Политическая мысль древности связана с судьбами народов Египта, Вавилона, Индии, Китая, Персии, Греции, Рима. Поскольку все политические теории отображают реальные политические отношения общества, то и появиться они могли лишь с появлением политической жизни общества и государства. Современная политология выделяет 5 основных политологических концепций, которые выработало человечество за всю историю своего существования, или точнее, в рамках которых развивалась политическая мысль:
· мифологическая;
· философско-этическая;
· религиозная;
· гражданская;
· социальная.
Каждой из этих концепций отвечает за свой временной отрезок и свой этап в развитии человеческого общества.
Творцы и носители мифологической концепции политики - народы Давнего Египта, Вавилона, Индии, Персии. В ІІІ-ІІ тыс. к н.э. в дельтах больших рек (Нила, Тигра, Евфрата, Инда, Хуанхэ) возникают могущественные государства - Египет, Шумер, Аккад, Вавилон, древнерусские и древнекитайские государства. Необходимость постоянной организации сложного ирригационного хозяйства обусловила развитие этих обществ путем твердой государственной централизации, которое привело к созданию политических структур деспотического типа. Эти структуры имели основные особенности:
· административно-командное управление обществом через крепкий бюрократический аппарат;
· поглощение государством собственности и хозяйственных функций низших единиц;
Социально-политические представления древневосточных обществ носят преимущественно религиозно-мифологический характер, который подчеркивает божественное возникновение существующих отношений власти и порядка.
Политические идеи Древнего Вавилона ярко переданы в законах царя Хаммурапи (XVІІІ cт. к н.э.). Укрепление власти рабовладельцев и охрана интересов государственных людей - главная из них.
Политическая мысль Древней Индии носила отображение религиозно-политической идеологии буддизма и брахманизма. Последователи буддизма считали, что миром правит не бог, а естественный закон и человеческие дела зависят от собственных усилий людей. Буддизм основан на признании нравственно-духовного равенства людей. Именно поэтому политической мысли Древней Индии характерно соединение идей твердой государственной системы с религиозно-моральным индивидуализмом. Именно в Древней Индии удалось детально разработать концепцию человеческих обязанностей и практически не оставить место для прав.
Определенный отход от ранних мифологических представлений в сторону рациональных состоялся в Древней Персии и связанно это с именем Заратустры. Согласно его учению в мире идет борьба добра и зла и в конечном итоге победит добро. Государство должна быть земным воплощением небесного царства, а монарх должен защищать подданных от бедствия, бороться против зла в государстве. Кастовое распределение общества базируется на свободном выборе каждого того или другого вида занятий.
Древнекитайскимфилософам удалось найти основной нервный узел существования азиатского деспотизма - деление общества на то, кто делает и кто руководит. Главным вопросом для китайских философов была проблема эффективного управления обществом. Они предложили 2 варианта решения этого вопроса: Конфуциантство и Легизм. Конфуцианское решение проблемы состоит в разработке патриархально-патерналистской версии деспотического государства. Конфуций (Кун Фу-цзи (551 - 479 гг. к н.э.) считал, что высочайшей эффективности управления государством можно достичь лишь на принципах патриархально-клановой формы подчиненности - по старшинству в семье. Государство у Конфуция - это одна большая семья, где власть императора - власть отца, а отношения правителей и подданных - родственные отношения. Конфуций предлагает строить отношения внутри государства на началах принципов добропорядочности, которые заложены в системе «правил поведения» - норм и ритуалов ''Ли''. Политическая концепция Конфуция включает в свой состав такие идеи:
· суровое иерархическое распределение обязанностей между членами общества, в семье, в государстве по принципу "правитель должен быть правителем, подчиненный - подчиненным";
· культ предков, мудрости, знания;
· достижение людьми уровня "благородного мужа", который есть добрым и справедливым к народу, почтительным к старшим и высшим;
· правление меритократии (достойных, талантливых);
· установление идеальных отношений в семье и государстве соответственно принципу "чего не желаешь себе, того не делаешь другим".
Конфуцианство (а с VІ ст. н.э. - неоконфуцианство) было не только господствующей идеологией в Китае, но и получило распространение в Японии, Кореи, Вьетнаме и других странах.
