Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Фонетические изменения в речи



ФОНЕТИКА.

 

Фонетика- это наука о звуковой системе языка. Она изучает образование звуков речи, их акустические и артикуляционные свойства, фонетические чередования, звуковые отрезки речи (слоги, такты, фразы), ударение, интонацию.

Звуки речи характеризуются в трех аспектах:

Физическом (акустическом) – как колебания воздушной среды, обладающие определенными свойствами

Физиологическом (артикуляционном) – как результат работы артикуляционного аппарата человека

Линвистическом –как часть языковой системы, выполняющая определенные функции (создание звуковой оболочки слова, формо- и и смыслоразличение ).

Именно лингвистический аспект отличает звуки человеческой речи от всех других видов звуков, т.е. считается, что только звуки человеческой речи способны выполнять социальную функцию, разграничивая значимые единицы языка в процессе общения ( слова типа мел-мель, стул-стула, ум-умы отличаются только одним звуком, который изменяет в сознании носителя языка лексическое или грамматическое значение исходного слова).

Классификация звуков

Все звуки речи делятся на 2 группы: гласные и согласные В основу этой классификации положены различия в акустических и артикуляционных характеристиках.

1) гласные звуки представляют собой ритмичные колебания воздуха, которые воспринимаются как тон (голос). Согласные образуются при неритмичных колебаниях, которые воспринимаются как шум. Наличие тона в сочетании с шумом наблюдается только у сонорных - л, н,м, р, й.

2) Гласные образуются без участия преграды на пути воздушной струи, все согласные – с помощью преграды

3)гласные не различаются по месту и способу образования, для согласных – это очень существенное основание их классификации

4) при образовании гласных органы речи напряжены равномерно, при образовании согласных напряжение сконцентрировано в месте преграды.

5) воздушная струя при произнесении гласны слабая, а при произнесении согласных – сильная (т.к. требуется преодолеть преграду)

6) все гласные могут быть слогообразующими( О-ля, И-ван), согласные не могут самостоятельно образовывать слог.

Гласные звуки ( их 6) классифицируют на основании артикуляционных признаков – степени подъема языка к нёбу( подъем), движению языка по горизонтали вперед или назад( ряд) и участию губ ( лабиализация).

По подъему гласные делятся на гласные верхнего подъема (и.ы.у), среднего подъема (э,о) и нижнего подъема (а). Для запоминания этоу классификации можно использовать так называетый «треугольник Щербы»( Л.В.Щерба – известный отечественный лингвист).

 

ряд

подъем передний средний задний

верхний И Ы У

 

средний Э О

 

 

нижний А

 

Лабиализованными (огубленными) в русском языке являются только звуки О,У. Все остальные гласные – нелабиализованные.

*Пользуясь треугольником Щербы, дайте характеристику звуков А, У, И по плану:

1) ряд

2) подъем

3) лабиализация

Согласные звуки ( их 37) классифицируют по нескольким основаниям, т.к. для них существенным являются место и способ образования.

По способу образования согласные бывают:

- смычные – активный орган и пассивный орган образуют смычку.(Т,Д,.Б и др.)

- щелевые(фрикативные)-между активным и пассивным органом образуется -щель(В,Ф,Ш и др.)

- слитные(аффрикаты)- образуется смычка, переходящая затем в щель( только ЦЧ)

- дрожащие (вибранты) –активный орган вибрирует.( только Р)

В свою очередь смычные звуки подразделяются на:

-смычно-взрывные – при произнесении звука смычка «взрывается» (Б,П,Д)и

-смычно-проходные – воздушная струя обходит смычку с боков (Л) или через полость носа (М,Н).

По месту образования ( т.е. по тому, какие именно активные и пассивные органы образуют преграду) согласные подразделяют на:

-Губные - активным органом является нижняя губа ( Б,П,Ф,В,М+ их мягкие пары) и

-Язычные - активным органом является язык ( все остальные согласные).

Язычные в свою очередь подразделяются на

-Переднеязычные (Д,Т,Ц,Ч,З,С,Ж,Ш,Н,Л,Р и их мягкие пары)

-Среднеязычные ( только Й)и

-Заднеязычные (К.Г.Х и их мягкие пары).

