Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Перспективы информатизации общества



Развитие и широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) является всеобщей тенденцией мирового развития в последние десятилетия. Их применение имеет решающее значение для повышения конкурентоспособности экономики страны, расширения возможностей ее интеграции в мировую систему хозяйства, повышения эффективности государственного управления и местного самоуправления.

Несмотря на высокие темпы развития информационных и коммуникационных технологий в последнее десятилетие Россия не смогла сократить в этой области отставание от промышленно развитых стран. Отчасти это вызвано длительным экономическим кризисом. В то же время недостаточное развитие ИКТ в России усугубляется целым рядом других факторов. Это, к примеру, несовершенная нормативная правовая база, отсутствие целостной информационной инфраструктуры и эффективной информационной поддержки рынков товаров и услуг, недостаточный уровень подготовки кадров в этой области, недостатки в регулировании экономической деятельности при выходе предприятий и организаций сферы ИКТ на российский и мировой рынки, высокий уровень монополизации сетей связи.

Особенности географического положения России, размещения производства и расселения населения, отставание развития транспортной инфраструктуры определяют особую важность ИКТ и систем удаленного доступа к информации для обеспечения населения и бизнеса необходимыми консультационными услугами. Развитие ИКТ позволит всем гражданам получать дистанционно медицинские, юридические и иные виды консультационных услуг, существенно повысит возможности дистанционного обуче­ния и повышения квалификации. А это — важный шаг на пути развития демократии и реального обеспечения равных прав всех граждан в области информации. Индикатором выступает число пользователей сетью Интернет и объемы услуг, предоставляемых с помощью систем удаленного доступа.

На базе развития современных методов информационного обмена между государством и обществом будут созданы принци­пиально новые возможности для обеспечения информационной открытости и гласности принятия решений, для повышения уровня доверия и взаимодействия между обществом и государством. У граждан России появятся условия для сокращения затрат вре­мени на реализацию своих конституционных прав и обязанностей.

Решение этих задач предусмотрено Федеральной целевой программой «Электронная Россия 2002 — 2010 гг.», утвержденной в 2001 г. постановлением Правительства РФ. В ней четко сформулированы задачи в сфере ИКТ. Это, в первую очередь, совершенствование законодательства и системы государственного регулирования деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с хозяйствующими субъектами и внедрение ИКТ в реальный сектор экономики. В связи с ним не менее важным является развитие системы подготовки в (той области специалистов и квалифицированных пользователей, развитие независимых средств массовой информации, телекоммуникационной инфраструктуры и создание пунктов подключения к открытым информационным системам, разработка и создание системы электронной торговли.

Внедрение и массовое распространение ИКТ позволят создать условия для развития демократии, повышения эффективности функционирования экономики, государственного управления и местного самоуправления, а также обеспечат права граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, создадут условия для расширения подготовки не только специалистов по ИКТ, но и квалифицированных пользователей.

Выполнять программу планируется в три этапа. В ходе первого папа (2002 г.) проведен анализ действующей нормативной и правовой базы, определен достигнутый уровень. На этом же этапе предполагалось формирование системы мониторинга: мировых тенденций развития ИКТ и их социально-экономических приложений; уровня распространения и эффективности использования информационных технологий в стране; эффективности бюджетных расходов в сфере информатизации; информационных ресурсов в органах государственной власти и бюджетном секторе экономики, их технической и телекоммуникационной обеспеченности и др.

На втором этапе (2003 — 2004 гг.) на основе проведенных исследований, разработанных документов и сформированной законодательной базы запланирована реализация организационных мероприятий по расширению и развитию проектов интерактивного взаимодействия органов государственной власти с гражданами и хозяйствующими субъектами. Предполагалось, что на этом этапе будет в основном сформирована единая телекоммуникационная инфраструктура для органов государственной власти и местного самоуправления, бюджетных и некоммерческих организаций, центров общественного доступа к информационным сетям, а также сформирована основная конфигурация «электронного правительства».

