Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Характеристика методов исследования



 

4.1. Анализ научно-методической литературы. Подготовка ВКР немыслима без изучения специальной литературы. Нужно помнить, что исследовательская работа – это, прежде всего, обобщение уже имеющейся информации.

Работа по изучению литературных источников начинается с поиска необходимой литературы и предварительного ознакомления с ней. Большую помощь для целенаправленной работы могут оказать каталоги библиотек, которые подразделяются на три основных вида: алфавитный, систематический, предметный.

В алфавитном каталоге сведения об имеющейся в библиотеке литературе располагаются в едином алфавитном порядке с указанием фамилий авторов или названий книг (если в них не указаны авторы).

В систематическом каталоге описания произведений даны по отраслям науки и техники.

Предметные каталоги отражают более частные вопросы и группируют описания литературы под наименованием предметов в алфавитном порядке.

Кроме основных видов каталогов можно выделить каталоги периодических изданий, получаемых библиотекой, или каталоги журнальных и газетных статей. При работе с журналами следует начинать просмотр с последнего номера, т.к. в конце его, обычно, приводится указатель статей, опубликованных за прошедший год.

Работая с литературой, целесообразно завести свою картотеку, которая должна постоянно пополняться новой информацией по изучаемой проблеме. Поскольку, как правило, к каждому ис­точнику картотеки автору приходится обращаться неоднократно, то в библиографической карточке следует указать все библиогра­фические данные: библиотечный шифр, фамилию и инициалы автора, название книги (статьи, сборника), издательство, место и год издания, количество страниц. При использовании материалов из разных библиотек на карточке следует писать, какой библиотеке принадлежит литературный источник.

Среди просматриваемой литературы следует отмечать ту, в которой содержатся интересные сведения о методиках исследова­ний. В дальнейшем это поможет сделать правильный выбор методов исследования.

Для поиска в библиотеке необходимой литературы надо запомнить следующее:

1. Вы знаете автора книги или её название – обратитесь к алфавитному каталогу.

2. Вас интересует книга по определённой отрасли науки – обратитесь к систематическому каталогу.

3. Вам необходима книга по какому-либо узкому, специальному вопросу (предмету) – обратитесь к предметному каталогу.

4. Вы интересуетесь статьёй из периодического издания – обратитесь к систематическим или предметным карточкам журнальных и газетных статей.

4.2. Педагогическое наблюдение. Педагогические наблюдения представляют собой планомерный анализ и оценку методов организации учебно-тренировочного про­цесса, урока физической культуры, тренировочных занятий, спор­тивных состязаний или их фрагментов.

Объектами педагогических наблюдений могут быть лишь те стороны процесса физического воспитания, которые можно фикси­ровать, не нарушая хода педагогического процесса. Педагогичес­кие наблюдения являются объективными, когда предметом служит четко выраженный факт. Стороны педагогического процесса, которые скрыты от взгляда исследователя, не могут быть изучены посредством педагогического наблюдения. Когда при визуальной оценке возможны расхождения во взглядах, педагогические наблюдения перестают быть объективными.

Технологические варианты метода наблюдения разнообразны:

Включенное / невключенное наблюдение. При включенном наблюдении диагност является участником наблюдаемого процесса (таким может быть учитель, ведущий урок; воспитатель, организующий диагностическую игру-соревнование). При невключенном наблюдении наблюдатель занимает позицию "со стороны".

Открытое / скрытое наблюдение. При открытом наблюдении уча­щиеся знают, что за ними наблюдают. Скрытое — наблюдение инкогнито, без ведома наблюдаемого, осуществляется либо при включенном наблюде­нии, либо при помощи аудио-, видео аппаратуры.

Непосредственное / опосредованное наблюдение. Непосредственное — это восприятие действительности лично диагностом. При опосредованном — педагог-диагност обращается к мнению и впечатлениям других наблюдате­лей, т.е. экспертов. Опосредованное наблюдение еще называют «метод экс­пертных оценок».

Прежде чем начать педагогические наблюдения, исследователь должен: сформулировать задачи; решить, какие стороны педагогического процесса будут изучаться; определить методы фиксации полученных данных и организацию проведения наблюдения; определить методы статистического анализа собранного материала.

Эффективность педагогических наблюдений повышается благо­даря предварительной подготовке схемы наблюдения, протоколов, форма и содержание которых отвечают задачам исследования.

4.3. Экспертное оценивание. Большинство педагогических явлений не имеет количественного выражения (качество выполнения гим­настических упражнений, артистизм в фигурном катании, уро­вень воспитанности личности и т.д.). В этом случае используется метод экспертных оценок с привлечением специалистов-экспер­тов.

