Определение пословиц и поговорок имеет свою историю. Определить их пытались и И. М. Снегирев, и Ф. И. Буслаев. Н. В. Гоголь подчеркивал, что пословицы представляют собой результат длительных наблюдений народа, его коллективный опыт.
В. И. Даль назвал пословицу коротенькой притчей.
В"Толковом словаре" В. И. Даль дал определение пословицы: "Пословицаж. краткое иэреченье, поученье, более в виде притчи, иносказанья, или в виде житейского приговора; пословица есть особь языка, народной речи, не сочиняется, а рождается сама; это ходячий ум народа; она переходит в поговорку или простой оборот речи.
Ознакомление с пословицами убеждает в том, что не все они обладают "способностью к многозначному употреблению в речи", некоторые из них употребляются лишь в одном смысле (Муж и жена — одна сатана; Корень учения горек, да плод его сладок).
В различиях определений пословиц сказалось то, что народные изречения слишком неоднородны по своей образности, композиции, синтаксису, происхождению во времени, среде возникновения и т. д.
Поговорка, по определению В. И. Даля, — "окольное выражение, переносная речь, простое иносказание, способ выражения — но без притчи, без суждения, заключения, применения; это одна первая половина пословицы. Поговорка заменяет только прямую речь окольною, не договаривает, иногда и не называет вещи, но условно, весьма ясно намекает. Она не говорит "он пьян", а скажет: "У него в глазах двоится, он навеселе, язык лыка не вяжет".
В "Толковом словаре" В. И. Даль дал определение поговорок. "Поговорка— складная, короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы; поученье, в принятых, ходячих выраженьях; условный оборот речи, обычный способ выражаться <...>".
В речи поговорка иногда становится пословицей, а пословица — поговоркой. М. А. Рыбникова привела несколько примеров поговорок и пословиц:
Пословицы
И нашим и вашим за копейку спляшем Воду в ступе толочь — вода и будет.
По определению М. А. Рыбниковой, поговорка — это оборот речи, выражение, элемент суждения. Пословица же — законченное суждение, завершенная мысль. Поговорка — цветочек, а пословица — ягодка, — отметил народ .Определение пословиц и поговорок имеет свою историю.
Возникновение и развитие пословиц и поговорок. Их содержание
Пословицы и поговорки — распространенные и жизнеспособные жанры устного народного творчества. Они имеют самую тесную связь с языком, употребляются в устной и письменной речи.
Наиболее ранние сведения о создании и употреблении некоторых пословиц и поговорок встречаются в летописях.
В год 6494 (986). Князь Владимир, выслушав болгар магометанской веры, сказал: "Руси есть веселие пить, не можем без того быть". (С. 99). И не согласился принять ислам.
Несомненно, что к древним относится та часть народных изречений, в которых отразились языческие верования и мифологические представления: Мать-сыра земля — говорить нельзя (вера в таинственные силы "живой" земли); Вещий сон не обманет.
В некоторых пословицах и поговорках запечатлены нормы крепостного права: Тело государево, душа Божья, спина барская; Муж крепок по жене, а жена крепка по мужу;
В основной массе пословиц и поговорок нашли художественное воплощение трудовой деятельности и взаимоотношений людей; в них всесторонне характеризуются нравственные и моральные качества человека. В пословицах и поговорках нашла отражение любовь русского народа к Родине и готовность отстоять ее от захватчиков: Своя земля и в горсти мила; Человек без Родины — что соловей без песни.
В пословицах и поговорках запечатлены храбрость, мужество и героизм русского народа: Храброму счастье помогает; Волков бояться, так и в лес не ходить.
В народных изречениях прославляется труд, трудолюбие человека и бичуется лень: Без труда нет плода; Труд кормит, а лень портит.
Вместе с тем в пословичном репертуаре налицо изречения, которые возникли как отклик на подневольный труд: Дело не волк — в лес не убежит.
Возникали пословицы и поговорки, в которых нашло отражение социальное и материальное неравенство (Богатому как хочется, а бедному — как можется); жадность духовенства (Попу что сноп, что стог — все одно (все мало)).
В пословицах и поговорках осуждаются лесть, подхалимство, изуверство, ханжество.
Даже в условиях материального и социального неравенства трудовой народ не покидало высокое чувство чести: Гол, да не вор; Денег ни гроша, да слава хороша; Беден, да честен.
Пословицы и поговорки возникали среди различных классов и социальных групп населения, у людей различных профессий и родов занятий.
Наиболее многочисленной является группа пословиц и поговорок, возникших в крестьянской среде. Большинство из них непосредственно связано с сельскохозяйственным трудом: Доброе семя — добрый и всход; До поры до времени не сеют семени.
В среде крестьян создавались и употреблялись изречения, в которых отразилась вера в то, что многие явления природы зависят от Бога, что все совершается по предопределению свыше: Бог не. родит — земля не даст.
Значительное количество пословиц и поговорок возникло в среде ремесленников: Без топора — не плотник, без иглы — не портной; Ремесло пить-есть не просит, а само кормит.
Известная часть пословиц и поговорок возникла среди бурлаков: Тяни лямку, пока не выкопают ямку! Среди золотоискателей: Золото моем, а сами голосом воем. Среди торговцев: Не солгать, так и не продать. Пословицы и поговорки создавались среди всех групп населения, занимающихся определенной деятельностью, ведущих свой образ жизни. Некоторые из них переходили в общенациональный репертуар.
В пословицах и поговорках встречаются географические названия. Они могут иметь местный характер. Вместе с тем географические названия встречаются в пословицах широкого значения и распространения. Например: Язык до Киева доведет; Питер женится, Москва замуж идет.
Пословицы и поговорки вливаются в разговорную речь из народно-поэтических и литературных произведений. Так, изречения Избушка на курьих ножках; Битый небитого везет — перешли в разговорную речь из сказок, басен, анекдотов и т. п.. В устный репертуар русского народа входят и иноязычные пословицы и поговорки. Некоторые из них были заимствованы в результате контактных связей народов, другие — из письменных источников.
Новые пословицы и поговорки возникают также в результате изменения старых, существовавших ранее, которые наполняются новым содержанием.
Например: пословица С миру по нитке — нищему рубашка подверглась сатирической переделке, высмеивающей врага: С миру по нитке — Гитлеру веревка.
Многие старые пословицы и поговорки воспринимаются и употребляются как новые, хотя в них не изменилось ни одного слова. Определенная стойкость поэтической формы пословиц, которая наполняется со временем иным содержанием, является их особенностью.
Подобные процессы называются переосмыслением. Переосмысленных пословиц и поговорок встречается довольно много.
Важный источник пополнения пословичного репертуара народа — произведения художественной литературы. Многие изречения писателей стали употребляться в разговорной речи наряду с пословицами и поговорками.
Так, например, из басен И. А. Крылова в устную речь вошли афоризмы: А Васька слушает да ест; А воз и ныне там.
Авторские афоризмы и изречения пословичного типа, получившие широкое распространение, принято называть крылатыми словами.
Таким образом, пословицы и поговорки, возникшие как жанр народной поэзии в глубокой древности, живут активной жизнью на протяжении многих веков: одни — без изменений, другие — постепенно изменяясь и переосмысляясь; устаревшие забываются, их место занимают вновь созданные.