Культура народа является частью его истории. Ее становление и последующее развитие тесно связано с историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, политической и духовной жизни общества. Это обуславливает актуальность проблемы изучения культуры средневековой Руси.
Культура Руси складывается в те же века, что и становление русской государственности. Русь складывалась и развивалась как средоточие огромного для того времени народа, состоящего поначалу из различных племен.
В пору уже своего государственного становления Русь испытывала сильное влияние соседней Византии, которая для своего времени была одним из наиболее культурных государств мира. Таким образом, культура Руси складывалась с самого начала как, находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций.
Долгие годы русская культура - устное народное творчество, искусство, архитектура, живопись, художественное ремесло - развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения. Принятие христианства оказало сильнейшее воздействие на русскую культуру.
Цель контрольной работы – обозначить особенности культуры средневековой Руси. Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить научную литературу по данному вопросу
2. Дать характеристику культур Московской и Киевской Руси.
Предмет, объект, и функции культурологи
Культурология - область гуманитарного знания, синтезирующая в себе философские, исторические, антропологические, этнографические, социологические и др. исследования культуры. Она представляет систему знаний о сущности, принципах раскрытия закономерностей существования и развития, способах постижения культуры, становления культурно-творческих характеристик личности, образа мысли и деятельности человека, живущего в исторически конкретном обществе, познающего достижения мировой культуры и создающего новые ценности в результате социокультурного творчества.
Исследуя историю развития культуры и ее современные особенности, культурология выявляет общие тенденции единого культурного процесса всего человечества, всех народов Земли и благодаря этому является прогностической наукой.
Предмет культурологии — исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передаётся из поколения в поколение в виде ценностных ориентиров и идеалов, интерпретируется в «культурных текстах» философии, религии, искусства и права.
Объектом культурологии является культура или мир культуры как более или менее целостная система.
Основными задачами культурологи являются:
· наиболее глубокое, полное и целостное объяснение культуры, ее сущности, содержания, признаков и функций;
· изучение генезиса (происхождения и развития) культуры в целом, а также отдельных явлений и процессов в культуре;
· определение места и роли человека в культурных процессах;
· разработка категориального аппарата, методов и средств изучения культуры;
· взаимодействие с другими науками, изучающими культуру;
· изучение сведений о культуре, пришедших из искусства, философии, религии и других областей, связанных с ненаучным познанием культуры;
· исследование развития отдельных культур.
Целью культурологии становится такое изучение культуры, на основе которой формируется ее понимание.
Цели и задачи культурологии определяют и функции этой науки:
· Познавательная функция — изучение и понимание сущности и роли культуры в жизни общества.
· Концептуально-описательная функция — разработка теоретических систем, понятий и категорий, позволяющих составить целостную картину становления и развития культуры, и формулирование правил описания, отражающих особенности развертывания социокультурных процессов.
· Оценочная функция — осуществление адекватной оценки влияния целостного феномена культуры, ее различных типов, отраслей, видов и форм на формирование социальных и духовных качеств личности, социальной общности, общества в целом.
· Объясняющая функция — научное объяснение особенностей культурных комплексов, явлений и событий, механизмов функционирования агентов и институтов культуры, их социализирующего воздействия на формирование личности на основе научного осмысления выявленных фактов, тенденций и закономерностей развития социокультурных процессов.
· Мировоззренческая функция — реализация общественно-политических идеалов в разработке фундаментальных и прикладных проблем развития культуры, регулирующего влияния ее ценностей и норм на поведение личности и социальных общностей.
· Образовательная (обучающая) функция — распространение культурологических знаний и оценок.
· Эвристическая функция задается, исходя из понимания культуры как диалога. Культуру в различных ее проявлениях (например, выращивания культурных растений и домашних животных, изготовления изделий, ремесел, создания памятников художественной культуры и пр.) созидает не только отдельный познающий и деятельностный субъект, но и целые коллективы людей. Подобное созидание сопровождается взаимопониманием, сотворчеством, коллективным обучением и изобретением новых форм культуры.
· Воспитательная - коллективное обучение и решение проблем, стоящих перед данным обществом, сопровождается воспитанием индивидов через вхождение в мир культуры прошлого и настоящего, в мир культуры человеческих отношений.
Таким образом, культурология рассматривает культуру в ее содержательной глубине и сложности, помогает философски осмыслить ее природу, происхождение и типологию.