- названия и отличительные особенности основных видов искусства (живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство);
- выразительные средства (композиция, цвет, форма, движение);
- названия и последовательность расположения в цветовом круге шести цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый);
- названия оттенков цвета (светло-зеленый, темно-красный);
- особенности строения тела животного, положения частей фигуры (туловище, конечности, шея и голова) при изображении движения.
Учащиеся должны уметь:
- смешивать краски на палитре, добиваясь необходимого несложного цвета (типа светло-зеленый, темно-красный), подбирать оттенки цвета с учетом образного содержания работы;
- при изображении предметов передавать их вертикальное и наклонное положение в пространстве;
- передавать плановость пространства, располагая на листе бумаги основания ближних предметов ниже, верхних – выше;
- лепить способом вытягивания частей из целого комка;
- владеть элементарными навыками работы с гуашью, пластилином, восковыми мелками, цветной бумагой;
- использовать различные художественные техники для решения творческого замысла;
- участвовать в обсуждении работ одноклассников.
IV КЛАСС (35 ч)
ВОСПРИЯТИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ И ИСКУССТВА (8 ч)
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ (3 ч)
Художественные особенности городского и сельского пейзажа, их своеобразие, облик современных городов, сел (мультимедийная презентация).
Охрана природы, памятников культуры и исторических достопримечательностей своего региона.
Знакомство с архитектурой, строительством, язык архитектуры (композиция здания, его назначение, конструкция, форма). Выдающиеся памятники белорусской и зарубежной архитектуры. Архитектурные формы и цвет как средства выразительности в архитектуре.
ВОСПРИЯТИЕ ИСКУССТВА (5 ч)
Цвет и освещение как выразительные средства живописи. Цвет — средство передачи пространства, настроения. В. Цвирко. «Март»; И.Шишкин. «Сосны, освещенные солнцем»; И. Карасев. «Золотая осень»; В. Васнецов. «Три богатыря»; А. Рылов. «В голубом просторе»; М. Чепик. «На Ивана Купала»; Е. Зайцев. «Портрет юного партизана»; З. Серебрякова. «Катя с натюрмортом»; Н. Опиок. «Розы»; К. Петров-Водкин. «Утренний натюрморт» (по выбору учителя).
Выражение различного настроения (радость, грусть, тревога, горе), цвет и его оттенки, их звучность, легкость, прозрачность в произведениях живописи белорусских и зарубежных художников (иллюстративный материал по выбору учителя).
Выразительные средства скульптуры (объем, форма, поворот, силуэт) материал (мрамор, бронза, кость, дерево), фактура (гладкая, шероховатая поверхность), освещение скульптуры. Скульптура белорусских и зарубежных мастеров. Мелкая пластика, деревянная скульптура, резьба по кости (иллюстративный материал по выбору учителя).
Выразительные средства графики: линия, пятно. Рассказы художников о работе над иллюстрациями к книгам. Связь иллюстрации с текстом (содержанием) книги и ее оформлением. Н. Купава. «Портрет Алаизы Пашкевич», «Портрет Кастуся Калиновского»; В. Басалыго. «Спасо-Ефросиньевская церковь в Полоцке», «Каменецкая башня»
Выразительные средства декоративно-прикладного искусства: обобщенность формы, ритмическое чередование узоров, яркость цвета, связь формы с украшением и назначением предмета. Произведения народного и декоративно-прикладного искусства: Огово, Кремно, Давид-Городок, Гжель, Жостов, Хохлома, белорусские тканые постилки и пояса, изделия из соломки и льна (иллюстративный материал по выбору учителя).
ПРАКТИЧЕСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (27 ч)
ИЗОБРАЖЕНИЕ НА ПЛОСКОСТИ (14ч)
Композиция
Рисование с натуры натюрморта из простых по форме предметов: посуда, фрукты, овощи (карандаш).
Композиционная организация листа, выделение композиционного центра: «В гостях у ветерана Великой Отечественной войны», «Открытие памятника», «Вручение наград олимпийским победителям».
Передача движения в композиции: «Мальчик запускает воздушного змея», «Мы бежим от дождя».
Изображение основных пропорций частей тела человека и животного (трехчастное строение конечностей: плечо, предплечье, кисть, бедро, голень, стопа). Рисунки людей и животных по наблюдению и представлению: «На выставке собак», «Дама с собачкой», «Я пасу козочку».
Изображение группы людей и животных в движении и покое: «Спортивные игры», «Акробаты», «Дрессировщик», «Вернисаж».
