этой цели служит включение в программу школьного обучения белорусского и русского языка и литературы, рисования, пения и музыки. Су­щественной стороной эстетического воспитания является также познание прекрасного в жизни, в природе, в нрав­ственном облике и поведении человека.

Не менее важной стороной содержания эстетического воспитания является его направленность на личностное развитие учащихся. Какие же стороны этого развития оно должно охватывать?

Прежде всего необходимо формировать у учащихся эстетические потребности в области искусства, в по­стижении художественных ценностей общества.

Важнейшим элементом содержания эстетического воспитания является развитие у учащихся художе-


ственных восприятий. Эти восприятия должны охваты­вать широкую сферу эстетических явлений. В частности* необходимо научить школьников воспринимать прекрас­ное как в различных видах искусства, так и в природе, а также в окружающей жизни и поведении людей.

Существенным компонентом эстетического воспитания является овладение знаниями, связанными с понимани­ем искусства и умением выражать свои суждения (взгляды) по вопросам художественного отражения дей­ствительности. Сюда относится формирование у учащихся представлений и понятий о специфике отражения этой действительности в разных видах и жанрах искусства, выработка умения анализировать содержание и нравствен­но-эстетическую направленность произведений искусства.

Большое место в содержании эстетического воспита­ния занимает формирование художественного вкуса, свя­занного с восприятием и переживанием прекрасного. Нужно научить школьников чувствовать красоту и гармонию подлинного произведения искусства, проявлять художественную взыскательность, а также стремление к повышению культуры поведения.

Важным содержательным компонентом эстетическо­го воспитания является приобщение учащихся к худо­жественному творчеству, развитие их склонностей и способностей в музыке, изобразительном искусстве и литературе. Л.Н.Толстой высказывал убеждение в том, что у каждого ребенка есть разнообразные потребности в художественном творчестве, которые необходимо разви­вать и использовать в целях воспитания.

Наконец, эстетическое воспитание должно направ­ляться на раскрытие и осмысление гражданской основы искусства и способствовать формированию у учащихся общественных взглядов и убеждений, а также нравствен­ности. Как же должно осуществляться эстетическое вос­питание?

3. Формирование у школьников художественно-эсте­тических потребностей.Эстетическое воспитание в школе начинается с младших классов в процессе изучения языка, доступных литературных произведений, а также на уроках пения, рисования, природоведения. Основное направление этой работы сводится к практическому оз­накомлению с различными видами искусства, приуче­нию их к эстетическому восприятию и простейшим эсте-


тическим суждениям. В решении указанной задачи боль­шую роль играет пример и художественная подготовка самого учителя. Ему необходимо владеть умением кра­сиво писать, выразительно и эмоционально читать стихи и рассказы, хорошо проводить уроки пения, иметь навы- ки музыкального и изобразительного искусства. Подго- товка учителя и его компетентность в различных видах искусства не только создают условия для переживания детьми внутренних противоречий между имеющимся и необходимым уровнем их эстетического развития, но и возбуждают потребность в приобщении к искусству. Для воспитания художественного восприятия у млад- ших школьников существенное значение имеют исполь­зование приема сравнения при изучении литературных произведений, прослушивании музыки и рассматривании картин и побуждение их к оценке этих произведений, выражению собственного отношения к их достоинствам и недостаткам. Постановка простейших вопросов, направ- ленных на выяснение того, что детям нравится в том или ином произведении, какая картина или музыкальная мелодия лучше, обостряет их восприятие и побуждает к оценочным суждениям.

В воспитании эстетических восприятий необходимо широко использовать заучивание наизусть стихов, песен, демонстрацию репродукций картин лучших художников. Большое значение в младших классах имеет показ кра­соты родной природы, причудливо сочетающей в себе уплывающую в синеву даль полей, бирюзовое течение рек, спокойную, окаймленную кустами и деревьями гладь озер, неповторимую гамму птичьего пения, величавые массивы леса и т.д.

