Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Билет №38. Народные демонологические рассказы



 

Народные демонологические рассказы — это суеверные по­вествования, связанные с персонажами из разряда низшей ми-фол огиии.

В науке демонологические рассказы впервые были названы былинками . В качестве тер­мина его предложили братья Б. М. и Ю. М. Соколовы. Они писали, что в народе это слово обычно прилагают "к неболь­шим рассказам о леших, домовых, чертях и чертовках, полуве-рицах, колдунах, — одним словом, о представителях темной, нечистой силы. Впоследствии Э. В. Померанцева, уточняя тер­мин "быличка", разделила демонологические рассказы на две группы: былички и бывалыцины.

1.Бывальщина содержит больше обобщений и передается от третьего лица. Это дает ей возможность сравнительно легко обрастать фантасти­ческими деталями, переходить в сказку. В бывальщинах преобладает трагический исход, тогда как в быличках человек оказывается спасенным. Спасение приходит неожиданно, вследствие жеста (крестного знамения) или слова (упоминания Бога, например: "О Господи!"). Вместе с тем быличка и бывальщина имеют много общего. Они сохраняют древние языческие представления восточных славян.

Демонологические рассказы обращены к настоящему, слу­чившееся в них — невероятно, рассказчик испытывает чувство страха. Главная цель, преследуемая быличкой или бывалыциной, — убедить слушателей в истинности сообщаемого, эмоци­онально воздействовать на них, внушить страх перед демони­ческим существом. Сюжеты быличек и бывалыцин обычно не­большого размера, одномотивные. Персонажи — человек и де­моническое существо. Большой популярностью пользовался черт (дьявол) — универсальный образ, обозначающий любую "нечи­стую силу". Разные персонажи быличек могли именоваться чер­тями.

Характерны время, место события, образ демонического существа (его портрет и поведение). Демоны появляются в "нечистое", пограничное время года и суток: на святки, в купальскую ночь, в полдень, в полночь, перед рассветом, после заката солнца. Все происходит в сумерках, бес­просветной ночью, в тумане, при свете месяца... Человек встречается с ними там, где они пребывают: как правило, в пустынных и опасных мес­тах. Это пустоши, лесные дебри, болота; перекрестки и росстани безлюд­ных дорог; пещеры, ямы, водоемы, особенно омуты (например, у мель­ниц), водовороты; колодцы, даже сосуды с водой. Демоны обитают на деревьях (березах и вербах, в орешнике); в подпольях и на чердаках, в заброшенных домах, в банях, овинах, хлевах; и даже в избе — под печью или за нею.

Встреча с демоном всегда неожиданна. И столь же неожиданно он исчезает из глаз. Сюжет строится на стремлении демоничес­кого существа причинить человеку вред: леший сбивает с пути, домовой пугает стуком или прикосновением, водяной топит, русалка щекочет до смерти. Некоторые демоны могут быть нейтральными к человеку и даже помогают ему: например, домовой ухаживает за скоти­ной; леший качает колыбель забытого в поле ребенка. Промежуточное положение между миром демонов и миром людей занимают колдуны, ведьмы, знахари — люди, умеющие по собственной воле вступать в контакт с нечистой силой (нередко эти свойства приписывались также и мельнику).

Поражает уже сам внешний вид фантастического персонажа. Это обо­ротень, способный принимать разные формы и любые размеры (то выше леса, то ниже травы). Демоническое существо может предстать в облике человека. Леший часто является стариком со взлохмаченными волоса­ми и длинной седой бородой; он может быть также с рогами и козлины­ми ногами. Потустороннюю природу мифологического образа выдает его поведение: сиплый и громкий голос, леденящий душу смех, а также шум, грохот, треск, гул, вой, стремительное вращение, падение или движе­ние — и т. п. С отдельными персонажами связывался якобы присущий им "образ жизни". Например, домовой по ночам ухаживает за лошадьми, расчесывает им хвосты и гривы; по другим представлениям, домовой — маленький старичок, мирно ковыряющий за печкой свой лапоть. Черти пируют вокруг костров, играют в карты, устраивают свадьбы. Русалки танцуют и поют, раскачиваются на березе, греются в бледных лучах месяца, расчесывают свои длинные волосы.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.