Существует несколько способов проведения экспертных оце­нок.

v Наиболее простой способ экспертизы — ранжирование — определение относительной значимости объектов экспертизы на основе упорядочения. В принятой оценочной шкале ранг определяет только место объекта относительно других объектов, подвергшихся экспертизе. Оценить насколько далеко эти объекты отстоят друг от друга, ранжирование не позволяет.

v Индивидуальная экспертная оценка, которая осуществляется в ходе беседы диагноста и эксперта.

v Метод Делфи, т.е. опрос нескольких экспертов в форме анкеты. По методу Делфи эксперты первоначально заполняют анкету, затем проводится статистическая обработка ответов. Обработанная информация снова в форме анкет сообщается экспертам. Участников опроса просят объяснить причины своего несогласия с коллективным мнением. Метод Делфи снижает ошибки, которые склонны делать эксперты. К таким ошибкам относятся:

- ошибка великодушия (нежелание со стороны экспертов давать низкую оценку хорошо известным им людям);

- ошибка центральной тенденции (когда эксперты избегают давать крайние суждения и прибегают к средней оценке);

- ошибка ореола (предвзятость, склонность выносить оценку под влиянием своего расположения или неприязни);

- ошибка контраста (характеристика другого в сравнении с собой).

4.4. Оценка педагогической деятельности. Оригинальный способ оценивать уровни педагоги­ческой деятельности, степень владения учителем арсена­лом средств и методов организации учебно-воспитательного про­цесса на занятиях предложил В. Шишлаков. Изучение особен­ностей деятельности учителей в процессе подготовки и проведения уроков позволило, из всей совокупности используемых учителями педагогических умений, выделить 36 наиболее характерных. Это умения:

1.планировать нагрузку учащихся с учетом возраста, пола, физической подготовленности и данных медицинского обследо­вания;

2.анализировать задачи, намеченные на предстоящий урок;

3.самостоятельно отбирать и распределять учебный материал программы;

4.соблюдать последовательность в постановке частых задач на конкретный период обучения в соответствии с требованиями учебной программы;

5.рационально строить урок в зависимости от его типа, за­дач и материальной базы;

6.заранее планировать свою деятельность на урок;

7.целесообразно применять наглядные и технические сред­ства;

8.планировать систему самостоятельной работы исходя из индивидуальных особенностей детей, изучаемого материала;

9.выбирать рациональные методы организации деятельности учащихся;

10.оформлять документы планирования учебно-воспитательно­го процесса;

11.своевременно готовить к уроку инвентарь, пособия, техни­ческие средства;

12.кратко, эмоционально, доступно объяснять задачи урока, особенности изучаемых двигательных действий;

 

13.обеспечивать безопасность учащихся;

14.активизировать деятельность учащихся по ходу решения задач урока;

15.использовать подводящие и специальные упражнения;

16.добиваться высокой моторной плотности урока в зависимо­сти от его типа;

17.осуществлять индивидуальный подход к учащимся;

18.рационально использовать способы управления классом;

19.использовать передовой опыт обучения и воспитания;

20.организовывать учебную деятельность учащихся на уроке;

21.быстро устанавливать педагогически оправданные контакты с учащимися;

22.своевременно пресекать нарушения дисциплины, используя педагогически оправданные приемы;

23.строить отношения с учащимися на принципе взаимоуваже­ния и взаимопонимания;

24.педагогически оправданно использовать комплекс дисцип­линарных взаимодействий;

25.использовать доброжелательный тон обращения с учащи­мися с целью повышения их активности;

26.своевременно давать указания учащимся по ходу выполняе­мых упражнений;

27.предвидеть результаты своего труда;

28.грамотно анализировать и оценивать урок;

29.корректировать свою деятельность в зависимости от успеш­ности усвоения школьниками учебного материала;

30.избирательно использовать средства для решения задач урока;

31.своевременно давать оценку овладения учащимися двига­тельными действиями;

32.учить занимающихся анализу их деятельности;

33.учить учеников самооценке выполняемых действий;

34.использовать знания учащихся по другим предметам для решения задач урока;

35.проверять и оценивать достижения учащихся на уроке;

36.использовать в работе актив класса.

Успешность реализации того или иного педагогического уме­ния у разных учителей может колебаться от 1 балла (действие вы­полнено с грубейшими ошибками или не соответствует педагоги­ческой ситуации) до 5 баллов (действие выполнено своевременно в соответствии с создавшейся обстановкой). Наивысшая сумма при этом составляет 180 баллов.

На основе исследования и в соответствии с научно обоснован­ной теорией пяти уровней деятельности педагогов (Н. В. Кузьми­на) определены следующие уровни выполнения профессиональных функций учителя:

I — от 110 до 122 баллов — очень низкий;

II — от 123 до 135 баллов — низкий;

III— от 136 до 148 баллов — средний;

IV — от 149 до 161 балла — высокий;

V — от 162 до 174 баллов — очень высокий.

Предлагаемый способ определения эффективности педагогиче­ской деятельности достаточно объективно отражает качество пе­дагогического труда и может быть использован для определения уровней педагогической деятельности учителей, а также позволя­ет выявить наиболее труднореализуемые умения в практике педа­гогической работы и целенаправленно их формировать в процессе повышения квалификации.

