Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Нормализация просодической стороны речи



 

Работу по нормализации просодической стороны речи следует проводить на материале стихотворений, басен, песенок, сказок. Интересный материал представлен в книге В.Н. Хмельницкого и А.В. Охрименко «Домашняя азбука».

Можно рассказать детям сказку “Свой взгляд”.

– Кусочек Янтаря желтел и даже чуть-чуть светился…

А за окном было пасмурно и шел дождь. И было слышно, как шле-пают капли.

– До-ождь, – вздрагивала под порывами ветра Форточка, стряхи-вая заодно попавшие на нее брызги.

– До-о-ождь! – порыкивала, прочищая горло, водосточная Труба.

– Дождь, – соглашалась притихшая, погрустневшая Комната. Но потом оглядывалась на кусочек Янтаря и…даже светлела, улыбаясь.

Янтарь не сдавался.

– Солнце! – всем своим видом говорил Янтарь.

Уже в первых двух предложениях открывается возможность для развития эмоциональных оттенков речи, включения нужной интонации. Говоря о янтаре, нужно стараться с помощью голоса показать его теплоту. Предложение произносится негромким голосом, с нежной интонацией. А в следующей фразе эмоциональный фон меняется: сила голоса несколько увеличивается, интонация превращается из нежной, теплой в более строгую, “пасмурную”, “нахмуренную”.

Озвучивая речь сказочных персонажей: Форточки, Трубы и Ком-наты, детей также учат использовать различные интонационные оттенки, выделять акцентом некоторые элементы высказывания, расставлять паузы там, где в этом есть необходимость. Тон голоса меняется в зависимости от того, кто произносит фразу: вздрагивавшая Форточка, рычавшая Труба или притихшая, погрустневшая Комната. Восклицательный знак требует выделить ударением произносимое слово, а многоточие предлагает сделать паузу. Иногда интонация меняется в процессе произнесения одной фразы, например, когда грустная Комната светлела, улыбаясь.

Для формирования просодических элементов высказывания можно также использовать различные стихотворения, представлялющие собой загадки о животных. Каждая отгадка начинается с определенного звука. Ребенка заранее предупреждают о том, на какой звук начинается отгадываемое слово.

Величья полон нрав,

И страшен его гнев!…

Пусть не всегда он прав,

Зато всегда он – Лев!

При чтении этого стихотворения интонация может быть различ-ной. В одном случае она металлически-властная, даже несколько скан-дированная, а в другом прочтении – плавная, “царственная”, Восклицательные знаки и многоточие указывают на расстановку необходимых акцентов и пауз. Перед последним словом также следует сделать паузу, предлагая ребенку догадаться, о ком идет речь. Если ребенок произносит слово “Лев” недостаточно уверенно, можно показать ему, что это слово нужно произнести иначе: громким голосом, с торжествующей интонацией.

Он нежно-розовый такой!…

Как будто в самом деле

Рассвет до ночи над водой

В его летает теле…

Здесь необходимо использовать нежные модуляции, предлагая ребенку вместе полюбоваться летающим “до ночи” “кусочком рассвета”.

Можно разыграть вместе с детьми сценку “Сорока и заяц”.

– Вот бы тебе, заяц, да лисьи зубы!

– Э-э-э, сорока, все равно плохо…

– Вот бы тебе, серый, да волчьи ноги!

– Э-э-э, сорока, невелико счастье!

– Вот бы тебе, косой, рысьи когти!

– Э-э-э, сорока, что мне клыки да когти. Душа-то у меня все равно заячья…

Сначала дети учатся вслед за логогпедом подбирать нужные интонации, повышать или понижать голос, делать паузы, как того требуют знаки препинания. Затем они разыгрывают сказку между собой, если обучение проходит в стационаре, или дома с родителями, если занятия проводятся амбулаторно.

