Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методы анализа и учета товарных запасов



Одной из наиболее важных задач торговых предприятий является правильное определение потребности в товарных ресурсах.

Во-первых, в соответствии с балансовой увязкой важнейших показателей хозяйственной деятельности необходимо предусматривать, чтобы товарные ресурсы обеспечивали и соответствующий объем товарооборота, и оптимальный прирост величины товарных запасов, а во-вторых, потребность в товарных ресурсах должна жестко увязываться с наличием и состоянием финансовых ресурсов (оборотных средств) предприятий торговли. На основании расчета общей потребности в товарах определяется ассортиментный состав товарооборота и составляются заявки на поставку.

Важную роль играет верное определение оптимальной величины товарных запасов. Так мелкие предприятия торговли, исходя из объемов деятельности и численности персонала, вообще не планируют величину товарных запасов или планируют ее приблизительно. А средние и крупные торговые структуры вынуждены постоянно следить за динамикой товарооборота и товарооборачиваемости, а значит, планировать величину товарных запасов.

Планирование величины товарных запасов – это комплекс экономических и организационных мероприятий, направленных на их оптимизацию. Главной задачей планирования величины товарных запасов является определение их оптимального размера по объему и структуре, обеспечивающего устойчивость товарооборота при эффективном использовании собственных и заемных средств. Причем размеры запасов товаров сезонного хранения и досрочного завоза планируются на основе их анализа за предшествующие годы и в соответствии с потребностью для бесперебойной реализации в плановом периоде.

Специальные методы применяются при планировании размера товарных запасов текущего хранения как наиболее значительной части товарных запасов.

Существуют различные методы планирования и нормирования величины товарных запасов: статистический; экономико-математический, технико-экономических расчетов и др.

Статистический метод включает в себя анализ товарооборачиваемости и фактических товарных запасов текущего хранения, сложившихся за последние 3-4 года. (Величина товарных запасов берется в днях товарооборота). Анализ и выявление тенденций может проводиться как по предприятию в целом, так и по товарным группам.

Экономико-математический метод основывается на определении норм, нормативов товарных запасов, при планировании их величины различных экономических формул, в частности так называемой модели Уилсона в разных вариантах.

Наиболее трудоемким является метод технико-экономических расчетов. Высокая трудоемкость метода объясняется необходимостью проведения специальных обследований и также использованием на определенных этапах расчетов модели Уилсона.

Особенностью данного метода является то, что все расчеты основываются на определении отдельных элементов, из которых складывается время обращения товарных запасов, т.е. планируется не столько величина товарных запасов, сколько время прохождения ими различных стадий товародвижения. Общая оптимальная величина товарных запасов рассчитывается как сумма отдельных элементов.

При планировании величины товарных запасов с использованием метода технико-экономических расчетов необходимо учитывать следующие условия работы конкретной торговой организации или предприятия:

· порядок поставки и завоза товаров: частота, равномерность, комплектность (полнота ассортимента в одной партии) поставок, размер поставляемых партий товаров;

· особенности и сложность ассортимента товаров, продолжительность периода реализации, а также предельные сроки хранения;

· отдаленность поставщиков, скорость транспортирования товаров;

· время, необходимое для приема, проверки и подготовки товаров к продаже (подсортировка, расфасовка, доставка товаров в торговый зал);

· состояние материально-технической базы (площадь торгового зала, подсобных и складских помещений, наличие и объем холодильного оборудования, механизация погрузочно-разгрузочных работ);

· система и формы расчетов за товары, скорость документооборота.

Учитывая названные условия, выделяют следующие временные отрезки (или стадии в продвижении товаров), из которых складывается процесс товародвижения:

· время нахождения товаров в пути;

· время, необходимое для разгрузки, приемки, проверки качества и подготовки товаров к продаже;

· время пребывания товаров в форме торгового запаса;

· гарантийный (страховой) запас на неравномерность поставок, изменения покупательского спроса и т.п.