4.5. Опросные методы — это способ проникновения в личность на основе диа­лога с ней. К опросным методам относят беседу, интервью, анкетирование.

Беседа — устный сравнительно свободный диалог на заданную тему. В основе беседы лежит ее проект-вопросник, с помощью которого осу­ществляется сбор информации. В беседе — свободном диалоге вопросы могут изменяться, добавляться по ситуации, что требует особой гибкости и быстроты мышления от диагно­ста, скорости реакции. Обязательным условием беседы является установле­ние личного контакта, доверительности отношений с партнером для чего существуют приемы бесконфликтного общения и специальные техники взаимодействия.

Интервью — разновидность беседы. Это жестко спрограммированный перечень устных вопросов. В педагогическом быту применяется крайне ред­ко.

Интервью проводится в гораздо более быстром темпе, чем беседа. Ин­тервьюер только фиксирует ответы респондента, сохраняя нейтральную по­зицию. Различают строгостандартизированное и полустандартизированное интервью. В строгостандартизированном интервью вопросы заранее точно формулируются и не меняются. Преимущество такой жесткой конструкции в том, что легко сравнивать ответы на один и тот же вопрос. В полустандарти­зированном интервью дается свобода маневра: можно вставить по ситуации свободный вопрос. Классическим примером интервью является опрос по те­лефону.

4.6. Анкета— набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Это опосредованный, письменный диа­лог. Предметом анкетирования в образовании обычно яв­ляются демографические, социально-экономические, культурологические, биографические данные; мнения, ценности, установки детей, родителей, пе­дагогов.

Вопросы анкеты классифицируются, прежде всего, по содержанию. Различают открытые, закрытые и полузакрытые вопросы.

Открытые вопросы предназначены для определения области исследования, т.к. ответ в свободной форме позволяет выявить доминанту мнений.

В закрытом вопросе все варианты ответов (подсказок) зара­нее предусмотрены. Схемы ответов в закрытом вопросе максималь­но полно соответствуют потенциальному разнообразию возможных мнений (что предполагает проведение тщательного предваритель­ного исследования).

Учитывая форму, вопросы бывают прямые, косвенные, личные, безличные, контрольные.

Прямые и косвенные вопросы. Прямой вариант вопроса предусматривает ответ, который следует понимать в том же смысле, как его понимает и опрашиваемый. Косвенный предполагает расшифровку в ином, скрытом от респон­дента смысле.

Личные и безличные вопросы. Личные - опрашиваемый отвечает так, как он поступает или дума­ет. Безличные вопросы имеют косвенный характер (как поступают или думают другие). Личная и безличная формы постановки воп­роса позволяют определить степень заинтересованности опрашива­емого в предмете исследования.

Контрольные вопросы уточняют или дополняют све­дения, указывают на добросовестность респондента,

Контролирующие вопросы. Основной и контрольный вопросы должны быть размещены так, чтобы опрашиваемый не улавливал прямой связи между ними. Поэ­тому они размещаются в различных блоках анкеты.

Косвенные вопросы контролируют ответы на прямой, при этом косвенный вопрос должен предшествовать прямому вопросу.

Личный вопрос контролирует безличный.

Открытый вопрос может служить контролем закрытому и нао­борот.

Вопросы - фильтры и ловушки. Фильтры направлены на отсеивание определенных категорий опрашиваемых (например, указывается, что на доследующие воп­росы должны отвечать только спортсмены квалификации МС).

Вопросы-ловушки предназначены для выявления отношения к опросу или выявления уровня компетентности респондента (один и тот же вопрос задается в различной форме).

Для того чтобы анкета отвечала требованиям простоты и удобства

работы с ней, необходимо придерживаться следующего:

1.Все смысловые блоки (разделы) начинаются особым вступительным пояснением, которое выделяют отличительным шрифтом.

2.Для этого следует использовать разнообразные способы выделения вопросов и варианты ответов, рисунки, необычные способы отметки вариан­тов ответа (стрелки, циферблат и др.).

3.Каждый вопрос сопровождают четкой инструкцией, как на него отвечать, причем инструкция располагается на одной странице.

4.Все вопросы нумеруются по порядку, а варианты ответов обозначаются буквами или цифрами в скобках.

4.7. Хронометрирование и хронографированиеэто определение времени, затраченного на выполнение каких-либо действий и его графическое изображение. Измерение и фиксация времени производится с помощью секундомера. Методика проведения хронометрирования подробно описана в методических указаниях Г.Ф. Шитиковой «Педагогический контроль за уроками физического воспитания», Л., 1981.

Хронометрирование используется как самостоятельный метод исследования, а также как дополняющий другие методы.

Проводя хронометрирование, следует помнить, что при самых быстрых и коротких записях на это уходит 2-3 секунды. За это время могут выйти из под внимания наблюдателя существенные моменты педагогического процесса. Для того чтобы свести к минимуму подобные случаи, следует либо увеличить количество наблюдателей (создать бригаду наблюдателей), либо упростить программу наблюдения.

