Передача пропорций тела животного, его характерных особенностей (форма головы, шеи, туловища, ног) графическими средствами. Изображение животных по памяти и по представлению: «Животные Беловежской пущи» (фризовая композиция, коллективная работа).
Пропорции тела человека. Передача характерных особенностей модели (формы головы, туловища, рук и ног) и одежды графическими средствами (наброски, зарисовки).
Передача пропорций фигуры человека в сложном ракурсе: «Гимнаст», «Танец на льду», «Хоккеист», «Лыжник», «Балерина» (профиль, три четверти, со спины).
Цвет
Различие диапазона оттенков одного и того же цвета. Сближенная цветовая гамма. Рисование с натуры цветов, овощей, фруктов.
Выполнение натюрморта, состоящего из двух предметов (с натуры) в технике гризайль (одноцветная акварель).
Передаче состояния и настроения в композиции. Рисование по памяти или по представлению: «Праздник в Мирском замке», «Купальская ночь», «Дождливый день», «Весенний сад».
Изменение цвета объемных предметов в зависимости от освещения. Цвет в тенях. Изображение натюрморта из нескольких простых предметов в разных цветовых гаммах (акварель, гуашь по выбору учащихся). Декоративный натюрморт.
ЛЕПКА (4 ч)
Передача в объеме пропорций и конструкции предмета симметричной формы. Скульптурный рельеф. Изображение ветки дерева (березы, дуба, винограда и т.д.).
Передача в объеме характерных особенностей фигур человека, животных и птиц, их конструктивное строение и пропорции. Лепка фигуры человека, животных и птиц по представлению. «Атлет», «Снегурочка», «Дед Мороз», «Зубр», «Лев», «Цапля», «Сова».
Лепка сказочного героя (портрет). Положительный и отрицательный образы: «Буратино и Карабас-Барабас», «Баба-Яга и Иван-Царевич», «Мужик и пан» (мелкая пластика).
ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ДИЗАЙН (7 ч)
Стилизация. Особенности выполнения декоративной композиции: «Лето», «Осень», «Зима», «Весна» (панно с аппликацией из соломки, засушенных цветов и листьев, кусочков ткани, цветной бумаги и других материалов).
Взаимосвязь элементов в декоративной композиции (панно, тарелка, разделочная доска: «Папараць-кветка», «Фауна Беларуси», «Дары природы».
Особенности создания фантазийных образов: «Птица Феникс», «Русалка».
Разработка растительного орнамента для ковриков, обоев, керамической плитки и т.д.
Подготовка штампа или трафарета для печатания в два цвета на ткани. «Шаль», «Платок» (бумага, ножницы, клей, поролон).
Взаимосвязь изобразительного и декоративного начала в конструировании изделий. Изготовление новогодних игрушек, поздравительных открыток и пригласительных билетов на карнавал.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ
УЧАЩИХСЯ V КЛАССА
К концу учебного года учащиеся V класса должны знать:
- основные виды и жанры изобразительного искусства;
- известных мастеров белорусского и зарубежного искусства и названия их выдающихся произведений;
К концу учебного года учащиеся V класса должны уметь:
- анализировать произведения искусства с точки зрения их видового и жанрового своеобразия;
- различать оттенки одного и того же цвета, уметь их применять в своих работах;
- передавать в объеме и на плоскости пропорции и характер формы предметов;
- передавать пространственные планы с применением знаний перспективы;
- воспроизводить в объеме реальные формы живой природы;
- стилизовать реальные формы живой природы в декоративные;
- использовать различные художественные техники для решения творческого замысла.
Учащиеся должны приобрести навыки:
- межкультурной коммуникации и диалога;
- культурной толерантности.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С.Выготский. – СПб.: Азбука, 2000. – 416 с.
2. Докучаева, Н.Н. Мастерим бумажный мир. Строим город / Н.Н.Докучаева. – СПб.: Диамант, 1997. – 153 с.
3. Изобразительное искусство в начальных классах: Пособие для учителя / [Б.П.Юсов, Н.Д.Минц, Г.С.Лепский и др.]; Под ред. Б.П.Юсова, Н.Д.Минц. – Мн.: Народная асвета, 1992. – 191 с.
4. Иконников, А.В. Художественный язык архитектуры / А.В.Иконников. – М.: Искусство, 1985. – 175 с.
6. Конева, Л. С. Пейзаж. Натюрморт / Л.С.Конева. – Мн.: Фирма «Соврем. Литератор», 2002. – 39с.
7. Конышева, Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. Основы дизайнообразования / Н.М.Конышева. – М.: Академия, 1999. – 192 с.
8. Минц, Н.Д. Изобразительное искусство: учеб. пособие для 2 кл. / Н.Д.Минц, О.Ф.Таланцева. – Мн.: Беларусь, 2006. – 101 с.
9. Миронова, Л.Н. Цветоведение / Л.Н.Миронова. – Мн.: Вышэйшая школа, 1984. – 286 с.
10. Мінц, Н.Д. Выяўленчае мастацтва: вучэб. дапам. для 3-га кл. / Н.Д.Мінц. – Мн.: Беларусь, 2008. – 150 с.
11. Музей старажытнабеларускай культуры: Дапам. для наведвальнікаў / НАН Беларусі. Ін-т мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору імя К. Крапівы; [Навук. рэд. В.Ф.Шматаў]. – Мн.: Бел. навука, 1998. – 233 c.
12. Сахута, Я.М. Беларускае народнае дэкаратыўна-прыкладное мастацтва: Метад. дапам. / Я.М.Сахута. – Мн.: Беларусь, 1995. – 109 с.
13. Сахута, Я.М. Беларуская народная керамiка / Я.М.Сахута. – Мн.: Полымя, 1987. – 112 с.