Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Задание 3. Дополните диалоги



 

1. – Простите, вы сейчас выходите?

- А какая сейчас остановка?

- …………….

- Нет, не выхожу. Мне на следующей.

- ………………...

- Арман, у тебя есть проездной билет?

- ……………………………………….

- Тогда нам надо заплатить за проезд.

- …………………………………………..

- У меня тоже с собой студенческий, значит, с нас 80 тенге.

 

2. В кассе пригородных поездов.

Два билета до Отрара, пожалуйста.

………………………………….

Нет, только в Отрар.

………………………………...

Вот, пожалуйста.

 

3. В кассе поездов дальнего следования.

Пожалуйста, четыре плацкартных билета до Уральска на скорый поезд №7 на двадцать седьмое декабря.

К сожалению, плацкартных билетов на это число нет, остались только купейные.

………………………………………………….

Да. В следующий раз вы можете заранее забронировать билеты по Интернету

- ……………………………………………………

Давайте ваши удостоверения и деньги.

………………………………………………….

 

Задание 4. Прочитайте текст и переведите выделенный абзац

 

 

Я вошёл в кабину, меня усадили в кресло, бесшумно захлопнули люк. Я остался наедине с приборами, освещёнными, но не дневным солнечным светом, а искусственным. Наступила тишина. Взгляд мой остановился на часах. Я почувствовал, как гигантский корабль задрожал всем своим корпусом и медленно, очень медленно оторвался от стартового устройства.

Гул был не сильнее того, который слышишь в кабине реактивного самолёта, но в нём было множество новых музыкальных тембров. Могучие двигатели ракеты создавали музыку будущего, наверное, ещё более волнующую и прекрасную, чем величайшие творения прошлого. С Землёй я поддерживал двухстороннюю радиосвязь и слышал голоса товарищей, работаюших на станциях настолько отчетливо, как если бы они находились рядом.

Лучшие умы человечества прокладывали нелёгкий тернистый путь к звёздам. Полёт 12 апреля 1961 г. первые семимильные шаги на этом нелёгком пути.

(По Ю. Гагарину. «Дорога в космос»)

 

Задание 5.Ответьте на вопросы:

 

- Как вы думаете, что испытывает человек в космосе?

- Каких казахстанских космонавтов вы знаете?

- Что вы знаете о космических открытиях последних лет?

- Какие виды транспорта есть в вашем родном городе?

- Каким видом транспорта вы чаще всего пользуетесь?

 

Задание 6. Проведите дискуссию на тему «Позитивные и негативные стороны применения машин в нашей жизни.

Одна машина может сделать работу пяти обычных людей; ни одна машина не сделает работу одного незаурядного человека. (Элберт Грин Хаббард).

 

Лексический тренинг! Обратите внимание, чтобы использовать общественный городской транспорт для поездки, в русском языке употребляется глагол
САДИТЬСЯ - СЕСТЬ – на что? или во что? – на автобус, на трамвай, троллейбус, на метро. Например: Чтобы доехать до драмтеатра, надо сесть на 7-й троллейбус.  
Чтобы использовать для поездки такси, в русском языке употребляется глагол
БРАТЬ - ВЗЯТЬ что? такси. Например: Чтобы не опоздать на поезд, возьму такси.
Процесс езды, поездки на транспорте обозначается в русском языке с помощью глагола ЕХАТЬна чём? – на автобусе, на такси, на метро, на троллейбусе, на трамвае, на машине.
Или чем? – автобусом, метро, троллейбусом, трамваем, машиной, такси.

 

 

Задание 7.Правильно запишите предложения, прочитав значения данных слов.

 

Остановка –место остановки автобусов, троллейбусов, трамваев  
Стоянка –место, где стоят такси, автомобили.  
Станция –место остановки метро, поездов.  


.

1.Рядом с гостиницей обычно находится … такси.

2.Я спросил у водителя автобуса, какая следующая … .

3.Интерьер … алматинского метро украшают орнаменты и барельефы.

4. Это конечная … трамвая.

5.Троллейбусная … находится рядом с моим домом.

6. … автомобилей на главной площади столицы запрещена.