4.8. Контрольные испытания (тестирование). Методы педагогического тестирования (контрольные испытания, тесты) предназначены для выявления уровня развития отдельных двигательных качеств; оценки степени теоретической, технической, тактической подготовленности; диагностики психического состояния занимающихся; сравнения подготовленности отдельных занимающихся групп; отбора спортсменов для участия в соревнованиях; спортивной ориентации занимающихся физической культурой; контроля за ходом тренировочного процесса (по изменениям показателей подготовленности спортсменов); выявление преимуществ и недостатков различных методов обучения и методик тренировки.

Педагогическое тестирование проводится при помощи конт­рольных упражнений или тестов.

В зависимости от того, какую задачу предполагается решить с помощью тестов, можно различить следующие их разновидности:

v тесты для функционального исследования сердечно-сосудистой системы;

v антропометрические измерения для определения зависимости спортивных достижений от телосложения;

v тесты для исследования двигательной работоспособности;

v тесты для исследования физических качеств;

v тесты для определения технических и тактических навыков;

v тесты для определения психологической и морально-волевой подготовленности.

Возмож­ности метода педагогического тестирования реализуются только при условии соблюдения некоторых общих требований:

v подобранные тесты должны давать возможность проводить испытания в одинаковой для всех обследуемых обстановке;

v тесты должны быть доступными для всех исследуемых, вне зависимости от их физической и технической подготовленности;

v при проведении сравнительных исследований тесты должны характеризоваться индифферентностью (независимостью) по отно­шение к изучаемым педагогическим явлениям;

v тест должен быть измеряем в каком-либо объективном по­казателе (секундах, метрах, килограммах, числе повторений, баллах и т. п.);

v тесты должны отличаться простотой измерения и оценива­ния;

v результаты тестирования должны быть наглядными и понят­ными для обследуемых..

Контрольное тестирование должно проводиться в сроки, кото­рые определяются задачами исследования. Контрольные испытания проводят в начале, середине и конце каждого периода обучения или тренировки. Контрольные испытания, определяющие уровень специальной выносливости, проводят в соревновательном периоде.

Педагогическое тестирование позволяет определять и оценить отдельные стороны подготовленности занимающегося, сделать прогноз его спортивно-технического результата.

4.9. Педагогический эксперимент. Эксперимент - это одна из сфер человеческой практики, в которой научные факты добываются путем преднамеренного создания необходимых по задачам условий, исключающих побочные влияния на конечный результат, а также путем повторного воспроизведения изучаемого явления.

Объектом исследований могут быть существующие в практике педагогические положения и те или иные теоретические предположения с целью получения научных фактов и установления объективных законов физического воспитания.

Проведение любого педагогического эксперимента должно отвечать обязательному правилу: его содержание и методы проведения ни в коем случае не должны противоречить общим принципам обучения и воспитания. Например, недопустимо изучать методы тренировки, которые могут нанести вред здоровью испытуемых.

Влияние экспериментальной методики определяется с помощью контрольных испытаний, регистрации техники выполнения физических упражнений, физиологических методов. Эксперимент строится по следующей схеме: начальные исследования → проведение занятий → промежуточные исследования → проведение занятий → конечные исследования.

Начальные, промежуточные и конечные исследования предусматривают получение определенных показателей перечисленными методами, а проведение занятий предусматривает непосредственную реализацию намеченного учебно-воспитательного процесса (применение новых средств, методов и т.д.).

По степени изменения условий проведения эксперимента их принято подразделять на естественный, модельный и лабораторный. По своей направленности и схеме проведения эксперименты могут быть абсолютными и сравнительными, прямыми и перекрестными. Подробно об этом можно прочитать в книге Б.А. Ашмарина «Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании». М.: ФИС, 1978.

 

Оформление ВКР

5.1. Структура и содержание работы. Выделяют следующие составные части и разделы:

1. Титульный лист.

2. Оглавление.

3. Введение.

4. Анализ литературных источников по теме исследования.

5. Результаты исследования и их обсуждение.

6. Заключение (выводы).

7. Словарь терминов (тезаурус).

8. Список литературы.

9. Приложения.

Теоретическая ВКР строится на основе анализа имеющейся литературы по выбранной теме (учебников, учебных пособий, монографий, авторефератов диссертаций, журнальных статей, сборников научных трудов и т.п.), основное требование к работе в этом случае – её содержательность, глубокие знания литературы, логичность и последовательность изложения, самостоятельность анализа и суждений, а также внешнее оформление.

Структура и содержание ВКР экспериментального характера должна иметь все основные разделы.

Титульный лист, на котором указывается ведомство, к которому относится колледж, название колледжа, отделение, фамилия, имя и отчество студента (полностью), курс и группа, название работы, вид работы (выпускная квалификационная), данные о научном руководителе, город и год выполнения работы (приложение 5).

