Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема «Природа конфликта»



Кафедра теории и истории государства и права

ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЯ

Методические рекомендации и планы семинарских занятий по дисциплине «Юридическая конфликтология» для студентов специальности 030900.62 «Юриспруденция»

 

 

Астрахань 2011

 

Составитель:

Фастова М.А. к.ю.н., доцент , кафедры «Теория и история государства и права»

 

Рецензенты:

Киреева С.А. д.ю.н., профессор кафедры Теории и истории государства и права

Олейников А.В. к.ю.н., доцент кафедры Гражданско-правовых дисциплин

 

 

Методические рекомендации и планы семинарских занятий по дисциплине «Юридическая конфликтология» для студентов специальности 030900.62 «Юриспруденция» (I курс): Учебно-методическое пособие/ АГТУ; Сост. М.А. Фастова. – Астрахань, 2011. 39 с.

 

 

Методические рекомендации и планы семинарских занятий по дисциплине «Юридическая конфликтология» предназначены для студентов I курса специальности 030900.62 «Юриспруденция», составлены в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и учебным планом АГТУ, ориентированы на оказание помощи студентам при подготовке к семинарским занятиям, содержат списки научно- учебной литературы, вопросы для проведения промежуточного и итогового контроля и примерные темы рефератов.

 

 

Методическое пособие утверждено на заседании кафедры Теории и истории государства и права юридического факультета АГТУ 12.10.05 г., протокол № 2

 

 

© Астраханский государственный технический университет

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с Государственным образовательным стандартом курс по дисциплине «Юридическая конфликтология» включен в перечень обязательных дисциплин. Данное пособие включает общие темы, изучаемые по курсу «Юриидическая конфликтология» и разработано для студентов I курса специальности «Юриспруденция, занятия рассчитаны на 36 часов семинаров.

Концепция высшего образования должна включать более высокие требования, обусловленные необходимостью освоения новейших научных достижений в различных областях профессиональной деятельности. Этому способствуют не только усвоенные общетеоретические концепции, но и овладение основами современных специальных дисциплин, ориентированных непосредственно на практику. К числу таких научных и учебных дисциплин относится юридическая конфликтология, бинтенсивно развивающаяся в последние десятилетия как самостоятельное направление российской науки.

Курс «Юридическая конфликтология» призван расширить общий гуманитарный кругозор и привлечь внимание к коллизионным аспектам правовой теории и практики. По своему содержанию он объективно способствует развитию гибкости юридического мышления, пониманию сложности и внутренней противоречивости правоотношений, тесной связи правосознания с особенностями исторического и культурного развития, политических и правовых традиций существующих в обществе.

Основной целью курса является овладение студентами теоретическими концепциями и практическими навыками анализа юридических конфликтов, что означает формирование необходимых для будущего специалиста-конфликтолога компетенций: владение методологией юридической конфликтологии,знаниемобщих подходов и понятий, структуры и динамики юридических конфликтов, структурных характеристик и динамических показателей юридического конфликта. Изучение данного курса даст студентам умение ори­ентироваться в юридической конфликтологической экспертизе, определять стадии развер­тывания и основных действующих сил конфликта, знатт и уметь применять на практике правовые способы разрешения и предупреждения конфликтов.

Задачами курса «Юридическая конфликтология» является научить студентов:

- анализировать различные теоретические концепции и подходы, существующие в юридической конфликтологии;

- понимать сущность правовых конфликтов, причин их возникновения, их структуры и причин обострения на современном этапе;

 

- знать основы правового разрешения социальных конфликтов на микро- и макроуровне;

- использовать знания для практического разрешения и превенции конфликтных ситуаций,

- уметь применять полученные в ходе изучения курса знания для подготовки дипломных работ и магистерских диссертаций. Это необходимые компетенции специалистов в области конфликтологии.

Освоение курса «Юридическая конфликтология» предполагает различные виды занятий.

Лекции – для изложения основных теорий конфликта, методологических подходов к изучению конфликтов и конфликтных ситуаций.

Семинарские занятия – для расширения и углубления знаний студентов по проблематике конфликтологии в сфере ее методологии, подробного анализа конкретных теорий и подходов, их сопоставления и сравнения; получения навыков публичных выступлений и дискуссий.

Самостоятельная работа – для более подробного и углубленного изучения первоисточников, дополнительной литературы, подготовки эссе и рефератов. Рефераты могут быть написаны как в конспективной и фрагментарной форме, так и в форме аналитического обзора. Темы рефератов и эссе даются на выбор студентов. Совместно с преподавателем, определяется структура работы и необходимая литература. Дальнейшая работа по написанию реферата или эссе осуществляется при общем руководстве преподавателя.

Кроме того, слушатели изучают опыт организации профилактики и разрешения юридических конфликтов. В рамках самостоятельной работы студенты под руководством преподавателя так же выполняют другие индивидуальные задания применительно к своей будущей профессиональной деятельности или к конкретным жизненным ситуациям (анализ конкретных ситуаций, нормативных документов, ролевые игры).

Контроль качества изучения учебного курса включает: входной контроль с целью выявления уровня подготовки слушателей по гуманитарным дисциплинам; индивидуальные занятия (в связи возможным с пропуском занятия); тестирование; проверку рефератов (эссе).

Итоговая оценка работы студентов зависит от уровня теоретического усвоения основного материала, активности участия в семинарах, качестве написанного реферата (эссе).

Формоймjqитогового контроля знаний является экзамен, контрольные вопросы которого составляются по всем пройденным темам и соответствуют требованиям к обязательному минимуму содержания, уровню подготовки и максимальному объему учебной нагрузки.