По пассивному органу, участвующему в образовании преграды, согласные делят на:

- губные( пассивный орган – верхняя губа)

- зубные ( пассивный орган – зубы)

- нёбные ( пассивный орган нёбо)

Небные подразделяют на передне- средне- и задненёбные.

По участию тона (голоса) и шума выделяют сонорные и шумные согласные.

Шумные подразделяют на звонкие ( присутствует тон) и глухие ( только шум).

По положению средней части спинки языка согласные делят на - палатализованные(мягкие) и

-непалатализованные (твердые).

Большинство согласных по этому признаку имеют пары.

Сложная классификация согласных звуков может быть сведена в таблицу для удобства лингвистической характеристики звуков, которая производится по следующему плану:

1)согласный

2)по наличию голоса и шума (звонкости-глухости) + парность по этому признаку

3)по месту образования ( по активному органу, по пассивному органу + уточнения, если есть)

4) по способу образования ( смычный, щелевой, аффрикат, вибрант + уточнения, если есть)

5) по палатализации (твердости-мягкости) + парность по этому признаку.

 

ПРИМЕР: М - согл., сонорный, непарный, губной, губно-губной, смычно-проходной, носовой, твердый, парный.

 

*Пользуясь таблицей согласных, дайте характеристику звуков Г, В, Й, Ш. *Самостоятельно дайте характеристику звуков в словах КРУГОМ, ЛЕС, ПЕЧКА


Место   образования   Способ образования Губные Язычные
  губно-губные   губно-зубные переднеязычные средне-язычные заднеязычные
зубные передне-нёбные средне-нёбные задне – нёбные средне-нёбные
тв м тв м. тв м. тв м. тв. м. тв м тв м
Смычные взрывные звонкие б б’ д д’ г г’
глухие п п’ т т’ к к’
Проходные Сонорные носовые м м’ н н’
боковые л л’
  Щелевые звонкие в в’ з з’ ж ж’
глухие ф ф’ с с’ ш ш’ х х’
сонорные j
Аффрикаты звонкие
глухие ц ч’
Дрожащие сонорные р р’

 

Таблица согласных


Фонетические изменения в речи.

 

В речевом потоке звуки часто претерпевают изменения, которые делят на два типа

- позиционные ( обусловленные положением звука в слове) и

- комбинаторные ( происходящие под влиянием соседних звуков)

 

Позиционные изменения гласных – это редукция. Она бывает количественной (сокращение долготы звука) и качественной (изменение качеств звука). Редукция гласных происходит в безударных слогах. Количественной редукции подвергаются все гласные, находящиеся не под ударением, качественная редукция касается только гласных О,А,Э. Для обозначения звуков , в которые они превращаются, в русской транскрипции существуют специальные знаки –

Редукция гласных отражена в таблице

 

  Ударный слог 1й предударный Остальные
а п/т А ^ Ъ
п/м А И Ь
о п/т О ^ Ъ
п/м О - -
э п/т Э Ы Ъ
п/м Э И Ь

Позиционные изменения согласных происходят только на конце слова м касаются только парных звонких согласных – «оглушение» ( гриб, плод). Остальные изменения относятся к типу комбинаторных. Комбинаторные изменения согласных бывают следующих видов:

1) Ассимиляция ( уподобление одного звука другому по тому или иному признаку).

а) по звонкости-глухости: СБИТЬ ВСЁ СКАЗКА

 

б) по мягкости-твердости: ПЕСНЯ СТЕПЬ ЯНВАРСКИЙ

 

в) по месту образования: СШИТЬ ПОЗЖЕ

 

г) по способу образования: ЛЕТЧИК БЛЮДЦЕ

 

Все виды ассимиляции осуществляются непоследовательно, и потому их изучение выходит за рамки фонетики в область орфоэпии и орфоэпических норм.

 

2)Диссимиляция (расподобление согласных). В основном касается заднеязычных согласных (К,Г,Х) - ЛЕГКИЙ МЯГКИЙ

Диссимиляция может быть дистантной, но в современном русском языке она рассматривается как фонетическая ошибка – ЛАБОЛАТОРИЯ , КОЛИДОР,- и часто встречается в детской речи.