Оглавление– это перечень всех заголовков работы с указанием страниц и расположенных так, чтобы можно было судить о соотношении заголовков между собой по значимости (главы, разделы, параграфы). Поэтому содержание пишется ступенчатообразно. Левее располагаются названия глав, которые пишутся прописными буквами, несколько правее – названия разделов и ещё правее – подразделов. Названия разделов и подразделов пишутся строчными буквами (приложение 6,7).

Введение должно быть посвящено обоснованию актуальности темы, её теоретическому и практическому значению, определению объекта и предмета исследования, цели и задач, выдвижению рабочей гипотезы, перечислению основных методов, применяемых для решения поставленных задач. Его объём может ограничиваться 2-3 стр.

В главе «Анализ литературных источников по теме исследования»даются теоретические выкладки из анализа научно-методической литературы со ссылками на авторов, используемых источников. Студент должен проанализировать мнения разных авторов, сопоставить их, дать собственную интерпретацию. Объём главы 10-15 стр.

В главе «Организация и методика исследований» описываются условия проведения экспериментальных исследований (где проводились, с каким контингентом, в каких условиях, когда и как осуществлялись измерения и т.п.), методы, использованные в экспериментальной части, методика разработки экспериментальной программы, наглядных пособий и т.д.

Среди типичных ошибок практической части наблюдается нечёткость поисковой деятельности, разрыв между целями и методикой исследования, методами и показателями, неглубокий анализ, слабость обобщения.

В главе «Результаты исследований и их обсуждение»представляются данные, полученные в ходе эксперимента, их анализ и обсуждение, с приведением таблиц, диаграмм, графиков. Первичные результаты исследования оформляются в виде протоколов, которые выносятся в приложение.

В заключенииподводится общий итог работы, делаются определённые выводы, вытекающие из обзора литературы и проведённого эксперимента. Каждый вывод обозначается соответствующим номером и должен отвечать на поставленные в работе задачи. Количество выводов обычно 4-7.

В результате проведённого анализа научно-методической литературы и исследования должны быть сформулированы какие-либо правила, советы, практические рекомендации, имеющие значение для практики физического воспитания. Рекомендации должны быть составлены чётко, конкретно и лаконично. Объём 1-3 стр.

Приводимые в работе специфические терминыдолжны быть оформлены в виде словаря терминов (тезауруса). Список располагается столбцом. Слева в алфавитном порядке приводятся термины, справа – их детальная расшифровка (приложение 8).

Список литературыпредставляет перечень использованной литературы в алфавитном порядке с полным библиографическим описанием источников. Библиографическое оформление работы выполняется в соответствии с едиными стандартами по библиографическому описанию документов – ГОСТ 7.1-2003 “Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления”; ГОСТ 7.80-2000 “Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления”; ГОСТ 7.82-2001 "Библиографическое описание электронных ресурсов: общие требования и правила составления" (приложение 9).

Приложения. В этот раздел включается второстепенный материал (анкеты, схемы приборов, первичные результаты измерений и т.п.).

5.2. Оформление материала.

5.2.1. Текстовый материал.

v Выпускная квалификационная работа должна быть отпечатана на принтере через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А 4.

v Рекомендуется соблюдать следующие размеры полей: верхнее – 20, правое – 10, левое – 30, нижнее – 25 мм.

v Объём печатного текста ВКР, выполненного 14 кеглем, должен составлять 35 – 45 листов.

v Номера страниц указываются на середине верхней части листа без точек и литерных знаков. Страницы нумеруются арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту.

v Первой страницей считается титульный лист, второй – оглавление, но нумерация на них не ставится. Номера страниц указываются начиная с цифры 3 на третьем листе.

v Иллюстрации и таблицы учитываются как страницы текста.

v Названия основных разделов пишутся прописными буквами, а подразделов – строчными.

v Заголовки пишут по центру, отделяя их от основного текста сверху и снизу тремя интервалами, точки в конце заголовков и подзаголовков не ставятся.

v В заголовках и подзаголовках переносы не допускаются.

v Текст должен делиться на абзацы, которыми выделяют относительно обособленные по смыслу части. Каждый абзац начинается с красной строки, отступ – 5 печатных знаков.

v Формулы и фамилии иностранных авторов могут вписываться чёрной пастой.

v Материалы и цитаты из использованной литературы должны сопровождаться ссылками на источники, для нумерации которых используются арабские цифры.

По месту расположения относительно основного текста пояснительной записки библиографические ссылки бывают: 1) внутритекстовые, т.е. являющиеся неразрывной частью основного текста; 2) подстрочные, т.е. вынесенные из текста вниз страницы; 3) затекстовые, т.е. вынесенные за текст всего произведения или его части.

Внутритекстовые ссылки используют, когда значительная часть ссылки вошла в основной текст ВКР так органично, что изъять ее невозможно. Тогда в скобках указывают лишь выходные данные и номер страницы, на которой напечатано цитируемое место, или только выходные данные

Подстрочные ссылки на источники дают в тексте ВКР, если ссылки нужны по ходу чтения, а внутри текста их разместить невозможно или нежелательно. Если ссылки приводят в конце каждой страницы в виде подстрочных ссылок, для связи их с текстом используют знаки сносок в виде цифры или звездочки. Если ссылок более четырех, то использовать звездочки нецелесообразно.