К.Д.Ушинский называл природу одним из лучших воспитателей1:

А воля, а простор, природа... А эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотая осень, разве не были нашими воспитателями? ...Я вынес из впе­чатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрас­ный ландшафт имеет такое огромное воспитательное вли­яние на развитие молодой души, с которым трудно сопер­ничать влиянию педагога...

Для ознакомления учащихся с красотой природы про­водятся экскурсии, организуются наблюдения за сезон-

' Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 11. С. 52-53.


ными изменениями окружающего ландшафта, создаются гербарии, оформляются выставки картин, посвященные животному миру, и т.д. Вместе с тем необходимо воспи­тывать активное отношение к охране природы, органи­зуя для этого кружки "Друзья природы", "Зеленый пат­руль", акции "В защиту леса" и т.д. Все это показывает, что эстетическое воспитание учащихся должно занимать видное место в комплексе учебных и внеклассных заня­тий в начальных классах.

Воспитательная работа по развитию и укреплению эсте­тических потребностей, стремления к восприятию пре­красного продолжается и в последующих классах, но, разумеется, на более высоком уровне.

4. Воспитание у учащихся эстетических представ­лений, понятий и вкусов. Это весьма сложная педагоги­ческая задача. Простейшие эстетические представления и суждения, как уже отмечалось, формируются в на­чальных классах. Однако основная работа в этом направ­лении осуществляется с учащимися-подростками и стар­шими школьниками, обладающими для этого необходи­мыми способностями к более глубокому пониманию ис­кусства.

Очень важно в этих классах обогащать учащихся пред­ставлениями о художественных средствах передачи на­строения человека, которые используются в литературе, музыке и изобразительном искусстве. К примеру, в 7-м классе изучается поэма Янки Купалы "Курган", в кото­рой повествуется о старом певце, не побоявшемся ска­зать князю правду и погибшем от его жестокой руки. Само начало поэмы — образное, со множеством эпитетов — показывает немного грустный рисунок кургана, который прячет трагические тайны прошлого:

Пам1ж пустак, балот беларускай зямл!, На узбярэжжы рак! шумнацечнай, Дрэмле памятка дзён, што у нябыт уцякл!,— Удз1рванелы курган векавечны.

Дуб галле pacnycujy каранасты над 1м, Сухазелле у грудз! упшося; Вецер стогне над 1м уздыханнем глух!м,— Аб м!нуушчыне у жальбах галосе.


На купалле там птушка садзщца, пяе, У пш1пауку воук нема вые; Сонца днём распускав там косы свае, Ночкай зоры глядзяць залатыя.

Хмары неба усцшал! мо тысячу раз, Перуны бш! з краю да краю,— Ён стащь — тэта памяць людская, паказ... Тольк! гутарка ходзщь такая.

А каким лиризмом и теплотой проникнуты строки стихов П.Труса, посвященные матери:


Не засн1,— Пабудз! мяне рана, О!., мая

дарагая матуля!.. Дзе дароп бягуць за курганам, пойдзем зелле зб!раць мы на Яна... Толью ты

Пабудз! мяне рана, О!., мая дарагая матуля!


Пабудз!,

як будзша у маленстве,

Кал! крылася

поле туманам...

Над абл!ччам ма!м

ды заспаным

ты снавала

да сонца —

ой, рана —

пражу сноу

залатога маленства.


В познании художественных средств изображения дей­ствительности в искусстве большое значение имеет ос­мысление и усвоение учащимися таких понятий, как композиция произведения, его сюжет, фабула, художе­ственный образ, эпитет, метафора, сравнение, минор и мажор в музыке, перспектива в изобразительном искус­стве и др.

В последние годы в школьной практике с целью разви­тия эстетических суждений и углубления эстетических взглядов широко используется написание сочинений, устное и письменное рецензирование произведений лите­ратуры, музыки, театральных постановок, кинофильмов и художественных выставок.

