Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема «Разрешение конфликтов» (6 часов)



 

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие, предпосылки, механизмы, методы и способы разрешения конфликтов.

2. Достижение консенсуса.

3. Разделение властей и согласительные процедуры.

4. Парламентские процедуры.

5. Конституционное правосудие.

6. Гармонизация правовых актов

7. Гражданское, уголовное судопроизводство. Арбитражный процесс.

8. Международно-правовые процедуры.

9. Альтернативно-правовые формы разрешения правовых конфликтов.

Основная литература:

 

1. Муштук О.З., Деев А.Ю. Которова О.С., Цыбульская М.В. Конфликтология: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Московская финансово-промышленная академия, 2011. – 320 с.

2. Ратников В.П. Конфликтология : учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити, 2007. - 511с.

3. Ромашов Р.А. Конфликтология. – СПб.: Санкт-Петербургский универ­ситет МВД России, 2006. – 437 с.

 

Дополнительная литература:

11 Альтернативное правосудие: Интервью с В.А. Исаковым // Юрист. 2006. № 24. С. 54 – 59.

12 Балыко Д. Переговоры обреченные на успех. Техники НЛП в действии. - М. 2008. - 240с.

13 Власова Н. Краткий кодекс переговорщика.-М. 2008.- 96с.

14 Избранные вопросы современной науки. Монография. Часть II. / Научный редактор Акутина С.П. – М., 2011. – 441 с.

15 Ершов В.В., Каллистратова Р.Ф., Денисенко Ю.В. Внесудебное и су­дебное урегулирование споров с использованием примирительных про­цедур // Российское правосудие. 2006. № 2. С. 34–46.

16 Клечкин А.А. Теоретико-правовой аспект медиации правового конфликта // История государства и права, 2008, N 9.

17 Лашкина Н.А. Альтернативные методы разрешения споров. // Россий­ское право. № 4 (33). Апрель 2007. С.41 – 46.

18 Саркисова Т.Е. Досудебное посредничество: Кто… Где… Когда? // Поколение LEX. 2006. № 5. С. 2 – 7.

19 Фастова М.А. Теоретико-правовые аспекты совершенствования российского законодательства в сфере альтернативных форм разрешения правовых конфликтов. // Юриспруденция в современной России: материалы всероссийской заочной научно-практической конференции. – Новосибирск, 2011. С.22-32.

20 Фастова М.А. Факторы, способствовавшие возникновению и распространению альтернативных форм разрешения правовых конфликтов. // Проблемы и инновации современного общества. Материалы III международной научно-практической конференции. 2011. С. 252-256.

Методические рекомендации:

 

При рассмотрении первого вопроса, прежде всего, необходимо рассмотреть и охарактеризовать понятие «разрешение конфликта» как то или иное деяние са­мих субъектов конфликта либо третьей стороны, прекращающее столкновение интересов мирными средствами либо путем согласования интересов сторон, либо путем императивного предписания соответствующего органа. Поскольку конфликт зависит и от внешних обстоятельств, и от самих конфликтующих субъектов, то его разрешение связано как с устранением объективных факто­ров, его породивших, так и с возможностями субъектов и третьей стороны. Необходимо проанализировать вероятные исходы конфликта: прекращение конфликта в результате взаимного примирения сторон; прекращение конфликта путем симметричного его разрешения (обе стороны выигрывают или проигрывают); то же – путем асимметричного решения (выигрывает одна сторона); перерастание конфликта в другое противоборство; постепенное затухание конфликта. Целесообразно привести примеры. Далее студентам необходимо суммировать основные способы устранения противоречий, лежащих в основе конфликта: устранение объекта конфликта; раздел объекта конфликта между сторонами; установление очередности или иных правил обоюдного использования объекта; компенсация одной из сторон за передачу объекта другой стороне; разведение сторон конфликта; перенос отношений сторон в другую плоскость, предполагающую выявление у них общего интереса и др. (Привести примеры, раскрыть содержание). Отметить, что специалистами-конфликтологами разработан ряд приемов мирного разрешения конфликта, в том числе выяснены необходимые для этого факторы: институциональный: существование в обществе механизмов для проведения консультаций, переговоров и поиска взаимовыгодных решений, в том числе и механизмов в рамках законодательной, судебной и исполнительной власти; консенсуальный: наличие согласия между конфликтующими сторонами по поводу того, что должно собою представлять приемлемое решение; фактор кумулятивности: чем он меньше, тем выше вероятность мирного урегулирования; фактор исторического опыта, в том числе примеров разрешения подобных конфликтов; фактор равновесия сил: если конфликтующие стороны приблизительно равны по возможностям принуждения, то они будут вынуждены искать пути к мирному решению конфликта; психологический: многое зависит от личностных особенностей тех, кто принимает решения во время конфликта. Целесообразно привести примеры.

