Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Грамматический комментарий



 

 

  Задание 7. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, подчеркивая корни с чередующимися гласными и ставя в словах с этими корнями ударение.

 

1. Наконец, столбы, поддерживающие соломенную крышу, подг…рели. (С.-Щедр.)

2. В слабом оз...рении рассвета лицо ее казалось бледным и за­гадочным (Л. Андр.).

3. После обеда никто и ничто не могло откл…нить Обломова от лежанья (Гонч.)

 

Задание 8. Объясните значение пословицы. Подберите эквивалент на казахском языке

Ученье – свет, а неученье – тьма.  
  1. Укажите слово с ударением на втором слоге a) Километр b) Алфавит c) Каталог d) Звонит 2. Укажите пару слов, в которой стоят неоднокоренные слова. a) Гора - горец b) Гора - горный c) Загар - сгореть d) Вода - водить 3. Укажите однокоренные слова. a) Поднос, износить, переносица. b) Целый, исцеление, целебный. c) Вырос, расти, растение. d) Подножка, ножной, ножичек. 4. Укажите, какая из перечисленных частей речи является самостоятельной? a) Местоимение b) Предлог c) Союз d) Частица

Глоссарий

По-русски Қазақша In english
светильник – лампа шам, шырақ lamp
погрузится во тьму көр шыраққа ́(қараңғыға) бату enshrouded in darkness
заплутать – заблудиться адасу, жол таба алмау lose one's way
официальный ресми official
представитель өкіл representative
ничтожный – никчемный түкке жарамайтын, пайдасыз, керексіз, бос worthless
церемония рәсім ceremony
способность қабілет ability (+ to ) , capability (+ to )
СРО № 2 Выучить наизусть стихотворение

Два языка

Родной язык! Он с детства мне знаком, На нем впервые я сказала «мама», На нем клялась я в верности упрямой, И каждый вздох понятен мне на нем. Родной язык! Он дорог мне, он мой, На нем ветра в предгорьях наших свищут, На нем впервые довелось услышать Мне лепет птиц зеленою весной… Но, как родной, Люблю язык я русский, Он нужен мне как небо, Каждый миг. На нем живые трепетные чувства Открылись мне И мир открылся в них. Текут две речки в сердце, не мелея. Становятся единою рекой… Забыв родной язык – Я онемею. Утратив русский – Стану я глухой. Т.Зумакулова

 

СРО № 3 Прочитайте и перескажите текст [№2].

Литература

1. Лебединский С. И. Русский язык как иностранный: учебник / С. И. Лебединский, Г. Г. Гончар. —

2-е изд., доп. и перераб. — Минск: Б ГУ, 2007. — 470 с.

2. Мирзаева И.Р., Солиева К.А. Русский язык для всех.- 2-е изд., дополненное. – Т.: ТГЮИ, 2010 – 186

3. Продолжаем изучать русский/Царева Н.Ю., Будильцева М.Б., Кацевич А и др. – 4-е изд.., перераб. и доп. – М.: Русский язык, 2009.- 288

  АКТИВНЫЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ – АРМ №3 (33)
  Дисциплина: Русский язык Уровень: 2 Лексическая тема: Ученье – свет Грамматическая тема: Употребление простых глагольных сказуемых       Кол-во кредитов: 2 Практическое занятие Ассоциированный профессор Хавайдарова Мехирниса Марсовна, Гакрама Каламкас Муратовна

 

Грамматический комментарий

Сказуемое – это главный член предложения, который обычно согласуется с подлежащим (в числе, в лице или в роде) и имеет значение, выраженное в вопросах: что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой?

Сказуемое выражает грамматическое значение одного из наклонений (изъявительное наклонение – настоящее, прошедшее, будущее время; условное наклонение, повелительное наклонение).

Типы сказуемых:

1. Простое глагольное сказуемое – ПГС состоит из одного глагола.

2. Составное глагольное сказуемое – СГС состоит из глагола связки (вспомогательного глагола) и основного глагола (инфинитива)

3. Составное именное сказуемое – СИС состоит из глагола связки (вспомогательного глагола) и именной части (имени существительного, прилагательного, числительного и т.д.)

 

Задание 1. Прослушайте высказывания об образовании [см. текст №3, с.132]

 

Задание2. Ответьте на вопросы

 

1. Что объединяет все эти высказывания?

2. Почему великие мыслители мира так высоко оценили человеческое знание?

3. Выучите одно из высказываний наизусть.

4. Вспомните, какие подобные высказывания вы знаете на казахском языке.

