Основой слова называется часть слова без окончания или все неизменяемое слово. Все слова, способные к словоизменению, состоят из двух частей - основы и окончания. Неизменяемые слова состоят только из одной основы.
К основе слова относят все слово- и формообразующие аффиксы, кроме окончаний. В основу глаголов традиционно не включаются суффиксы инфинитива –ть-, -ти-.
По степени членимости основы могут быть нечленимыми (состоящими из одной корневой морфемы) и членимыми (состоящими из двух и более морфем).
В зависимости от количества корневых морфем основы делят на простые (одна морфема) и сложные (две и более): грязеводолечебница.
По степени спаянности морфемного состава основы слов делятся на свободные и связанные.
Свободная основа содержит корень, который может быть употреблен без приставок и суффиксов в одном из родственных слов и совпадать с границами основы этого слова: мор-ск-ой - мор-е; смел-ость - смел-ый. Т.е., свободной основой является такая, которая содержит свободный корень.
Связанная основа всегда содержит в своем составе связанный корень ( такую корневую морфему, которая не совпадает с границами основы ни в одном из родственных слов: слад-к-ий – слад-ость).
Морфемный анализ слова предполагает синхронный подход к определению состава слова. Его главная задача – определить из каких морфем состоит данное слово в современном языке. При характеристике морфем нужно учитывать, к какой части речи относится слово. Так, у существительного зимой -ой является окончанием, а у наречия зимой – суффиксом. Поэтому начинать морфемный анализ рекомендуется с выявления частиречной принадлежности слова.
Рекомендуемый порядок разбора:
1. Часть речи, окончание и его значение
2. Основа
3. Корень
4. Суффикс
5. Приставка
6. Вывод о членимости основы. Указать, свободная она или связанная, простая или сложная.
Морфемный анализ существительного подснежник
1. Имя существительное изменяется по родам и числам: подснежник-а, подснежник-у и т.д., подснежник-и, подснежник-ов и т.д. Окончание в слове подснежник нулевое. Оно указывает на мужской род, именительный падеж и единственное число.
2. Основой слова является его часть без окончания, т.е. подснежник-.
4. Суффикс –ник- ; одноструктурные слова с этим суффиксом: подстакан-ник, подокон-ник. Существительные с этим суффиксом имеют значение: «..предмет (одушевленный или неодушевленный), характеризующийся отношением к предмету, явлению, названному корневой морфемой».
5. Приставка под-; слова с этой приставкой: под-березовик, под-бородок. Слова с этой приставкой обозначают «нечто, находящееся ниже или в непосредственной близости от того, что названо корневой морфемой».
6. Основа членимая. Она состоит из корня, суффикса и приставки. Поскольку она содержит свободный корень (снег-снеж), то и сама является свободной. Основа слова простая.
*Самостоятельно сделайте морфемный анализ слов МЕДВЕДЬ, ВЫГНУЛАСЬ, ГОРОДСКОЙ,
СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ.
Новые слова в языке возникают двумя способами- путем словообразования и путем заимствования из других языков. Первый способ является основным.
Различают морфологические и неморфологические способы словообразования и словопроизводства.( Под словообразованием понимают стихийно возникающие в языке новообразования, а под словопроизводством – намеренное создание новых слов, которые могут затем войти или не войти в общее употребление).
В процессе словопроизводства используются уже имеющиеся в языке слова, которые используются в качестве производящих основ: город – при-город, рыб-ак - рыбач-ий. Получившиеся новые основы называют производными.Они в свою очередь могут стать производящими, если от них образуются новые слова. Так выстраивается словообразовательная цепочка: рыб-а – рыб-ак-- рыбач-ий. Основа, для которой невозможно найти производящую, считается непроизводной(немотивированной(. Такую основу имеют, например, слова день, ночь, жи-ть, ал-ый, син-ий и т.п.
Производные слова в процессе словопроизводства объединяются в системе языка в словообразовательные типы. Словообразовательные тип –это структурно-семантический образец производства слов, характеризующийся строго определенной смысловой зависимостью производного слова от производящего: читать - читатель, слушать –слушатель ( наименование лица по производимому им действию) и наличием строго определенного словообразующего аффикса ( в данном случае это суффикс-тель).Различают продуктивные и непродуктивные словообразовательные типы. По образцу продуктивных словопроизводство в языке продолжается, а непродуктивные уже не используются ( жил-ец, брат-нин).
Способы словопроизводства - это морфологические способы, которые заключаются в присоединении различных аффиксов к производящим основам или в объединении двух (или более) основ в одно новое слово. Различают суффиксальный, префиксальный, суффиксально-префиксальный и постфиксальный способы словопроизводства, а также способ основосложения и аббревиацию.
Суффиксальный способ является одним из ведущих в русском языке. Этим способом образовано большинство слов, относящихся к разным частям речи. Так, от глаголов образуются существительные( преподавать- преподаватель, работать- работник, носить - носильщик, кормить- кормилец, прыгать- прыгун.От прилагательных образуются существительные: храбрый- храбрец, производственный- производственник, лихой- лихач. Прилагательные в свою могут быть образованы от существительных: лиса- лисий, поинер-пионерский, серебро- серебристый.Суффиксальный способ используется также при образовании глаголов, наречий, местоимений: слесарь- слесарничать, привычный- привычно, кто- кто-либо, пять- пятеро. Необходимо отметить, что каждый суффикс в русском языке закреплен за определенной частью речи.
