Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Евангелие Пятидесятницы. Тропарь и кондак праздника Пятидесятницы



 

Праздник Кущей был у Иудеев одним из трех великих годовых праздников (другие два: Пасха и Пятидесятница). Этот праздник евреи совершали в память своего 40-летнего странствования в пустыне, и проводили очень весело. На целую неделю все выбирались из домов своих в кущи или палатки, которые устраивались на всех улицах и площадях, на крышах домов и в садах, по долинам и окрестным горам. Каждый день во всю эту неделю, по принесении утренней жертвы в храме Иерусалимском, очередной священник, сопровождаемый множеством народа, шел к священному источнику Силоамскому, почерпал там воды в золотой сосуд, и с музыкой и пением священных песней возвращался в храм и возливал эту воду на жертвенный алтарь. Этот обряд напоминал евреям чудесное изведение воды из камня в пустыне жезлом Моисея. — На сей-то праздник, за полгода до Своих спасительных страданий, Иисус Христос пришел в Иерусалим. Наступил последний великий день праздника (восьмой); народ толпами спешил из своих палаток в храм, чтобы отсюда возвратиться уже по домам. И вот Господь является в этот храм, и, пользуясь многолюдным стечением, указывает на обряд возлияния Силоамской воды и велегласно зовет к Себе всех, кого томит жажда духовная, кто всем сердцем ищет истины и спасения.

«В последний же день великий праздника»,—так повествует об этом святой евангелист Иоанн Богослов, — «стояше Иисус» — стоял, конечно, на видном, возвышенном месте, — «и зваше, глаголя», — взывал небоязненно, громким голосом: «аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет!» Кто жаждет, как евреи жаждали в пустыне безводной, чья душа томится жаждою благодати и истины, тот иди ко Мне и пей! Я — источник жизни неисчерпаемой, нигде, кроме Меня, не найдет душа ваша истинного счастья и успокоения; во Мне одном, в Моем учении, в благодати Духа Божия, через Меня на всех изливающейся, —этот желанный покой, это вожделенное утоление вашей жажды душевной. Я никого не влеку к Себе насильно, никого не принуждаю, Я призываю только желающих: придите ко Мне все алчущие и жаждущие правды, все труждающиеся и обремененные, и Я утолю вашу жажду духовную, упокою вас в обителях Отца Моего Небесного. Мало того: «веруяй в Мя, якоже рече Писание», и сам со делается источником благодати Божией: «реки от чрева его» — из его доброго, благодатью обновленного сердца, «истекут воды живы» — потекут целые потоки благодатного учения, которое будет могущественно действовать на сердца человеческие... «Сие же рече о Дусе (о благодатных дарах Духа Святого), Егоже хотяху приимати верующии во имя Его», особенно в день Пятидесятницы. И пророки говорили Духом Божиим, и апостолы до дня Пятидесятницы причастны были благодати Христовой, но не в такой обильной мере, и ни те, ни другие не могли сообщать другим сию благодать. Почему же? «Не у бо бе Дух Святый» (потому что на них тогда не были еще излиты дары Духа Святого в таком обилии), яко «Иисус не у бе прославлен2, ибо Сам Иисус Христос тогда еще не завершил дела нашего искупления Своими страданиями, не был прославлен воскресением, вознесением к Отцу, еще не воспринял тогда всякую власть на небе и на земле. И слово Христово сильно подействовало на народ. Начались споры: «мнози же от народа слышавше слово, глаголаху: Сей есть воистинну пророк», тот великий пророк, который должен явиться перед пришествием Христовым. «Друзии глаголаху»— другие прямо говорили: Сей есть Христос. Овии же, — те, которые не хотели уверовать, «глаголаху: еда от Галилеи Христос приходит? Не Писание ли рече, яко от семене Давидова и от Вифлеемския веси, идеже бе (родился и воспитался) Давид, Христос приидет? Распря убо бысть в народе Его ради». Так спорил и волновался из-за Него народ. «Нецыи же от них», конечно из числа неверовавших, «хотяху яти (схватить) Его; но никтоже возложи Нань руце» — никто не осмелился поднять на Него руки, потому что не пришло еще время Его страданий. Были тут и слуги фарисейские, нарочито подосланные, чтобы взять Его, но и они возвратились ни с чем к своим господам. «Приидоша же слуги ко архиереом и фарисеом и реша (сказали) им тии: почто не приведосте Его? Отвещаша слуги: николиже тако есть глаголал человек, яко Сей Человек». Так велика была благодатная сила слова Христова! Так властно было Божественное слово Его! Оно коснулось простых сердец слуг фарисейских, и вот они смело говорят своим начальникам всю истину. Но эти начальники не хотят знать истины: «отвещаша убо им фарисее», снисходительно говорят они им: «еда и вы прельщени бысте?» Неужели и вы поддались Его учению, — вы, которые умнее других, потому что всегда находитесь при нас, учителях закона? Смотрите, разве умные люди верят Ему? «Еда кто от князь верова в Онъ, или от фарисей? Но народ сей», эти темные невежи, необразованная толпа, «иже не весть закона — прокляты суть!» Так изливали свою безумную ярость на Господа гордые книжники и фарисеи. Но и между ними нашелся один благоразумный человек: «глагола Никодим к ним иже пришедый к Нему — Иисусу Христу — нощию, един сый от них: еда закон наш судит человеку, аще не слышит от него прежде и разумеет, что творит?» Зачем же вы сами идете против закона, так решительно обвиняя Иисуса, когда еще вовсе не исследовано дело Его? Это противоречие еще больше раздражало фарисеев. «Отвещаша и рекоша ему: еда и ты от Галилеи еси?» И ты уж не из Галилеи ли? «Испытай (посмотри в священные книги) и виждь, яко пророк от Галилеи не приходит». Забыли ослепленные злобой законники, что пророки Иона, Наум и Осия были родом из Галилеи. Никодим видел, что с ними спокойно говорить невозможно, и счел за лучшее промолчать, хотя и мог бы сказать, что Иисус родился в Вифлееме и является потомком царя Давида. — А Господь продолжал учить народ во храме и говорил: «Аз есмь свет», истинный свет не для одной Иудеи или Галилеи, но и миру всему; Я — Тот, о Котором сказал Бог через пророка: Я положил Тебя светом язычников. Посему «ходяй по Мне», приемлющий с верой Мое учение, свято соблюдающий Мои заповеди, «не имать ходити во тме заблуждений, но имать свет животный» — будет и других просвещать светом жизни, светом Моего учения и истинного Богопознания...