 

Задание3. Прочитайте текст. Высшее образование в Казахстане Высшее образование в Казахстане приобретается на основе среднего образования. Для поступления в вуз выпускники школ сдают выпускные и вступительные экзамены в форме единого национального тестирования (ЕНТ) или комплексного тестирования. Граждане Казахстана имеют право на присуждение на конкурсной основе международной стипендии «Болашак» для обучения за рубежом. По окончании ВУЗа выпускник получает степень бакалавра (4 года), специалиста (5 лет) или магистра (6 лет). Второе высшее образование в Казахстане получают только на платной основе с ускоренным сроком обучения (2-3 года). По закону "Об образовании" в Казахстане гарантируется получение бесплатного среднего и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе по государственным грантам. Кроме того, на конкурсной основе предоставляется государственный образовательный кредит. Конкурс проводится на основе баллов сертификатов, выданных по результатам ЕНТ или комплексного тестирования. Преимущественное право на получение гранта имеют обладатели знака "Алтын белгi", а также призеры и победители международных и республиканских конкурсов, соревнований и олимпиад.

 

Задание4. Составить план текста

 

Задание5. Составьте монолог на тему «Образование» (5-7 предл.) со словами, приведенными ниже.

Высшая школа, институт, академия, система, образование, прогресс, мир, человечество, единый, информация, глобальный, перемены.

Задание6. Соедините идиомы и значения. У нескольких идиом может быть одно значение (синонимы).

Ума палата запомнить крепко, навсегда.
Семи пядей во лбу усиленно думать
Зарубить на носу глупый человек
Ломать голову очень умный человек

Задание 7. Решите кроссворд и запишите ответы:

По горизонтали:

5. Руководит вузом …

6. Тот, кто «грызет гранит науки»

По вертикали:

1. Одна из структур вуза

2. Высшее учебное заведение

3. Итог обучения в семестре

4. Один из руководителей в университете

 

                   
                     
                     
                   
                     
                     
                   
                   
                   
                     
                     
                   
                     
                     

 

 

 

 

Задание8. Составьте диалог, используя пословицы и фразеологизмы о знании

Тяжело в учении – легко в бою.

Ученье – свет, неученье – тьма.

Как свои пять пальцев

 

СРО № 4 Выучить наизусть стихотворение Вс. Рождественского  

Когда ещё за школьной партой

Взгляд отрывал я от страниц,

Мне мир казался пёстрой картой,

Ожившей картой — без границ!

Земли умножилось убранство,

Чтоб вся она была как сад,

И в межпланетное пространство

Родные спутники летят.

Не вправе ль мы сказать о чуде,

Что завоёвано борьбой:

Его творят простые люди,

Такие же, как мы с тобой!

СРОП № 2.   Написать эссе на тему «Мой выбор профессии».  
Тесты для самоконтроля
     

 

1. Укажите, какая из перечисленных частей речи является служебной?

а) Наречие

b) Глагол

c) Союз

d) Прилагательное

2. Выберите правильный вариант окончаний: со старш… братом, в зимн… ночь.

а) -им, -юю.

b) -ым, -ую

c) - им, -яя

d) -ым, -юю

3. Укажите существительные второго склонения

а) Лож.., манеж.., мяч…

b) Ключ…, луч..., борщ…

c) Скрипач.., ноч…, дрож…

d) Врач.., рож.., ландыш…

4. Укажите существительные первого склонения

а) Дач…, крыш…, лыж…

b) Морж.., багаж.., пейзаж…

c) Ключ.., плач.., гореч…

d) Грач.., плащ.., малыш

Глоссарий

По-русски Қазақша In english
знание білім knowledge
свет жарық light
словарь сөздік dictionary
мышление ой, ойлау thinking
ученый ғалым, оқымысты scientist
заявление өтініш, арыз statement
текст мәтін text

Список литературы

1. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку. – Москва, Просвещение, 2002.

2. Хавронина С.А. «Русский язык в упражнениях». М. 1998.

3. Исатаева С.И. Русский язык для студентов неязыковых вузов. Учебное пособие. - Алматы, 2006.

4. Глазунова О.И. Давайте говорить по-русски. – Москва, 2000.

5. Царева Н. Ю. Продолжаем изучать русский. – Москва, 2002.

6. Баско И. Изучаем русский – изучаем Россию. – Москва, 2004.

7. Проскурякова И.Г. и др. Пособие по научному стилю речи. //Для вузов технического профиля. – Москва, 2004.

8. Казарцева О.М., Вишнякова О.В. Письменная речь: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов и абитуриентов. – Москва, 1998.

