Для студентов дневной и заочной форм обучения факультета философии ОНУ
Одесса
Кафедра социологии
Составитель
кандидат социологических наук, доцент Е.Я. Прохоренко
Под общей редакцией
заведующего кафедрой, доктора социологических наук, профессора В.М.Онищука
Аннотация дисциплины
Специалист в любой области деятельности должен обладать не только профессиональными знаниями и навыками, но и хорошо ориентироваться в явлениях общественной жизни, в поведении людей. Этому содействует изучение социологии как науки об обществе в различных формах его проявления: от общих законов функционирования и развития до поведения малых групп и отдельных личностей. Современный человек не может нормально жить, не имея определенных знаний о социальной среде. Эти знания и дает студенту социология – своеобразная анатомия общества в различных его срезах и проявлениях. Настоящая программа разработана для чтения курса «Социология» студентам математического факультета Одесского национального университета имени И.И. Мечникова.
В соответствии с учебным планом студенты изучают социологию на III курсе в течение одного семестра. Программой предусмотрена возможность отбора нужных тем с учетом интересов студентов и их специализации.
Основными целями изучения курса являются:
· Знать объект, предмет и методологию социологической науки, основные социологические категории и их характеристики.
· Уметь ориентироваться в истории социологических учений, школ и направлений.
· Иметь научное представление о социологическом подходе к личности, факторах ее формирования в процессе социализации, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения.
· Понимать природу возникновения социальных общностей и социальных групп, специфику их интересов. Знать типологию, основные источники возникновения и развития массовых социальных движений.
· Знать формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуры социальных организаций и уметь их анализировать. Понимать природу, виды и исходы социальных процессов (дифференциация, интеграция, мобильность, социальный конфликт, социальный консенсус).
· Владеть основами социологического анализа, уметь применять его в своей профессиональной деятельности.
Главной задачей преподавания курса «Социология» является создание предпосылок для развития у студентов способностей самостоятельного мышления в профессиональной деятельности. Знание социологии способствует адекватному восприятию студентами мира, описанию и объяснению его посредством системы социологических категорий, повышению конкурентоспособности подготавливаемых Одесским национальным университетом имени И.И. Мечникова специалистов.
Социология в системе других дисциплин выполняет функцию связующего звена как наука о целостности общественного организма, социальных организациях и социальной системе, сопряженная с демографическими, экономическими и политическими науками
В программе представлен план семинарских занятий.
Промежуточные формы контроля знаний и умений студентов - работы по составлению программы социологического исследования
Итоговая форма контроля - зачет.
Настоящая программа кандидатского экзамена по специальности «Социология культуры, духовной жизни» ориентирована на освоение соискателем понятия культуры, рассмотренной через призму социологического подхода, в соответствии с которым она интерпретируется как качественная характеристика общества, наиболее ярко раскрывающая его особенности, в том числе сложившуюся систему общественных связей и отношений, специфику образа жизни и ментальных структур носителей ценностей данной культуры. При этом социология культуры трактуется как одна из наук о культуре, находящаяся в тесной связи с другими отраслями гуманитарного знания, прежде всего, с философией, историей культуры и культурной антропологией.
Тематический план
(28 часов)
№
Лекции
Семинары
Содержательный модуль
Возникновение и развитие социологии культуры как отдельной отрасли социологического знания
Генезис представлений о предмете социологии культуры и его современные трактовки
Базовые понятия социологии культуры
Содержательный модуль. Социальные институты культуры
Социокультурная стратификация общества
Субъекты культуры. Социокультурная детерминация личности
Социокультурные процессы
Субкультуры и их характерные черты
Социодинамика культуры
Всего:
Тема 1. Возникновение и развитие социологии культуры как отдельной отрасли социологического знания
Элементы социологического знания о культуре в трудах античных мыслителей. Геродот, Плиний, Тацит как предтечи современных социологов культуры. Описание нравов, обычаев, особенностей образа жизни, верований других народов в трудах мыслителей европейского средневековья и Возрождения. Элементы социологического знания в трудах мыслителей Нового времени. Развитие социологического знания о культуре на почве этических и правовых воззрений европейских мыслителей ХУ11-ХУ111 веков. Социальная философия французского Просвещения как источник социологических идей о культуре и культурном прогрессе. Зарождение социологического подхода к анализу социокультурных феноменов. Культурологическая проблематика в работах Огюста Конта и Герберта Спенсера. Первые попытки исследования процесса и результатов духовного производства социологическими методами в работах Ипполита Тэна и Жан-Мари Гюйо. Элементы социологического знания о культуре в трудах представителей немецкой классической философии, западноевропейского романтизма, классического марксизма, «философии жизни», психоанализа, «аналитической психологии».