(Изложение Евангелия от Иоанна гл. 7, ст. 37-52, гл. 8, ст. 12)

Тропарь праздника Пятидесятницы:

Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе!

Кондак праздника Пятидесятницы:

Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний; егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа.

 

Воздух.

 

Воздухом пользуется человек гораздо чаще, нежели чем-либо другим; несколько минут, проведенных без воздуха, могут умертвить человека. Основываясь на этой потребности великой, усердная матерь наша, Церковь, молится гораздо чаще, хотя и короче, о правильном состоянии воздуха, нежели о прочих вещах. Она не положила особенного чина и последования, не назначила определенных времен для освящения воздуха, в котором мы постоянно вращаемся, как рыбы в водах. Зато она заповедала своим священнослужителям постоянно приглашать нас к пламенной молитве о благополучном течении воздуха. При всех видах Богослужения, ежедневно и многократно в день, и вечером и утром вы услышите усредное воззвание Церкви, к Господу, Владыке жизни и дыхания вашего, «о благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных...» С другой стороны, умоляя Господа о благорастворении воздухов, Церковь показывает сим, что благорастворенный воздух есть не только необходимая потребность, но и одно из лучших наслаждений в земной нашей жизни. И не так ли это, братья мои, на самом деле? Когда человек бывает особенно здоров и весел? Большей частью тогда, когда свеж, чист и благорастворен воздух. Чего ищет утомленный суетами жизни? Спешит покинуть свои дела, и успокоиться под тенью дерева, насладиться веянием прохладного ветерка. Куда стремится человек работящий? Кончив занятия, он оставляет мастерскую и выходит под открытое небо дышать чистым воздухом. Больной, расслабленный недугом, просит свежего воздуха — и пьет оный своим дыханием, как воду из целебного источника. Поистине, что благодать Господа для духовной природы нашей, то благорастворенный воздух для природы телесной. Посмотрите на эти огромные города и пышные чертоги богачей, наполненные всеми видами блеска, великолепия, удовольствий: вы подумаете, что там живет сама радость и наслаждение, и вы оттуда ни за что не вышли бы, как из рая земного. А между тем, в ясную погоду, при благорастворенном воздухе, вы найдете самые веселые, сияющие золотом и разными украшениями дома пустыми, а их обитателей в саду, на поле, в роще, или где бы то ни было, только на свежем воздухе. В весеннее прекрасное время люди знатные оставляют душные города, и отправляются в загородные дома, в деревни, — вообще туда, где больше чистого и живительного воздуха. Не явно ли, наслаждения одним чистым воздухом небесным не могут заменить никакие наслаждения искусства и прихоти светской? О, как же часто должны мы, по гласу Церкви, умолять Господа о благорастворении воздуха! Как усердно должны благодарить святую матерь нашу за то, что она дарует нам и молитву, и побуждения к молитве о правильном движении воздуха! И как глубоко надобно нам изучить мудрое слово великого учителя Церкви, святого Григория Назианзина, что о Боге должно вспоминать чаще, нежели дышать! Ибо, что такое непрерывное вдыхание свежего воздуха в себя, если не новая, непрерывно повторяющаяся милость Божья к нам? «Глас хлада тонка, и тамо Господь», говорит Сам Господь о Своем явлении святому Пророку Илии (3 Цар. 19; 12). «Глас хлада тонка» — воздух легкий и прохладный, — «и тамо Господь», прохлаждающий знойный путь жития нашего. «Глас хлада тонка» — воздух свежий и благоухающий, «и тамо Господь», любящий, милующий и увеселяющий нас, возлюбленное создание Свое. И сколько раз мы вдохнем в себя этот благорастворенный воздух, столько же раз должны благоговейно повторять себе: «тамо Господь, тамо Господь!»— Но воздух не всегда бывает благорастворен и животворен. Часто слышим ужасные громы, от которых земля трясется и трепещет; видим молнии, разбивающие самые крепкие твердыни; часто находят великие бури, сокрушающие кедры Ливанские; поднимаются тлетворные ветры, заражающие своим смертоносным дыханием все живое, растущее и дышащее. И тамо, — в этих грозных явлениях природы, — есть Господь; но уже не Господь милующий и услаждающий Свои создания, а Господь претящий гневом и яростью, не Отец щедрот и Бог всякой утехи, а Бог — Судья праведный, мститель неправдам человеческим. Когда Церковь усматривает, что поднята рука Господня для наказания нечестивых земли: ах, тогда-то она подъемлет самые крепкие вопли, простирает самые пламенные молитвы о помиловании; сама трепещет страхом детей своих, сетует, сокрушается их сокрушением, как бы сама терпит казнь, заслуженную грешниками! "Благоутробне, долготерпеливе, и всещедрый Господи, — взывает она неумолчно, — ниспосли милость Твою на люди Твоя. Милостиве, помилуй, помилуй, помилуй нас, Господи! Яко щедрый, Господи, умилосердися на люди Твоя, яко долготерпелив примирися, и помилуй ны!" (Последование в различные Литии). Тогда она не довольствуется одними общими молениями о благорастворении воздуха, но приглашает совершать особенные весьма трогательные обряды молитвенные. Поднимаются ли страшные громы и молнии? Церковь советует исполнить последование в различные Литии, и дает особую молитву на прещение громов и молний. "Возгремел еси с небесе, Господи, — говорит, — и молнию умножил еси, и смутил еси нас. Но примирися, Благоутробне, к Тебе прибегаем, — да не попалит нас огонь ярости Твоей, ниже да снедает нас ярость молний и громов Твоих". — Повеет ли тлетворный ветер, воздвигнутся ли волны морские и речные устремления? Она с тем же обрядом, но с особенной молитвой еще усерднее прибегает к Господу. Беспорядок в природе, неестественное движение ветров, — по ее учению, — происходит от безчинного и злого жительства нашего: "но остави грехов множество, молимся, превосхождением множества щедрот Твоих! Крестом и Кровью Сына Твоего грех омывый рода нашего, возведи Твою тварь к естественному составлению и чину"...