В связи с важностью эстетического воспитания и разви­тия у учащихся художественных представлений, поня­тий и суждений большое значение имеет осмысление ими той связи, которая существует между различными вида­ми искусства в отображении жизненных явлений. Вот


почему на занятиях по литературе необходимо использо­вать произведения музыки и изобразительного искусства. Так, при изучении повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" учитель может использовать иллюстрации С.Герасимова и П.Соколова к этой повести. Изучение сказок Салтыкова-Щедрина обычно сопровождается рассмотрением иллюстраций художников Н.Муратова и Кукрыниксов. Прослушивание романса А.Варламова "Бе­леет парус одинокий" организуется при изучении лири­ки М.Ю.Лермонтова. Подобное синтетическое использо­вание искусства в процессе учебной работы помогает уяс­нению специфики изобразительных средств различных видов искусства и развитию разностороннего и более глу­бокого эстетического восприятия действительности.

Исключительно острой и слабо решаемой в школьной практике является проблема формирования у учащихся полноценных художественных вкусов, умения отличать подлинные высокохудожественные произведения от при­митивного ремесленничества, художественных поделок. Это особенно относится к музыке и изобразительному искусству, когда учащиеся зачастую увлекаются како­фонией и бездумным модернизмом и недооценивают клас­сики, а иногда и форм отечественного искусства. Трудно­сти школы в привитии учащимся художественного вкуса здесь усугубляются тем, что средства массовой информа­ции, дискотеки и видеотеки слишком широко популяри­зируют западную музыку и кинофильмы в ущерб отече­ственному искусству. Преодолеть это влияние можно толь­ко одним — широким использованием классической ли­тературы, лучших образцов современной музыки и худо­жественного творчества.

5. Приобщение школьников к художественному твор­честву и развитие их способностей в области литера­туры, музыки и изобразительного искусства. Будучи по своей природе существом творческим, человек обла­дает склонностью к художественно-творческой деятель­ности. С раннего возраста дети пробуют свои силы в об­ласти пения, рисования, искусства слова. Развивать и совершенствовать эти склонности и способности — одна из задач эстетического воспитания. В младших и сред­них классах она решается прежде всего на занятиях по языку и литературе, рисованию и пению. С этой целью учителя дают школьникам задания делать свои иллюст-


 


рации к литературным произведениям., пейзажные зари­совки родной природы, пробовать писать стихи или рассказы. Такие задания не имеют целью сформирование профессиональных умений в области художественного творчества, а рассчитаны главным образом на их эстети­ческое развитие.

Для тех же школьников, у которых обнаруживаются творческие способности, подобные занятия служат сред­ством совершенствования художественного опыта, уме­ний и навыков. Здесь иногда имеет значение первое по­буждение, которое дает толчок к серьезным занятиям искусством. Как писалось в одной статье для родителей, "...стоит пробудить в ребенке художника — и его не удер­жишь от творчества: он обязательно будет рисовать, пи­сать стихи или сочинять музыку"1.

Известный композитор Д.Б.Кабалевский выдвигал идею о том, чтобы уроки музыки посвящались практи­ческому изучению музыкальных произведений, глубоко­му ознакомлению учащихся с отражением в музыкальных произведениях явлений жизни, нравственности людей. Художник Б.М.Неменский разработал программу по рисо­ванию, которая, вместо традиционного обучения уча­щихся рисованию отдельных предметов, предусматрива­ет побуждение их к творческому отражению окружаю­щей жизни средствами изобразительного искусства. Это существенно улучшает эстетическое развитие учащихся, понимание ими тесной связи искусства с человеческой жизненной практикой.

Важным средством организации разнообразной худо­жественно-творческой деятельности учащихся являются различные формы внеклассной работы: кружки и сту­дии по литературе, музыке и изобразительному искусст­ву, коллективы художественной самодеятельности, орга­низация встреч с работниками искусства, проведение художественно-творческих конкурсов, олимпиад и т.д. В процессе этой работы школьники приобщаются к твор­честву и делают первые шаги в литературе, музыке и изобразительном искусстве. Результаты художественной деятельности школьников оформляются в виде руко­писных (машинописных) литературных журналов, выста­вок картин и рисунков, организации музыкальных кон­цертов и т.д.


