1. Понятие о методах и средствах воспитания. Система общих методов воспитания.
2. Утверждение в педагогике гуманного подхода к воспитанию учащихся и преодоление методов авто ритаризма.
3. Убеждение как важнейший метод воспитания.
4. Метод положительного примера.
5. Метод упражнений (приучения).
6. Методы одобрения и осуждения.
7. Методы требования и контроля за поведением. Метод переключения. Комплексное использование методов воспитания.
1. Понятие о методах и средствах воспитания. Система общих методов воспитания.В педагогике до настоящего времени нет единой трактовки этих понятий. В одном из ранее изданных учебников читаем: "Под методом... воспитания понимается то средство, при помощи которого воспитатель вооружает детей, подростков и юношей твердыми моральными убеждениями, нравственными привычками и навыками и т.д."1 Как видим, понятие метода в этом определении смешивается с понятием средства, с чем вряд ли можно согласиться.
В другом пособии метод воспитания определяется как совокупность способов и приемов формирования у учащихся тех или иных качеств. Однако и эта дефиниция является слишком общей и не делает ясным данное понятие. К тому же как в первом, так и во втором определении упускается из виду то, о чем уже говорилось, что воспитанника нельзя ничем "вооружить" и нельзя ниче-
1Шимбирев П.Н., Огородников И.Т. Педагогика. М., 1954. С. 215.
го у него сформировать без его собственной активности в работе над собой. Как же в таком случае подойти к более правильному осмыслению понятия "метод воспитания"?
Прежде всего вспомним, что личность развивается только в процессе разнообразной деятельности. Это в полной мере относится и к формированию отношений (личностных качеств) как предмета воспитания. Так, для формирования таких социальных отношений, как мировоззрение и общественная направленность личности, необходимо включать ее в познавательную и разнообразную общественную деятельность. Только в соответствующей познавательной и практической деятельности формируются патриотизм, трудолюбие и другие качества. Все это, естественно, требует от педагога хорошего владения способами и приемами организации учебно-познавательной и разнообразной практической деятельности учащихся, которые органически входят в содержание понятия методов воспитания.
Однако для формирования отношений весьма существенным является то, чтобы педагог, организуя деятельность учащихся, умело использовал такие способы и приемы воспитания, которые стимулировали бы их стремление, (потребности) к личностному развитию, способствовали бы формированию их сознания (знаний, взглядов и убеждений), совершенствованию поведения и волевой сферы и которые в своей совокупности создают предпосылки для выработки тех или иных личностных качеств.
Так, воспитывая дисциплинированность, нужно разъяснять учащимся нормы и правила поведения и убеждать в необходимости их соблюдения. С этой целью используются также положительные примеры дисциплинированности и выполнения своих обязанностей. Все это способствует формированию у учащихся соответствующих потребностей, знаний, взглядов, чувств и убеждений и оказывает влияние на их поведение.
Но в ряде случаев для выработки навыков и привычек дисциплинированного поведения на уроках, переменах и в общественных местах необходимо использовать и специальные упражнения, приучая учащихся правильно сидеть за партой, поднимать руку при желании обратиться к учителю и т.д.
Важную стимулирующую роль в формировании дисциплинированности играют одобрение положительных поступков учащихся и тактичное осуждение нарушений норм и
правил поведения. Подобную корректирующую роль выполняют также требования педагога, контроль за поведением учащихся и переключение их на другие виды деятельности.
Таковы важнейшие способы и приемы воспитательной работы, которые используются в процессе формирования у учащихся отношений (личностных качеств) и которые выступают как методы воспитания.
Под методами воспитания следует понимать те специфические способы и приемы воспитательной работы, которые используются в процессе организации разнообразной деятельности учащихся для развития у них соответствующей потребностно-мотивационной сферы, взглядов и убеждений, выработки навыков и привычек поведения, а также его коррекции и совершенствования с целью формирования личностных свойств и качеств.
Как свидетельствуют приведенные примеры, к числу таких общих методов воспитания относятся следующие: а) убеждение, б) положительный пример, в) упражнение (приучение), г) одобрение, д) осуждение, е) требование, ж) контроль за поведением, з) переключение на другие виды деятельности.
