Под методом науки понимается совокупность приемов и способов, с помощью которых постигается предмет, получаются знания. Все многообразие методов теории государства и права можно представить в виде следующей системы.
1. Всеобщие методы - это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления. Среди всеобщих можно выделить метафизику (рассматривающую государство и право как вечные и неизменные институты, глубоко не связанные друг с другом и с иными общественными явлениями) и диалектику – материалистическую и идеалистическую; последняя в свою очередь может выступать как объективный либо субъективный идеализм.
2. Общенаучные методы - это приемы, которые не охватывают всего научного познания, а применяются лишь на отдельных его этапах в отличие от всеобщих методов. К. числу общенаучных методов относят:
- анализ (условное разделение сложного государственно-правового явления на отдельные части);
- синтез (изучение явления путем условного объединения его составных частей);
- системный подход (ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем);
- функциональный подход (ориентирует на выяснение функций одних социальных явлений по отношению к другим) и др.
3. Частнонаучные методы - это приемы, которые выступают следствием усвоения теорией государства и права научных достижений технических, естественных и гуманитарных наук. К ним относят:
- конкретно-социологический (позволяет с помощью анкетирования, интервьюирования, наблюдения и других приемов получить данные о фактическом поведении субъектов в государственно- правовой сфере);
- статистический (позволяет получить количественные показатели того или иного государственно-правового явления);
- кибернетический (позволяет с помощью системы понятий, законов и технических средств кибернетики познать государственно-правовые явления) и другие методы.
Среди частнонаучных следует выделить два метода, которые относятся к частноправовым, являющимся сугубо юридическими:
- формально-юридический (позволяет определить юридические понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т.п.);
- сравнительно-правовой (позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы – законы, юридическую практику и т.д. в целях выявления их общих и особенных свойств).
Критерии истинности знаний о гос-ве и праве.
Наука исходит из тезиса принципиальной познаваемости, т.е. можно получить истинные знания, Но есть и другой подход – подход агностицизма (недоступность познания)
Что есть истина?
Согласно диалектико-материалистическому подходу истина – это адекватное, правильное отображение изучаемого объекта в челов. сознании, в мышлении, т.е. отображение его таким, каков он есть на самом деле, т.е. истина объективна.
Т.к. наши знания развиваются, то наше представление об объекте м. меняться, значит истина включает в себя 2 стороны:
истина абсолютная – содержит такие знания, кот-е в принципе не м. б. опровергнуты или изменены
истина относительная – такие знания, кот-е в процессе дальнейшего познания объекта м.б. уточнены или даже отвергнуты.
Есть элементы и те и те. Нам необходимо определять какие знания соотв-т объект-й истине.
КРИТЕРИИ истинности/неистинности
общественная практика, если подтверждает выводы ТГиП , то эти знания явл-ся истинными, и наоборот. Юр. практика + любая человеч. практика.
Законы и правила формальной логики. Знания д.б. получены по правилам формальной логики. Если окажется, что есть формально-логич-е нарушения, то неистинность
Соблюдение правил языка, т.к. научные категории и т.п. формируются с помощью слов
Методологич-е правила – при исследовании гос.-прав-х явлений исслед-ль д. точно придерживаться избранной методологии, если отклоняется, то выводы вызывают сомнение.