Существует несколько способов связи текста с описанием источника. Обычно для этой цели служит порядковый номер источника, указанного в библиографическом списке, а в основном тексте этот номер берется в квадратные скобки. При указании в основном тексте на страницу источника последняя также заключается в квадратные скобки; например: [73. с.62], что означает: источник в списке 73, страница 62.

v Допускаются следующие сокращения слов: “т.е.”, “и т.д.”, “и т.п.”, “и др.”, “и пр.”.

Недопустимо сокращать слова: “так как”, “так называемый”, “таким образом”, “потому что”, “так что” и т.д.

Нельзя сокращать слова путем произвольного слияния слов. Например: специальная подготовка - спец. подготовка.

В обычной речи часто употребляются такие сокращенные понятия, как ПСМ, ЧСС, ОФП и др. В тексте работы при первоначальном употреблении подобного термина пишется полное его название, а в скобках - сокращение. Например: частота сердечных сокращений (ЧСС). В последующем в тексте можно пользоваться сокращенным названием.

Ссылки на другие страницы текста пишутся сокращенно, в скобках. Например: (см. с. 8).

v Употребление единообразных терминов должно выдерживаться на протяжении всей работы. Недопустимо в одном случае писать - “двигательные качества”, в другом - “физические качества”, хотя известно, что эти понятия тождественны.

Изложение результатов личных исследований не рекомендуется вести от собственного имени (“я утверждаю”, “мною открыто” и т.д.).

Нельзя злоупотреблять в начале фразы словосочетаниями - “следует подчеркнуть”, “необходимо заметить”, “представляет интерес” и др.

Не рекомендуется часто употреблять одинаковые слова, словосочетания и обороты, дважды в одной фразе использовать слова одного корня (“школа”, “школьники”, “школьная программа”; “показатели”, “показывает” и др.). Одинаковые слова нужно заменить или перестроить предложение.

Длинные предложения затрудняют понимание.

v В приложениях помещаются вспомогательные или сравнительные материалы, которые были использованы при выполнении ВКР, но не включены в его основную часть. При наличии в работе более одного приложения их обозначают арабскими цифрами, например: приложение 1. В основном тексте на все приложения делается ссылка с указанием обозначения.

v Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. В правом верхнем углу строчными буквами должно быть напечатано слово Приложение и порядковая цифра (без знака №); ниже посередине строки прописными буквами размещается название приложения и ещё ниже - само приложение.

5.2.2. Цифровая информация чаще всего оформляется в виде таблиц.

v Таблицы должны быть компактными и иметь единообразие в построении.

v Каждая таблица нумеруется и имеет название.

v Слово «Таблица» (сокращать нельзя) и порядковая цифра (без знака №) пишутся в правом верхнем углу; ниже, по середине строки, размещается название таблицы строчными буквами и ещё ниже – сама таблица.

v В тексте на все таблицы должны быть ссылки. Когда в работе всего одна таблица, то слово «Таблица» пишется полностью. В остальных случаях – сокращенно, например: «В табл. 2».

v Таблицы располагаются в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или, если недостаточно места, на следующей странице.

5.2.3. Графический материал может быть в виде графиков, схем, диаграмм, фотографий.

v Рисунки имеют отдельную нумерацию.

v Подпись к рисунку делается внизу следующим образом: сокращенное слово (Рис.), порядковый номер рисунка (без знака №), точка, название рисунка с заглавной буквы, в конце названия точка не ставится.

v Располагать иллюстрации в работе необходимо непосредственно после ссылки в тексте, например (рис. 2), в которой они упоминаются впервые, или на следующей странице.

** Требования к оформлению материала, их изменения рассматриваются в рамках предмета «Основы исследовательской деятельности».

Допуск к защите ВКР

6.1. К защите допускаются студенты, своевременно выполнившие учебный план, сдавшие положительно итоговые экзамены, прошедшие первую и вторую предзащиту.

6.2. Законченная ВКР предоставляется студентом руководителю. После просмотра и одобрения работы руководитель, вместе со своим отзывом (приложение 10), предоставляет работу заведующему отделением «АФК» за 15 дней до определённого графиком срока защиты.

6.3. Вопрос о допуске ВКР решается на заседании специально созданной комиссии по предзащите работ, в присутствии руководителя, где проводится предварительное обсуждение работ. Зав. отделением «АФК», с учётом рекомендации комиссии по предзащите ВКР, на титульном листе ставит отметку о допуске к защите и подпись.

6.4. С визой зав. отделением «АФК» на титульном листе «допустить к защите» ВКР направляется заместителю по учебной работе.

6.5. Если работа была представлена позже установленных сроков, то она допускается к защите при наличии уважительных причин, подтверждённых документально.

