Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Два мира в древнерусской иконописи – Е.Н. Трубецкой



В древнерусской иконописи обнаруживается соприкосновение двух миров. Один из них – потусторонний, божественный; другой – земной греховный мир. Иконописцы умело изображают эти миры с помощью красок.

Красками, проводящими грань между мирами, являются краски всевозможных небесных цветов (синий, голубой, зеленый и др.). Голубой цвет выступал общим фоном, на котором «развертывается бесконечное разнообразие небесных красок,— и звездное блистание, и пурпур зари, и пурпур ночной грозы, и пурпуровое зарево пожара, и многоцветная радуга, и, наконец, яркое золото полуденного, достигшего зенита, солнца».

Мастера, несомненно, могли наблюдать не только здешнее небо, открывающееся нашим глазам, но и видеть душой потустороннее небо, живущие в их религиозных мыслях. Каждый оттенок в изображении иконы имел особое значение, которое не каждому человеку дано понять.

Самым чудесным из всех цветов в древнерусской иконописи считается золотой, солнечный цвет. Солнце – источник любого света и цвета. Золотой цвет – символ всего божественного, царственного. Другие цвета – многоцветные преломления единого солнечного луча Божественной силы.

В русской иконописи золотой цвет называется «ассист». Ассист представляет собой легкую паутинку тонких золотых лучей, блистающих и озаряющих. Источником этого цвета всегда является что-то божественное, неземное. Ассистом покрываются складки одежд святых, крылья ангелов, верхушки райских деревьев, купола, престолы. Благодаря своей воздушности ассист имеет вид живого, горящего света. Этим сверканием потусторонняя слава отделяется от всего обыкновенного. Наш мир может только озаряться этим светом с высоты.

 

Заключение

Особенность культуры Киевской Руси определяется тем, что она представляла собой синтез славянской языческой культуры и византийской христианской. Взаимопроникновение этих культур определило своеобразие культуры Киевской Руси, входившей в рамки христианской цивилизации средневековой Европы.

Главной особенностью культуры Московской Руси стал отход от церковной каноничности. Во всех областях культуры шла борьба между старыми церковными и новыми светскими формами, которые постепенно побеждали, что привело к дальнейшему усилению реалистических тенденций в искусстве.

Культура средневековой Руси была тесно связана с религиозным восприятием и осмыслением мира. Высокий уровень культуры, достигнутый в древнерусском государстве, обусловлен длительным предшествующим процессом развития культуры восточных славян. Подъем древнерусской культуры заложил прочные основы для развития в дальнейшем единства культуры русского, украинского и белорусского народов.

 

 

Терминологический словарь

Ассист - штрихи из сусального золота или серебра, символизирующие присутствие Божественного света.

Фреска - картина, написанная водяными красками по свежей, сырой штукатурке; вид живописи — настенная роспись.

Икона - у православных и католиков: предмет поклонения — живописное изображение Бога, святого или святых, образ.

Иконостас - покрытая иконами стена, отделяющая алтарь в православном храме.

Живопись - изобразительное искусство — создание художественных образов с помощью красок. Произведения этого искусства.

Храм - здание для богослужения, церковь. Место служения науке, искусству, высоким помыслам.

Собор - собрание, съезд (устар.). Главная или большая церковь в городе, в монастыре.

Архитектура - искусство проектирования и строения зданий, сооружений, зодчество. Стиль постройки.

Памятник - скульптура или архитектурное сооружение в память кого- либо или чего–либо; сохранившийся предмет культуры прошлого.

Иконопись - вид живописи, предназначенный для создания священных изображений — икон.

Летопись (или летописание) - это исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий.

Список литературы

1. Багдасарьян Н.Г. Культурология. М.: Высшая школа. 2001.- с. 241

2. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. М.: Искусство, 1993.

3. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология: учебник для вузов. - 3 - е изд., доп. и перераб. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2008. - 687 с.

4. Гуревич П.С. Культурология: учебник для вузов. - 5 - е изд., перераб. и доп. - М.: Кнорус, 2011. - 448 с.

5. Драч Г.В. Культурология: учеб. Пособие – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2006. – 413 с.

6. Золкин, А. Л. Культурология [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарно-социальным специальностям / А. Л. Золкин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 583 с. - (Серия «Cogito ergo sum»).

7. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М.: Интер-пракс, 1994.

8. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. 3-е изд., испр. М.: Просвещение, 1996.

9. Садохин А.П. Мировая художественная культура: учебник для вузов. - 2 - е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2006. - 495 с.

10. Семенов Л.Н. Кудрявцева Т.В. Якушкина Н.В. Морозова С.В. Культурология: Учебное пособие. М.: Издательство МГУП, 2002.

 

Интернет - ресурсы

1. Общественно-политический журнал «Историк». - URL: http://www.historicus.ru/kultura_i_iskusstvo_drevnei_rusi

2. Сетевая энциклопедия «Википедия» . – URL: https://ru.wikipedia.org

3. Электронная библиотека. Русская история и культура. - URL: http://bibliotekar.ru/muzeu.htm

 

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.