Помощничек
Главная | Обратная связь

...

Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Упражнения для нижней челюсти.



· Плавно и медленно открывать и закрывать рот под счет до пяти, кончик языка при выполнении данного упражнения находится у нижних зубов;

· Открывать и закрывать рот;

· Имитировать жевание;

· Двигать нижнюю челюсть вперед, вправо, влево;

· Закусить зубами деревянный шпатель, пытаться вытянуть его изо рта, преодолевая сопротивление;

· Выполнять движения нижней челюстью вперед-назад с одновременными наклонами головы вперед-назад;

· Выполнять движения нижней челюстью вправо-влево содновременными поворотами головы вправо-влево;

· Наклонить голову и коснуться подбородком груди, рот при этом остается закрытым;

· Развести руки в стороны, голову запрокинуть назад, рот открыть, руки вытянуть вперед, голову опустить, рот закрыть.

Упражнения для лицевых мышц.

Перед выполнением активных тренировок перед зеркалом от-рабатываются пассивные движения:

· сморщить нос руками;

· сжимать и расслаблять мускулы щек со стороны носа при помощи рук (имитация попеременного подмигивания левым и правым глазом);

· поднять брови руками.

Активная мимическая гимнастика проводится перед зеркалом. Примерные упражнения:

· надуть одновременно обе щеки;

· попеременно надувать правую и левую щеки;

· втянуть щеки в ротовую полость между зубами;

· удивиться (поднять брови);

· поочередно прищурить глаза;

· зажмурить оба глаза;

· сделать веселое лицо (улыбнуться);

· сделать сердитое лицо (нахмурить брови).

Упражнения для губ.

Специальные упражнения для губ в начале занятий осуществляются логопедом (пассивная гимнастика):

· собрать губы в трубочку пальцами;

· с помощью указательных пальцев, поставленных в углы губ, растянуть губы в улыбку; обратным движением губы возвра-щаются в исходное положение;

· поднять верхнюю губу указательными пальцами от углов губ по носогубным складкам вверх к крыльям носа;

· опускать средними пальцами нижнюю губу, поставив пальцы в углы губ;

· указательным и большим пальцами обеих рук плотно смыкать губы для выработки кинестетических ощущений закрытого рта;

· поместив указательные пальцы на верхнюю губу, а большие пальцы обеих рук на нижнюю губу пассивно открывать рот, производить раздвигающие движения;

· попеременно перетягивать углы рта вправо и влево, поместив средние пальцы в углы рта.

Эти упражнения проводятся при различном положении рта: рот закрыт, приоткрыт, полуоткрыт, широко открыт.

Активная артикуляционная гимнастика проводится в течение дня. Можно предложить ребенку выполнять перед зеркалом следующие действия:

· вытянуть губы вперед трубочкой, как поцелуй мамы;

· растянуть углы рта в стороны, так, чтобы стали видны верхние и нижние зубы;

· выполнять круговые движения губ;

· имитация свиста;

· захватывание губами леденцов, палочек различного диаметра;

· выплевывание губами семечек, риса;

· выплевывание аналогичных предметов с кончика языка;

· питье через соломинку.

Упражнения для развития подвижности и укрепления губных мышц можно проводить в игровой форме. Например, предложить ребенку дотянуться губами до конфеты (ириски, леденца), находящейся на некотором расстоянии от его рта. Выполнение упражнения начинается на минимальном расстоянии, доступном ребенку. Впоследствии расстояние увеличивается. Это упражнение также проводится и с сопротивлением, если вместо конфеты использовать трубочку. Ребенок обхватывает трубочку губами и старается ее удержать, несмотря на попытки логопеда вытянуть ее изо рта.

Упражнения для языка.

Важным разделом при работе над артикуляционной моторикой является ликвидация патологической позы языка. В задачи работы входит перемещение языка вперед, опускание его корня и укрепление кончика.

В качестве примера пассивных упражнений можно привести следующие:

· захватить язык с помощью бинта и попеременно подтягивать к верхней и нижней губе, а также отводить в стороны;

· прижимать кончик языка ко дну ротовой полости шпателем;

· поднимать кончик языка шпателем к твердому небу, к верхней губе.

Для ликвидации чрезмерного участия в артикуляции корня языка применяют активную артикуляционную гимнастику:

· «блинчик» - широкий расслабленный язык спокойно лежит на нижней губе;

· попеременно тянуть язык в наравлении носа, в направлении подбородка;

· облизать ложки разной величины, намазанные чем-нибудь вкусным, начиная с игрушечной и заканчивая столовой, выпуклую и вогнутую поверхность;

· слизывать варенье с тарелки всей поверхностью языка;

· узкий язык упереть в одну щеку, затем в другую (“точки в щечку”);

· сильно нажать кончиком языка на нижнюю десну, потом нада-вить языком на твердое небо, на верхнюю десну;

· “почистить” языком верхние и нижние зубы;

· посчитать зубки, упираясь в каждый;

· широким языком погладить твердое небо от передних зубов к мягкому небу;

· повернуть голову вправо, язык высунуть влево, повернуть голову влево, язык – вправо;

· покусать кончик языка по всей поверхности;

· «часики» – попеременно передвигать язык к правому и левому уголкам губ, нижняя челюсть при этом должна оставаться неподвижной;

· облизать верхнюю губу широким языком сверху вниз;

· проталкиват язык сквозь стиснутые зубы;

· высунуть язык, спрятать, рот при этом не закрывать.