От методов воспитания следует отличать средства воспитания. Средства воспитания — это те конкретные мероприятия или формы воспитательной работы (беседы, собрания, вечера, экскурсии и т.д.), виды деятельности учащихся (учебные занятия, предметные кружки, конкурсы, олимпиады), а также наглядные пособия (кинодемонстрации, картины и т.д.), которые используются в процессе реализации того или иного метода. Например, убеждение как метод воспитания реализуется с помощью таких воспитательных средств, как разъяснительные беседы на уроках и во внеурочное время по вопросам политики, нравственности, искусства и другим отношениям, собрания, диспуты и т.д. В качестве средств метода упражнений выступают организация труда, патриотическая и художественно-эстетическая деятельность учащихся и т.д.
Иногда, однако, разъяснительные беседы и различные собрания называют методами воспитания, допуская определенное смешение понятий. Но большой ошибки здесь нет. Всякая разъяснительная беседа или собрание, будучи конкретными средствами реализации метода убеждения, выступают в качестве частных срорм его осуществ-
ления и в этом смысле выполняют роль методов воспитания.
Наконец, следует сказать, что, поскольку воспитание осуществляется в системе учебных занятий и внеклассной работы, перечисленные методы воспитания используются как в процессе обучения, так и в системе внеклассных мероприятий.
Но как же сложилась в педагогике эта система методов и средств воспитания?
2. Утверждение в педагогике гуманного подхода к воспитанию учащихся и преодоление методов авторитаризма. Долгое время в педагогике не было четко очерченной системы методов воспитания. Но с течением времени начали формироваться определенные методологические подходы к осуществлению воспитательного процесса. Одни педагоги считали, что дети рождаются с так называемой "дикой резвостью", которую нужно подавлять в процессе воспитания силой авторитета педагога и различными мерами педагогического воздействия. Таких идей, в частности, придерживался немецкий педагог Иоганн Гербарт, с именем которого обычно связывают формирование методики авторитарного воспитания. В принципе, он понимал положительное значение таких методов воспитания, которые содействуют развитию сознательности детей и основаны на доброжелательных отношениях между ними и педагогами, но использовать эти методы он считал целесообразным на более поздних этапах воспитательной работы. В раннем же возрасте он рекомендовал применять различные замечания, внушения, указания, упреки, меры осуждения и наказания, в том числе и физические, запись проступков в кондуит — специально предназначенный для этого журнал.
В России эту методику активно пропагандировал Н.А.Миллер-Красовский, который в 1859 году выпустил книгу "Законы воспитания". "В человеке,— писал он,— коренятся два начала: влечение к доброму и влечение к дурному". Врожденные аморальные склонности, по его мнению, можно приспособить к моральным требованиям общества только на основе безусловного подчинения, используя для этого меры принуждения и различные наказания.
Сторонником авторитарного воспитания уже в советское время был Н.Д.Виноградов. Он считал, что воспиты-
вать детей можно только путем подавления их резвости и беспорядочного поведения. На этой основе в 20-е годы наряду с понятием методы воспитания широкое хождение имел термин меры педагогического воздействия'.
В противоположность авторитарному воспитанию с давних времен в педагогике начали разрабатываться идеи о том, что этот процесс нужно осуществлять на основе гуманного отношения к детям, предоставления им полной свободы, а в качестве методов воспитания стали выступать различные формы благожелательных уговоров, разъяснительные беседы, убеждение, советы, включение в разностороннюю и интересную деятельность и т.д. Такой подход к воспитанию нашел отражение в теории свободного воспитания, основные идеи которого сформулировал в XVIII веке французский просветитель Ж.-Ж. Руссо в своей книге "Эмиль, или О воспитании". Он считал, что дети рождаются совершенными, и поэтому воспитание должно не только не препятствовать развитию этого совершенства, но, наоборот, содействовать его формированию и приспосабливаться к нему. Исходя из этого, Руссо утверждал, что в центре воспитательной работы должен находиться ребенок, его интересы и стремления.