В ходе упражнений, направленных на развитие физиологического и фонационного дыхания, активизацию мышц небно-глоточного кольца, отработку артикуляционных укладов можно предложить детям игровые элементы на развитие общей моторики и тонких дифференцированных движений рук. Особенно актуальны эти упражнения в случаях осложнения структуры речевого дефекта в виде стертой дизартрии. Они способствуют формированию моторных функций, вырабатывают ловкость и последовательность движений пальцев рук, улучшают координацию движений, согласованность речи и движений.

Помимо общеразвивающих упражнений можно предложить детям выполнить следующие действия:

· медленно пройти по комнате, держа руки на поясе, приподнимая высоко перед собой то одну, то другую ногу (как петух);

· стоя на одной ноге, согнуть другую перед собой и удерживать руки на поясе (как цапля);

· расставить ноги широко, руки поднять и отвести в стороны, ид-ти по кабинету, медленно раскачиваясь (как медведь);

· присесть, держа руки на коленях, идти так по кабинету, пере-валиваясь из стороны в сторону (как утенок);

· ребенку предлагается превратиться в деревянного Буратино, у которого не гнутся руки и колени, и каждый его шаг твердый и громкий. А затем ребенок превращался в Пьеро, который сшит из ваты, его руки и ноги болтаются при ходьбе, даже голова висит, как подвешенная на нитке;

· встать ровно, вытянув руки вверх, как твердая ледяная сосуль-ка. Вот пригрело солнышко и сосулька стала меньше: сначала нужно согнуть кисти рук, потом руки до локтя, руки падают вместе с головой, падает корпус (согнуться в поясе), подгибаются колени, и на полу растекается лужица;

· “тряпичная кукла” – выполняется в положении лежа; если поднять руку или ногу куклы, то она падает.

Для развития мелкой моторики рук можно использовать следующие игровые приемы:

· повернуть руку на ребро, согнуть пальцы в кулак, выпрямить, положить руку на ладонь;

· разминка пальцев рук: сжимание и разжимание под счет “раз-два” с использованием резиновых игрушек, повторить 5 раз;

· “погладить котенка” – плавные движения рук с имитацией со-ответствующих действий; выполнять сначала одной, потом другой рукой;

· “веселые маляры” – синхронные движения кистей рук вверх-вниз, повторить 3 раза;

· “птичка пьет водичку” – локти опираются на стол, пальцы левой руки сжаты в кулак, пальцы правой руки сложены в виде клюва, выполнять ритмичные движения правой рукой вперед;

· “качаем лодку” – пальцы сложены вместе, плавные движения рук в горизонтальном направлении;

· “веселый оркестр” – имитация игры на различных музыкаль-ных инструментах;

· “стряхни воду” – потрясти кистями рук, как бы стряхивая капли воды.

· “домик” – соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук;

· “колечки” – поочередно соединить с большим пальцем указа-тельный, средний, безымянный и мизинец;

· “кошка выпустила коготки” – отвести и привести пальцы, сог-нуть и разогнуть с усилием.

Каждое занятие должно состоять из нескольких упражнений по коррекции дыхания, активизации артикуляционной моторики, развитию подвижности мышц небно-глоточного кольца, уменьшению носового оттенка голоса, формированию правильного произношения. На одно занятие отводится 40 минут. Результаты коррекционного воздействия будут более эффективны, если родители станут закреплять сформированные навыки в домашних условиях. Домашние занятия должны быть частыми (5-7 раз в день), но короткими по времени (10-15 минут) и проводиться в игровой форме, с использованием наглядного материала и предметов окружающего мира.

Катамнез показывает, что дети с врожденными расщелинами верхней губы и неба, при условии оказания своевременной комплексной медико-психолого-педагогической помощи, ходят в общеобразовательную школу и их речевая реабилитация может быть полностью закончена. По результатам динамического наблюдения элементов дисграфии у таких детей не отмечено. Можно говорить о практическом выходе нормальной речи с отдаленными результатами.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.