Совсем другое решение проблемы наилучшего администрирования предложила доктрина легизма, которая наиболее последовательно изложена Шан Яном (400 - 338 гг. к н.э.). Он считал, что основной фактор, который подрывает основы общества - это торговцы и ремесленники, которые находятся вне системы непосредственного бюрократического контроля и обогащают себя, а не государство. Он учитывал, что это путь к сильному народу и слабому государству, а деспотизм может существовать продолжительно только при обратном соотношении - «слабый народ» - «сильное государство». Слабым народом может быть лишь контролируемый народ, он должен быть постоянно запуганным и дисциплинированным. Основные методы построения деспотического государства - материальное стимулирование частных собственников, метод «уравнение имущества» т.е. поощрение бедных к обретению собственности, а богатых - к добровольной отдаче части имущества бедным; метод наград и наказаний и т.п..
Но реализация идей легизма привела к краху династии Цинь в конце ІV ст. к н.э. Конфуцианство, а не легизм стало официальной идеологией китайской империи.
В районе периферийного Средиземноморья возник античный вариант политического развития. Его эпицентром стала постоянная Античная Греция. Концепция политики, предложенная античными философами приобрела название «философско-этическая». Эллада дала человечеству богатое духовное наследство, пронизанное духом гуманизма, умной организацией общественного бытия. Эта умная организация была воплощена в древнегреческих полисах. Мыслители Греции и Рима трактовали государство философски: государство - наибольшее воплощение ума. А ум для философов того времени - не средство, а цель в самом себе. Мыслители этого периода старались создать модель государства, которое олицетворяет ум. Высочайшего развития политическая мысль античности достигла в учениях древнегреческих философов Платона и Аристотеля. Платон (427-347 гг. к. н.э.) подвергал резкой критике общественное и государственное устройство в свое время. Он предлагал выстроить такое государство, в котором будут властвовать мудрость и справедливость. Главными политологическими произведениями Платона стали трактаты «Государство», «Законы», «Политик». Согласно Платону, свободные граждане должны быть распределенны на правителей-философов, стражей-воинов и ремесленников-производителей. Платон считал правильным типом государства - монархию, а наилучшим государственным устройством - государство ума, в котором объединено все лучшее от олигархии и демократии, во главе которой стоит элита, аристократия, философы. Главный принцип гражданской жизни - справедливость. Она заключается в том, что каждый гражданин занимается тем делом, которое наиболее отвечает его натуре. Граждане подчиняют свои индивидуальные интересы общественным. В обществе нет богатых и бедных. Цель идеального государства - обеспечение таких условий жизни, в которых большинство граждан действует по принципам высокой нравственности. А наибольшей нравственностью и мудростью владеют философы-правители.
Как и у Платона, у Аристотеля имеют место тоталитарные тенденции. В его понимании человек - часть государства, а личные интересы должны подчиняться государственным. В отличие от Платона Аристотель считал, что частная собственность - это необходимое условие существования общества как и семьи. Он считал, что надо искать не "абсолютно совершенное государство", а такое политическое устройство, которое имеет большинство существующих государств. Аристотель называл граждан свободными людьми, но свободу понимал лишь как противоположность рабству. Граждане занимаются только военными, законотворческими и судебными делами. Аристотелю принадлежит оценка раба, как инструмента, который имеет душу. Сельскохозяйственное и промышленное производство - это судьба рабов. Аристотель считал неравенство - причиной негодования и переворотов, но связывал отмену рабовладения только с развитием техники. Формы государственного устройства Аристотель распределяет по количеству правителей и границы правления на "правильные" и " неправильные". Правильный - это такой государственный порядок, при котором преследуется общее благо независимо от того, правит один, несколько, или много людей. К таким он относил монархию, аристократию, политию (объединение олигархии и демократии). Неверный - это такой государственный порядок, при котором преследуются частные цели правителей. К таким он относил тиранию, олигархию и демократию. По мнению Аристотеля неверные формы развиваются из верных, когда цель общего блага заменяется частными целями одного, немногих или многих правителей. Он определял два возможных типа идеального государственного устройства - аристократию и политию.