Третий этап (2005 — 2010 гг.) включает в себя создание предпосылок для массового распространения информационных технологий в экономике, а также для полной реализации прав граждан на доступ к информации и экономическую деятельность на основе использования информационных технологий. По результатам предыдущих этапов должно быть обеспечено комплексное внедрение стандартизованных систем документооборота, повышающих эффективность коммуникации органов государственного управления как на внутри- и межведомственном уровнях, так и с хозяйствующими субъектами и гражданами.

На этом этапе намечено завершить формирование единой те­лекоммуникационной инфраструктуры для органов государственной власти и местного самоуправления, бюджетных и некоммерческих организаций, центров общественного доступа к информационным сетям, массовую переподготовку кадров по ИКТ.

В ходе выполнения Федеральной целевой программы «Электронная Россия 2002 — 2010 гг.» возникла необходимость в ее корректировке. Обновленную редакцию программы было запланировано выпустить в IV квартале 2004 г. В мае 2004 г. было создано Федеральное агентство по информационным технологиям, подведомственное Мининформсвязи.

Значение данной программы трудно переоценить. Она окажет воздействие на все сферы общественной жизни, прежде всего позволит эффективно использовать интеллектуальный и кадровый потенциал России, обеспечить гармоничное вхождение нашей страны в мировую экономику на основе кооперации и информационной открытости, преодолеть отставание от развитых стран в уровне использования и развития ИКТ, обеспечить равноправное присутствие России в глобальном информационном сообществе.

Создание единого информационного пространства на всей территории страны создаст предпосылки для преодоления экономического отставания отдельных территорий, обеспечит гражданам и организациям, независимо от места проживания и расположения, равную общедоступность всех отечественных и мировых открытых информационных ресурсов.

Повышение спроса на продукцию ИКТ обеспечит прирост отечественного производства товаров и услуг в этой сфере и рост экспорта в размере 15... 20 % ежегодно. Предполагается, что объем рынка информационных услуг и программного обеспечения возрастет к 2005 г. в 2 — 3 раза, ак2010г. — в 5 — 6 раз. Доля ИКТ в экономике увеличится в несколько раз.

Парк персональных компьютеров, используемых в сфере бизнеса, увеличится в 6 раз (используемых населением — в 4 раза) и существенно обновится. Прогнозируется, что примерно каждый второй компьютер будет иметь выход в сеть Интернет.

Внедрение информационных технологий в организацию работ министерств и ведомств, а также региональных органов управления позволит сократить издержки на управление, в том числе и за счет высвобождения части технического персонала этих служб. Целевым индикатором информатизации работы органов управления может выступать доля безбумажного документооборота внутри ведомств и между ними. Предполагается довести долю безбумажного документооборота в среднем до 65 % внутри ведомств и но 40 % в межведомственном обороте. Эта интеграция государственных информационных ресурсов в единую систему позволит также радикально сократить возможности для нарушений законов, уклонения от уплаты налогов и т.п.

Предполагаемые программой темпы распространения ИКТ в экономике и обществе резко увеличат потребность в специалистах пой области. К 2005 г. потребность в специалистах с высшим и средним специальным образованием составляет 100 тыс. в год, а к концу срока действия программы — более 130 тыс. в год. В программе предусмотрено к 2005 г. выйти на уровень подготовки не менее 25 тыс. специалистов в области информационных технологий с высшим образованием и не менее 60 тыс. со средним специальным и начальным профессиональным образованием.

Реализация программы существенно повысит конкурентоспособность экономики страны за счет снижения издержек и улучшения качества продукции и услуг, эффективности государственного управления и местного самоуправления, обеспечит рост качества жизни граждан, сократит отставание от развитых стран мира, позволит избежать информационной и экономической изоляции от мировой экономики и мирового сообщества, обеспечит развитие процессов международной интеграции.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.