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЕ

РЕКОМЕНДАЦИИ

СЕМИНАР №1 (4 часа).

Тема «Природа конфликта».

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие, сущность, виды и функции конфликта.

2. Юридический конфликт.

3. Предмет и объект конфликта.

4. Участники конфликта.

5. Причины конфликта.

Основная литература:

  1. Галустова О.В. Конфликтология в вопросах и ответах : учеб. пособие для вузов. - М. : Проспект, 2007. - 216с.

2. Жигачев, Г.А. Правовой конфликт: методики предупреждения в правоохранительной деятельности : монография М., 2007. 175 с.

  1. Кибанов А.Я. Конфликтология : учебник для вузов. М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. ун-т управления. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М. : Инфра-М, 2006. - 302с
  2. Козырев Г.И. Политическая конфликтология : учеб. пособие для вузов. - М. : Форум : Инфра-М, 2008. - 432с.

5. Кузьмина М.Н. Юридическийконфликт: теория и практика разрешения М., 2008. 251 с.

  1. Ланцов С. Политическая конфликтология : учеб. пособие для вузов. - СПб. : Питер, 2008. - 319с.
  2. Леонов Н.И. Конфликтология : учеб. пособие; Рос. акад. образования, Моск. психолого-соц. ин-т. - 2-е изд., испр. и доп. - М.; Воронеж : МПСИ : МОДЭК, 2006. - 232с.
  3. Муштук О.З., Деев А.Ю. Которова О.С., Цыбульская М.В. Конфликтология: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Московская финансово-промышленная академия, 2011. – 320 с.
  4. Ратников В.П. Конфликтология : учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити, 2007. - 511с.

10. Ромашов Р.А.Юридическаяконфликтология.СПб, 2006. 226 с.

11. Худойкина Т.В., Брыжинский А.А.Юридическаяконфликтология:Саранск , 2008. 222 с.

 

Дополнительная литература:

1 Анцупов А.Я. Словарь конфликтолога. 3-е изд., испр. и доп. – М., 2010. – 656 с.

2 Баранников Т.С. Юридические конфликты: причины возникновения и степень воздействия на общественное правосознание // История государства и права, 2008, N 21.

3 Данилова О.А. Урегулирование конфликта интересов на государственной и муниципальной службе // Отдел кадров бюджетного учреждения, 2010, N 11

4 Зеленков. М.Ю. Религиозные конфликты: проблемы и пути их решения в начале XXI века : (политико-правовой аспект). Воронеж , 2007. 244 с.

5 Казьмина С.А. Служебные изобретения: конфликт и баланс интересов. М., 2010. 182 с.

6 Кондратенко В.И. Правовые конфликты в контексте теории правопорядка // История государства и права, 2007, N 9.

7 Кулакова Ю.Ю. Сущность правового конфликта // История государства и права, 2008, N 14.

8 Проданов В. Ассиметричные конфликты и неравновесные системы. // Конфликтология. №4. 2009. С.8-21.

9 Фастова М.А. Социальный конфликт - теоретико-правовая характеристика. // Закон и порядок: Материалы I Международной научно-практической конференции. – М., 2011. С. 61-64.

10 Ясногородская О.В. Как разрешить конфликт в коллективе? // Руководитель бюджетной организации, 2010, N 12.

 

 

Методические рекомендации:

 

При рассмотрении первого вопроса необходимо: изучить множественность взглядов на определение конфликта; перечислить и охарактеризовать основные классификации конфликтов; назвать и раскрыть функции конфликта.

Необходимо учитывать, что понятие конфликта в научной литературе, впрочем, как и в публицистике, неоднозначно. Существует множество определений термина «конфликт». Наиболее общий подход к определению конфликта состоит в определении его через противоречие как более общее понятие, и прежде всего – через социальное противоречие.

Рассматривая второй вопрос, студенты должны уяснить, что такое юридический конфликт. Обратить внимание на то, что юридическая конфликтология обобщает и изучает те особенности, которые характеризуют конфликт с позиций права. Теоретическое значение такого подхода состоит в возможности сопряжения конфликтов с государственными институтами (а право – один из них) и, следовательно, рассмотрения конфликтов не в абстрактном социальном пространстве, а в реальной связи с действующими правовыми инструментами и структурами. Поэтому студенты должны установить, могут ли нормы права воздействовать на зарождение, развитие и разрешение конфликта, и если могут, то как повысить эффективность этого действия.

Изучая третий вопрос нужно охарактеризовать предмет и объект конфликта. Начать необходимо с определения самих терминов «предмет» и «объект». Далее определить, что предметом конфликта является объективно существующая или мыслимая (воображаемая) проблема, служащая причиной раздора между сторонами. Каждая из сторон заинтересована в разрешении этой проблемы в свою пользу. Предмет конфликта – это и есть то основное противоречие, из-за которого и ради разрешения которого субъекты вступают в противоборство. Кроме того, необходимо уяснить, что объект конфликта в конкретной системе отношений – это всегда некий дефицитный ресурс.

Рассматривая четвертый вопрос, студентам следует дать определение понятию «участник конфликта». Кроме этого необходимо раскрыть уровни научного рассмотрения. Охарактеризовать возможные классификации участников конфликта.

Рассмотрение пятого вопроса предполагает:

- уяснение студентами причин конфликта;

- анализ причинности в социальной среде, неравенства как источника конфликта,

- анализ интересов и потребностей и т.д.

СЕМИНАР № 2 (2 часа).




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.