 

 

  Грамматический комментарий

 

  АКТИВНЫЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ – АРМ №4 (34)
  Дисциплина: Русский язык Уровень: 2 Лексическая тема: КАЗГАСА Грамматическая тема: Имя существительное         Кол-во кредитов:2 Практическое занятие   Ассоциированный профессор Хавайдарова Мехирниса Марсовна, Гакрама Каламкас Муратовна

Имя существительное – это часть речи, обозначающая предмет (субстанцию) и выражающая это значение в словоизменительных категориях числа и падежа и в несловоизменительной категории рода.

Существительное называет предметы в широком смысле слова; это – названия вещей (стол, стена, окно, ножницы, сани), лиц (ребенок,девочка, юноша, женщина, человек), веществ (крупа, мука, сахар, сливки), живых существ и организмов (кошка, собака, ворона, дятел, змея,окунь, щука; бактерия, вирус, микроб), фактов, событий, явлений (пожар, спектакль, беседа, каникулы, печаль, страх), а также названных как независимые самостоятельные субстанции непроцессуальных и процессуальных признаков – качеств, свойств, действий, процессуально представленных состояний (доброта, глупость, синева, бег, решение, толкотня).

Существительные разделяются на следующие лексико-грамматические разряды: существительные

1) собственные и нарицательные;

2) собирательные;

3) вещественные;

4) конкретные и отвлеченные;

5) одушевленные и неодушевленные.

 

Задание 1. Прослушайте текст [см. текст №4, с.132] и заполните тест

    Да Нет
Преподаватели в первую очередь знакомились, рассказывали о себе.    
В группе Землянской Марины 40 человек.    
Всем своим однокурсникам она желает здоровья и процветания.    
В жизни университета она хочет стать активисткой.      
Однокурсники разносторонние, общительные.    

Задание2. Составьте сообщение о вашем выборе специальности с данными словами и словосочетаниями.

Строительство, архитектура, зодчество, передовой вуз, профессиональное образование, факультет, инфраструктура, обучение, квалификация, реферат, дизайн, экстерьер, интерьер, проектирование, доклад, металлоконструкции, железобетон, инженерная графика, деканат, международная конференция, научная статья, вентиляция, технология, разработка, ландшафт.

Задание3. Прочитайте текст.

КазГАСА

Казахская головная архитектурно-строительная академия – крупное базовое учебное заведение в области архитектуры и строительства Казахстана. КазГАСА входит в Международную образовательную корпорацию. КазГАСА (ААСИ) была создана в 1980 году на базе Политехнического института. В академии студенты обучаются на четырех факультетах: архитектурном, факультете дизайна, факультете общего строительства, факультете строительных технологий, инфраструктуры и менеджмента. Кроме того, есть еще факультеты невыпускающие: общей естественно-научной подготовки и общей гуманитарной подготовки.

Студенты академии учатся в просторном светлом корпусе, в котором есть библиотека, музей, здравпункт, кафетерии. При КазГАСА открыт колледж, где выпускники школы могут получить начальное профессиональное образование. Обучение в Казахской головной архитектурно-строительной академии ведется высококвалифицированными педагогами по кредитной системе.

 

Задание4. Ответьте на вопросы и перескажите текст по плану.

 

1. Что вы узнали об истории создания КазГАСА?

2. Почему вы выбрали для обучения именно это высшее учебное заведение?

3. Сколько факультетов есть в КазГАСА?

 

Задание 5. Составьте реплики диалога, используя имена существительные:

- Здравствуйте, вы не подскажете, как пройти в КазГАСА?

- ………………………….

- А вы тоже туда направляетесь?

- ……………………………

- Вы учитесь в КазГАСА?

- …………………………….

- Я собираюсь поступать в эту академию. Как вы думаете, я сделал правильный выбор?

- …………………………….

- Честно говоря, я немного побаиваюсь новой обстановки.

- …………………………..

- Пожелайте мне удачи!

 

 

Задание 6. Придумайте сюжеты к фотографиям и обменяйтесь мнениями

 

Задание7. Допишите предложения:

1. КазГАСА находится в …

2. В КазГАСА готовят кадры для …

3. Выпускники работают на …

4. Выпускники защищают …

5. Здание КазГАСА расположено ….

Задание8. Составьте словосочетания по схеме глагол+существительное со словами

Школа, институт, академия, система, образование, прогресс, мир, человечество, единый, информация, глобальный, перемены.

