Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Розничный товарооборот: понятие, состав, показатели



Тема 4.2. Основные экономические показатели

Деятельности предприятия торговли

Учащийся должен:

знать:основные экономические показатели;

уметь: рассчитывать основные экономические показатели: товарооборот, товарные запасы, товарооборачиваемость.

Понятие товарооборота

Одним из основных экономических показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия, во многом определяющим степень достижения цели предпринимательской активности, является товарооборот – процесс обмена товаров на деньги.

Владелец товара – торговое предприятие (иногда торговая организация получает товар на условиях консигнации, т.е. не являясь собственником товара, на основе соответствующего договора получает от фактического владельца право на продажу.) за деньги передает товар в собственность другому юридическому или физическому лицу.

Товарооборот характеризует процесс движения товаров посредством актов купли-продажи.

Как экономическая категория товарооборот характеризуется наличием одновременно двух признаков:

· товара как объекта продажи;

· продажи как формы движения товара от производителя к потребителю.

Товарооборот торгового предприятия можно рассматривать:

· как результат деятельности предприятия торговли, как его экономический эффект;

· в социально-экономическом аспекте как показатель товарного снабжения населения, как один из показателей уровня жизни (по классификации ООН, розничный товарооборот входит в число показателей, характеризующих уровень жизни).

В торговом предприятии товарооборот определяется объемом денежной выручки за проданные товары.

По его размеру можно судить о значимости данного предприятия на потребительском рынке.

Розничный товарооборот: понятие, состав, показатели

Под розничным товарооборотом понимают передачу товаров конечным потребителям, как правило, населению для удовлетворения личных потребностей.

На этом процесс обращения товара завершается – товар поступает в сферу потребления и перестает быть товаром. Таким образом, экономическая сущность розничного товарооборота проявляется в экономических отношениях, связанных с обменом денежных доходов населения на товары.

Как экономический показатель розничный товарооборот отражает объем товарной массы (в денежном выражении), переходящей в сферу личного потребления в обмен на денежные доходы населения, и характеризует, с одной стороны, денежную выручку торговли, с другой – сумму расходов населения на покупку товаров. Динамика розничного товарооборота отражает пропорции между производством и потреблением, потребность предприятий в материальных и трудовых ресурсах, характеризует развитие торговой сети.

В соответствии с Государственным стандартом Российской Федерации (раздел «Торговля». Утвержден и введен в действие постановлением Госстандарта России от 11 августа 1999 г. № 242-ст) под розничным товарооборотом понимается объем продажи товаров и оказания услуг населению для личного, семейного и домашнего пользования.

Кроме того, в розничный товарооборот включается продажа товаров организациям (санаториям и домам отдыха, больницам, детским садам и яслям, домам для престарелых), через которые осуществляется совместное потребление товаров. Такая продажа может производиться как за наличный, так и безналичный расчет.

Розничный товарооборот как статистический показатель содержит объем продажи товаров населению через все каналы реализации: на официально учтенных предприятиях, на вещевых, смешанных и продуктовых рынках.

Объем розничного товарооборота во многом характеризует состояние национальной экономики, отражая положение дел в промышленности и сельском хозяйстве, инфляционные процессы, изменение благосостояния населения, конъюнктуру и емкость внутреннего рынка.

Показатель розничного товарооборота (как и оптового) имеет количественную и качественную характеристики.

Количественная характеристика товарооборота – объем реализации в денежном исчислении, качественная – связана со структурой товарооборота.

Структура (или ассортиментный состав) товарооборота – это доля отдельных товарных групп в общем объеме реализации.

Состав розничного товарооборота классифицируют по видам продаж:

· выручка от продажи продовольственных и непродовольственных товаров в магазинах, палатках, с использованием автоматов, в развозной и разносной торговле;

· товарооборот предприятий внедомашнего питания, состоящий из оборота по продаже продукции собственного производства и покупных товаров, включая наценку;

· выручка от реализации медикаментов в аптеках;

· выручка от реализации книг, газет, журналов, в том числе и по подписке и др.

Необходимо четко различать такие понятия, как состав и величина товарооборота: составскладывается из различных видов продаж, а величина– из сумм торговой выручки, сданной в банк или кассу, объема мелкооптовых продаж (по безналичному расчету), расходов, произведенных за счет кассовой выручки (по документам).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.