Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Систематизация нормативных актов: понятие и виды



Нормативные акты принимаются различными органами в раз­личное время, в различных пространственных пределах и по разно­му поводу. Такая ситуация не может не влиять на природу действу­ющих законов и подзаконных актов, которые порой могут между собой находиться в противоречии. Поэтому прежде чем обществен­ные отношения будут упорядочены, необходимо, чтобы сами норма­тивные акты были в порядке, чтобы они были приведены в соответ­ствующую систему.

Отсюда, систематизация - это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разреше­ния юридических конфликтов, ликвидации пробелов. Выделяют такие виды систематизации, как:

1) инкорпорация - форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое зна­чение. Принципы инкорпорации: хронологический (по времени их принятия), тематический (по определенной тематике) и др. Инкор­порация – самый простой вид систематизации. Инкорпорация под­разделяется на официальную и неофициальную. К первой можно отнести Собрание законодательства Российской Федерации, ко вто­рой – сборники нормативных материалов по отраслям права, изда­ваемых в учебных целях, для просвещения населения и т.п. На не­официальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в про­цессе рассмотрения юридических дел, например в суде;

2) консолидация - форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значе­ние. Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относи- мости к одному виду деятельности (охрана природы, образование и т.п.). Особенность консолидации состоит в том, что она является «компромиссной» систематизацией, сочетающей в себе черты ин­корпорации и кодификации. Консолидация используется зачастую как промежуточный этап, когда отсутствует возможность кодифи­кации,

3) кодификация - форма систематизации путем объединения нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением их содержания. В процессе кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые пра­вила поведения, обеспечивается их согласованность, логичность.

Поэтому кодификация - способ правотворчества, наиболее слож­ный и трудоемкий вид систематизации. Кодификация законодатель­ства может быть всеобщей (когда переработке подвергается значи­тельная часть законодательства), отраслевой (когда перерабатыва­ются нормы определенной сферы законодательства), специальной (когда перерабатываются нормы какого-либо правового института). Кодификация предполагает переработку норм права по содержа­нию и их систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе (кодексе, своде законов и т.д.). Признаки кодифика­ции: во-первых, ею имеют право заниматься только специальные органы, во-вторых, в итоге появляется новый нормативный акт - кодекс, в-третьих, кодифицированный акт выступает основным среди всех иных актов, действующих в данной сфере.

Юридическая техника.

Юридическая техника - это система средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности.

Основным объектом юридической техники является текст право­вых актов, информационное воплощение юридических предписа­ний. При их принятии важно учитывать, чтобы содержание таких предписаний (дух) и форма (буква) соответствовали друг другу, чтобы не было неясности, двусмысленности.

Юридическая техника признана структурировать правовой мате­риал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более по­нятным, точным и грамотным. Во многом именно уровень юриди­ческой техники символизирует определенный уровень правовой культуры конкретного общества.

К техническим средствам относят юридические термины (сло­весное выражение понятий, используемых при изложении содержа­ния правовою акта) и юридические конструкции (специфическое строение нормативною материала, складывающееся из определен­ного сочетания субъектных прав, льгот, поощрений, обязаннос­тей, запретов, приостановлений, наказаний и т.п.).

К техническим правилам относят.

1) ясность и четкость, простоту и доступность языка правовых актов,

2) сочетание лаконичности с необходимой полнотой, конкрет­ности с требуемой абстрактностью выражения соответствующих правовых предписаний,

3) последовательность в изложении юридической информации;

4) взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство правово­го материала.

К техническим приемам относят способы, фиксирующие офи­циальные реквизиты (наименование правового акта, дата и место его принятия, подписи должностных лиц и т.п.), структурную организа­цию правового акта (вводная часть – преамбула, общая и особен­ная части, нумерация разделов, глав, статей, пунктов и т.д.).

79. Правовое регулирование : понятие, виды, стадии.

ПР – осуществляемое при помощи системы юридических средств (юр.нормы, юр. факты) результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, соответствия с соц. потребностями.

Формы правового воздействия:

- информационное(какое поведение поощряется, а какое наказывается)

- ценностно-ориентационное

Отличит. черты ПР:

- оно осущ-ся с помощью целостной системы юр. Средств, прямо или косвенно связано с функцией гос. Власти

- связано с обеспечением свободы участников обществ. Отношений

Виды ПР.

Основания деления:

в зависимости от используемых средств правового воздействия:

-нормативное(при осущ-и решающее значение имеют юрид-е нравств. Нормы

казуальное (индивидуальное)-имеет место использ-е индивид.юр. актов

наличие или отсутствие у субъектов общ-х отн-й возможности самостоятельно, по собств-му усмотрению конкретизировать результаты своего поведения:

централизованное(императивное), особенность в том, что прав. Воздействие исходит из единого центра и регулируется субъектом, кот-й только и правомочен принимать те или иные решения.

Децентрализованное( деспозитивное)- участникам общест. Отношений предостав-ся возможность для самостоятельного определения вариантов своего поведения( в публичном праве распространено)

Стадии:

стадия общего действия. Стадия вступивших в силу юр. норм, регламентирующих самое общее человеческое действие

стадия правоотношений, возникновения прав и обязанностей. Происходит конкретизация юр. правил к конкретнвм жизненным обстоятельствам, субъектам

стадия реализации прав и обязанностей. Субъекты реализуют свои права и обяз-ти в конкретном направлении

дополнительная(факультативная) стадия применения норм права ( индивид. Юр. акты правоприменения)

80. Пределы правового регулирования:

Объективные и субъективные - причины обуславливающие пределы ПР.

Пути определения пределов

путь теоретич. Анализа

путь проб и ошибок

1.Объектив. не зависят от воли и сознания субъекта.

Эти пределы предопределяются объективным характером общ. Отношений, объект. Свойствами права как регулятора общ. Отношений.

Условия, ограничивающие круг общ. отн-й:

в предмет ПР входят те общ. отн-я, кот-е связаны с волевым поведением людей (неволевое поведение правом не регулируется)

право регулирует такую человеч. Деятельность, кот-я выражена во вне, в окружающем мире. Формы поведения человека – физич. Или практич. Действия

- вербальная (речь)

ПР может подвергаться только такое человеч. Поведение, кот. Предполагает предполагает возможность выбора вариантов поведения.

Субъектив. пределы

уровень познания субъектом объектив. зак-ти права. Чем выше уровень, тем надежнее

степень заинтересованности субъекта и использование своих знаний на практике

Границы прав. Регулирования находятся в динамике, они изменяются.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.