Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Билет №56. Современная детская мифология



Содержание и форма произведений детского фольклора во многом зависела от изменяющихся общественных условий. Во второй половине 20 века большинство детей стали городскими жителями. Между тем в психическом развитии детей осталась неизменной потребность пройти через этап ярких переживаний необъяснимо-чудесного, которое порождает чувство страха, и преодолеть этот страх: дети слушали и сами рассказывали былички, легенды, сказки. Современные дети имеют иной кругозор. Его формируют городской быт, литература, кино, радио, телевидение и интернет. Однако форма устного слова сохраняет свое значение.

 

Г.С.Виноградов отмечал у детей «единственный вид устной словесности, представленный прозой» - сказку. К современному же детскому повествовательному творчеству относятся «страшные истории» (как их называют дети) или «страшилки» (как их называют исследователи). Они стали предметом изучения фольклористов, психологов и педагогов с 1960-х годов. По-видимому, к этому времени и относится начало массового бытования детских страшных историй. Страшилки функционируют по всем правилам фольклора: закрепляются традицией, передаются «из уст в уста». Их рассказывают дети всех возрастов, от 5 до 15 лет, однако наиболее характерные границы – от 8 до 12 лет.

 

По К.Юнгу образы, порожденные детской фантазией, обладают «психической энергией», восходящей к коллективному бессознательному. В детском повествовательном творчестве проявляются фетишизм, анимизм, фигурируют такие универсальные знаки культуры, как пятно, рука, глас, голос, взгляд, цвет, размер, хтонические персонажи, способность к перевоплощению, идея смерти и проч. Это позволяет рассматривать страшные истории как современную детскую мифологию.

 

В жанровом отношении страшные истории – явление диффузное и неоднородное. В отличие от традиционной фольклорной прозы, в них существует не один, а два доминирующих центра: повествовательный и игровой.

 

Оригинален жанр так называемых «страшных вызывалок», в котором ритуально-игровое начало полностью вытеснило вербальную сторону (например, вызывают бабу-ягу, рисуя круг черным мелом, Пиковую даму, рисуя ступеньки на зеркале). Цель страшных вызывалок – испытать чувство страха и удовлетворение от победы над ним, что можно рассматривать как одну из форм самоутверждения личности.

 

В страшных историях можно найти все типы фольклорных повествовательных структур, от кумулятивной (все больше разрастающейся цепочки событий с многократно повторяющимся действием) до замкнутой цепочки мотивов разного содержания (аналогичной волшебным сказкам). Используются эпические утроения, сказочные композиционные формулы (Жили-были), традиция благополучного конца.

 

В страшных историях трансформированы или типологически проявились признаки мифа и многих фольклорных жанров: заговора, волшебной сказки, животного эпоса, былички, анекдота. В них также обнаруживаются следы литературных жанров: фантастического и детективного рассказа, очерка.

 

Система образов детских страшилок распадается на три группы: главный герой, енго помощники и противники. Типичный главный герой – девочка или мальчик, обычно младший в семье. Встречаются и другие образы: одна женщина, один мужчина, студент, шофер такси, старик и старуха, принц…Помощники, в отличие от сказок, не фантастичны, а реальны: милиционер, Шерлок Холмс. Сюжет требует победить зло, восстановить сущность вещей, соответствующую их природе. Выслеживание зла выполняет главный герой, а его физическое уничтожение осуществляет помощник.

 

В отличие от сказок, страшные истории обычно имеют только один полюс фантастического – злой. С ним связаны бесконечно разнообразные типы вредителей: либо просто фантастические образы, либо фантастические образы, коварно скрывающиеся под личиной простых людей и предметов. Вредитель может иметь настораживающий внешний признак, чаще всего цвет. Цвет фигурирует и в названиях самих страшилок: «Черные шторы», «Красное пятно», «Синяя роза» и т.п. Действие вредителя выражено в одной из 3-х функций: похищение, убийство, желание съесть жертву.

 

Образы вредителей усложняются с возрастом самих исполнителей: у самых младших детей неодушевленные предметы действуют как живые, в чем проявляется детский фетишизм; у более старших детей появляется связь предмета с живым вредителем – представления, близкие к анимистическим.

 

Усложняя образ вредителя, дети обращались к опыту традиционной народной прозы. Традиционны способы разоблачения вредителя: по отрубленной у него руке: по знакомому кольцу, по копытам, клыкам, вследствие проникновения в запретную комнату и т.д.

 

Психология вредителя наивно преломляется через внутренний мир детей. Например, «страшные кровопийцы» могут врать и краснеть из-за этого.

 

Последней стадией эволюции образа противника является развитие художественных признаков живого носителя зла – своего рода преодоление детских анимистических представлений. Здесь особенно явно происходит сближение с традиционным фольклором. В возрасте 13-15 лет у детей наступает кризис категории чудесного, они приходят к отрицанию немотивированных ужасов. Происходит разложение страшных историй. Дети начинают передавать рассказы о реальных преступлениях, подчеркивая их достоверность. Особенно интенсивно разложения страшных историй происходит путем создания многочисленных пародий, в которых высмеиваются темы запрета и образы фантастических вредителей. Например, образ ведьмы в распространенной пародии запрета: женщина, несмотря на запрет, выдергивает гвоздь из пола, и к ней приходит ведьма со словами: «Итак спать не могу, еще люстра на голову упала».

 

Ирония пародий показывает осознание старшими детьми своего интеллектуального превосходства над младшими.

 

Итак, в системе образов страшных историй центральное место занимают чудесные противники. Страшная история может обойтись без помощника и даже без главного героя, но образ вредителя в ней присутствует всегда! Он может быть единственным.

 

Сквозь все произведения современной детской мифологии проходит интуитивно выраженная идея двоемирия: в них есть мир действительный (дом) и мир фантастический (не-дом). Действительный мир всегда осознается как несомненная реальность, как сущее. Иным предстает отношение детей к миру фантастическому как сфере проявления чудесной силы. У младших детей реальный и ирреальный мир модально тождественны: оба выступают как объективная сущность.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.