Во втором вопросе следует рассмотреть понятие «консенсус». Далее охарактеризовать два основополагающих принципа консенсуса: поддержка решения большинством (лучше квалифицированным) участвующих в его принятии; отсутствие возражений против принятия решения со стороны хотя бы одного из участников. Студенты должны обратить внимание на то, что консенсус – это не единогласие, так как полного совпадения позиций всех участников процесса принятия решения здесь не требуется. Консенсус предполагает отсутствие только прямых возражений и вполне допускает нейтральную позицию (воздержаться от голосования) и даже отдельные оговорки к решению (конечно, если они не подрывают саму основу достигнутого соглашения) Вместе с тем консенсус – это и не решение большинства, так как он несовместим с отрицательной позицией хотя бы одного из участников. Особое внимание студенты должны уделить проблеме достижения гражданского согласия в обществах, переживших тоталитарные режимы.

 

 

В третьем вопросе необходимо рассмотреть конфликт в системе разделения властей, охарактеризовать его особенности. Существует ряд условий, которые способствуют развитию конфликта властей. Это. прежде всего, переходные состояния государственного развития, причиной которых является экономический, политический или военный кризисы. Другой причиной может выступать незрелость демократических начал в обществе и неразвитость политической системы, в особенности в период преодоления последствий тоталитаризма в обществе. Наконец, отсутствие или противоречивость конституционной и законодательной базы также является провоцирующим конфликты фактором. Студентам целесообразно привести примеры.

Четвертый вопрос посвящен парламентским процедурам. Студенты должны отметить, что парламент современного конституционного демократического государства можно рассматривать как высший представительный орган власти, вырабатывающий общую волю народа на основе согласования социальных интересов, в том числе противоборствующих, различных политических партий, иных объединений граждан, образующих депутатские фракции и группы, путем принятия единых решений в форме закона и иного акта в целях достижения общественного согласия. Точки зрения, взгляды, знания, интересы субъектов во время взаимодействия могут находиться в полном или частичном согласовании, но могут быть и в абсолютном противоречии. В этом случае их противоборство реализуется в когнитивном конфликте и может быть не связано с нарушением отношений между названными субъектами. Таким образом, с одной стороны, в парламентском процессе могут, и в идеале должны, участвовать стороны, не имеющие никаких принципиальных взаимных личностных или иных претензий. Однако, с другой стороны, анализ разнообразных конфликтов свидетельствует о том, что какие бы конкретные причины ни лежали в основе поведения противоборствующих сторон, в конечном счете они упираются в их интересы, которые в случае конфликта оказываются противоположными или несовместимыми. Целесообразно привести примеры.

Конфликт интересов на парламентском уровне в конституционном демократическом обществе предполагает конкретных участников – политические партии и их блоки, иные объединения граждан, которые выражают свои социальные интересы через депутатские фракции, группы, отдельных депутатов. В этом случае возникает политико-правовая парламентская ситуация, характерная для стран с устоявшимися конституционными принципами демократии, а именно: взаимоотношение большинства и меньшинства, партии или блока, имеющих большинство депутатских мест в парламенте, и партий, находящихся в оппозиции. Студентам целесообразно привести примеры, дать характеристику.

В пятом вопросе необходимо рассмотреть конституционное правосудие. Конституционные процедуры в основном регулируют конфликты политических институтов. Последние являются преимущественно спорами о взаимоотношениях органов власти, о юрисдикции, о границах, о роли политических партий и движений и т.п.Такого рода конфликты представляют собой, как правило, политические или конституционные конфликты. Студенты должны рассмотреть конституционные процедуры, имеющие прямое и четкое закрепление в конституциях, дальнейшее логичное законодательное развитие и наибольшее практическое значение для разрешения конфликтов. Наиболее типичной процедурой, с этой точки зрения, закрепленной в конституциях, является конституционное судопроизводство.

В шестом вопросе проанализировать категорию «гармонизация правовых актов». Обратить внимание на то, что гармонизация позволяет добиться функционального равновесия правовых актов, обеспечить ту степень их сбалансированности между собой, которая в конечном итоге позволяет правовой системе функционировать и развиваться в заданных» направлениях. Гарантируется устойчивый статус всех субъектов права, преодолеваются отклонения в их действиях от нормативной модели. Далее необходимо назвать и охарактеризовать Условия, обеспечивающие гармонизацию правовых актов. . Также рассмотреть гармонизацию актов национального и международного права. И в данном ключе отметить, что расширение сотрудничества государств и усиливающиеся интегративные процессы предъявляют повышенные требования к совместимости их правовых актов. От периода их противостояния наблюдается переход к сближению. Студентам целесообразно привести его императив, имеющий конституционный смысл: Первое. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, ратифицированные в установленном порядке, являются составной частью ее правовой системы и защищаются наравне с законом. Второе. Если международный договор Российской Федерации содержит положения, противоречащие Конституции Российской Федерации, его ратификация возможна только после внесения соответствующих изменений в Конституцию Российской Федерации. Третье. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора. Целесообразно привести примеры.