Так были заложены в педагогике основы педоцентризма и спонтанного (самопроизвольного) развития детей. Конечно, по сравнению с авторитарным воспитанием это был большой шаг вперед, хотя очевидно, что вряд ли правильно в воспитании во всем следовать за желаниями и интересами детей, если мы хотим активно формировать у них положительные личностные качества. Сами эти желания и интересы нужно развивать, обогащать и совершенствовать, придавая воспитанию действенный характер. Главное, однако, заключается в том, что именно на этой основе в педагогике начали складываться новые, гуманистические подходы к воспитанию и разрабатываться соответствующие им воспитательные методы.
Немало сделано в этом направлении в нашей педагогике. Ее виднейшие деятели решительно выступали за преодоление авторитаризма в воспитании и придание ему подлинно гуманистической направленности. Дело доходило до того, что в 20-е годы, исходя из принципа уваже-
1Виноградов Н.Д. Педагогика. Основные проблемы и принципы. М., 1922.
ния и гуманного отношения к детям, были отменены оценки по успеваемости, которые якобы культивируют неравенство среди учащихся и порождают между ними неприязнь. Н.К.Крупская, С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко и другие выступали за благожелательное отношение к детям, за развитие их сознательности, здоровой самодеятельности, что делало их активными участниками (субъектами) воспитательного процесса.
Не менее важным было то, что большинство наших педагогов воспитание рассматривали не как средство педагогического воздействия на учащихся, а как разумную и содержательную организацию жизни и разносторонней деятельности детей, что уже тогда придавало ему деятелъностно-отношенческий характер. В педагогическом процессе требовалось налаживать дружную игру и работу детей, дружную жизнь, оказывать помощь тем, кто в ней нуждался, проявлять уважение к переживаниям детей, к их работе и учебе. Положение о воспитании как о содержательной организации жизни и деятельности детей активно разрабатывал С.Т.Шацкий. В 1921 году он писал: "Воспитание есть организация детской жизни..."1
Весьма существенным в методике воспитания являлось то, что, как уже было отмечено в четвертой главе, в трудах П.П.Блонского и С.Т.Шацкого отчетливо выдвигается идея о внутреннем стимулировании учащихся в процессе воспитания, которая потом стала активно разрабатываться в нашей психологии. С.Т.Шацкий обращал серьезное внимание на то, чтобы каждый ребенок был занят увлекательным делом. В статье "Как мы учим" (1928) он подчеркивал2:
...Огромное количество причин, создающих нарушение дисциплины в детской среде, происходит от отсутствия у детей интересного дела... Атмосфера занятости, да еще интересным делом, если она возбуждается привычным образом, создает хорошую рабочую обстановку, в которой всякий выпад в сторону беспорядка будет неприятен даже для самих детей.
Идею о том, что развитие растущей личности не только определяется внешними воздействиями и социаль-
Шацкий С.Т. Пед. соч.: В 4 т. М., 1964. Т.2. С. 55. 1 Там же. Т. 3. С. 40-41.
ной средой, но и зависит от внутреннего восприятия детьми внешних воздействий, разрабатывал А.П.Пинкевич. Представляют научный интерес и его подходы к разработке методов воспитания1.
Все методы воспитания он разделял на две группы. К первой группе он относил методы длительного педагогического воздействия, ко второй — методы преходящие, применяемые в случайно возникающих ситуациях и обладающие кратковременным педагогическим эффектом. Решающее значение в формировании личности он придавал методам длительного педагогического воздействия, к которым относил: а) систематические длительные упражнения, б) систему методов обучения, в) личность руководителей, постоянно общающихся с воспитуемыми.
Проанализировав приведенные положения, можно отметить, что они представляют не только историко-пе-дагогический интерес. В них заложены глубокие идеи гуманности воспитания, уважения к детям и заботы об их всестороннем развитии. Именно эти идеи составляют основу тех методов воспитания, которые утвердились в прогрессивной педагогике и о которых шла речь при освещении первого вопроса этой главы. В чем же заключается сущность и значение каждого из этих методов и какую роль они играют в развитии и формировании личности?