 

Тесты для самоконтроля

1.Укажите разносклоняемые существительные

а) Вымя, пламя, время

b) Лиса, стена, путь

c) Змея, страна, лицо

d) Россия, Енисей, Иртыш

2. Определите слова общего рода

а) Беседа, написание, текст

b) Свобода, процесс, обмен

c) Синоним, разговор, слух

d) Работяга, неряха, непоседа

3. Укажите существительные мужского рода

а) Бюллетень, вестибюль, кофе

b) Мозоль, герань, вуаль

c) Шампунь, панель, радость

d) Власть, вещь, победитель

4. Укажите слово с суффиксом –щик

а) Прокат…ик

b) Автомат…ик

c) Чекан…ик

d) Рассказ…ик

СРО № 5 Выучить стихотворение наизусть  
СРО № 6 Прочитайте и перескажите текст [№3].

Глоссарий

По-русски Қазақша In english
образованность оқығандық education
академия академия academy
здание үй, ғимарат building
корпус ғимарат case
абитуриент талапкер entrant
книга, учебник кітап, оқулық book, textbook
учебное заведение, институт оқу орны, институт educational institution, institute

Список литературы

Основная литература:

1. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку. – Москва, Просвещение, 2002.

2. Хавронина С.А. «Русский язык в упражнениях». М. 1998.

Дополнительная:

3. Альбекова А.Ш. Русский язык: Учебное пособие по научному стилю речи для студентов технических вузов. 2-е изд. испр. – Алматы: Триумф «Т», 2007.

4. Балашова Л.В., Дементьев В.В. Курс русского языка: Учебное пособие. – Саратов: Лицей, 2008.

 

 

  Грамматический комментарий

 

  АКТИВНЫЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ – АРМ №5 (35)
  Дисциплина: Русский язык Уровень:2 Лексическая тема: Любимая книга. Грамматическая тема: Склонение имени существительногого         Кол-во кредитов: 2 Практическое занятие     Ассоциированный профессор Гакрама Каламкас Муратовна

Склонение – это изменение форм имени по числам и падежам. Склонение характеризует все именные части речи русского языка. Выделяют три основных типа склонения: к первому относят имена существительные женского, частично мужского и общего рода с окончанием -а: «жена», «земля,; ко второму – существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями -о, -е: «дом», «конь», «городишко», «санаторий»; к третьему – существительные женского рода с нулевым окончанием: «ночь», «мышь» и другие.

Таблица склонений имен существительных:

склонение 1 склонение 2 склонение 3 склонение
окончания   именасущ. м. и ж. р. на –а, –я именасущ. м. и ср.р. на –о, –е имена сущ. ж. р. на –ь  

 

Задание 1. Прослушайте текст [см. текст №5, с.132-133] и ответьте на вопросы.

1. Когда вы в первый раз услышали имя великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина?

2. А.С. Пушкина называют «солнцем русской поэзии». Как вы понимаете это выражение?

3. Какие произведения А.С.Пушкина вы изучали в школе?

Задание2. Пересказать основную идею прослушанного текста

 

Задание 3. Опишите картину, которую вы представили при чтении этих строчек.

 

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Пушкин А.С.

 

Задание4. Соедините стрелками определения, которые подходят к словам в рамке. Образуйте от существительных прилагательные и составьте с ними по одному предложению.

 

ГЕНИЙ ПОЭТ АВТОР ПОЭМА
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВЫДАЮЩИЙСЯ

ЛЮБИМЫЙ ИЗВЕСТНЫЙ

ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ

УНИКАЛЬНЫЙ ПРЕКРАСНЫЙ

НЕЗАУРЯДНЫЙ ПОСЛЕДНИЙ

Задание5. Вставьте пропущенные буквы.

 

«Онегин» есть самое задушевное пр…изведение Пушкина, самое любим…е дитя его ф…нтазии, и можно указать слишком на н…многие тв…рения, в которых личность поэта …тразилась бы с такою п…лнотою. 2. Мы д…казали, что Онегин не х…лодный, не сухой, не бездушный ч…ловек… Мы скажем теперь, что Онегин – стр…дающий эг..ист. 3. Ленский был р…мантик и по натуре, и по духу врем…ни. 4. В лице Онегина, Ленского и Татьяны Пушкин изобразил русское общ…ство в одном из фазисов его обр…зования, его р..звития, и с какою истиною, с какою верностью, как полно и художеств…но изобразил он его!

Задание6. Дополните реплики диалога

 

- Кто из казахских поэтов переводил произведения Пушкина?

- ….

- Как ему удалось это сделать? Он владел русским языком?

- …

- Какое образование он получил?

- …

- Как сохраняется память о поэте на Родине?

- …

- Известно ли его имя в мире?

 

Задание7. Прочитайте текст.

ВСТУПАЯ В СТРАНУ КНИГ

Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени

и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению (Френсис Бэкон).