Конституирование социологии культуры как отдельной отрасли социологического знания. Макс и Альфред Вебер как основоположники новой социологической науки. Вклад Георга Зиммеля в становление и развитие социологии культуры.
Смена исследовательских приоритетов в социологии культуры в начале ХХ века. Переход от разработки теоретических проблем к эмпирическим социологическим исследованиям социокультурных явлений. Питирим Сорокин и его труд «Социальная и культурная динамика» как классический образец реализации социологического метода на практике. Исследование проблем культуры в работах представителей чикагской социологической школы Р. Парка, У. Томаса, Ф. Знанецкого, Берджесса. Вопросы культуры в структурном функционализме Т. Парсонса и Р. Мертона.
Вклад в развитие социологии культуры представителей Франкфуртской школы социальных исследований Т. Адорно, Э. Фромма, Г. Маркузе. Разработка культурологической проблематики в трудах К. Манхейма. Представление о культуре и ее динамике в трудах А. Моля. Исследование проблем искусства, религии, науки в работах представителей американской социологической мысли Ч. Лало , Л. Шокинга, Р. Уилсона, Д. Нэша, Л. Ловенталя, Б. Уэйтса, Дж. Мюллера. Осмысление феномена культуры в трудах Д. Белла, Э. Тоффлера, М. Кастельса. Вопросы социологии культуры в работах Н. Лумана, Э. Гидденса, Ю. Хабермаса.
Постмодернизм в социологии культуры. Социокультурный плюрализм герменевтики Г.Гадамера. Концепция «социального конструирования реальности» (Т. Лукман, П.Бергер). Игровые концепции в социологии культуры (Э. Гоффман). Социокультурные идеи маргинализма (Ж. Батай, С.Зонтаг). Различные варианты социологической концепции постмодернизма (М.Фуко, Ж.Делез, Ж.Лиотар, Ж.Бодрийяр, Ж.Деррида, У.Эко, З.Бауман, Дж.Фридман). П. Бурдье и его «социология культурных полей».
Начало разработки проблем культуры представителями отечественной социологической мысли. Социокультурные и цивилизационные аспекты полемики славянофилов и западников (П.Чаадаев, Т.Грановский, К.Аксаков, И.Киреевский, А.Хомяков, Ю.Самарин, В.Боткин, П.Анненков, К. Кавелин, М.Катков, Б.Чичерин и др.). Консервативно-почвенническая социология культуры (Н.Данилевский, К.Леонтьев, Ф.Достоевский, Н.Страхов).
Начало широкомасштабных исследований социокультурных феноменов социологическими методами. Кризис отечественной социологии культуры и его причины. Возрождение отечественной социологии культуры в 60-е годы. Возникновение сети научных учреждений социологического профиля, занимающихся проблемами культуры. Дифференциация социологического знания о культуре и выделение социологии кино, социологии музыки, социологии театра, социологии чтения, социологии досуга и т.д. в качестве самостоятельных социологических наук. Изменение представлений о предмете и методе социологии культуры. Превращение социологии культуры в разветвленную отрасль социологического знания. Появление новых исследовательских парадигм. Развитие социологии культуры в Украине в конце ХХ - начале ХХ1 века..