Префиксальный способ также считается продуктивным. Особенно активно он используется при образовании глаголов. Приставки присоединяются не к производящей основе, а ко всему производящему слову в целом, поэтому с помощью приставок обычно образуются слова одной и той же части речи: внук- правнук, лить-влить, всегда- навсегда, красивый- некрасивый.
Суффиксально-префиксальный способ предполагает присоединение к производящей основе одновременно приставки и суффикса: стакан- подстаканник. Этим способом образуются слова, относящиеся как к одной, так и к разным частям речи: беседа- собеседник, жир - обезжирить. Так образуются многие существительные, прилагательные, глаголы, наречия. Ухо- наушник, Счастье- несчастный
Постфиксальныйспособ используется только при производстве глаголов: шептать-шептаться, радовать- радоваться. Если не обнаруживается производящее слово без –ся, значит, в данном слове использован другой, смешанный способ образования: дозвониться - до + звонить+ся( префиксально-постфиксальный), упрямиться- упрям+ и+ть+ся (суффиксально-постфиксальный, перезваниваться – пере+зван+ива+ ть+ся (префиксально-суффиксально-постфиксальный). Такие способы используются достаточно редко.
Способ основосложениязаключается в объединении двух или более производящих основ в одно сложное слово с помощью гласны –о-,-е-. .Этим способом образуются существительные и прилагательные. Отношения между основами могут быть сочинительными( равноправными) и подчинительными.Ср. лес-о-степь, север-о-запад, научн-о-технический, торгов-о-промышленный и птиц-е-фабрика, звук-о-режиссер, огн-е-упорный, ярк-о-красный. Эти слова следует отличать от слов типа «малообеспеченный», «вечнозеленый» и т.п., которые образованны от словосочетаний лексико-синтаксическим способом (см. далее).
Способ аббревиации заключается в объединении сокращенных основ нескольких слов, входящих в состав устойчивого словосочетания: ООН- Организация Объединенных Наций, профком- профсоюзный комитет. Известны следующие разновидности аббревиации:
1) соединение начальных частей производящих основ – комсомол- коммунистический союз молодежи.
2) объединение начальных звуков производящих основ- загс, вуз
3) сочетание наименований начальных букв- СССР, МЧС.
4) Сочетание начальной части первой основы с целым словом- оргвыводы, замдекана, завкафедрой.
Наряду с морфологическими способами словопроизводства, которые мы перечислили ранее, существуют неморфологические способы, характерные для словообразования. К ним относят лексико-семантический, лексико-грамматический и лексико-синтаксический.
Лексико-семантическим способом считается образование омонимов в кругу одной части речи( ключ-ручей и ключ от двери).Сущностью этого способа является появление новых значений в структуре производящего слова. Грамматические свойства исходного слова и его морфемный состав при этом способе не затрагиваются.
Лексико-грамматическим способом происходит появление омонимичных слов в сфере разных частей речи ( мороженое мясо- вкусное мороженое).Этот способ иногда называют переходом из одной части речи в другую. В отличие от предыдущего способа словообразования, здесь изменяется не только значение, но и грамматические свойства исходного слова, а иногда и его морфемный состав. Обычно таким способом образуются существительные от прилагательных и причастий.( столовая, ученый, раненый, гостиная). Этот процесс называется субстантивацией. Таким же способом пополняется состав служебных слов- предлогов, союзов, частиц,- которые не только теряют свое лексическое значение, но и изменяют морфемную структуру, приобретая основу непроизводную и нечленимую.Сравним благодар-я (деепр.) и благодаря ( предлог).
Лексико-синтаксический способ словообразования представляет собой сращение в одно слово двух или более слов, входящих в состав устойчивого или свободного словосочетания – высокообразованный, вышестоящий, малообеспеченный, вечнозеленый, глубокоуважаемый. В результате такого словообразования утрачивается семантическая, фонетическая и грамматическая независимость исходных компонентов производящего словосочетания.
Все виды словообразования и словопроизводства можно представить схематически в виде ТАБЛИЦЫ.(*Заполните таблицу самостоятельно, подпишите по 1 примеру из текста лекции на каждый способ)
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОСТАВА СЛОВА.
При словообразовательном анализе устанавливается, как образовано данное слово. Для этого необходимо:
1. установить принадлежность слова к той или иной части речи
2. определить окончание и основу
3. установить тип основы ( производная/непроизводная)
4. для производной найти производящую
5. определить, с помощью какой морфемы создана производная основа на базе производящей.
Например, увлекательность – от увлекательн-ый + ость ( суффиксальный способ)
Возможен также полный словообразовательный анализ, при котором прослеживается вся словообразовательная цепочка, приведшая к образованию анализируемого слова: увлекательность – увлекательный – увлекать – увлечь – влечь.
*Самостоятельно определить способ образования в каждом звене цепочки.
* Выполните обычный и полный словообразовательный анализ слова НАВОДНЕНИЕ,