Грамматический комментарий! Употребление предлогов с глаголами движения
Движение транспорта связано с расписанием поездов, где указывается точное время. Поэтому очень часто употребляются конструкции, обозначающие время. При этом важно правильно употребить нужный предлог.
Предлог вупотребляется при указании точного времени начала или конца действия, конкретного момента. Например: Первая электричка в Боровое отправляется в 7 часов утра. Во сколько прибываетпоезд из Караганды в Астану? – В 17.00 Предлог заупотребляется при указании временного интервала, периода, в течение которого совершается действие. Например: Мы доехали до вокзала за полчаса. Предлог черезупотребляется при указании временного интервала после какого-либо момента. Например: Давай встретимся через час на вокзале у кассы. Предлог околоупотребляется при указании приблизительного, неточного времени. Например: Извините, который час? – К сожалению, у меня нет часов. Но сейчас около пяти часов. Предлог с …доупотребляется при указании точного интервала времениот начала до конца действия. Например: Позвони мне по мобильному телефону с девяти до десяти, я буду ждать. Предлог послеупотребляется при указании времени за конкретным моментом. Например: После двенадцати часов дня электрички обычно ходят редко. Предлог наупотребляется при указании временного интервала с глаголами опаздывать – опоздать, приезжать – приехать, заходить – зайти, отставать – отстать, стать, спешить. Например: Поезд опаздывает на 2 часа. Я приеду на вокзал на десять минут раньше. Я зашёл в буфет купить напитки. Мои часы спешат на пять минут.

 

Задание 8.Употребите нужные предлоги.

 

1. Поезд опаздывает … (1 час). 2. Мои часы отстают … (3 минуты). 3. На электропоезде мы доедем в столицу …(4 часа). 4. Ехать в поезде … (4-х часов) скучно. 5. Касса №2 будет закрыта на обед … (13.00, 14.00 часов). 6. Мы поедем домой … (15.00 часов), когда поезд отправится.

Составьте текст пожелания своему другу (подруге), который отправляется в дальнее путешествие.

 

Пословица «Тише едешь – дальше будешь» имеет значение «чем меньше поспешности в деле, тем лучше».

СРО № 20 Подготовьте видеопрезентацию на тему: «Виды транспорта»
СРО № 21 Прочитайте текст и перескажите его [№7]

 

$ Тесты для самоконтроля

1. Укажите, с каким словом сочетается существительное город

a) Шумный

b) Шумовой

c) Шумливый

d) Шум

2. Укажите слова, которые не употребляются без не-

a) (Не)взрачный, (не)брежный

b) (Не)внимательный, (не)внятный

c) (Не)счастный, (не)дружелюбный

d) (Не)здоровый, (не)нормальный

3. Укажите словосочетание с качественным прилагательным.

a) Глубокие знания

b) Университетская библиотека

c) Дипломная работа

d) Медвежья берлога

4. Укажите словосочетание с относительным прилагательным.

a) Арифметическое действие

b) Талантливый ученый

c) Высочайшая вершина

d) Сложная задача

 

Глоссарий

По-русски Қазақша In english
городской транспорт қалалық көлік city transport
добраться на метро метромен жету to reach by the subway
взять такси такси алу to take a taxi
поехать на трамвае трамвайда бару to go by tram
ехать на автобусе автобуста бару to go by bus
ехать на троллейбусе троллейбусте бару to go by trolleybus

 

Основная литература:

1. Глазунова О.И. Давайте говорить по-русски. – Москва, 2010.

2. Абилова Б.А. Русский язык для студентов архитектурно-строительных вузов. – Алматы: КазГАСА. 2011.

Дополнительная литература:

1. Исатаева С.И. Русский язык для студентов неязыковых вузов. Учебное пособие. - Алматы, 2006

2. Русский разговорник. – М. 2010.

3. Царева Н. Ю. Продолжаем изучать русский. – Москва, 2010

4. Баско И. Изучаем русский – изучаем Россию. – Москва, 2011

 

Активный раздаточный материал – АРМ №15 (45)   Дисциплина: Русский язык Кол-во кредитов: 2 Уровень:2 Практическое занятие Лексическая тема:Новые технологии Грамматическая тема: Словочетание Ассоциированный профессор Гакрама Каламкас Муратовна
  Грамматический комментарий    

Словосочета́ние — это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически, служащее для расчленённого обозначения единого понятия (предмета, ка­чества, действия и др.).

Словосочетание рассматривается как единица синтаксиса, которая выполняет коммуникативную функцию (входит в речь) только в составе предложения.

К словосочетаниям относятся соединения слов на основе подчинительной связи (связи главного и зависимого членов). Некоторые исследователи признают также сочинительные словосочетания — сочетания однородных членов предложения.

Словосочетаниями не являются: грамматическая основа, однородные члены предложения, служебная часть речи + существительное, фразеологизм, повторы слов.