(Из "Бесед"Я.К. Амфитеатрова)

 

Воздух для души

 

Что воздух для тела, то — помыслы, желания и чувства для нашей души. Воздух бывает чистый, прохладный, благорастворенный, и — нечистый, душный, зловредный; так и помыслы, желания и чувства бывают или чисты, светлы, святы и Боголюбезны, или же нечисты, мрачны, грешны и Богу противны. Чистый и прохладный воздух освежает наше тело, укрепляет его, и потому мы с наслаждением вдыхаем его живительные струи; так и святые мысли, желания и чувства укрепляют нашу душу и дают ей силы к совершению добрых дел. Напротив: нечистый и зловредный воздух изнуряет и ослабляет тело, заражает его болезнями и прежде времени сводит человека в могилу; так и нечистые, грешные мысли, чувства и желания сквернят душу, заражают ее грехом и отгоняют от нее благодать Божью, без которой душа умирает смертью вечной и погибает. В прохладном чистом воздухе, под открытым небом носится благоухание цветов: в добрых мыслях, чувствах и желаниях в молитвенной беседе с Богом, душа ощущает тихое веение благодати Всесвятого Духа, утешающее и услаждающее смиренное Боголюбивое сердце небесной радостью. Напротив, зараженный воздух бывает наполнен зловонием, все спешат выйти из него и только нечистые гады любят оставаться в нем; так и от души грешной, обуреваемой нечистыми помыслами и пожеланиями удаляются светлые Ангелы Божьи, и только нечистые демоны утешаются ею... "Выйди в чистое поле, — так говорил один святой старец, утешая своего ученика, который жаловался ему на то, что не может со своими помыслами справиться: выйди в поле, расставь полы своей одежды и попытайся удержать порывы ветра: так и помыслов своих мы сами удержать не можем". Но их может остановить Тот, Кому послушны и бурные ветры, и шумное море: к Нему будем взывать, как взывали Апостолы: «Наставнице, Наставнице, погибаем!» — И Он услышит и придет к нам, и изречет в нашем сердце Свое всемогущее слово: молчи, престали! — И смолкнут помыслы грешные и светло станет на душе, при тихом веянии благодати Божьей...

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.