Для перемещения языка в передний отдел ротовой полости очень эффективным является облизывание тарелок или ложек, предварительно намазанных чем-нибудь вкусным (медом, вареньем или сгущеным молоком). При выполнении данного упражнения необходимо следить за тем, чтобы язык тянулся за ложкой, а не наоборот. Голова и шея по возможности должны оставаться неподвижными. Вся нагрузка должна идти на мышцы языка. Данное упражнение также способствует активизации кончика языка.

Упражнения выполняются с включением в различные игровые ситуации. Например, можно рассказать ребенку “Сказку о веселом язычке”, помогающую как выработке правильных артикуляционных укладов, так и формированию качественных характеристик артикуляци-онных движений (плавность, соразмерность, ритмичность, амплитуда, переключаемость). «Сказку…» можно несколько видоизменить в расчете на детей с ринолалией.

Сказку начинает рассказывать логопед: Жил да был веселый язы-чок. Он жил не где-нибудь, а в очень интересном домике. Как ты дума-ешь, что же это за домик?

Если ребенок затрудняется с ответом, логопед использует подсказку: А где живет твой язычок? Как это называется?

Как правило, после подсказки, иногда подкрепленной показом, ребенок дает правильный ответ: Домик язычка – это ротик.

Л.: Правильно, домик язычка – это ротик. Как и положено всякому домику, у него есть дверки. Это губки. Но у него есть еще и вторые дверки. Давай посмотрим на них (улыбается и показывает ребенку зу-бы). Вторая дверка – это зубки. А теперь ты покажи, какие дверки у твоего домика.

Эти действия служат закреплению полученных навыков по трени-ровке губной мускулатуры.

Л.: Однажды захотелось веселому язычку посмотреть на солныш-ко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка (приоткрывает губы), а затем вторая. И язычок высунулся наружу, но не весь, а только кончик. Он решил узнать, а не холодно ли на улице?

Рассказ сопровождался демонстрацией описываемых действий. После показа ребенку предлагают сделать то же самое.

Л.: И верно, на улице оказалось холодно, ведь лето уже прошло и наступила зима. И тогда язычок спрятался обратно в домик. Прячь его скорее, а то он замерзнет и простудится. А в домике у него тепло, уютно, там есть постелька, в которой язычок спит. Посмотри, как он спокойно лежит в ротике (показывает). А теперь покажи, как отдыхает твой язы-чок.

Таким образом отрабатывается положение языка в полости рта, что особенно важно для ребенка с ринолалией, у которого спастически напряженный язык сжат в комок и оттянут назад.

Л.: Но наш язычок очень любит поиграть и пошалить. Он может так высоко прыгнуть, что достанет до потолка. А знаешь, где в его домике потолок? Давай я тебе покажу (гладит небо языком). А теперь ты покажи.

Это действие дается не сразу и требует постепенного отрабатыва-ния. После того как ребенок усвоит это упражнение, можно предложить ему показать, как язычок щелкает, дотянувшись до неба-потолочка.

Л.: На следующий день язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Он опять открыл дверцы, выглянул, посмотрел влево, вправо, наверх, вниз, а потом опять ушел в свой домик.

Таким образом отрабатываются тонкие дифференцированные движения языка.

Особые упражнения должны быть предусмотрены для детей с девиацией языка, т. е. его отклонением в какую-либо сторону. Девиация языка вправо свидетельствует о слабости мышц левой стороны языка, а его девиация влево говорит о том же в отношении правой стороны.

Упражнения для укрепления и развития мышц языка проводятся с учетом нагрузки на пораженную сторону. Детям предлагают дотронуться до зубов с противоположной стороны вверху и внизу, подпереть противоположную щеку языком, высунуть язык и отвести его в противоположную сторону, оказывая сопротивление шпателю логопе-да. Эти упражнения увеличивают нагрузку пораженной стороны языка.

С помощью логопедического массажа и артикуляционной гимнастики удается ликвидировать фиксацию языка в неправильном положении, переместить его в переднюю часть ротовой полости, активизировать кончик языка, ослабить патологические проявления в мышцах артикуляционного аппарата, расширить возможности движения речевых мышц и включить их в произношение. Массаж лица позволяет уменьшить атрофию лицевой мускулатуры и научить ребенка контролировать движения мимических мышц.

 

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.