Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 3. Социология культуры западного постмодернизма



Общее и особенное в постмодернистских социологических концепциях.

Полемика постмодерна с модерном: содержание и смысл.

Маргинальные проблемы общества как предмет социологии культуры постмодерна.

Ценностно-смысловой релятивизм постмодернистской социологии культуры.

Перечень и тематика самостоятельных работ студентов

В процессе изучения курса дисциплины «Социология культуры» студенты всех форм обучения выполняют самостоятельную исследовательскую, поисковую работу реферативного характера. Результаты работы оформляются в виде реферата. Объём подобного рода работы должен равняться 10–20 листам печатного текста и содержать в обязательном порядке следующие структурные компоненты: введение, основную часть (распадающуюся при необходимости на отдельные главы, параграфы), заключение, список использованных источников и литературы.

3.2. Темы рефератов

1. Предметная область социологии культуры.

2. Морфология культуры народа.

3. Социальность и культура.

4. Принципы понимающей социологии.

5. Социологический статус понятия «ценность».

6. Норма как социокультурный регулятор.

7. Социокультурный образец (функции, типология, механизмы трансляции).

8. Жизненный опыт личности как предмет социокультурного анализа.

9. Менталитет субьекта жизни. Соотношение знания и веры.

10. Верование как социокультурное явление.

11. Архетипы культуры. Гипотеза К. Юнга.

12. Здравый смысл и научное знание. Картина мира личности.

13. Культура повседневности: основные показатели.

14. Знак и значение в системе культуры.

15. Массовая культура: функции и показатели.

16. Преемственность культуры: механизмы трансляции.

17. Этикет, ритуал и церемониал в различных культурах.

18. Религия как социокультурное явление.

19. Социокультурный процесс: структура и факторы саморегуляции.

20. Шоу: функции, структура, принципы организации.

21. «Культурошок». Приемы адаптации личности к другой культурной среде.

22. Научное творчество: типология предрасположенности людей и необходимые качества личности.

23. Историческая социология гуманитарного научного сообщества Р. Коллинза.

24. Творчество в искусстве: основные обьяснительные концепции.

25. Социализация студента: описание изменений его личности по годам обучения.

26. Современный школьник: социокультурный портрет.

27. Специфика интервью в социокультурном исследовании.

28. Наблюдение в социокультурном исследовании.

29. Социометрический метод и его применение при изучении ценностных установок научного и художественного сообщества.

30. Принципы герменевтики и их применение при исследовании исторических текстов.

31. Тесты в системе образования: принципы использования.

32. Аудитория кино большого города.

33. Контент-анализ программ телевидения.

34. Современный кинорынок. Факторы коммерческого успеха.

35. Книга как социокультурное явление.

36. Книгоиздательство: типология, организация, коммерческий эффект.

37. Книгопродавец: функции и типология.

38. Культурный конфликт: методы устранения и профилактики.

39. Стиль жизни студенчества: показатели и тенденции.

40. Жаргон как атрибут культуры.

41. Украинская культура: архетипы и современные ценности.

42. Этнокультура: факторы самоидентификации личности.

43. Половая самоидентификация в культурах Запада и Востока.

44. Феминизм- политическая и культурная аспекты.

45. Культурный климат семьи: система показателей.

46. Социальные функции культурных памятников.

47. Реклама художественной продукции: типология и методы.

48. Театр как обьект социокультурного анализа.

49. Выставка картин: принципы организации и факторы коммерческого успеха.

50. Гений и талант в искусстве. Контент-анализ биографий лауреатов Нобелевских премий по литературе.

3.3. Обзор рекомендуемой литературы

Важным аспектом работы студента над курсом дисциплины «Социология культуры» выступает самостоятельное изучение литературы. Приступая к данному виду работы студенту следует внимательно изучить приводимые списки литературы, обратив особое внимание на перечень основной литературы.

Начинать работу с литературой по курсу дисциплины «Культура массовых коммуникаций» следует со знакомства с книгой: Минюшев Ф.И. Социология культуры: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2004. – 272 с., логика изложения материала в которой следует за логикой социокультурной жизни российского общества, рассмотренной в связи с функционированием элементов её современных инфраструктур.

Следующим шагом в знакомстве с литературой по курсу дисциплины является изучение содержания книг: Ионин Л.Г. Социология культуры: Учеб. пособие. – М., 1998 и Михайлова Л.И. Социология
культуры: Учеб. пособие. – М., 1999.

Социологические аспекты функционирования и исследования массовой коммуникации изложены в работе: Бориснев С.В. Социология коммуникации: Учеб. пособие для студ. вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 270 с.

Социологические особенности функционирования и исследования массовой культуры рассматриваются в книге: Массовая культура: Учеб. пособие для вузов / К.З. Акопян, А.В. Захаров, С.Я. Кагарлицкая и др. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. – 304 с.