 

3) Аккомодация (взаимное влияние гласных и согласных друг на друга), касается звуков И, Ы.

ИГРА, но РАЗЫГРАТЬ, ПОД ИВОЙ -

 

4) Упрощение групп согласных (диэреза). Происходит в некоторых словах со сложным для произношения стечением согласных – РАДОСТНЫЙ, СОЛНЦЕ, ГРУСТНЫЙ.

 

5) Вставной звук (эпентеза): ВОБЛАСТЬ вместо область, ВУМНЫЙ вместо умный, РАДИВО вместо радио. С точки зрения орфоэпии считается ошибкой, встречается в просторечной и диалектной речи.

 

6) Перестановка слогов ( метатеза).Также квалифицируется как ошибка, хотя в истории языка известны случаи, когда именно метатеза закреплялась как нормативный вариант (ДЛАНЬ –ДОЛОНЬ-ЛАДОНЬ). Метатеза часто встречается в детской речи и обычно сопровождается искажением звукового состава слогов: МОТОЛОК –молоток, БАКЛУКИ – каблуки, КОРВИК – коврик, ШАПЛЯ –шляпа.

 

7) Гаплология ( выпадение одного из двух ОДИНАКОВЫХ слогов, находящихся рядом) – МИНЕРАЛО(ЛО)ГИЯ. Происходит при образовании сложных слов и обычно закрепляется в литературном языке как норма.

Фонетические изменения, происходящие со звуками в речевом потоке, отражаются в транскрипции, которая наряду с буквами русского алфавита использует еще ряд значков для обозначения вариантов звуков. Транскрипция пишется в квадратных скобках с обязательным указанием ударных слогов.

В связи с наличием вариантов произношения звуков в речевом потоке, в лингвистике возникло понятие ФОНЕМЫ.Под фонемой понимают наименьшую звуковую единицу языка, которая выполняет смыслоразличительную функцию и представляет собой определенны звуковой тип ( звукотип), который может реализоваться в речи рядом позиционно чередующихся звуков. Фонему записывают в треугольных скобках - <А>

 

*Опираясь на таблицу позиционных чередований гласных, напишите, какими звуками эта фонема может быть представлена в речи в зависимости от ее положения в слове.

Позиции, в которых звук максимально близок к фонеме (=фонеме), называют сильной, все остальные позиции – слабыми.

Для гласных звуков сильной позицией является положение под ударением.

Для согласных слабые и сильные позиции различаются по звонкости-глухости и твердости-мягкости. Сильной позицией по звонкости-глухости является положение перед гласными, сонорными и перед В.

Сильная позиция по твердости-мягкости – перед гласными( кроме Э,И), перед согласными и на конце слова. Позиции обычно указывают при проведении полного фонетического анализа слова.

В отечественной фонологии ( науке о фонемах) выделилось две фонологические школы – Московская и Ленинградская. Первая соотносит фонемы с буквами и определяет фонемный состав слова по его орфографическому написанию. Вторая соотносит фонемы со звуками. ТАК, с точки зрения МФШ, в слове ОНА присутствуют фонемы О,Н,А, а с точки зрения ЛФШ – фонемы А,Н,А. Поэтому при выделении фонем в словах следует указывать в рамках какой фонологической школы оно производится. Также МФШ не признает самотоятельной фонемой звук Ы, мягкие Г,К,Х.. Нет единства мнений и по поводу выделения долгих мягких Ж и Ш как самостоятельных фонем ( в словах типа ЩЕТКА, ВИЗЖАТЬ).С учетом названных спорных случаев в современном русском литературном языке МФШ выделяет 5 гласных и 34 согласных фонемы, а ЛФШ - 6 гласных и 38 согласных фонем.

В практике логопедов наибольший интерес представляет характеристика звуков( =фонем) и их позиций, что соотносится с позицией ЛФШ, однако для школьных учителей при изучении орфографии весьма актуальным оказывается учение МФШ, связывающее фонему и букву.

 

Сегментные единицы языка.

 

Современная фонетика изучает не только звуки, но и более крупные единицы речи - слог, фонетическое слово, речевой такт, фонетическая фраза. Их называют сегментными единицами языка. Это те единицы, на которые может быть расчленен речевой поток.