Пространство
Передача пространственных отношений между предметами: «Развилка трамвайной линии», «Поворот железной дороги».
Пространственные явления при изображении закрытого пространства (комната во фронтальном положении: граница излома поверхностей (пол и стена): «У доски», «В моей комнате», «Мама на кухне готовит обед».
Форма, пропорции, конструкция
Пропорции лица человека. Работа над портретом: «Моя бабушка», «Мой друг», «Автопортрет».
Сравнительные размеры предметов, контраст величины и формы: иллюстрации к литературным произведениям по теме: «Слон и Моська», «Дюймовочка и крот» (по выбору учащихся).
Конструкция предмета и ее учет при изображении объектов: «Велосипед», «Вертолет прилетел».
Светотеневые градации (свет, блик, полутень, тень, рефлекс, падающая тень); передача явлений света и тени при рисовании графическими материалами натюрморта из простых предметов с натуры.
Цвет
Передача разных оттенков одной и той же группы цвета при рисовании предметов с натуры: лист салата и зеленый лук, свекла и редис, редис и морковь.
Понятие о холодных и теплых гаммах цвета и их роли в передаче образа: «Олени на севере», «Верблюды в пустыне», «Хмурая осень», «Золотая веселая осень», «Деревья в бурю», «Рассвет», «Летний солнечный день», «Зимний вечер». Эмоциональные возможности цвета.
Изменение цвета ближних и дальних предметов при изображении пространства (рисование по памяти и по наблюдению пейзажей в разное время года): «В Несвижском парке весной», «Зима в Беловежской пуще», «Аисты прилетели».
Цельность скульптурной формы. Обобщенная форма. Лепка из целого комка глины (пластилина): «Свернувшаяся собака», «Медведь в спячке», «Кролик (зайчик)».
Характерные особенности пропорций человека и животного: фигуры спортсменов, сказочный персонаж («Клоун с собакой», «Фокусник», «Скороход», «Олимпийские игры»).
Передача нескольких фигур в движении: «Кот и мыши», «Животные в зоопарке», «Крокодил Гена и Чебурашка», «Винни Пух и его друзья», «Маша и Медведь».
Обработка поверхности (фактура) как средство выразительности образа: рельефы «Золотая рыбка», «Жар-птица», «Павлин».
Композиция рельефа в заданном формате (медаль, медальен (талисман) другу).
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ДИЗАЙН (7 ч)
Особенности композиционного и колористического решения изделий декоративно-прикладного искусства «Оговские куфры», «Ивенецкие узоры», «Слуцкие пояса», «Жостовские подносы», «Хохломская роспись», «Гжельский фарфор».
Особенности цвета в декоративном изображении. Аппликация или вытинанка из цветной бумаги: «Цветы и бабочки», «Герб моего города», «Эмблема Олимпийских игр», «Пригласительный билет», «Поздравительная открытка».
Особенности выполнения рельефной композиции из бумаги. Приемы трансформации бумаги: сминание, изгибание, скручивание, сгибание, складывание, гофрирование. Выполнение открытки (панно) в технике «бумажная пластика».
Пространственная конструкция из прямоугольных, цилиндрических и конических форм разной величины и объема: «Фантастический город», «Древний город», «Такой будет моя деревня», «Кирмаш», «Строим агрогородок».
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ IV КЛАССА
Учащиеся должны знать:
- ообенности сельской и городской архитектуры, о своеобразии современного города и села.
- о выразительных средствах живописи, графики, скульптуры;
- понимать отличия живописи от графики, живописи от скульптуры:
- о художественных средствах выражения настроения в разных жанрах искусства (цвет, освещение, композиция, форма);
- выразительные особенности некоторых художественных материалов;
- название промежуточных оттенков цвета;
- правила воздушной и наглядной перспективы;
- о трехчастном строении конечностей человека и животных;
- об основных градациях светотени и использовать их при передаче объема предметов;
Учащиеся должны уметь:
- приводить по памяти примеры произведений разных видов искусства, имена создавших их художников, определять общий характер выразительности произведения;
- составлять сложные промежуточные оттенки цвета (типа желто-зеленый, зелено-синий);
- выполнять работу в определенной цветовой гамме;
- изображать видимое уменьшение размера дальних предметов (ближе – больше, дальше – меньше);
- создавать объекты на одной конструктивной основе;
- передавать форму и объем предмета тоном и цветом;
- при рисовании натюрморта передавать простые пространственные явления (загораживание, положение оснований);
- при изображении предметов в закрытом пространстве (комната) учитывать границу излома поверхностей (пол, стена);
- использовать различные художественные техники для решения творческого замысла.