Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Работа с жестоким обращением по отношению к детям



Информационно-методическим центром

Отдела развития и планирования

Санкт-Петербург

Дети риска

Практические аспекты психологической помощи детям, пострадавшим от насилия

Санкт-Петербург

Дети риска

Практические аспекты психологической помощи детям, пострадавшим от насилия

Оглавление

Введение ..……………………………………………………………………………

ЧАСТЬ 1. Работа с жестоким обращением по отношению к детям …...

Глава 1. Жестокое обращение с детьми ……………………………………...

Насилие над детьми (Child abuse and neglect, синдром CAN) ……………….
История проблемы ……………………………………..............................................
Основные виды насилия ……………………………………....................................
Причины жестокого обращения с детьми ……………………………………….
Глава 2. Физическое насилие …………………………………….....................
Постановка проблемы ……………………………………....................................
Факторы, способствующие применению жестоких наказаний в семье …….
Выявление насилия по отношению к ребенку ………………………………….
Интервенция: показания и ограничения в использовании ……………………
Работа с родителями после интервенции ……………………………………....
Помощь семье в преодолении физического насилия по отношению
к детям ……………………………………...............................................................
Глава 3. Психологическая помощь детям и подросткам, пострадавшим от сексуального насилия …………………………………….
Описание проблемы и статистика ……………………………………...................
Последствия сексуальных посягательств …………………………………….....
Сексуальное насилие по отношению к мальчикам …………………………….
Оказание помощи детям, пострадавшим от сексуального насилия ………...
Медицинской помощи …………………………………….........................................
Правовая помощь ……………………………………................................................
Оказание психологической помощи ……………………………………..............
Острые реакции ……………………………………....................................................
Вина и ответственность ……………………………………................................
Реакции родителей ……………………………………......................................
Инцесты ……………………………………................................................................
Глава 4. Психологическое насилие ……………………………………............
Определение и последствия …………………………………….............................
Травматический развод родителей …………………………………….................
Небрежение нуждами ребенка и социально-педагогическая запущенность
Алкоголизм родителей как фактор жестокого обращения с ребенком
Заключение ……………………………………...…………………………………..

ЧАСТЬ 2. Некоторые аспекты психологической помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и детям группы риска по социальному сиротству ……………………………………..............................
Глава 5. Формирование привязанности и материнская депривация в раннем детском возрасте ……………………………………..............................
Глава 6. Дети группы риска по социальному сиротству или дети с нарушенными детско-родительскими отношениями …………………….


ЧАСТЬ 3. Организация психологической помощи детям, пострадавшим от насилия и жестокого обращения ………………………
Глава 7. Организация кризисной помощи ……………………………………
Принципы организации Кризисной службы ……………………………………...
Структура Кризисной службы ……………………………………...........................
Глава 8. Организация психологической работы в учреждениях интернатного типа для детей – социальных сирот и детей группы риска по социальному сиротству
Особенности среды в учреждении интернатного типа ………………………..
Этапы сопровождения детей ……………………………………............................
Психологическая работа с детьми …………………………………….................
Индивидуальная работа с ребенком ……………………………………..............
Групповая работа с детьми ……………………………………...............................
Работа с родителями ……………………………………..........................................
Глава 9. Организация психологической работы в учреждениях дневного пребывания для детей – социальных сирот и детей группы риска по социальному сиротству ……………………………………...............
Особенности индивидуальной работы с детьми ……………………………….
Особенности групповой работы с детьми …………………………………….....
Работа с родителями ……………………………………..........................................
Организация работы персонала в детских учреждениях, оказывающих помощь детям сиротам, а также детям группы риска по социальному сиротству ……………………………………...…………………………………….....
Помощь в решении актуальных проблем ребенка и нахождение оптимальных форм жизнеустройства …………………………………….............
Профилактика «синдрома сгорания» …………………………………….............
Работа психолога в организациях, оказывающих помощь детям, оставшимся без попечения родителей, и детям группы риска по социальному сиротству ……………………………………......................................
Глава 10. Некоторые практические аспекты психиатрической помощи при жестоком обращении с детьми ………………………………..
Психотические проблемы ……………………………………..................................
Суицидальные проблемы ……………………………………..................................
Признаки суицидальных намерений ……………………………………...............
Психиатрическая помощь в учреждениях для детей, оставшихся без фактического попечения родителей ……………………………………...............
Возможные пути и сложности диагностики ……………………………………...
Границы психиатрической интервенции. Трудности и возможности помощи
Список литературы……………………………………...…………………………
Введение.

