Нормативные акты принимаются различными органами в различное время, в различных пространственных пределах и по разному поводу. Такая ситуация не может не влиять на природу действующих законов и подзаконных актов, которые порой могут между собой находиться в противоречии. Поэтому прежде чем общественные отношения будут упорядочены, необходимо, чтобы сами нормативные акты были в порядке, чтобы они были приведены в соответствующую систему.
Отсюда, систематизация - это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов. Выделяют такие виды систематизации, как:
1) инкорпорация - форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение. Принципы инкорпорации: хронологический (по времени их принятия), тематический (по определенной тематике) и др. Инкорпорация – самый простой вид систематизации. Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную. К первой можно отнести Собрание законодательства Российской Федерации, ко второй – сборники нормативных материалов по отраслям права, издаваемых в учебных целях, для просвещения населения и т.п. На неофициальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в процессе рассмотрения юридических дел, например в суде;
2) консолидация - форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относи- мости к одному виду деятельности (охрана природы, образование и т.п.). Особенность консолидации состоит в том, что она является «компромиссной» систематизацией, сочетающей в себе черты инкорпорации и кодификации. Консолидация используется зачастую как промежуточный этап, когда отсутствует возможность кодификации,
3) кодификация - форма систематизации путем объединения нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением их содержания. В процессе кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила поведения, обеспечивается их согласованность, логичность.
Поэтому кодификация - способ правотворчества, наиболее сложный и трудоемкий вид систематизации. Кодификация законодательства может быть всеобщей (когда переработке подвергается значительная часть законодательства), отраслевой (когда перерабатываются нормы определенной сферы законодательства), специальной (когда перерабатываются нормы какого-либо правового института). Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию и их систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе (кодексе, своде законов и т.д.). Признаки кодификации: во-первых, ею имеют право заниматься только специальные органы, во-вторых, в итоге появляется новый нормативный акт - кодекс, в-третьих, кодифицированный акт выступает основным среди всех иных актов, действующих в данной сфере.
Юридическая техника.
Юридическая техника - это система средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности.
Основным объектом юридической техники является текст правовых актов, информационное воплощение юридических предписаний. При их принятии важно учитывать, чтобы содержание таких предписаний (дух) и форма (буква) соответствовали друг другу, чтобы не было неясности, двусмысленности.
Юридическая техника признана структурировать правовой материал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более понятным, точным и грамотным. Во многом именно уровень юридической техники символизирует определенный уровень правовой культуры конкретного общества.
К техническим средствам относят юридические термины (словесное выражение понятий, используемых при изложении содержания правовою акта) и юридические конструкции (специфическое строение нормативною материала, складывающееся из определенного сочетания субъектных прав, льгот, поощрений, обязанностей, запретов, приостановлений, наказаний и т.п.).
К техническим правилам относят.
1) ясность и четкость, простоту и доступность языка правовых актов,
2) сочетание лаконичности с необходимой полнотой, конкретности с требуемой абстрактностью выражения соответствующих правовых предписаний,
3) последовательность в изложении юридической информации;
4) взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство правового материала.
К техническим приемам относят способы, фиксирующие официальные реквизиты (наименование правового акта, дата и место его принятия, подписи должностных лиц и т.п.), структурную организацию правового акта (вводная часть – преамбула, общая и особенная части, нумерация разделов, глав, статей, пунктов и т.д.).
ПР – осуществляемое при помощи системы юридических средств (юр.нормы, юр. факты) результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, соответствия с соц. потребностями.
Формы правового воздействия:
- информационное(какое поведение поощряется, а какое наказывается)
- ценностно-ориентационное
Отличит. черты ПР:
- оно осущ-ся с помощью целостной системы юр. Средств, прямо или косвенно связано с функцией гос. Власти
- связано с обеспечением свободы участников обществ. Отношений
Виды ПР.
Основания деления:
в зависимости от используемых средств правового воздействия:
-нормативное(при осущ-и решающее значение имеют юрид-е нравств. Нормы
казуальное (индивидуальное)-имеет место использ-е индивид.юр. актов
наличие или отсутствие у субъектов общ-х отн-й возможности самостоятельно, по собств-му усмотрению конкретизировать результаты своего поведения:
централизованное(императивное), особенность в том, что прав. Воздействие исходит из единого центра и регулируется субъектом, кот-й только и правомочен принимать те или иные решения.
Децентрализованное( деспозитивное)- участникам общест. Отношений предостав-ся возможность для самостоятельного определения вариантов своего поведения( в публичном праве распространено)
Стадии:
стадия общего действия. Стадия вступивших в силу юр. норм, регламентирующих самое общее человеческое действие
стадия правоотношений, возникновения прав и обязанностей. Происходит конкретизация юр. правил к конкретнвм жизненным обстоятельствам, субъектам
стадия реализации прав и обязанностей. Субъекты реализуют свои права и обяз-ти в конкретном направлении
дополнительная(факультативная) стадия применения норм права ( индивид. Юр. акты правоприменения)
80. Пределы правового регулирования:
Объективные и субъективные - причины обуславливающие пределы ПР.
Пути определения пределов
путь теоретич. Анализа
путь проб и ошибок
1.Объектив. не зависят от воли и сознания субъекта.
Эти пределы предопределяются объективным характером общ. Отношений, объект. Свойствами права как регулятора общ. Отношений.
Условия, ограничивающие круг общ. отн-й:
в предмет ПР входят те общ. отн-я, кот-е связаны с волевым поведением людей (неволевое поведение правом не регулируется)
право регулирует такую человеч. Деятельность, кот-я выражена во вне, в окружающем мире. Формы поведения человека – физич. Или практич. Действия
- вербальная (речь)
ПР может подвергаться только такое человеч. Поведение, кот. Предполагает предполагает возможность выбора вариантов поведения.
Субъектив. пределы
уровень познания субъектом объектив. зак-ти права. Чем выше уровень, тем надежнее
степень заинтересованности субъекта и использование своих знаний на практике
Границы прав. Регулирования находятся в динамике, они изменяются.