Каждой из указанных стадий товародвижения должна соответствовать строго определенная величина товарных запасов:

а)Товары в пути – оплаченные, но еще не поступившие в торговую организацию или на предприятие. Наличие товаров в пути обусловлено действующими формами расчетов, сроками документооборота. Время пребывания товаров в пути включает период от даты оплаты до даты поступления товаров по оплаченным счетам, Товары в пути планируются по предприятию в целом на основе анализа данных по балансовой статье «Товары в пути» за предшествующий период;

б)Время, необходимое для разгрузки, приемки, проверки качества и подготовки товаров к продаже, определяется путем хронометража и зависит от конкретных условий работы торговой организации или предприятия;

в) При расчете времени пребывания товаров в форме торгового запаса необходимо учитывать, что торговый запас состоит из двух частей, и величина каждой планируется отдельно:

1. Запас товаров в торговом зале для показа и продажи (другое название – представительный ассортиментный набор в торговом зале). Величина этого вида запаса может определяться по формуле:

Зт.з. = (Ц х Кр + Родн) : Родн.,

где Зт.з. – планируемая величина запаса в торговом зале;

Ц – средняя цена одной разновидности товара;

Кр – количество разновидностей;

Родн – однодневный товарооборот.

Иногда употребляется термин «рабочий запас товаров». В него включают представительный ассортиментный набор в торговом зале и запас на время приемки и подготовки товара к продаже. Планируемая величина определяется как сумма величин составляющих его частей.

2. Запас текущего пополнения – предназначен для обеспечения бесперебойной торговли в периоды до очередного поступления товаров. Планируемая величина запаса текущего пополнения зависит от периодичности поставок – чем реже периодичность поставок, тем больше должна быть величина этого запаса.

Величина запаса текущего пополнения традиционно определяется с использованием модели Уилсона:

q = √ 2 х VxUз
Ux

где q – размер оптимальной партии поставки товара;

V- объем товарооборота (или объем поставки по договору, или плановый объем закупки товаров);

Ux- расходы на хранение разновидности товара;

– расходы по транспортировке партии товара.

Величина товарного запаса текущего пополнения должна составлять половину оптимальной партии поставки (q), так как запасы одних товаров будут максимальными в день поступления очередной партии, а запасы других – снижаются до минимума перед поступлением новой партии.

Итак, оптимальная величина торгового запаса включает в себя сумму товарных запасов в торговом зале и товарных запасов текущего пополнения, т.е.

ТЗт = Зтз + 0,5 х q,

где ТЗт – оптимальная величина торгового запаса;

Зтз – планируемая величина товарных запасов в торговом зале;

0,5 х q- величина товарного запаса текущего пополнения.

г) Гарантийный (или страховой) запас создается с целью нивелирования неравномерности поставок, изменений спроса и т.п. Величина гарантийного запаса может составлять по различным товарным группам от 100 до 50% торгового запаса.(Некоторые источники рекомендуют устанавливать 100%-ю величину гарантийных товарных запасов по товарам повседневного спроса, а по всем другим товарам – 50%-ю; другие источники рекомендуют 100%-ю величину – по продовольственным товарам, 50%-ю – по непродовольственным товарам. Это зависит в первую очередь от особенностей конкретного торгового предприятия).

Планируемая величина гарантийного запаса может быть определена по формуле

ТЗг = к√ ∑ (Р – р)²,

где ТЗг –гарантийный (страховой) запас товаров;

к – коэффициент, связанный с уровнем обслуживания (является величиной задаваемой и выражается через отношение числа дней, когда товар бесперебойно имеется в продаже, к общему количеству дней в периоде);

Р – товарооборот за анализируемые периоды;

р – товарооборот в среднем за период.

В целом технико-экономический метод планирования дает следующую формулу расчета оптимальной величины товарных запасов:

Н = ТЗп + ТЗпр + ТЗт + ТЗ г,

где Н – оптимальная величина товарных запасов;

ТЗп – оптимальная величина товарных запасов в пути (для иногородних поставщиков);

ТЗпр - оптимальная величина товарных запасов на время приемки, проверки, подготовки товаров к продаже;

ТЗт – оптимальная величина торгового запаса;

ТЗг –гарантийный (страховой) запас.

Расчет норматива товарных запасов часто проводят по товарным группам, результаты затем суммируют и получают итоговое значение.

После того как учтено состояние оборотных средств, источники поступления товаров определены, исчислена оптимальная величина товарных запасов, проводится конкретная работа по закупке товаров и формированию торгового ассортимента, решаются и юридически оформляются вопросы товароснабжения и поставки.

Вопросы для повторения

1. Какова характеристика экономической категории «товарооборот»?

2. Каковы отличительные черты розничного и оптового товарооборота?

3. Какие показатели используют для характеристики товарооборота торговой компании?

4. Как оценить влияние факторов, определяющих объем и структуру товарооборота?

5. Какие методы используют при разработке плана товарооборота?

