Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Система коррекционной работы по устранению открытой ринолалии



В литературе достаточно подробно освещены вопросы логопеди-ческой помощи детям с врожденными расщелинами верхней губы и неба как в дооперационный, так и в послеоперационный период. Методические приемы коррекции патологических симптомов представлены в системах коррекционно-воспитательной работы отечественных авторов: Ф.А Рау (1933), З.Г. Нелюбовой (1938), В.В. Куколь (1941), А.Г. Ипполитовой (1955), З.А. Репиной (1970) , Л.И. Вансовской (1974), Т.Н. Воронцовой (1963), И.И. Ермаковой (1984), Г.В. Чиркина (1987), Т.В. Волосовец (1995). В зарубежных методиках особое внимание уделяется работе над голосом (Morris H.I. (1961), Morley M.E. (1959), Wilson D.C. (1990)). Каждую методику отличает своеобразие в использовании методов и приемов логопедического воздействия, однако существуют общие направления, на которых базируется любая система коррекционной работы.

Коррекционно-педагогическое воздействие должно опираться на ряд теоретических положений (принципов) с учетом особенностей структуры дефекта детей с ринолалией.

Принцип комплексного (медико-психолого-педагогического) под-хода к устранению речевого дефекта.

Сочетание двух тяжелых речевых расстройств – ринолалии и ди-зартрии вызывает необходимость комплексного систематического воз-действия на ребенка в процессе коррекционной работы. Дети находи-лись под постоянным наблюдением хирурга, ортодонта, невропатолога, физиотерапевта, психолога, логопеда.

Этиопатогенетический принцип. Выделение ведущих расстройств и вторичных нарушений в структуре дефекта.

Тщательный анализ симптоматики нарушения позволит наиболее точно определить степень поражения артикуляционной моторики, сопоставить ее со структурой фонетического нарушения, а также общим речевым и психическим развитием ребенка и в зависимости от полученных данных строить коррекционную работу.

Выделение ведущих расстройств и вторичных нарушений в структуре дефекта лежит в основе всего процесса обучения. У детей с ринолалией ведущими являются фонетические нарушения, поэтому основной целью коррекционной работы является воспитание правильного звукопроизношения и устранение назального тембра голоса.

Принцип опоры на сохранные звенья. У детей с врожденными расщелинами губы и неба страдает периферический отдел речедвига-тельного анализатора. В связи с этим в процессе коррекционной работы необходимо опираться на сохранное зрительное, тактильное и слуховое восприятие.

Онтогенетический принцип предусматривает учет общих законо-мерностей речевого развития ребенка. В норме у детей 5-6 лет сфор-мированы движения органов артикуляции, необходимые для произно-шения звуков русского языка. Приступая к коррекционной работе по устранению ринолалии, необходимо помнить, что детям с челюстно-лицевой патологией самостоятельное овладение произносительной стороной речи без специальной логопедической помощи в большинстве случаев оказывается недоступным.

Принцип деятельности. Фонетически правильную речь необхо-димо формировать в системе разных форм деятельности и, прежде всего в той, которая является ведущей для данного возраста. При работе с детьми дошкольного возраста, процес коррекционно-педагогического воздействия следует строить с использованием игр и игровых приемов, так как наибольшую потребность в речи ребенок-дошкольник испытывает во время игры, которая является ведущей деятельностью в этом возрасте. Кроме того, можно включать речь в разные формы деятельности: трудовую, конструктивную, художественную, самообслуживание. Эти же формы деятельности используются при работе с детьми школьного возраста, но ведущей в данном случае является учебная деятельность.

Принцип индивидуального подхода к каждому ребенку. При организации процесса обучения детей с ринолалией наиболее целесообразной является индивидуальная форма проведения занятий. Качество и объем функциональных изменений носят различный характер и требуют подбора конкретных целенаправленных упражнений в каждом случае. Необходимо учитывать характер соматического состояния и особенности поведения каждого ребенка, в зависимости от которых подбирается индивидуальное количество упражнений.

Принцип связи с микросоциальным окружением предполагает учет особеностей окружения ребенка. Логопед на специальных занятиях в процессе различных тренировочных упражнений формирует у ребенка навыки фонетически правильной речи, однако средством общения такая речь может стать только в коммуникативно значимых ситуациях. Поэ-тому важная роль в работе по закреплению приобретенных навыков принадлежит родителям и педагогам детских дошкольных и школьных учреждений.

Наряду с логопедическими принципами в коррекционной работе следует опираться на дидактические принципы: систематичность и последовательность обучения, наглядность и доступность предлагаемого материала, сознательность и активность, прочность приобретенных навыков.

Логопедическая работа проводится поэтапно. На первом, подго-товительном, этапе ведется подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов, занимаются активизацией небно-глоточных мышц и нормализацией деятельности дыхательной и голосовой функций.

На втором этапе проводится коррекция звукопроизношения, сопровождающаяся голосовыми и дыхательными упражнениями.

Заключительным этапом работы с детьми с фонетическим дефектом, не имеющими фонематических и лексико-грамматических нарушений в структуре речевого дефекта, является автоматизация полученных навыков и нормализация просодической стороны речи.

С детьми с фонетико-фонематическими нарушениями проводится дополнительная работа по развитию фонематического восприятия.

Коррекционная работа с детьми, имеющими осложнения в структуре речевого дефекта в виде общего недоразвития речи, помимо вышеперечисленного включает развитие лексико-грамматического строя речи.

Большинство традиционных методик коррекционно-педагогического воздействия на детей с ринолалией предлагают строить логопедическую работу в зависимости от того, на каком этапе пациент обратился за помощью: дооперационном или послеоперационном. Однако в настоящее время пластики неба проводятся в раннем возрасте (до 1 года) и работа логопеда, как правило, начинается в послеоперационный период. Таким образом, те направления коррекционного воздействия, которые традиционно применяются на дооперационном этапе, становятся актуальными на этапе послеоперационном. Поэтому в данном пособии представлена система коррекционной работы, которая является универсальной. В полном виде она может быть использована после проведения пластики неба, а если по каким-либо причинам оперативное вмешательство откладывается на более поздний срок, и ребенок поступил на логопедическое обучение до операции, большинство приемов может быть применено в этот период.

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.