Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 1. Возникновение и развитие социологии культуры как отдельной отрасли социологического знания



П Р О Г Р А М М А

Курса

Социология культуры

Для студентов дневной и заочной форм обучения факультета философии ОНУ

 

 

Одесса

Кафедра социологии

 

 

Составитель

кандидат социологических наук, доцент Е.Я. Прохоренко

 

 

Под общей редакцией

заведующего кафедрой, доктора социологических наук, профессора В.М.Онищука

Аннотация дисциплины

Специалист в любой области деятельности должен обладать не только профессиональными знаниями и навыками, но и хорошо ориентироваться в явлениях общественной жизни, в поведении людей. Этому содействует изучение социологии как науки об обществе в различных формах его проявления: от общих законов функционирования и развития до поведения малых групп и отдельных личностей. Современный человек не может нормально жить, не имея определенных знаний о социальной среде. Эти знания и дает студенту социология – своеобразная анатомия общества в различных его срезах и проявлениях. Настоящая программа разработана для чтения курса «Социология» студентам математического факультета Одесского национального университета имени И.И. Мечникова.

В соответствии с учебным планом студенты изучают социологию на III курсе в течение одного семестра. Программой предусмотрена возможность отбора нужных тем с учетом интересов студентов и их специализации.

Основными целями изучения курса являются:

· Знать объект, предмет и методологию социологической науки, основные социологические категории и их характеристики.

· Уметь ориентироваться в истории социологических учений, школ и направлений.

· Иметь научное представление о социологическом подходе к личности, факторах ее формирования в процессе социализации, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения.

· Понимать природу возникновения социальных общностей и социальных групп, специфику их интересов. Знать типологию, основные источники возникновения и развития массовых социальных движений.

· Знать формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуры социальных организаций и уметь их анализировать. Понимать природу, виды и исходы социальных процессов (дифференциация, интеграция, мобильность, социальный конфликт, социальный консенсус).

· Владеть основами социологического анализа, уметь применять его в своей профессиональной деятельности.

Главной задачей преподавания курса «Социология» является создание предпосылок для развития у студентов способностей самостоятельного мышления в профессиональной деятельности. Знание социологии способствует адекватному восприятию студентами мира, описанию и объяснению его посредством системы социологических категорий, повышению конкурентоспособности подготавливаемых Одесским национальным университетом имени И.И. Мечникова специалистов.

Социология в системе других дисциплин выполняет функцию связующего звена как наука о целостности общественного организма, социальных организациях и социальной системе, сопряженная с демографическими, экономическими и политическими науками

В программе представлен план семинарских занятий.

Промежуточные формы контроля знаний и умений студентов - работы по составлению программы социологического исследования

Итоговая форма контроля - зачет.

 

Настоящая программа кандидатского экзамена по специальности «Социология культуры, духовной жизни» ориентирована на освоение соискателем понятия культуры, рассмотренной через призму социологического подхода, в соответствии с которым она интерпретируется как качественная характеристика общества, наиболее ярко раскрывающая его особенности, в том числе сложившуюся систему общественных связей и отношений, специфику образа жизни и ментальных структур носителей ценностей данной культуры. При этом социология культуры трактуется как одна из наук о культуре, находящаяся в тесной связи с другими отраслями гуманитарного знания, прежде всего, с философией, историей культуры и культурной антропологией.

 

Тематический план

(28 часов)

  Лекции Семинары
  Содержательный модуль    
Возникновение и развитие социологии культуры как отдельной отрасли социологического знания  
Генезис представлений о предмете социологии культуры и его современные трактовки
Базовые понятия социологии культуры  
Содержательный модуль. Социальные институты культуры
Социокультурная стратификация общества
Субъекты культуры. Социокультурная детерминация личности  
Социокультурные процессы
Субкультуры и их характерные черты  
Социодинамика культуры
  Всего:    
   

Тема 1. Возникновение и развитие социологии культуры как отдельной отрасли социологического знания