Эта книга представляет собой первую попытку обобщить более чем 10-летний опыт работы команды петербургских психологов и врачей с детьми, пострадавшими от насилия и жестокого обращения.

Этот опыт приобретался в различных государственных и общественных организация - в кризисных службах для детей и подростков, в различных приютах и социально-реабилитационных центрах. Одни из этих организаций создавались при непосредственном участии и под руководством некоторых авторов этой книги, в других мы работали в качестве сотрудников, приглашенных консультантов, супервизоров и т.п. На определенном этапе работы мы объединились в некоммерческую организацию - Санкт-Петербургский Фонд кризисной психологической помощи детям и подросткам «Новые шаги». В течение длительного времени мы также проводим обучение специалистов оказанию медико-психологической помощи детям, пострадавшим от насилия и небрежения или оказавшимся в других кризисных ситуациях. Впервые с проблемами жестокого обращения с детьми мы регулярно начали сталкиваться после организации в Петербурге кризисной службы для детей и подростков. Она возникла в 1990 году и существовала в структуре городской детской психиатрии. Создание такой службы было обусловлено необходимостью разрешения ряда проблем, которые обнажились и обострились в связи с резкими социально-экономическими и политическими изменениями в стране, но не могли быть разрешены в рамках традиционной тогда еще советской организации медицинской и социальной помощи. Существовавшая в то время система практически не предусматривала иных причин суицидального поведения, кроме психопатологических и иных форм помощи подвергшимся сексуальному и физическому насилию, кроме медицинских и милицейских, а основными вариантами разрешения эмоциональных и поведенческих проблем у детей являлись медикаментозное лечение в психоневрологических диспансерах и постановка на учет в инспекциях по делам несовершеннолетних.

 