1 Скрылев Ю. Листья самые прекрасные //Семья и школа. 1961. № 12. С. 12.


6. Использование эстетического воспитания в целях нравственного формирования учащихся.При изучении произведений искусства важнейшее значение имеет раскрытие их гражданской и нравственной направлен­ности и использование их в целях морального формиро­вания учащихся. Для этого необходимо вырабатывать у учащихся понимание того, что подлинное произведение искусства всегда утверждает правду жизни, пафос твор­ческого созидания прекрасного, стимулирует стремление людей к прогрессу, к осуществлению идеалов добра, сво­боды и справедливости. Любовь к родине, борьба со всеми искажениями в жизни общества, развитие духовной кра­соты человека-творца — такова идейная направленность произведений лучшей художественной классики. Вот почему при изучении белорусской поэзии нужно обра­щать внимание учащихся на ее свободолюбивые и патри­отические мотивы. Кого не волнуют, например, такие строки из стихотворения Максима Богдановича "Слущия ткачых!", в которых выражается любовь к своему родно­му краю:

А за сцяной смяецца поле, 31яе неба з-за акна,— I думк! мкнуцца м!мавол1 Туды, дзе расцвша вясна; Дзе бл!шча збожжа у яснай дал!, Сшеюць мша васшьк!, Халодным срэбрам ззяюць хвал! Mix гор лючайся раю; Цямнее край зубчаты бора... I тчэ, забыушыся, рука, Замест персщскага узора, Цвяток радз!мы васшька.

Героические патриотические подвиги людей раскры­ваются в произведениях белорусских писателей Я.Купалы, Я.Коласа, М.Лынькова, М.Танка, И.Шамякина, К.Черного, П.Панченки и др.

Для раскрытия нравственного содержания искусства широко используются различные формы внеклассной работы. В школах проводятся тематические литератур­но-художественные вечера: "Песни и музыка Великой Отечественной войны", "Мотивы морали и нравственной чистоты в музыке", "Идеи патриотизма в изобразитель-


ном искусстве" и др. Эти мероприятия оказывают боль­шое влияние на интеллектуальную и эмоционально-нрав­ственную сферу учащихся, развивают и укрепляют чувства, воспитывают моральную чистоту мыслей и по­ведения. Но с чем же связано это влияние? Здесь прояв­ляет себя так называемая эмпатия, то есть перенесение себя в состояние другого человека, побуждение к сопере­живанию его (положительного героя художественного произведения) чувств и эмоционального состояния, стрем­ление следовать его действиям и поступкам.

7. Формирование эстетики поведения. Одновремен­но и в органическом единстве с развитием эстетических потребностей, понятий и вкусов необходимо формировать эстетику поведения учащихся. Эта работа проводится как в системе урочных занятий, так и во внеурочное время. На уроках воспитываются культура соблюдения тишины и порядка, бережное отношение к книгам и тетрадям, школьной мебели и учебному оборудованию, благожела­тельное отношение и вежливость между учащимися. Все это составляет важную область эстетики их повседневно­го поведения.

Эстетика должна характеризовать организацию труда и разнообразной практической деятельности учащихся во внеурочное время. Д.Б.Кабалевский отмечал, что об­ласть прекрасного должна пронизывать все проявления человеческой жизни, одухотворять его труд и поведение. Привлекая школьников к трудовой деятельности, необ­ходимо заботиться о разумной ее организации, раскры­вать ее плодотворное влияние на физические силы и мо­ральные чувства человека.