Самостоятельное изучение литературы по курсу дисциплины «Социология культуры» должно сопровождаться систематическими выписками, составлениями кратких конспектов отдельных разделов и словников по ключевым понятиям, содержащимся в рекомендованной литературе.

3.4. Контрольные вопросы для самостоятельной проверки качества освоения дисциплины

1. Проблемное поле и предмет социологии культуры.

2. Система категорий социологии культуры.

3. Социокультурное творчество: условия и факторы.

4. Культурная динамика. Способы распространения культурной продукции.

5. Взаимодействие культур. Понятие «Культурный шок».

6. Проблемное поле социологии науки.

7. Этос науки (Р. Мертон об институциональных императивах).

8. Т. Кун. Научная революция: критерии и фазы.

9. Научная парадигма (функция и структура).

10. Причины и социальные последствия эмиграции специалистов.

11. Факторы и процесс научного творчества. Характеристика творческой личности.

12. Методы оценки научной продукции.

13. Категория «духовность».

14. Категории «духовная жизнь», «культурная жизнь».

15. Социокультурная дифференциация общества.

16. Взаимосвязь идеологии, мифа и искусства.

17. Художественное творчество. Современные объяснительные схемы.

18. Художественная культура и государство.

19. Художественный рынок в Украине.

20. Художественная ценность как товар.

21. Принципы маркетингового исследования рынка художественной продукции.

22. Поле рекламной деятельности как символический мир.

23. Рекламный процесс: субъекты и стили рекламной деятельности

24. Факторы, влияющие на покупательское поведение (социальные, культурные и личностные).

25. Мода. Роль в производстве и продвижении художественной продукции к потребителю.

26. Социальные функции кино. Причины и социокультурные последствия вестернизации кино.

27. Функции телевидения. Методы социологического анализа содержания программ.

28. Правовые и этические аспекты рекламной деятельности.

29. Метод семантического дифференциала Ч. Осгуда. Применение в социокультурном исследовании.

30. Метод личных конструктов Дж. Келли.

31. Контент – анализ культурной продукции.

32. Интервью в кросскультурном исследовании.

33. Тестирование в системе образования.

34. Профессиональная культура социолога: факторы формирования и требования к деятельности.

35. Взаимодействие культур: донор и реципиент (доминирование, экспансия, аккультурация и инкультурация).

36. Конфликт культур и маргинальные слои в обществе (варианты их развития).

37. Фанатизм и подвижничество в культуре.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 4.1. Основная литература

1. Бориснев С.В. Социология коммуникации: Учеб. пособие для студ. вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 270 с.

2. Ионин Л.Г. Социология культуры: Учеб. пособие. – М., 1998.

3. Массовая культура: Учеб. пособие для вузов / К.З. Акопян, А.В. За­харов, С.Я. Кагарлицкая и др. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. – 304 с.

4. Минюшев Ф.И. Социология культуры: Учеб. пособие для вузов / Ф.И. Минюшев. – М.: Академический Проект, 2004. – 272 с.

5. Михайлова Л.И. Социология культуры: Учеб. пособие. – М., 1999.

4.2. Дополнительная литература

1. Американская социологическая мысль. Тексты / Под ред. В.И. Доб­­ренькова. – М.: Изд-во МГУ, 1994.

2. Белова Т.В. Культура и власть. – М.: Изд-во МГУ, 1991.

3. Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.

4. Волкова Е.В. Произведение искусства в мире художественной культуры. – М., 1993.

5. Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. М.,1991.

6. Гудков Л., Дубинин Б. Литература как социальный институт. – М., 1994.

7. Гуревич П.С. Психология имиджа: типология телевизионного образа и парадоксы ее восприятия. – М., 1991.

8. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учеб. пособие для студ. вузов в 2 ч. – М., 1994. Ч. 1.

9. Зиммель Г.П. Конфликт современной культуры. – М., 1992.

10. Киноаудитория на переходе к рынку / Под ред. М.И. Жабского. – М., 1994.

11. Книга и чтение в зеркале социологии / Сост. В.Я. Стельмах и др. – М., 1990.

12. Культурная политика России: история и современность / Отв. ред. К.Э. Разлогов., И.А. Бутенко. – М., 1996.

13. Кухтевич Т.Н. Социология воспитания. – М., 1991.

14. Ляхович Е.С., Ревушкин А.С. Университеты в истории и культуре дореволюционной России. – Томск, 1998.

15. Минюшев Ф.И. Социокультурное творчество // Культурология. Ч. 1 / Под ред. В.И. Добрыниной. – М., 1993.

16. Минюшев Ф.И. Евразийская культура и ее роль в новой архитектуре Европы // Общеевропейский процесс и гуманитарная Европа. Роль университетов. – М., 1995.