Задание1. Прослушайте текст [см. текст №15, с.134-135] и ответьте на вопросы.

 

1. Что автор понимает под словом «машина»?

2. Что могут делать машины сегодня?

3. Если бы у вас была возможность, какого робота вы бы изобрели?

 

Задание2. Пересказать основную идею прослушанного текста

Задание 3.Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

В феврале 1996 года шахматный компьютер победил в одной игре чемпиона мира Гарри Каспарова. Со многими задачами, которые требуют от человека умения и даже таланта, легко справляются довольно примитивные роботы с несложной программой и небольшим набором сенсоров.

В Токийском университете создали необычного робота, который может играть на органе, фортепьяно и уже выступал с симфоническим оркестром. У него есть «пальцы», чтобы ударять по клавишам, «ноги», чтобы нажимать на педаль органа, и визуальная система, читающая ноты.

В германской автомобильной компании БМВ сконструировали робота-заправщика, который знает, сколько бензина нужно залить, потому что «считывает» информацию с автомобильного датчика. Он знает, с какой стороны заливать бензин в машину и какой тип горючего используется. Этот робот обслужит вас меньше чем за четыре минуты.

Есть робот, который может сам себя «конструировать» из кубиков. Это позволяет ему при необходимости менять форму для преодоления различных препятствий. Его используют в системе коммуникаций, чтобы находить утечку газа или измерять уровень радиации.

(По материалам лекций Кевина Уорвика, профессора Университета Рединга, Великобритания, 2002 год)

1. Что может делать робот, созданный в Токийском университете?

2. Какой робот сконструировали в германской автомобильной компании БМВ?

3. Что могут делать роботы-полицейские?

 

Задание4. Составить простой план текста

 

Задание5. Рассмотрите картинки по теме и составьте рассказ.

Задание6.Образуйте словосочетания. Кратко опишите их?

 

примитивный   поводырь
медицинский Робот заправщик
универсальный   помощник
управляемый   полицейский  

Задание7. Составьте текст-описание универсального робота (робот-танцор, робот-друг, умный робот)

 


Задание8. Составьте диалог, дополняя данные предложения на тему «Новые технологии»:

 

Добрый день, Балнур!

………………………………..

Сегодня прочитал(а) удивительную статью о новых технологиях.

………………………………………………………………………..

Представляешь, скоро запустят новую линейку бытовых приборов, которыми мы сможем управлять на расстоянии.

…………………………………………?

Вот, к примеру, едешь ты домой и через телефон с помощью вайфай включаешь чайник.

……………………………………………………………..

Есть еще такая система как умный дом. Слышала о ней?

…………………………………………..

Пойдешь завтра в библиотеку? Я покажу тебе эту статью в журнале.

Тесты для самоконтроля

1. Укажите словосочетание с притяжательным прилагательным.

a) Отцовский диплом

b) Электронно-вычислительная машина

c) Максимальное количество

d) Значительные изменения

2. Выберите нужный глагол: Лидер студентов согласился … интервью.

a) Сказать.

b) Ответить.

c) Дать.

d) Говорить.

3. Укажите словосочетание, где прилагательное пишется с -нн.

a) Лекцион…ый курс

b) Песчан…ый берег

c) Румян…ое лицо

d) Зелен…ая трава

4. Укажите словосочетание, где прилагательное пишется с -н-

a) Карти…ая галерея

b) Собстве…ое суждение

c) Деревя…ая парта

d) Си…ее небо

 

Глоссарий

По-русски Қазақша In english
технология технология technology
робот робот robot
машина машина machine
работа жұмыс work
форма пішін form
конструкция конструкция construction
прибор аспап device

 

СРО № 22 Поэтическая страничка – Выучить стихотворение наизусть

 

Действия размеренны точно до микрона,

Каждый шаг мой выверен, раз и навсегда,

Я запрограммирован, подчинен закону,

Все мы люди-роботы, такова среда!

Все мы люди-роботы в городе большом,

Все здесь кажется нам серым - камень, свет, вода,

Все вокруг работает в ритме как всегда,

Все приходит и уходит быстро, в никуда!

Вижу я, что роботы – не всегда машины,

И у роботов-людей - разные глаза,

И что в жизни есть цвета – розовый и синий,

И что лучше иногда повернуть назад!

 

СРОП №8 Напишите эссе на тему «Роботы в нашей жизни» или составьте текст-пожелание молодому человеку, который собирается сконструировать новую версию робота-помощника

Основная литература:

 

1. Глазунова О.И. Давайте говорить по-русски. – Москва, 2010.