Учащиеся по заданию учителя сделали уборку и наве­ли чистоту в школьном дворе, привели в порядок посадки декоративных кустов, выкрасили забор. "Смотрите, как уютно и хорошо стало возле нашей школы!" - говорит учи­тель, — и учащиеся любуются делом своих рук, пере­живая радость и воодушевление от сделанного. Школьни­ки вырастили цветы, которые горят яркими красками до глубокой осени под окнами школы. Их руками создан и ухожен учебно-опытный участок, на который можно за­смотреться. Надо помочь ребятам увидеть красоту своих усилий, что, как правило, побуждает их к дальнейшему улуч­шению своего труда.


Не меньшее значение для воспитания эстетики пове­дения имеют беседы с учащимися о нравственном этике­те, о культуре речи, о внешнем виде человека и его по­ступках, о современной моде в одежде, обуви и причес­ке. Особенно важно предупреждать учащихся от утриро­вания и искажения моды. В этих целях хороший эффект дают встречи с модельерами, работниками парикмахерс­ких и швейных ателье, артистами и т.д. Эти встречи помогают школьникам не только осмысливать проблемы моды и поведения, но и учат их хорошим манерам, пре­дупреждают ультрамодные увлечения, способствуют выработке этической культуры.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Какую роль играет эстетическое воспитание в развитии личности?

2. В чем состоит сущность эстетического воспитания и каково его
содержание?

3. Какие методы и приемы воспитания используются для формиро­
вания у учащихся потребности в эстетическом развитии?

4. Какой должна быть система воспитательной работы по формиро­
ванию у школьников эстетических представлений, понятий и вкусов?

5. Как использовать литературу, музыку и изобразительное искус­
ство для нравственного воспитания учащихся?

6. Какие формы воспитательной работы используются для приоб­
щения учащихся к различным видам художественного творчества и
развития их способностей в области искусства?

7. Как воспитывать у учащихся эстетику поведения?

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Гавриловец К.В., Казимирская И.И. Нравственно-эстетическое вос­питание школьников. Мн., 1988.

Идеи эстетического воспитания: Антология: В 2 т. /Сост. В.П.Шестаков. М., 1973.

Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М., 1984.

Неменский Б.М. Мудрость красоты. М., 1981.

Основы эстетического воспитания /Под ред. М.А.Кушаева. М., 1986.

Прасолова Е.Л. В союзе с красотой. М., 1987.

Система эстетического воспитания школьников /Под ред. С.А.Герасимова. М., 1983.

Щиряков Н.Н. Эстетическое воспитание учащихся. Мн., 1970.

Эстетическая культура и эстетическое воспитание /Сост. Г.С.Лабковская. М., 1983.


Глава 25 ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

1. Физическое воспитание в системе всесторонне­
го развития личности. Сущность физического воспи­
тания и его содержание.

2. Основные средства и методы физического вос­
питания.

3. Физическое воспитание в процессе учебных за­
нятий.

4. Внеклассная работа по физическому воспита-

нию.

1. Физическое воспитание в системе всестороннего развития личности. Сущность физического воспитания и его содержание. По значению эта тема должна зани­мать первое место в педагогике, так как физическое вос­питание является основой для развития личности вооб­ще. Но в чем же заключается его значение во всесторон­нем формировании учащихся?

Прежде всего физическое развитие человека создает предпосылки для полноценной умственной работы. Из­вестно, что интеллектуальный труд требует большого напряжения физических сил. Болезненность же человека, отсутствие физической закалки значительно снижают эффективность умственной деятельности. Вот почему многие деятели культуры и ученые (Л.Н.Толстой, И.П.Павлов и др.) стремились сочетать умственные за­нятия с физическими упражнениями, а некоторые актив­но занимались и занимаются спортом.

Физически здоровый человек может лучше проявлять себя в производительном труде, преодолевать большие нагрузки, меньше утомляться.

Наконец, правильное физическое воспитание, участие в спортивно-массовых мероприятиях способствуют фор­мированию нравственности, товарищества, коллекти­визма, требовательности к себе, а также укреплению воли.

