Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Культура Киевской Руси



 

 

2.1 Письменность. На Руси письменность в её современном понимании появилась в 10 веке.

Активное развитие культуры Киевской Руси, в том числе письменности, началось после принятия христианства.

В Киевской Руси существовало и школьное образование. Изначально «на книжное учение» отдавались дети местной аристократии. Учили чтению, письму, счету, основам христианского вероучения. Имелись и школы высшего типа, готовившие к государственной и церковной деятельности.

Древнейшим памятником письменности является « Остромирово Евангелие» дьякона Георгия и два «Изборника» Святослава.

Переписка книг осуществлялась в монастырях, но уже в XIIв в крупных городах возникло ремесло книжных описателей. Потребность в книгах возрастала.

 

2.2 Литература. Русская письменная литература возникла на основе богатых традиций устного народного творчества.

 

Особенность русской литературы в ее острой публицистичности. Памятники литературы являются также памятниками общественной мысли. В основе их содержания – важнейшие проблемы общества и государства.

Основной жанр формирующейся русской литературы – летописание. Летописи – крупнейшие памятники духовной культуры средневекового общества.

Самый значительный памятник летописания – «Повесть временных лет», написанная в 1113г монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Произведение отличается разнообразием материала: погодные записи, политические события, дипломатические и юридические документы. Повести, жития, богословские трактаты, поучения и похвальные слова.

Патриотические чувства проявились в деятельности митрополита Иллариона, автора «Слова о законе и благодати».

Выдающимся памятникам древнерусского литературного творчества является «Слово о полку Игореве».

Новая тема возникла в русской письменности в связи с Батыевым нашествием. Первый отклик на это бедствие – «Слово о погибели Русской земли». Свидетелем нашествия был неизвестный автор «Повести о разорении Рязани Батыем».

Выдающимся писателем был Владимир Мономах. Его «Поучение» рисовало идеальный образ князя — справедливого феодального правителя.

Тема необходимости сильной власти в «Слове» и «Молении» Даниила Заточника.

 

2.3 Зодчество. До конца Х века на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства. После принятия христианства начинается возведение каменных храмов, принципы строительства которых были заимствованы из Византии.

Первой каменной постройкой была Десятинная церковь, возведенная в Киеве в конце Х века греческими мастерами.

Софийский собор в Киеве, построенный в XI, веке является одним из самых значительных архитектурных сооружений данного периода.

С XII века – новый этап в развитии русского зодчества, которое отличается от архитектуры предшествующих времен меньшей масштабностью зданий, простотой. Наиболее типичным стал кубический храм с массивной главой.

Во второй половине XII века заметно ослабевает византийское влияние, что ознаменовалось появлением в древнерусской архитектуре храмов башнеобразной формы. Наиболее ранний пример такого храма – Спасо-Ефросиниев монастырь в Полоцке, а также собор Михаила Архангела в Смоленске.

Заметнее становится влияние романского стиля. Оно отразилось на внешнем отражении построек: аркатурные пояса, группы полуколонн и пилястр, резьба на стенах и др.

Церковь Покрова на Нерли (Покров на Нерли, XII век), выдающийся памятник зодчества.

 

2.4 Живопись, иконопись. Древнерусская живопись - совершенно византийская, и ее памятники - произведения греческих мастеров.

Мозаики с золотыми фонами преобладают и в киевском Софийском соборе, стенные изображения которого, отчасти сохранившиеся, тесно примыкают к циклам мозаик византийских церквей. Наиболее ранние из сохранившихся произведений древнерусской живописи были созданы в Киеве. Из мозаичных работ особенно значительны изображения Христа

Миниатюрная живопись вначале культивировалась в русских монастырях также одними греческими монахами, но вскоре присоединились к ним и русские каллиграфы. Самой древней, русской иллюстрированной рукописью считается Остромирово Евангелие (1056-1057).

Иконопись. Иконопись оставалась ядром древнерусской культуры. Из Византии был перенят иконографический канон, неизменность которого строго оберегалась церковью.

В Древней Руси существовал культ икон как священных предметов. Икона была обязательной принадлежностью не только церковного убранства, но и каждого жилого дома.

В колорите икон преобладают темные тона, сдержанность и сумрачность. Однако уже в XIII веке этот сумрачный колорит начинает сменяться характерно русскими цветистыми и яркими красками.

К концу 12 века живопись развилась настолько, что стали выделять несколько живописных центров на Руси, у каждого из которых были свои собственные традиции и особенности.

 

2.5 Фольклор Значительное место в фольклоре занимала календарная обрядовая поэзия: заговоры, заклинания, песни, являвшиеся неотъемлемой частью аграрного культа.

Обрядовый фольклор включал в себя также предсвадебные песни, похоронные плачи, песни на пирах и тризнах.

К фольклору относятся пословицы, поговорки, загадки, сказки, трудовые песни.

В IX веке возник новый эпический жанр — героический былинный эпос. Былины – устные поэтические произведения о прошлом. В основу былин легли реальные исторические события.

 

2.6 Декоративно-прикладное искусство. Из всего богатства прикладного искусства время сохранило до нас только металлические дополнения к женским костюмам: бляшки от кокошников, височные кольца , наборы монист из бус и металлических подвесок, своеобразные амулеты-обереги, браслеты и перстни.

Распространенным видом декоративно-прикладного творчества было лицевое шитье («живопись иглой»).

 

2.7 Музыка. Музыка была обязательной частью обрядовых праздников — Масленицы, Ивана Купалы и других.

Звучала музыка во время торжественных церемоний при дворе князей. Наиболее распространённым инструментом были гусли.

Церковная музыка появилась после обращения Руси в христианство (988 г.). Вместе с крещением страна приняла от Византии и музыкальную культуру. Одной из важнейших сторон богослужения стало пение.

Культура Киевской Руси – совокупность всех материальных и духовных ценностей, накопленных в процессе развития русских княжеств с момента зарождения государства в 10 веке и до 13 века включительно.
Культура и быт Киевской Руси складываются из дохристианских традиций и язычества, преобразовавшихся после крещения Руси.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.