6.6. В случае если научный руководитель или зав. отделением считают невозможным допустить студента к защите, этот вопрос рассматривается на заседании отделения с участием руководителя. Протокол заседания представляется на утверждение заместителю по УР за 10 дней до срока защиты.

6.7. ВКР, допущенная к защите, передаётся заместителю по УР для направления на рецензирование (приложение 11), состав рецензентов определяется за 20 дней до начала работы ГАК и утверждается распоряжением заместителя по УР.

6.8. ВКР с рецензией и отзывом руководителя должна быть представлена заместителю по УР за 3 дня до защиты.

6.9.Заместитель по УР знакомит с рецензией зав. отделением и студента-дипломника не позднее, чем за 1 день до защиты.

Защита ВКР

 

7.1. Защита ВКР проходит по утверждённому графику. Перенос сроков защиты допускается только в особых случаях, возникающих не по вине студента.

Защита ВКР должна проводится в торжественной обстановке на открытом заседании ГАК.

7.2.На защиту приглашаются научные руководители, рецензенты, преподаватели колледжа.

7.3. Готовясь к защите, студент составляет доклад, рассчитанный не более чем на 10-15 минут, в котором обосновывает актуальность темы, объект и предмет исследования, цель и задачи, рабочую гипотезу, используемые методы, даёт анализ основных экспериментальных данных и представляет выводы. (приложение 13). Одновременно с подготовкой доклада необходимо оформить иллюстрированный материал, удобный для демонстрации, все таблицы и графики должны нумероваться. Перед защитой обязательно нужно отрепетировать своё выступление, научиться свободно пользоваться иллюстрированным материалом и укладываться в отведённое время. Нужно также составить письменные, хорошо аргументированные ответы на замечания рецензента и научного руководителя, продумать ответы на возможные вопросы, которые могут быть заданы во время защиты ВКР членами ГАК и присутствующими на защите. Ответы на замечания должны быть четкими, краткими и убедительными.

7.4. Порядок защиты следующий: председатель ГАК предоставляет слово выпускнику. Обратившись к членам ГАК и присутствующим, студент предлагает их вниманию тему своей работы и далее строит своё выступление согласно подготовленному докладу. Изложение результатов исследований, как в самой работе, так и в докладе не рекомендуется вести от собственного имени «Я утверждаю», «Мною сделано», лучше говорить «Мы утверждаем», «Нами сделано» (приложение 14).

7.5.По окончании изложения содержания работы выпускнику обычно задаются вопросы по теме работы. Их вправе задавать как члены ГАК, так и лица, присутствующие на защите.

7.6.После ответов выпускника на вопросы, с кратким отзывом может выступить научный руководитель. Затем зачитывается текст рецензии. Поскольку защита носит публичный характер, то в обсуждении может принять участие любой преподаватель, специалист или слушатель, находящийся в аудитории.

7.7. После публичной защиты на закрытом заседании ГАК обсуждает результаты защиты и принимает решение об оценке работы большинством голосов.

7.8. Результаты защиты ВКР определяются оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» (приложение 12).

7.9. По завершении обсуждения в аудиторию приглашаются студенты и все гости. Председатель ГАК подводит итоги защиты ВКР, зачитывает оценки, выставленные комиссией, отмечает особенно удачные исследования.

7.10. Студент, получивший в ГАК неудовлетворительную оценку по ВКР, не может быть в эту же сессию допущен к повторной защите.

В тех случаях, когда защита ВКР признана неудовлетворительной, ГАК может принять следующие решения: 1) допустить к повторной защите эту же работу с соответствующей доработкой; 2) поручить цикловой комиссии определить выпускнику новую тему для разработки в качестве ВКР.

7.11. Повторная защита работы, получившей положительную оценку в ГАК, невозможна.

7.12. Работа предоставляется в печатном и электронном виде (на отдельной подписанной дискете в формате Microsoft Word).

7.13. После защиты ВКР сдаётся на отделение «АФК» для регистрации и хранится 3 года.

7.14. Лучшие ВКР могут быть рекомендованы к внедрению в учебный процесс, выдвинуты на конкурс, отмечены в приказе директора колледжа.

Заключение

Многолетний опыт выполнения выпускных квалификационных работ в СПО подтверждает эффективность этого заключительного этапа обучения студентов.

Выпускные квалификационные работы зарекомендовали себя как важный фактор повышения теоретической, профессионально - педагогической и специальной подготовки будущих специалистов.

Выполнение выпускных квалификационных работ студентами-выпускниками способствует расширению их научного кругозора, формированию навыков научного исследования, вооружает творческим подходом к работе, необходимым для работы по специальности.

Литература

1. Асоян, А.А. Методические рекомендации к выполнению курсовых и дипломных работ / А.А. Асоян. – Шадринск, 1987. – 8 с.

2. Безмельницын, Н.Г. Подготовка курсовых (дипломных) работ по предмету «Теория и методика избранного вида физкультурно-спортивной деятельности» : учеб. пособие / Н.Г. Безмельницын, Н.В. Астафьев. – Омск, 1995. – 85 с.