Библиотеки – это хранилища вековой мудрости человечества, центры культуры. В крупнейших из них собраны древние рукописи и автографы великих писателей и ученых, редкие книги, обладающие исторической и культурной ценностью. Но современная библиотека – это не только учреждение, которое собирает, хранит и предоставляет для пользования книги и другие произведения печати. Библиотека – это место постоянных занятий учащихся, студентов, ученых, специалистов различных сфер человеческой деятельности.

Широко распространенной формой обслуживания читателей является открытый доступ к книгам в библиотеках. Основной же книжный фонд помещается в хранилищах. Подобрать нужную книгу можно с помощью библиотечного каталога.

Каталог – это перечень хранящейся в библиотеке литературы, составленный по определенной системе. Существует два основных вида каталогов: алфавитный и систематический. Кроме них в крупных библиотеках имеются предметные каталоги, а также каталоги периодических изданий, журнальных статей, специальных видов литературы. В алфавитном каталоге карточки расставлены в алфавитном порядке. В систематическом книги сгруппированы по отраслям знаний.

 

8. Ответьте на вопросы к нему

 

  1. Назовите основные функции библиотеки.
  2. Какие библиотеки есть в вашем родном городе?
  3. Как часто вы ходите в библиотеку?

 

Тесты для самоконтроля

1. Укажите слово с суффиксом – чик

а) Бетон…ик

b) Камен…ик

c) Лет…ик

d) Стеколь…ик

2. Укажите строку с именами существительными.

а) Вычисление, решение

b) Вычисленный, решенный

c) Вычислительный, решительный

d) Вычисляя, решая

3. Выберите строку с существительными, имеющими форму только множественного числа.

а) Ответы, сессии

b) Шахматы, каникулы

c) Уравнения, оценки

d) Билеты, задания

4. Укажите существительные, имеющие форму только единственного числа.

а) Понятие, фактор

b) Журнал, фамилия

c) Площадь, судьба

d) Молодежь, бензин

СРО № 7 Прочитайте и перескажите текст [№4]
СРОП № 3.   Составьте эссе на темы: «Книга в моей жизни», «Какие книги мне нравятся», «Моя первая книга». Объем – 8-10 предложений.

Глоссарий

По-русски Қазақша In english
задание тапсырма task
тема тақырып subject
читатель оқырман reader
стихотворение өлең poem
стихотворная строка өлең жолы poetic line
поэт ақын poet
талант дарын talent

Список литературы

Основная литература:

1. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку. – Москва, Просвещение, 2002.

2. Хавронина С.А. «Русский язык в упражнениях». М. 1998.

  1. Исатаева С.И. Русский язык для студентов неязыковых вузов. Учебное пособие. - Алматы, 2006.

Дополнительная:

4. Альбекова А.Ш. Русский язык: Учебное пособие по научному стилю речи для студентов технических вузов. 2-е изд. испр. – Алматы: Триумф «Т», 2007.

5. Балашова Л.В., Дементьев В.В. Курс русского языка: Учебное пособие. – Саратов: Лицей, 2008.

 

 

  Грамматический комментарий

 

  АКТИВНЫЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ – АРМ №6 (36)
  Дисциплина: Русский язык Уровень: 2 Лексическая тема: Библиотека Грамматическая тема: Простой и сложный план         Кол-во кредитов: 2 Практическое занятие   Ассоциированный профессор Хавайдарова Мехирниса Марсовна, Гакрама Каламкас Муратовна

Сложный план в отличие от простого имеет, кроме основных пунктов, еще и подпункты, которые детализируют, разъясняют содержание. Сложный план не следует составлять в один прием, без черновика. Составляя сложный план, объединяют часть пунктов под одним заголовком или, наоборот, детализируют некоторые пункты, разбивая их на части. Другими словами, возможны два способа работы:
а) составляется простой план, в нем используются части пунктов под общими заголовками;
б) составляется краткий простой план, а затем при повторном чтении он разворачивается в сложный с детализирующими частями. Этот способ подходит для продолжительной работы над фундаментальными источниками, и требуют много времени.

 

Задание1. Прослушайте текст [см. текст №6, с.133] и заполните тест.

 

    Да Нет
Библиотеки – хранилища вековой культуры    
Древнейшие библиотеки возникли на территории современной Германии.    
Библиотеки в Древнем Египте создавались с целью обслуживания школ.    
Александрийская библиотека была восстановлена и пополнена    
Первая крупная библиотека была основана в Древней Греции Аристотелем    

 

Задание2. Ответьте на вопросы.