Однако, в конце 80х - начале 90х годов демократизация общества, появление гласности, разрушение «железного занавеса» и вместе с тем потеря стабильности и ухудшение социально-экономического положения населения привели к тому, что наличие многих пограничных медико-социальных проблем стало невозможным игнорировать. Быстро возникали другие проблемы: семьи теряли средства к существованию, социальные проблемы и межнациональные конфликты приводили к смене места жительства и потере жилья, многие дети остались без крова и не могли получить образование, стали жить на улице. Обострилось социальное неравенство в детских коллективах, что породило массу новых эмоциональных проблем. Увеличилось количество суицидальных попыток и завершенных суицидов у подростков. Появились специфические для подростковой субкультуры опасные групповые формы поведения – фанатизм и агрессия, жестокость, групповое суицидальное поведение, обусловленное подражанием кумирам. В подростковой среде началось распространение наркотиков, появились новые формы зависимости, связанные с компьютеризацией. Как из карьерных, так и из профессиональных соображений наиболее активные руководители стали искать новые формы работы. В Петербурге одной из таких форм стало создание подростковой кризисной службы. В основе ее организации лежало стремление преодолеть страх населения перед психиатрами и психологами за счет возможности получения помощи анонимно (по телефону и очно) и при необходимости немедленно в любое время суток. Благодаря этому, а также тому, что в кризисную службу можно было обратиться практически по любым проблемам детско-подросткового возраста, она довольно быстро получила известность. Преобладание психотерапевтического, а не диагностического подхода в работе, ориентация на реальную помощь, а не на отчетность приводили к постоянному росту обращений за помощью. Много внимания уделялось созданию условий, способствующих обращению за помощью самих детей и подростков: давалась ориентированная на подростков реклама, при службе был создан Телефон Подростковых Проблем (его девизом было «Подростки помогают подросткам») - волонтерский телефон доверия, на котором бесплатно работали подростки, многие из которых имели собственный опыт обращения за психологической помощью. Все это привело к тому, что в кризисную службу все больше стали обращаться с «непрофильными» для психиатрии того времени проблемами: последствиями физического и сексуального насилия; переживаниями травматических событий; специфическими трудностями в школе (нарушение мотивации к обучению, эмоциональные проблемы в школе); затруднениями в общении со сверстниками и т.п. Стали выявляться случаи пренебрежения детьми и невыполнения родителями своих обязанностей, уходов детей из семьи и побегов из интернатных учреждений, проблемы возвращения детей в семью, и устройства их в приюты. Именно ориентация на достижение позитивных изменений в жизни ребенка способствовала более полному осознанию необходимости вовлечения семьи в терапевтический процесс, выявила трудности мотивирования разных членов семьи на сотрудничество и изменения. Большое количество обращений, обусловленных сложностями в школе, привело к появлению в службе педагогов и социальных работников, а комплексная (сочетанная и однонаправленная психологическая, медицинская, педагогическая и социальная) помощь оказалась значительно более эффективной, чем индивидуальная работа психолога с ребенком или семьей. Еще более значимым оказалось осознание преимуществ командного подхода в работе специалистов – взаимная поддержка, групповая отработка острых и сложных случаев, профилактика синдрома сгорания, согласованность в действиях и передаче информации, гибкий график, возможность быстрых внутренних реорганизаций под работу с конкретными ситуациями. Этот подход к оказанию кризисной помощи формировался на протяжении почти 10 лет и позволил выделить наиболее типичные для детского и подросткового возраста кризисные проблемы и некоторые подходы к их преодолению. В период с 1999 года по 2002 гг. сотрудники Фонда «Новые шаги» в рамках проектов профилактики сиротства программы «Помощь детям-сиротам России» (ARO), финансируемой Американским Агентством по международному развитию (USAID), работали с различными организациями, оказывающими помощь детям группы риска по социальному сиротству и детям, оставшимся без попечения родителей. Вместо отдельных случаев насилия в ряду многих других проблем, с которыми обращаются в кризисные службы, мы столкнулись с тем, что почти все дети, попавшие в приюты и другие подобные организации, на протяжении всей своей жизни подвергались жестокому обращению и пренебрежению. Опыт работы с различными семьями - и с относительно благополучными, и с практически «разрушенными» - дал возможность увидеть различные аспекты феномена социального сиротства, его истоки, механизмы, последствия, непосредственную связь между социальным сиротством и насилием. В обыденном сознании основными причинами того, что дети оказываются без попечения родителей, являются низкая материальная обеспеченность семей и алкоголизация родителей. Тем не менее, даже при сегодняшнем расслоении российского общества, когда многие семьи оказались за чертой бедности, очевидно, что далеко не во всех семьях, испытывающих выраженные материальные проблемы, детям угрожает опасность остаться без попечения родителей. Алкоголизация родителей тоже не всегда является фактором, достаточным для формирования социального сиротства. При этом не учитываются другие факторы, непосредственно провоцирующие социальное сиротство. К ним можно отнести собственный негативный детский опыт родителей, бытовое насилие (ссоры и драки между родителями), жестокое обращение с детьми, нарушение структуры семьи, когда дети оказываются на ее периферии и т.д. По нашему мнению, практически всегда, когда речь идет о социальном сиротстве, имеют место, прежде всего, грубо нарушенные отношения между родителями и детьми. Эти нарушенные отношения проявляются в различных симптомах: физических наказаниях, небрежении основными нуждами и потребностями ребенка, эмоциональном насилии по отношению к детям, дефиците внимания и тепла, внутрисемейных конфликтах, уходах из дома, воровстве, употреблении психоактивных веществ и т.д. Выявление этих симптомов и работа с проблемами на ранних этапах позволяет существенно снизить риск социального сиротства для многих детей. Мы надеемся, что эта книга окажется полезной для специалистов, работающих с детьми и, в конечном итоге, для самих детей.

ЧАСТЬ 1.

Работа с жестоким обращением по отношению к детям

Глава 1

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.