Экологическая компетентность будущих специалистов рассматривается нами:
- как интегральное свойство экологоориентированной личности, в структурно-содержательном отношении представленное мотивационно-ценностным, когнитивным, деятельностно-поведенческим, эмоционально-волевым, рефлексивным компонентами, развитие которых рядом психолого-педагогических (познавательных, ценностно-смысловых, эмоционально-ценностных, психодидактических, диагностических) и организационно-педагогических (организационно-функциональных, процессуально-содержательных, управленческих и итогово-прогностических) детерминант;
- как результат овладения личностью в процессе ее становления ключевыми компетенциями: общекультурной, отражающей глубину духовного развития специалиста); ценностно-смысловой, связанной со способностью понимания окружающего мира и своего места в нем; компетенцией личностного самосовершенствования, связанной с реализацией потребности в саморазвитии и личностном росте;
- как связующее звено в системе важнейших образований экологоориентированной личности - экологического сознания, экологической культуры, экологоориентированного мировоззрения, - проявляющееся в экологоориентированной деятельности и выполняющее мировоззренческую, методологическую, экологическую, ценностную, прогностическую, социальную, культурную, профессиональную функции;
- как один из важнейших видов профессиональной компетентности, реально имеющий межпрофессиональный характер, а в идеале - надпрофессиональный; как имманентный компонент высокого уровня профессионализма специалиста, позволяющий судить о вопросах сферы профессиональной деятельности с учетом экологического аспекта, а также качества личности, дающие возможность специалисту осуществлять профессиональную деятельность с позиций ее экологической целесообразности;
- как основа экологоориентированного мировоззрения личности, определяющего ее ценностные ориентации, идеалы, отношение к природе, проявляющиеся в различных видах экологоориентированной деятельности, на высшем (идеальном) уровне развития которой ее субъект становится «экологическим субъектом развития природного мира», совместного, гармоничного, устойчивого развития системы «человек (личность, деятельность);
– природа (окружающий мир, среда жизни)», принципиальное условие достижения которого - фиксация и сознательное развитие основных психологических закономерностей человеческой жизни.
Продуктивность процесса развития экологической компетентности будущих специалистов определяется специально организованными экопсихологическими взаимодействиями различных видов, которые по содержанию определяются соответствующими составляющими профессионально-образовательной среды ВУЗа − среды, которая рассматривается нами как специально- и высокоорганизованная экологоориентированная среда, развивающая личность студента, как комплекс условий, определяющих возможности для создания совокупности экопсихологических взаимодействий, способствующих продуктивному развитию экологической компетентности личности; а также видами экологоориентированной деятельности:
– экопсихологические взаимодействия студента в системе учебной деятельности;
– экопсихологические взаимодействия студента во внеучебной деятельности;
– экопсихологические взаимодействия студента в системе информационно-образовательной среды (мультимедиа-обеспечение, возможности Интернет);
– экопсихологические взаимодействия студента в специально-организованной экологизированной образовательной среде;
– экопсихологические взаимодействия студента в условиях естественной природной среды как среды образования и воспитания.
В рамках перечисленных взаимодействий студенты в свою очередь могут (и должны) быть включены во взаимодействия:
– с одногруппниками и студентами других групп и факультетов;
– с преподавателями с различными профессиональными и личностно-мировоззренческими взглядами, отношением и самоотношением и др. профессионально-личностными характеристиками, в т. ч. индивидуальным стилем профессиональной деятельности;
– с конкретными объектами и предметами экологизированной вузовской и естественной природной, в т.ч. антропогенно измененной средой.
В этих взаимодействиях студент может выступать как в роли объекта, принимающего воздействия со стороны других, так и в роли субъекта своей активности (в частности различных видов экологоориентированной деятельности), распространяя ее на других людей и на окружающие его предметы.
В этой связи в исследовании определены типы экопсихологических взаимодействий будущих специалистов в системе профессионально-образовательной среды, способствующих (первая группа) и не способствующих (вторая группа) продуктивному развитию экологической компетентности личности (в основу данной типологии положен подход к данной проблематике В. И. Панова).
К первой группе экопсихологических взаимодействий могут быть отнесены следующие их типы:
– объект-объектный – взаимодействие в системе «будущий специалист – профессионально-образовательная среда» имеет формальный характер и пассивно (в развивающем плане) с обеих сторон;
– объект-субъектный – студент, занимая пассивную позицию к процессу обучения, выполняет роль объекта педагогического воздействия со стороны образовательной среды, что может провоцировать его ситуативную активность;
Ко второй группе экопсихологических взаимодействий могут быть отнесены следующие их типы:
– субъект-объектный – профессионально-образовательная среда выступает в качестве объекта восприятия, совместного (с преподавателем) анализа, проектирования, экспертизы (оценки) со стороны будущего специалиста как субъекта активных действий по отношению к указанным ее компонентам и субъектам; в данном случае необходимо вести речь об актуализации у студента его способности к преобразованию профессионально-образовательной среды в соответствии со своими целями, когда активность студента обретает надситуативный характер репродуктивного типа;
– субъект-субъектный – компоненты системы «будущий специалист – профессионально-образовательная среда» активно взаимодействуют друг с другом в следующие различных аспектах: 1) субъектно-обособленном – активное взаимодействие субъектов без учета субъектности этого другого, вследствие чего возникает взаимное непонимание (неприятие) друг друга, что провоцирует у студента ситуативную активность репродуктивного типа; 2) совместно-субъектный – взаимодействие между компонентами образовательной среды имеет характер выполнению общей задачи и т. д., система «будущий специалист – профессионально-образовательная среда» в этом случае есть поле полисубъектного взаимодействия, когда совместное действие может быть подчинено совместному достижению какой-либо цели, но каждый из взаимодействующих субъектов может преследовать и собственные цели, отличные от целей других; и в данном случае присутствует проявление надситуативной активности репродуктивного вида; 3) субъект-порождающий, когда взаимодействие в системе «будущий специалист – профессионально-образовательная среда» имеет совместно-распределенный характер, поскольку подчинено единой цели, когда субъекты объединены в некую субъектную общность, что требует от них взаимного обмена способами и операциями совместно выполняемого действия, их присвоения (интериоризациии и экстериорнзации) и, следовательно, изменения своей субъектности.