 

1. Как называют библиотеки? Почему?

2. Какими были библиотеки прошлого?

3. Как вы считаете, не приведет ли широкое распространение Интернета к закрытию библиотек?

 

Задание3. Прочитайте текст

 

Древняя библиотека

Древнейшей библиотекой, обнаруженной на территории Казахстана, считается Отырарская библиотека. На весь мир прославилась она своими редкими и ценными книгами. Прочитав книги знаменитой библиотеки, мыслители сами писали замечательные эпосы и поэмы. Сколько людей, стремящихся к знаниям, оставили здесь свое «живое» слово!

Одним из таких «живых» слов являются хикметы (премудрости) великого мыслителя и поэта Ходжи Ахмета Яссауи. Древние книги писались на бумаге, камне, пергаменте или сафьяне. Надписи делались пером, высекались на камне или выжженной глине. В Отырарской библиотеке обнаружено множество книг с позолоченными обложками, созданными на пергаменте.

Знаменитая в свое время на весь мир Отырарская библиотека, согласно легенде, была сожжена воинами Чингисхана. Но жителям города удалось спасти часть древних книг. Они были спрятаны в кувшины и закопаны глубоко под землей.

В современном Казахстане ведутся поиски книжных богатств древнейшей библиотеки. В Астане работает научный центр «Отырарская библиотека». Со всех концов мира сюда присылаются древние рукописи.

 

Задание4. Ответьте на вопросы.

- Как называется древнейшая библиотека, обнаруженная на территории Казахстана?

- С чьим именем связана история первой библиотеки, располагавшейся на территории современного Казахстана?

- Какие работы ведутся казахстанскими учеными для изучения истории древнейших библиотек?

 

Задание5. Составьте текст по картинкам и озаглавьте каждую часть. Составьте простой план.

Библиотека в университете Библиотека дома

 

Задание6. Составьте диалог между продавцом и покупателем по ситуации: в книжном магазине вы хотите купить словарь.

 

Задание7. Заполните требование на книгу.

 

 

Требование на книгу _____ Ф.И.О. автора _________________________________________ Название книги ________________________________________ Шифр _________________________________________________ Ф.И.О. читателя ________________________________________ № читательского билета __________________________________  

Задание8. Составьте предложения из данных слов и словосочетаний

Книга, библиотека, литература, рукопись, дипломная работа, сочинение, реферат, конспект, учебники, материалы.

 

Тесты для самоконтроля

1. Укажите строку с существительными, имеющими формы обоих чисел.

а) Имя, деньги

b) Преподаватель, профессор

c) Любовь, ненависть

d) Шашки, смелость

2. Укажите существительные с пропущенным окончанием -и.

а) В област…, в молодост…

b) В групп…, в решени…

c) В печат…, на бумаг…

d) В сочинени…, на работ…

3. Укажите существительные с пропущенным окончанием -е.

а) В общежити…, на этаж…

b) На родин…, в кин…

c) В тетрад…, в книг…

d) На факультет…, на кафедр…

4. Укажите, где надо вставить – е-

а) Теч…т

b) Руч…нка

c) Левш…й

d) Ковш…м

 

СРО № 8 Выучить наизусть стихотворение — Поэтическая страничка –    
Для тех, кто любит книгу, чтение в тиши, Недаром говорят: "Аптека для души". Мы с ней знакомимся еще со школьных дней, И чем случится это раньше у детей, Тем преданнее они будут ей. И верность сохранят в душе своей. Библиотека, в том ее значение, В котором она издревле была, Что находили в ней мы вдохновенье, И чтоб душа творить могла (М.Скороходова).
СРО № 9 Прочитайте и перескажите текст [№5].

 

 

Глоссарий

  По-русски Қазақша In english
библиотека кітапхана library
книга кітап book
читательский билет оқырманның билеті Library card
читальный зал оқу залы Reading room
бланк бланк form
абонемент абонемент subscription
заказ тапсырыс order

Список литературы

1. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку. – Москва, Просвещение, 2002.

2. Хавронина С.А. «Русский язык в упражнениях». М. 1998.

  1. Исатаева С.И. Русский язык для студентов неязыковых вузов. Учебное пособие. - Алматы, 2006.

4.Глазунова О.И. Давайте говорить по-русски. – Москва, 2000.

5. Царева Н. Ю. Продолжаем изучать русский. – Москва, 2002.

6. Баско И. Изучаем русский – изучаем Россию. – Москва, 2004.

