Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

У студентов – будущих управленцев в вузе



 

Профессиональная деятельность управленцев постоянно связана с разрешением проблемных ситуаций, часть которых сопровождается стрессом, таким образом стрессоустойчивость является профессионально важным качеством управленца и влияет на его состояние здоровья. Существуют эффективные и малоэффективные способы преодоления стресса. Люди, обладающие стрессоустойчивостью, чаще используют позитивные – интрапунитивные способы [1].

Нами было проведено эмпирическое исследование различных способов преодоления стрессовых ситуаций у студентов - будущих управленцев, а также выявлению склонности к переживанию состояния стресса. В результате были определены 3 группы:

- группа будущих руководителей с низкой стрессоустойчивостью отличается более высоким стремлением к самозащите, избегает рисков, затрудняется в определении способов преодоления стресса и в основном выбирает неуспешные карьерные ориентации – «автономность», «стабильность» и др. Также необходимо отметить, что без дополнительной коррекционной работы, позволяющей преодолеть данную личностную характеристику эта категория испытуемых может считаться профнепригодной к управленческой деятельности;

- группа со средней стрессоустойчивостью отличатся средним показателем стремления к риску, выбирает в качестве ведущей карьерную ориентацию «интеграция стилей жизни», а также характеризуется такими эффективными способами преодолением стресса как «релаксация» и «попытка решить проблему»;

- группа с высокой стрессоустойчивостью отличается более высокими показателями по таким карьерным успешным ориентациям как «профессиональная компетентность» и «служение». Это объясняется тем, что в процессе обучения легче всего реализовать именно этот тип устремлений, например, поддержка товарищей на экзамене и зачетах, высокий уровень общественной активности и т. п.

При этом основным результатом своей учебной деятельности многие студенты видят не столько профессионализм, сколько непосредственное получение оценки, что приводит к некоторому снижению интереса к учебе и смещению его в сторону общения. К тому же при больших возможностях реализации такого типа устремления, как «служение», он приносит наиболее ощутимые результаты в виде эмоционально значимых отношений, что способствует снижению эмоционального выгорания [5].

Следующим критерием для рассмотрения явилось преодоление стресса. По результатам анализа, выборка была разбита на две подгруппы: эффективные и малоэффективные стратегии преодоления стресса. Группа, предпочитающая эффективные способы преодолением стресса, составила 41,7 %, а малоэффективные – 58,3 %.

По итогам качественного анализа были сделаны выводы, что будущие руководители, выбирающие успешные карьерные ориентации и имеющие высокий уровень карьерной направленности выбирают эффективные способы преодоления стресса.

Для студентов, имеющих средний уровень карьерной направленности, характерны такие эффективные способы преодоления стресса как «поиск помощи», «релаксация», однако здесь все чаще встречаются и малоэффективные способы – «когнитивное избегание», «самообвинение».

Респонденты с низким уровнем карьерной направленности, которых оказалось большинство, выбирали малоэффективные способы преодоления стресса «упрекал себя», «ничего не сделал», «покорился этому».

В результате анализа полученных данных был сделан вывод о существовании взаимосвязи способов преодоления стресса и карьерных ориентаций. Результаты диагностики позволили констатировать факт недостаточного применения будущими руководителями, имеющими различные карьерные ориентации и карьерную направленность, эффективных способов преодоления стресса. Поэтому мы в нашей работе считали необходимым предложить комплексную программу по психологическому сопровождению процесса обучения управленцев в ВУЗе с целью научить будущих руководителей с различными карьерными ориентациями эффективно справляться со стрессовыми ситуациями [4].

В связи с вышесказанным, программа состоит из нескольких блоков и организуется следующим образом:

1 ступень – сбор и анализ данных с помощью различных психодиагностических методов (диагностическая беседа с преподавателями, анкетирование, тестирование, ситуационные тесты на стресс).

2 ступень – коррекционные занятия – индивидуальные и в тренинговой группе.

Условия проведения программы:

1. Возрастной состав: молодежь от 17 до 25–26 лет

2. Вариативность реализации программы, включая выбор различных подпрограмм:

- индивидуальная психокоррекционная программа;

- тренинговая программа (групповой формат проведения).

Достаточно полно организационные аспекты отражены на примере алгоритма-схемы (рис. 1).

 

 
 

 

 


 

 

Рисунок 1 – Алгоритм-схема реализации программы

«Психологическое сопровождение процесса обучения менеджеров в ВУЗе»

 

Программа основана на концептуальной модели, отражающей наличие деструктивного влияния различных стресс-факторов на психическое, личностное развитие будущих руководителей [8]. Программа призвана оказать психологическую поддержку, помощь молодому человеку в решении проблем, связанных с переживанием психологического стресса, а также предусматривает возможность получения знаний о причинах, характере, особенностях возникновения и развития психологического стресса различного типа, преобладающих поведенческих стилей во время переживания стресса.

Цель программы:

- формирование конструктивной, социально-активной жизненной позиции молодого человека на основе развития его личностной стрессоустойчивости, ослабление влияния субъективных стресс-факторов, формирование эффективных индивидуальных поведенческих стилей в процессе переживания стресса.

Задачи:

1. Осознание причин в возникновения и развития психологических стрессов различного типа.

2. Формирование и развитие стрессоустойчивости как многопланового интегрального качества личности.

3. Снижение невротизации психической, эмоциональной сферы.

4. Овладение умениями и навыками преодоления деструктивного стресса.

Содержание программы возможно разделить на два блока. Первый блок – психодиагностический. Он включает в себя следующие методы: диагностическая беседа, анкетирование, тестирование.

Психодиагностика предусматривает сбор и анализ психодиагностических данных. Центральным аспектом данного этапа являются такие личностные тестовые методики, как «Шкала личностной тревожности» Т. Спилбергера; тест, определяющий вероятность развития стресса (по Т. А. Немчину и П. Тейлору), таксономия coping modalities (М. Перец) [7]. При этом эффективными считаются проблемно-ориентированные способы (противоборство, поиск социальной поддержки, планомерное разрешение проблем), а малоэффективными – эмоционально-ориентированные (самоконтроль, дистанцирование, принятие ответственности, избегание).

Второй блок – Психокоррекционный. Он представлен двумя программами.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.