17. Нечаев В.Я. Социология образования: Курс лекций. Ч. 1. – М., 1998.

18. Овчинников В.Ф. Творческая личность в контексте русской культуры. – Калиниград, 1994.

19. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. – М., 1989.

20. Разлогов К. Коммерция и творчество. – М., 1992.

21. Рахаев В.А. Регулирование сферы культуры в условиях перехода к рыночным отношениям. – Л., 1991.

22. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. – М., 1995.

23. Соколов К.Б. Социальная эффективность художественной культуры. – М., 1990.

24. Субкультуры и этносы в художественной жизни / Под ред. К.Б. Соколова. – М., 1996.

25. Социокультурное исследование / Под ред. Минюшева Ф.И. – М.: Изд-во МГУ, 1995.

26. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации: Учебник для студ. вузов, обуч. по спец. 350400 «Связи с общественностью». – СПб.: Питер, 2003. – 400 с.

27. Фейнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. – М., 1992.

5. СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ

Адаптация – приспособление индивида или группы к внешним условиям, в ходе которого нечто меняется в субъектах А., нечто – во внешних условиях. В ходе физической А. человек приспосабливается к иному климату, в ходе социальной А. он приспосабливается к требованиям иной культуры, общества. Новоселы, осваивающие северные районы страны, испытывали физическую, но не социальную А. Эмигранты, покинувшие Россию и выехавшие в сходные по климатическим параметрам страны, вынуждены проходить культурную и социальную, но не физическую А. Если физическая А. требует серьезной перестройки мировоззрения, культурных установок и ценностей, изменения образа и стиля жизни, то она перерастает в социализацию.

Аккомодация (от лат. accomodatio – приспособление) – обратимый процесс на уровне малой или большой социальной группы с разделением на меньшие группы.

Ассимиляция (от лат. assimilatio – уподобление, слияние, усвоение) – процесс и результат постепенного усвоения представителями той или иной социальной группы или ею самой социально-культурных черт другой группы, общества, в итоге чего они теряют былой социо-культурный облик и сливаются с последними.

Аудитория (лат. auditorium) – социальная общность людей, объединенная взаимодействием с коммуникатором (индивидом или группой, владеющими информацией и доводящими ее до этой общности).

Быт – сфера повседневной жизнедеятельности людей, ориентированная на удовлетворение материальных потребностей и освоение духовных благ, на общение, отдых и развлечения, складывающаяся и изменяющаяся под влиянием материального производства, общественных отношений, уровня культуры, этнонациональных особенностей социальных общностей людей.

Геронтосоциология (от греч. gerontos – старик и logos – слово, понятие, учение) – область социологических исследований определенного социально-демографического слоя – пожилых людей, их образа жизни, способов их социальной адаптации к новым условиям в связи с выходом на пенсию. Переменами в их социальном статусе и престиже, в материальном, семейном положени, в социальной роли и др.

Глобализация – унификация и монополизация социокультурных ценностей. Нивелирование понятия личной жизни. Неизбежность полной интеграции, перехода от множественности государств, народов, наций и культур к униформному One World. Нарциссизм – основа самоощущения. Вместе с унификацией, а значит, исчезновением различий, складывается жесткая система контроля, при которой остается «либо быть конформным, либо быть исключенным». Культ здоровья и информированности при одновременном ограничении источников информации (сокращение языков и образование транснациональных медиа-гигантов).

Девиантное поведение – отклоненное от норм поведение. Способ определения новых границ дозволенного поведения.

Дезорганизация социальная – ценностно-нормативный «вакуум», своего рода «отсутствие» норм; низкая степень воздействия социальных норм на индивидов, неэффективность их влияния в качестве средства социальной регуляции поведения; неустойчивость, расплывчатость и противоречивость нормативных предписаний; противоречие между нормами, определяющими цели деятельности, и нормами, регулирующими средства достижения этих целей и др.

Досуг – та часть свободного времени (оно является частью внерабочего времени), которым человек располагает по своему усмотрению. Основные параметры Д. – продолжительность, место и способ проведения, структура. Д. входит как составная часть в категорию «свободное время», которое, в свою очередь, выступает частью внепроизводственного времени.

Знаковая система – совокупность знаков, обладающая внутренней структурой, явными (формализованными) или неявными правилами образования, осмысления и употребления ее элементов, используемая для осуществления индивидуальных и групповых коммуникативных, трансляционных, культурно-функциональных процессов.

Значение – один из основных элементов культуры, выступающий наряду с обычаем, нормой, ценностью и смыслом в качестве социокультурного средства соединения личности или группы (общности) с окружающим миром через посредство знаков.

«Идеальный тип» – важнейшая категория концепции социально-исторического исследования М. Вебера, представляющая собой абстрактно-теоретическое выражение идеальной модели, эталона общих рациональных ценностных установок соответствующей эпохи и служащая средством познания социальной реальности.