 

Активный раздаточный материал – АРМ №7 (37)   Дисциплина: Русский язык Кол-во кредитов: 2 Уровень:2Практическое занятие Лексическая тема: Научные открытия Грамматическая тема: Безударные гласные в корне словаАссоциированный профессор Гакрама Каламкас Муратовна
  Грамматический комментарий

 

ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ КОРНЯ СЛОВА.

В соответствии с морфологическим принципом русского правописания безударные гласные корня пишутся так, как они произносятся под ударением. Следовательно, для проверки написания безударных гласных надо изменить слово или подобрать такое родственное слово, где бы проверяемый гласный корня находился под ударением, например: сводить — свод,. примирение — мир, измерение — измерить, объединение — единый.

Правописание безударного гласного нельзя, однако, проверить при помощи глаголов несовершенного вида с суффиксами ыпать, -ивать, так как в этих глаголах вместо корневого о часто бывает а. Например, слово выбросить следует проверять словом бросить, а не выбрасывать.

Задание1. Прослушайте текст [см. текст №7, с.133]

и ответьте на вопросы.

 

На каком факультете учился будущий академик?

Куда он был направлен после учебы?

Кем работал молодой ученый?

Задание2. Объясните слова и выражения из текста:

Инженерное образование, благодаря своей настойчивости, пример трудолюбия, народнохозяйственное значение, истинное восхищение.

 

Задание3.Прочитайте вслух текст и перескажите основное содержание текста.

«Альфред Нобель и Нобелевские премии»

В своем знаменитом завещании, написанном в Париже в 1895 году, Альфред Нобель писал о том, как нужно использовать его капитал. Богатство, оставленное им перед смертью, составляло 92 млн. долларов. В настоящее время все финансовые и организационные вопросы решает организация, названная «Фондом Нобеля».

Ежегодный призовой фонд делится на пять равных частей. Существует пять Нобелевских премий, которые присуждают ученым в области физики, химии, медицины и физиологии, а также в области литературы и общественным деятелям за укрепление мира. Фонд Нобеля является частной и независимой организацией. Работа директора выполняется человеком, предложенным правительством Швеции. Нобель был уверен, что литературная деятельность делает человека духовно богаче, лучше, чище!

Он был твердо уверен в необходимости вести борьбу за мир! Войну Нобель считал «самым ужасным ужасом», величайшим из преступлений. Идеи Нобеля были использованы в работе ООН, созданной через несколько лет после его смерти. В наши дни Нобелевская премия широко известна во всем мире.

 

Задание 4. Составьте план текста.

Поэтическая страничка

 

Науки юношей питают, отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде:

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и наедине,

В покое сладки и в труде (М.Ломоносов).

 

 

Задание5. Рассмотрите картинку по теме и составьте рассказ.

 

Задание6. Объясните написание слов с безударными гласными (устно). Назовите слова с непроверяемыми безударными гласными.

Сердце его исполнено было самых печальных предчувствий, он б..ялся уже (не) застать отца в живых...

Приехав на станцию, он вошёл к смотрителю и спросил вольных л.шадей. Смотритель осведомился куда надобно было ему ехать и объявил, что лош..ди из Кистенёвки ожидали его уже четвёртые сутки. Вскоре явился к Владимиру Андревичу старый кучер Антон, некогда водивший его по к..нюшне и см..тревший за его маленькой лошадкою. Антон прослезился, увидя его, поклонился до земли и сказал ему, что старый его барин ещё жив и побежал запр..гать лошадей. Владимир Андреевич отк..зался от предложенного завтрака и сп..шил отправиться. Антон повёз его просёлочными дорогами и между ними завязался разговор.

(А. Пушкин. «Дубровский»)

Задание7. К данным определениям подберите нужные слова: банкрот, компаньон, бизнесмен, конкурент, экономист.

1. Деловой, предприимчивый, трудолюбивый человек, организовавший свою фирму.

2. Специалист в области экономики.

3. Тот, кто соперничает, соревнуется с другими в достижении одинаковых целей.

4. Разорившийся предприниматель.

5. Тот, кто совместно владеет и управляет компанией.

Задание 8.С данными словами составьте словосочетания. Укажите, как можно проверить написание выделенных гласных.

Развиваться — развеваться, поласкать — полоскать, просвещение— посвящение, долина—далёкий, умалять — умолять, увядать — увидать, примирение — измерение, наколоть — накалить.