2. Абжанова А.Х., Бактыбаева А.Т., Бугенова Л.А., Жардамалиева Ж.Б., Калкабаева Г.У., Каламбаева Г.А., Орынханова Г.А., Утегенова Д.И. Тексты для чтения и говорения по русскому языку. – Учебное пособие. – Алматы: КазАТК, 2012. – 80с.

3.Исатаева С.И. Русский язык для студентов неязыковых вузов. Учебное пособие. - Алматы, 2006

АКТИВНЫЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ – АРМ №16 (46) Дисциплина: Русский язык Кол-во кредитов: 2 Уровень: 2 Практическое занятие Лексическая тема: Гостиница. Отель. Грамматическая тема: Заимствованные слова. Ассоциированный профессор Абилова Батжамал Айкеновна

 

Задание 1. Прослушайте текст «Заимствованные слова» [см. текст №16, с.135] и заполните тест (верно/неверно).

Заполните тест Верно Неверно
Между народами возникают торговые, культурные, политические связи.    
Народы заимствуют друг у друга предметы домашнего обихода, орудия труда, машины, оружие, предметы искусства, научные понятия и т.п.    
В языке появляются заимствованные слова.    
Люди и не подозревают об их иностранном происхождении    
Путешествие по круговому маршруту называется - спринт    

Задание 2. Передайте содержание текста.

 

 

Задание 3.Прочитайте диалоги по ролям.

Заказ номера в отеле

Администратор: Алло, вас слушают. Гостиница «Анкара».

Турист: Здравствуйте, можно забронировать в вашей гостинице номер на двоих?

Администратор: Сколько дней вы планируете пробыть в Алматы?

Турист: Семь. Сколько стоит двухместный номер в вашей гостинице?

Администратор: Как ваша фамилия и телефон?

Турист: Моя фамилия Лим, телефон 331 30 12.

Администратор: Для вас зарезервирован двух­местный номер с пятого августа. Номер вашего заказа 34 (тридцать четыре).

Турист: Хорошо, но я наде­юсь, что мои планы не изменятся. До свидания.

Администратор: Всего доброго.

В гостинице

А. Иностранный бизнесмен: Здравствуйте, для меня зарезервирован номер в вашей гостинице на неделю.

Администратор: Здравствуйте. Ваша фамилия?

Иностранный бизнесмен: Нельсон. Вот мой паспорт.

Администратор: Да, для вас действительно за­резервирован одноместный номер. Вы будете жить на 12 (двенадцатом) этаже в номере 12 (двенадцать). Вот клю­чи от вашего номера.

Иностранный бизнесмен: Спасибо.

Администратор: Не забывайте, пожалуйста, сдавать администратору ключ от номера, когда будете ухо­дить из гостиницы.

Задание 4.Как вы думаете, какие бы еще вопросы задали Нельсон и Лим? Составьте вопросы и задайте их своему партнеру.

Задание 5. Спишите текст. Выделите заимствованные слова.

 

Этот 5-звездочный отель расположен в 200 метрах от Цирка Алматы и Центрального стадиона. К услугам гостей бесплатная парковка, номера с панорамным видом и спа-центр с крытым подогреваемым бассейном.

Номера отеля Rahat Palace оформлены в классическом стиле. Они имеют кабельное телевидение, мини-бар и балкон с видом на город или горы Алатау. В ванных комнатах имеются туалетно-косметические принадлежности и фен.

Для гостей работают рестораны "Джамбул" и "Гриль", где вы сможете отведать блюда интернациональной и казахской кухни. Экзотические коктейли предлагаются в стильном лондж-баре "Юрта" или в летнем саду.

В спа-салоне отеля "Рахат" гости смогут заказать услуги массажа, а также воспользоваться хорошо оборудованным тренажерным залом, гидромассажной ванной и сауной.

Задание 6. Составьте диалог по теме Гостиница «Казахстан», опираясь на рисунки и вопросы.

 

- Где находится гостиница «Казахстан»?

- Можно ли сказать, что гостиница является архитектурным шедевром?

- Что находится рядом с гостиницей? Удобно ли туристам останавливаться в гостинице?

 

 

Задание 7. Выполните упражнение. Дополните предложения, используя слова гостиница или гостиная:

 

1.Квартира была большая. В ней была просторная ..., сто­ловая, две спальни и детская комната.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.