Идентификация (от ср.-век. лат. identifico – отождествляю) – отождествление друг друга и себя с определенной культурной категорией, социальными символами, территорией, статусом, ценностями, исполняемой ролью и т.п.

Идентичность социальная (от позднелат. identicus – тождественный, одинаковый) – тождество, совпадение двух или более социальных взглядов.

Иерархия социальная (от греч. hierarchia – букв. священная власть) – форма построения сложных социальных систем на основе подчинения, когда «нижние» уровни контролируются «верхними». В И.с. проявляется централизация управления и одновременно его бюрократизация. И.с. выступает и как односторонняя личная зависимость одного индивида от др.

Изоляция – разобщение особей или их групп друг от друга. Изоляция внутри группы служит одним из важнейших факторов мобильности. Защитный механизм, заключающийся в уходе от общества, от других людей; погружение вглубь себя.

Индустриальное общество – стадия (ступень) исторического развития общества, которой присущи достаточно высокий уровень промышленного производства, его механизация и автоматизация, развитое разделение труда и его специализация, использование достижений научно-технической революции, динамичность, гибкость и открытость в организации социально-политической жизни.

Инновация социальная – активное воздействие на социальные процессы и явления в целях создания более благополучных условий для развития социальных объектов и систем.

Интеграция (от лат. integratio – восстановление, восполнение) – процесс и результат взаимосвязи, взаимодействия, сближения и объединения в единое целое каких-либо частей, элементов – стран, их экономик, социальных и политических структур, культур, социальных и политических групп, этносов, партий, движений, организаций и т.д.

Интервью (англ. interview) – жанр публицистики, беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам. Подразделяется на И.-сообщение, преследующее главным образом информационную цель, и И.-мнение, комментирующее известные факты и события.

Интерес (от лат. interest – имеет значение, важно) – выражение потребностей общества, социальной группы или общности, партии, организации или движения в социальной и политической сферах, служащих причиной, источником, побуждением, мотивом социально-полити­чес­ких действий, субъектов общественной жизни.

Маргинальность (от франц. marginal – побочный, на полях) – ситуация, когда индивид чувствует себя находящимся между двумя культурами или социальными стратами с присущими им образом жизни. В маргинальном или промежуточном состоянии человек ощущает глубокий дискомфорт и неудовлетворенность: от одного берега он отплыл, а к другому еще не пристал.

Масса социальная – это средний человек. Таким образом, чисто количественное определение – «многие» – переходит в качественное. В сообществе, чуждых массовости, совместная цель, идея или идеал служат единственной связью, что само по себе исключает многочисленность.

Менталитет (от позделат. mentalis – умственный) – образ мышления, мировосприятия, духовной настроенности, присущие индивиду или группе.

Мода (от лат. modus – мера, способ, правило) – непродолжительное господство определенного вкуса в какой-либо сфере жизни или культуры. В отличие от стиля, м. отражает более кратковременные и поверхностные изменения внешних форм бытовых предметов и художественных произведений; в узком смысле – смена форм и образцов одежды. Непрочная, быстропроходящая популярность. М. выражает социальные символы.

Постиндустриальное общество – третья (после аграрного и индустриального обществ) ступень, стадия прогрессивного развития человечества и отдельных стран, отражающая для большинства мира их будущее и характеризующаяся теми социальными изменениями, которые связаны с достижениями и перспективами современных научно-технологической, информационной и иных революций.

Роль социальная (франц. role) – модель поведения, часть статуса; стереотипное поведение, ожидаемое от человека, занимающего определенную позицию (или статус) в социальной структуре. Принятие социальных Р. происходит в процессе социализации. Овладение социальными Р. происходит бессознательно.

Санкция социальная – важный элемент социального регулирования, направленный на обеспечение соблюдения социальных норм членами общества и их объединениями.

Социальная технология – система методов выявления и использования скрытых потенциалов социальной системы в соответствии с целями ее развития, совокупность операций и процедур социального воздействия на объект на пути получения оптимального социального результата.

Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций и обычаев, присущих большой социальной группе. С. отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но С. не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее.

Установка социальная – такое социальное качество личности, которое выражает ее готовность к определенной социальной активности и действиям в определенной сфере действительности в соответствии со своими ценностными ориентациями, а также с социально принятыми способами поведения, предписываемыми ей как члену определенной группы или общества.

Ценность – социально одобряемая и разделяемая большинством людей представление о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п. Ц. выражает то, как должен быть устроен мир и каким должен быть человек. Она не подвергается сомнению, служит эталоном и идеалом для всех людей. Если верность является Ц., то отступление от нее осуждается как предательство.

Цикл социальный – совокупность однонаправленных и повторяющихся действий, которые можно выделить из множества других социальных действий.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.