 

Слог–это комплекс звуков, произносимых одним выдыхательным толчком, в котором сочетаются звуки различной степени звучности. Наивысшей степенью звучности обладают гласные (4), затем идут сонорные(3), звонкие согласные (2) и глухие (1). Слогораздел проходит месте наибольшего спада звучности.

 

*Самостоятельно проставьте индексы звучности и произведите слогораздел в словах

 

АСТРА и ТЕАТР.

 

При сочетании сонорного и шумного звуков, сонорный отходит к предыдущему слогу ПАЛ-КА. Аналогично со звуком Й: ЧАЙ-КА. Два сонорных, стоящих подряд, относят к последующему слогу: ВО-ЛНА. (В современной орфографии слогоделение при переносе может осуществляться по другим принципам).

При осуществлении фонетического разбора слова сначала указывается количество и характер слогов, а затем производится характеристика звуков с указанием слабой или сильной их позиции в данном слове. Слоги делятся на ударные ( произносимые с большим напряжением ) и безударные. По составу они подразделяются на:

- открытые (оканчивающиеся гласным) и

- закрытые (оканчивающиеся согласным)

- неприкрытые (начинающиеся с гласного) и

- прикрытые (начинающиеся с согласного).

* Пользуясь этими классификациями, охарактеризуйте слоги в словах, которые делили на слоги в предыдущем задании.

Фонетическое слово – это одно или несколько слов, объединенных ударением. Обычно в одно фонетическое слово сливаются в речевом потоке предлоги и частицы, которые «примыкают» фонетически к тому слову, к которому относятся: НА СТОЛЕ, У ОКНА, ЗНАЛ БЫ. При этом ударение может падать не только на знаменательное слово, но и на предлог – ЗА РУКУ. При транскрибировании таких слов нужно учитывать, что гласные и согласные в них изменяются так, как если бы это было одно слово:

НА СТОЛЕ -

 

Речевой такт – это несколько слов, объединенных интонацией и отделенных от другого такта внутри предложения незначительной паузой.

 

Фонетическая фраза –это ряд слов, объединенных интонацией законченности и отделенных от других фраз большой паузой. Фраза не всегда совпадает с предложением, что особенно хорошо заметно в стихотворной речи.

 

К суперсегментным единицам языка относят ударение и интонацию.

Ударение - это выделение в речи той или иной сегментной единицы с помощью фонетических средств. В зависимости от того, какая единица выделяется, различают ударение словесное, тактовое и фразовое. Отдельно рассматривается логическое ударение, которое ставит смысловой акцент на наиболее значимом в данном случае слове: ОН сегодня дежурит? (ср. Он сегодня ДЕЖУРИТ?). Акцентирование нужной единицы может достигаться за счет громкости, повышения тона, увеличения длительности произношения.

Словесное русское ударение характеризуется разноместностью и подвижностью, оно не закреплено за определенным слогом ( ОЗЕРО, ПАКЕТ, МОЛОКО) и может перемещаться даже при образовании форм слова : МОРЕ - МОРЯ . Поэтому правила, связанные с постановкой ударения, выходят в область орфоэпии и культуры речи.

Словесное ударение выполняет смыслоразличительную, стилистическую и грамматическую функции: ЗАМОК-ЗАМОК, МОЛОДЕЦ-МОЛОДЕЦ, ТРАВЫ –ТРАВЫ.

Интонацияпредставляет собой сложное образование, включающее:1) мелодику или различные формы движения тона в звучащем предложении),2)различные виды удврения 3) тембровые варианты и 4) паузы. Накладываясь на линейную структуру речи, служит важнейшим средством различения смысла воспринимаемой на слух речевой цепочки или отдельного слова. Интонация может изменить смысл сказанного вплоть до противоположного: МОЛОДЕЦ! – похвала и МОЛОДЕЦ! – порицание. С помощью интонации различаются вопрос, повествование, восклицание, побуждение, скрытый смысл, подтекст высказывания, выражает эмоции, оформляет высказывание как единое целое, при этом выделяя в нем отдельные части, важные в смысловом отношении.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.