6. Для чего используют показатель сезонной волны товарооборота?

7. Что включается в понятие «товарные ресурсы» и как количественно измерить величину товарных ресурсов?

8. Как определяется обеспеченность торговой организации или предприятия товарными ресурсами и эффективность их использования?

9. Понятие товарных запасов и причины, вызывающие необходимость их образования?

10. Каковы признаки классификации товарных запасов?

11. Показатели и порядок определения величины товарных запасов.

12. Каков экономический смысл понятия «товарооборачиваемость»?

13. Какие вы знаете способы определения времени и скорости товарного обращения? Какая зависимость существует между временем и скоростью товарного обращения?

14. Перечислите факторы, влияющие на величину товарных запасов и товарооборачиваемость.

15. Какие существуют методы анализа и учета величины товарных запасов?

16. Как определить общую потребность торговой организации или предприятия в товарных ресурсах?

17. Цели планирования и нормирования величины товарных запасов.

18. Охарактеризуйте методы, используемые при планировании величины товарных запасов.

19. Какие особенности необходимо учесть, применяя метод технико-экономических расчетов при планировании и нормировании величины товарных запасов?

Тесты

1. Укажите правильное определение показателя «товарооборот»:

а) объем продажи товаров и оказания услуг в денежном выражении за определенный период времени;

б) денежное или количественное (ед., шт., кг) выражение объема хозяйственной деятельности торгового предприятия;

в) доходы торгового предприятия от продажи товаров на потребительском рынке.

2. В чем основное отличие оптового товарооборота от розничного:

а) в масштабе хозяйственной деятельности торговых организаций;

б) в физическом объеме товарооборота и его денежной оценке;

в) в последующем использовании проданных товаров?

3. Укажите правильное определение индекса сезонности товарооборота:

а) индекс сезонности показывает степень превышения среднегодового значения объема товарооборота от значения показателя какого-либо месяца (квартала);

б) индекс сезонности показывает степень отклонения объема товарооборота какого-либо месяца (квартала) от среднегодового значения показателя;

в) индекс сезонности показывает абсолютное превышение объема товарооборота какого-либо месяца (квартала) от среднегодового значения показателя.

4. Существует ли различие между понятиями «товарные запасы», «товарное предложение» и «товарные ресурсы»:

а) да, существует;

б) нет, не существует;

в) в зависимости от контекста?

5.В каких единицах не может измеряться величина товарных запасов:

а) в стоимостных;

б) в процентах;

в) в натуральных?

6. Как называется та часть товарных запасов, которая предназначена для обеспечения текущих нужд торговли:

а) товарные запасы специального назначения;

б) представительный ассортиментный набор;

в) товарные запасы текущего хранения?

7. Какая существует зависимость между временем и скоростью товарного обращения:

а) никакой устойчивой зависимости не существует;

б) существует прямо пропорциональная зависимость;

в) существует обратно пропорциональная зависимость?

8. К каким последствиям приведет уменьшение времени и увеличение скорости товарного обращения:

а) позволит осуществлять большой объем товарооборота при меньших размерах товарных запасов;

б) позволит поддерживать постоянным соотношение между величиной товарооборота и товарных запасов;

в) позволит осуществлять большой объем товарооборота при большей величине товарных запасов?

9. Влияет ли величина товарных запасов на величину расходов и затрат торговых организаций и предприятий:

а) влияет;

б) не влияет;

в) влияет, но опосредованно?

10. Как влияет звенность товародвижения на товарные запасы:

а) изменяет их структуру;

б) делает большей их величину;

в) не влияет никак?

11. Каково назначение запаса текущего пополнения:

а) предназначен для пополнения величины текущих товарных запасов;

б) предназначен для обеспечения бесперебойной торговли в периоды до очередного поступления товаров;

в) предназначен для обеспечения проведения каких-либо мероприятий?

12. Как называется метод оперативного анализа и учета товарных запасов:

а) метод технико-экономических расчетов;

б) метод снятия остатков;

в) балансовый метод?

13. Каким образом торговые организации и предприятия должны действовать, чтобы сгладить неравномерность поставок, колебания спроса и т.д.:

а) создавать гарантийные (стразовые) запасы товаров;

б) тщательнее определять величину сезонных товарных запасов;

в) применять балансовый метод?

Ответы: 1 а, 2 в, 3 б, 4а, 5б, 6в, 7в, 8а, 9а, 10б, 11а, 12б, 13а.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.