Седьмой вопрос посвящен судопроизводству и процессу. Студенты должны отметить, что конфликт возникает и существует вне суда (имеются в виду «чистые» случаи, не отягощенные конфликтом с самим судом). Суд не является единственной возможностью разрешения конфликта. Субъекты конфликта могут самостоятельно или с помощью посредников решить конфликт, что нередко и бывает. Не исключается передача спора на разрешение третейского суда. Наконец, сторона конфликта, чьи интересы нарушены, может в силу разных причин (незначительность спора, особый характер отношений, возможные побочные последствия и т.д.) не желать передачи конфликта на разрешение суда. Студенты должны назвать и охарактеризовать преимущества судебного порядка. Далее охарактеризовать процессуальное положение лиц, участвующих в разрешении конфликта. Проанализировать судебное разбирательство конфликта, исполнение судебных решений. Студенты должны помнить, что характер процедуры разрешения конфликта в уголовном судопроизводстве во многом обусловлен типом процесса (дать характеристику). Рассмотреть судебный контроль за расследованием как формой разрешения конфликта. Охарактеризовать предупреждение и преодоление процессуального конфликта. Рассмотреть психологическую сторону. Далее целесообразно дать общую характеристику споров, разрешаемых арбитражными судами. Выявить причины экономических конфликтов и рассмотреть варианты их предупреждения. Охарактеризовать процедуры разрешения споров арбитражными судами. Назвать пути повышения эффективности разрешения споров в арбитражных судах и дать им анализ.

Восьмой вопрос посвящен изучению международно-правовых процедур. Студенты должны отметить, что избежание конфликта выражается в увеличении дистанции между конфликтующими сторонами и ведет к их изоляции друг от друга за счет добровольного устранения из «конфликтного поля» либо одной, либо обеих сторон. Избегая открытой коммуникации с другими государствами или устанавливая «социальную дистанцию» в форме сегрегации между отдельными этническими или социальными группами внутри себя, современные государства порой опираются на эту стратегию. Целесообразно привести примеры. Далее, студентам необходимо отметить, что в своей практике государства выработали согласованные ими на международном уровне контрольные меры, которые нацелены на создание условий, содействующих локализации и замораживанию конфликтов, предотвращающих их географическое расширение и военную эскалацию, ведущих к прекращению насилия. Следует их проанализировать.

В девятом вопросе студенты должны рассмотреть альтернативные формы разрешения правовых конфликтов. Необходимо отметить, что альтернативные формы разрешения правовых конфликтов появились в США как альтернатива правосудию, как результат разочарования общества в дорого­стоящей, формальной и длительной судебной процедуре. Для обозначе­ния этих форм были приняты общий термин «альтернативные средства урегу­лирования споров» (Alternative Dispute Resolution) и официальная аббревиатура – ADR.

Возникновение и широкое распространение альтернативных средств уре­гулирования споров именно в США неразрывно связано с развитием всей аме­риканской правовой системы и прежде всего с такими ее важнейшими состав­ными частями, как суды, судопроизводство и юридические профессии.

Студенты должны рассмотреть и охарактеризовать факторы, способствовавшие возникновению и активному распространению альтернативных форм разрешения споров: высокий авторитет судебной власти, исторически сложившиеся тра­диции обращения в суд за разрешением всевозможных конфликтов; перегруженность судов, их неспособность справляться с рассмотре­нием огромного количества исковых требований и, как следствие, ослабление эффективности их деятельности; заинтересованность судебной власти в освобождении судов от значи­тельного числа мелких гражданско-правовых споров с тем, чтобы акцен­тировать внимание на рассмотрении уголовных, сложных гражданских, а также дел, связанных с защитой конституционных прав; сложная структура судебной системы и состязательный характер судо­производства, требующие обязательного участия профессиональных юри­стов а, следовательно, увеличивающие судебные расходы для сторон спора; возможность получения полной информации об обстоятельствах дела до его возбуждения в суде или до начала слушания как предпосылка для достижения компромисса без вмешательства суда; значимость юридических профессий в американском обществе, позво­ляющая влиять на поддержку и дальнейшее продвижение всех прогрес­сивных начинаний, связанных с совершенствованием как судебных, так и несу­дебных процедур разрешения правовых споров, которые отвечали бы требова­ниям современной действительности.

Далее необходимо рассмотреть виды альтернативных форм разрешения правовых конфликтов, возможные варианты классификаций.

Кроме того, студенты должны отметить, что международные требования в области альтернативных форм раз­решения правовых конфликтов должны отвечать следующим положениям: целью любой альтернативной процедуры является урегулирование и раз­решение правового конфликта; основа альтернативной процедуры – добровольность применения; во всех альтернативных формах (за исключением переговоров) должно участвовать независимое и нейтральное лицо; все альтернативные формы разрешения правовых конфликтов должны отвечать требованиям относительной формальности, основанной на усмотре­нии сторон.

Помимо этого, альтернативные формы должны основываться на следующих междуна­родных принципах: принцип сотрудничества, предполагающий выявление общих интере­сов сторон, строится на основе взаимных уступок; принцип дифференциации, при которой участники правового кон­фликта могут использовать альтернативные средства каждое в отдельности, в комбинациях друг с другом либо в определенной последовательности; принцип конфиденциальности, предполагающий негласность любой аль­тернативной процедуры. Студенты должны проанализировать названные положения.

СЕМИНАР № 13.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.