3. Бобкова Н.Д. Методические рекомендации к выполнению курсовых и дипломных работ по социальной работе / Н.Д. Бобкова, Н.Н. Еговцева. – Курган, 2004. - 23 с.

4. Валеев Г.Х. Объект, предмет и тема научного исследования // Педагогика. – 2002. – № 2. – С. 27–31.

5. Введение в научное исследование по педагогике / под ред. В.И. Журавлева. – М.: Просвещение, 1988. – 240 с.

6. Дереклеева Н.И. Научно исследовательская работа в школе / Н.И. Дереклеева. – М.: Вербум, 2001. – 48 с.

7. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. – М.: 2002. -

8. Карпман, В.Л. Тестирование в спортивной медицине / В.Л. Карпман, З.Б. Белоцерковский. – М.: ФиС, 1988. – 206 с.

9. Карпова, Г.А. Методы педагогической диагностики : учеб. пособие / Г.А. Карпова. – Екатеринбург, 2001. – 43 с.

10. Кельбас Р.В. Научная деятельность учащихся и оформление ее результатов: метод. рекомендации педагогам дополнительного образования и учителям школ / Р.В. Кельбас. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2002.– 48 с.

11. Майборода Т.Ю. Методические рекомендации по подготовке, оформлению и защите дипломных работ для студентов специальности «Юриспруденция» / Т.Ю. Майборода. – Курган: КГУ, 2006. – 18 с.

12. Минаев, Н.Б. Основы методики физического воспитания школьников : учеб. пособие для студ. ВУЗов / Н.Б. Минаев, Б.М. Шиян. – М.: Просвещение, 1989. – 222 с.

13. Огрызков, В.М. Научно-исследовательская работа студентов : метод. доклад / В.М. Огрызков. – Омск, 2001. – 8 с.

14. Петров П.К. Курсовые и выпускные квалификационные работы по физической культуре / П.К. Петров. – М.: 2001. – 74 с.

15. Петрушина Е.А. Методические рекомендации по подготовке, оформлению и защите дипломных работ для студентов специальности «Юриспруденция» / Е.А. Петрушина. – Курган, 2003. – 25 с.

16. Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил / В.В. Радаев. – М.: ГУВШЭ: Инфра-М.: 2001 – 203 с.

17. Сорокин Н.А. Дипломные работы в педагогических ВУЗах / Н.А. Сорокин. – М.: 1986. – 48 с.

18. Старовиков М.И. Методология ученического экспериментального исследования // Наука и школа. – 2003. – № 2. – С. 47.

19. Филин, В.П. Педагогические методы исследования / В.П. Филин, В.Г. Семёнов. – М.: ФиС, 1993. – 33 с.

20. Черепанов В.С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях / В.С. Черепанов. – М.: Знание, 1989. – 150 с.

21. Шапоринский С.А. Обучение и научное познание / С.А. Шапоринский. – М.: Педагогика, 1981. – 208 с.

22. Шорин, Г.А. Курсовая и дипломная работа по лёгкой атлетике : метод. рекомендации для студ. специализации лёгкая атлетика / Г.А. Шорин. – Челябинск, 1985. – 30 с.

23. Шуплецова В.С. Курсовые и выпускные квалификационные (дипломные) работы по методике преподавания иностранных языков / В.С. Шуплецова. – Шадринск: ШГПИ, 2002. – 54 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Образец заявления

Отделение ________________ Зав. Отделением _______________________

Группа ________________

Ф.И.О. студента ___________________________________________________

«____» ____________________ 200 _____ г.

Заявление

Прошу разрешить написание ВКР на тему: ___________________________________________________

Научным руководителем назначить

___________________________________________________

Подпись студента___________________________________________

Подпись научного руководителя

Приложение 2

Календарный план (примерный)

Подготовки выпускной квалификационной работы студента (ки) отделения «АФК», группы 41 Ивановой В.М.

Тема: «Динамика тренировочных нагрузок у юных гимнастов 8—9 лет в соревновательном периоде»

№ п/п Содержание работы Срок выполнения Отметка о выполнении
Начало Окончание
Разработка плана работы 20. 09 21. 09  
Анализ научно-методической литературы 22. 09 20. 11  
Написание 1 главы 21. 11 19. 12  
Первая предварительная защита 20– 30 декабря  
Разработка методики и плана проведения исследований 1.01 31.01  
Проведение исследований В период практики  
Обработка полученных результатов      
Написание 2 и 3 главы      
Представление первого варианта (вторая предварительная защита) 25 – 30 апреля  
Исправления и доработка 1. 05 31. 05  
Подготовка к защите 1. 06 15. 06  
Защита работы на заседании ГАК Согласно расписанию  

 

Исполнитель_______________________________(подпись)

 

Научный руководитель______________________(подпись)

 

Дата заполнения____________________________(подпись)

Приложение 3




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.