Элементы социологического знания о культуре в трудах античных мыслителей. Геродот, Плиний, Тацит как предтечи современных социологов культуры. Описание нравов, обычаев, особенностей образа жизни, верований других народов в трудах мыслителей европейского средневековья и Возрождения. Элементы социологического знания в трудах мыслителей Нового времени. Развитие социологического знания о культуре на почве этических и правовых воззрений европейских мыслителей ХУ11-ХУ111 веков. Социальная философия французского Просвещения как источник социологических идей о культуре и культурном прогрессе. Зарождение социологического подхода к анализу социокультурных феноменов. Культурологическая проблематика в работах Огюста Конта и Герберта Спенсера. Первые попытки исследования процесса и результатов духовного производства социологическими методами в работах Ипполита Тэна и Жан-Мари Гюйо. Элементы социологического знания о культуре в трудах представителей немецкой классической философии, западноевропейского романтизма, классического марксизма, «философии жизни», психоанализа, «аналитической психологии».

Конституирование социологии культуры как отдельной отрасли социологического знания. Макс и Альфред Вебер как основоположники новой социологической науки. Вклад Георга Зиммеля в становление и развитие социологии культуры.

Смена исследовательских приоритетов в социологии культуры в начале ХХ века. Переход от разработки теоретических проблем к эмпирическим социологическим исследованиям социокультурных явлений. Питирим Сорокин и его труд «Социальная и культурная динамика» как классический образец реализации социологического метода на практике. Исследование проблем культуры в работах представителей чикагской социологической школы Р. Парка, У. Томаса, Ф. Знанецкого, Берджесса. Вопросы культуры в структурном функционализме Т. Парсонса и Р. Мертона.

Вклад в развитие социологии культуры представителей Франкфуртской школы социальных исследований Т. Адорно, Э. Фромма, Г. Маркузе. Разработка культурологической проблематики в трудах К. Манхейма. Представление о культуре и ее динамике в трудах А. Моля. Исследование проблем искусства, религии, науки в работах представителей американской социологической мысли Ч. Лало , Л. Шокинга, Р. Уилсона, Д. Нэша, Л. Ловенталя, Б. Уэйтса, Дж. Мюллера. Осмысление феномена культуры в трудах Д. Белла, Э. Тоффлера, М. Кастельса. Вопросы социологии культуры в работах Н. Лумана, Э. Гидденса, Ю. Хабермаса.

Постмодернизм в социологии культуры. Социокультурный плюрализм герменевтики Г.Гадамера. Концепция «социального конструирования реальности» (Т. Лукман, П.Бергер). Игровые концепции в социологии культуры (Э. Гоффман). Социокультурные идеи маргинализма (Ж. Батай, С.Зонтаг). Различные варианты социологической концепции постмодернизма (М.Фуко, Ж.Делез, Ж.Лиотар, Ж.Бодрийяр, Ж.Деррида, У.Эко, З.Бауман, Дж.Фридман). П. Бурдье и его «социология культурных полей».

Начало разработки проблем культуры представителями отечественной социологической мысли. Социокультурные и цивилизационные аспекты полемики славянофилов и западников (П.Чаадаев, Т.Грановский, К.Аксаков, И.Киреевский, А.Хомяков, Ю.Самарин, В.Боткин, П.Анненков, К. Кавелин, М.Катков, Б.Чичерин и др.). Консервативно-почвенническая социология культуры (Н.Данилевский, К.Леонтьев, Ф.Достоевский, Н.Страхов).

Начало широкомасштабных исследований социокультурных феноменов социологическими методами. Кризис отечественной социологии культуры и его причины. Возрождение отечественной социологии культуры в 60-е годы. Возникновение сети научных учреждений социологического профиля, занимающихся проблемами культуры. Дифференциация социологического знания о культуре и выделение социологии кино, социологии музыки, социологии театра, социологии чтения, социологии досуга и т.д. в качестве самостоятельных социологических наук. Изменение представлений о предмете и методе социологии культуры. Превращение социологии культуры в разветвленную отрасль социологического знания. Появление новых исследовательских парадигм. Развитие социологии культуры в Украине в конце ХХ - начале ХХ1 века..

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.