В чем же состоит сущность физического воспитания? Для осмысления этого понятия попытаемся сравнить его с другим, близким по значению термином — физическое развитие. Физическое развитие включает в себя те каче­ственные изменения, которые происходят в укреплении


и совершенствовании физических сил человека и его здо­ровья под воздействием благоприятной природной среды и специально организованного воспитания. В этом смыс­ле оно выступает лишь как один из результатов физичес­кого воспитания. Само же физическое воспитание охва­тывает более широкую область педагогического влияния на учащихся. Наряду с физическим развитием оно при­звано возбуждать у них потребность и интерес к занятиям физической культурой и спортом, способствовать глубоко­му осмыслению психофизиологических основ физическо­го развития и укреплению здоровья, а также умственно­му, нравственному и эстетическому формированию.

Физическое воспитание выступает как многогранный процесс организации активной физкультурно-оздорови­тельной деятельности учащихся, направленной на укреп­ление потребности в занятиях физической культурой и спортом, осмысление их психофизиологических основ, развитие физических сил и здоровья, а также выработку санитарно-гигиенических навыков и привычек и здорово­го образа жизни.

Уяснение сущности физического воспитания позволя­ет более конкретно представить его внутреннюю струк­туру и содержание.

С этой точки зрения важное значение в содержании физического воспитания имеет формирование у учащихся потребности в занятиях физкультурой и спортом и укреплении своих физических сил и здоровья. Потреб­ность в данном случае мыслится не только как внутрен­ний побудительный стимул, но и как определенная при­вычка личности заниматься различными физическими упражнениями с целью совершенствования своих физи­ческих сил и общей работоспособности, а также укрепле­ния воли.

Существенным компонентом содержания физическо­го воспитания является обогащение учащихся системой знаний о сущности и общественном значении физкуль­туры и спорта и их влиянии на всестороннее развитие личности. Такие знания расширяют умственный и нрав­ственный кругозор учащихся, повышают их общую куль­туру. Вместе с тем большое значение имеют знания о психофизиологических механизмах влияния физкуль­туры и спорта на формирование личности, укрепление ее здоровья и развитие физических задатков и способнос­тей.


Видное место в физическом воспитании занимает фор­мирование у школьников санитарно-гигиенических на­выков организации труда и разу много отдыха, правиль­ного чередования умственных занятий с физическими упражнениями и разнообразной практической деятель­ностью. Сюда относятся поддержание надлежащей гиги­ены тела и одежды, соблюдение требований режима дня, а также санитарно-гигиенических правил в школе.

Весьма важной содержательной частью физического воспитания является развитие у учащихся двигательных умений и навыков, воспитание и совершенствование вне­шней культуры поведения: осанки, походки, ловкости, быстроты двигательных реакций и т.д.

Наконец, физическое воспитание включает в себя развитие у учащихся физических способностей и стрем­ления к занятиям в различных видах физкультуры и спорта: в легкой или тяжелой атлетике, в спортивных играх, плавании и т.д.

Все эти содержательные компоненты физического вос­питания находят свою реализацию в санитарно-гигиени­ческом режиме школы, в программах учебных занятий по физической культуре, а также в организации спортив­но-массовой работы во внеурочное время. Работа по фи­зическому воспитанию в школе должна направляться в конечном итоге на "гармоничное развитие форм и функ­ций организма человека..., всестороннее совершенство- вание физических способностей, укрепление здоровья, обеспечение творческого долголетия... людей..., воспи­тание моральных, волевых и эстетических качеств лич­ности..., содействие развитию интеллекта"1.

2. Основные средства и методы физического воспи­тания. Формирование у учащихся физической культуры и решение основных задач физического воспитания тре­буют использования разнообразных средств и методов физического развития учащихся. К средствам физичес­кого воспитания относятся: а) естественные силы при­роды: солнце, воздух и вода; б) режим питание, труда и отдыха, в) утренняя гимнастика; г) уроки фз-з

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.