Тесты для самоконтроля

 

1. Укажите слово – исключение.

a) Брошюра

b) Бушует

c) Брожу

d) Щупальца

2. Укажите существительные с окончаниями -е в предложном падеже:

a) О дочер…, в решени…

b) На крыш…, в берлог…

c) В долин…, в област…

d) В степ…, в здани…

3. Укажите слово с непроизносимым согласным:

a) Извес…ный

b) Високос…ный

c) Гнус…ный

d) Ровес…ник

4. Укажите антоним к слову начало.

a) Начинать.

b) Конец.

c) Начинающий.

d) Сначала

 

Глоссарий

По-русски Қазақша In english  
Открытие Ашылым Opening  
премия сыйлық bonus  
деятель қайраткер figure  
укрепление қорған strengthening  
фонд қор fund  
организация ұйым organization  
деятельность қызмет activity  
  СРОП № 4.   Напишите эссе (5-7 предложений) на тему «Наука и жизнь»
           
СРО № 10 Выучить стихотворение «Науки юношей питают» М.Ломоносова наизусть  

Литература:

1. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку. – Москва, Просвещение, 2002.

2. Абжанова А.Х., Бактыбаева А.Т., Бугенова Л.А., Жардамалиева Ж.Б., Калкабаева Г.У., Каламбаева Г.А., Орынханова Г.А., Утегенова Д.И. Тексты для чтения и говорения по русскому языку. – Учебное пособие. – Алматы: КазАТК, 2012. – 80с.

3. Исатаева С.И. Русский язык для студентов неязыковых вузов. Учебное пособие. - Алматы, 2006

4. Казахско-русский, русско-казахский словарь для учащихся и студентов 30000 слов. – Алматы:Аруна, 2002.-416 с.

 

 

АКТИВНЫЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ – АРМ №8 (38)  
Дисциплина: Русский язык Уровень – 2 Лексическая тема: Кино Грамматическая тема: Чередование гласных в корнях кас-/кос-, скач-/скоч, как-/скок- Кол-во кредитов – 2 Практическое занятие
Ассоциированный профессор Нурмахова Жамиля Кдырбаевна

 

Задание 1. Послушайте текст [см. текст №8, с.133] и заполните тест
  Верно Неверно
1. «Мимино» снимали 18 месяцев.    
2. Московские эпизоды «Мимино» снимали в тридцатиградусную жару.    
3. Съёмки фильма проходили в Тбилиси, в Москве, в Шереметьево, в Голландии.    
4. Во время съемок актеры грелись в гостинице «Россия».    
5. Кикабидзе является автором многих крылатых фраз из фильма.    

 

Задание2. Ответьте на вопросы Сколько времени снимали «Мимино»? Кто был автором многих крылатых фраз в фильме? Каким было рабочее название фильма «Мимино»? Почему киногруппа удивилась, услышав в зале смех?

 

Задание3. Узнаете ли вы актеров? Расскажите о фильмах с их участием.
     
Задание 4. Дискуссия Какую роль играет кино в нашей жизни?. Выскажите свое мнение.

 

Задание 5. Прочитайте текст.

Необычная операция

Это произошло в Антарктиде. На русской станции Новолазаревской работали двенадцать ученых. Среди них был молодой врач Рогозов. Хотя Леониду очень нравилась суровая жизнь зимовщиков, но в письмах к родным он жаловался, что на станции для него нет работы, его товарищи никогда не болеют.

Но наступил день, когда помощь врача стала необходимой. Заболел… сам Леонид. Он почувствовал сильные боли в правой части живота и понял, что у него аппендицит. Нужна была срочная операция. До ближайшего пункта, где находится врач, можно было добраться только на самолете, но была страшная пурга, и самолеты не летали.

Врач Рогозов принял решение немедленно оперировать. В подготовке к операции принимали участие все сотрудники станции. Они поставили рядом с кроватью стол с медицинскими инструментами и большое зеркало, включили несколько сильных ламп.

Все приходилось делать, глядя в зеркало. Во время операции он убедился, что поставленный им диагноз был совершенно правильным. Так врач Рогозов спас жизнь больному Рогозову.

Задание 6. Составить план текста  
     
Задание 7. Фрагменты каких фильмов здесь представлены? Напишите об одном из них (сюжет, актеры)    
     
     
Задание 8. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.  
           

1. Из рощи выск…кал на иноходце татарин с бельмом на глазу. (Фед.)

2. Из рощи выск…чил грузовик с пустыми снарядными ящиками. (Сим.)

3. Кусты сибирской яблони к...сались ветвями стекол маленьких окон (Марк.)

4. Муму принялась есть с обычной своей вежливостью, едва прик...саясь мордочкой до кушанья (Т.).

5. Он весь съежился от этого прик...сновения (Чак.).

6. Подск…кали всадники с факелами, соск…чили наземь. (А.Н.Т.)

7. Скажите, кто из вас согласен ск…кать за дочерью моей. (П.)

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.