Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основные теории происхождения права



Теологическая теория. (Фома Аквинский (XIII в)). Право создано Богом для регулирования жизни людей и что оно даруется человеку через посредство порока или правителя (законы Ману в Древней Индии, а также в исламском праве).

Ф. Аквинский различал право и закон. Последний представлял собой «известное установление разума для общего блага, обнародованное теми, кто имеет попечение об обществе», т.е. правителями. Закон оценивается с точки зрения соответствия его праву как высшей справедливости, имеющей божеств происхождение. Вечный закон не доступен человеческому сознанию. Но человек различает добро и зло, должное и недолжное поведение.

Примирительная теория. Самая популярная теория на Западе. Её поддерживает английский ученый Г.Берман и шведский ученый Э.Аннерс. Западные страны развивались эволюционным путём, причем социальные институты там создавались «снизу», т.е. по мере выявления потребности люди начали думать, как дать достойный ответ на вызов объективной реальности. Создание права - один из таких ответов.Право начало зарождаться не для урегулирования отношений внутри рода, а для упорядочения отношений между родами. Внутри рода обязанность миротворческой и судебной власти исполнял наиболее уважаемый представитель рода. Сила рода, таким образом, была силой каждого его члена и поэтому в интересах любого индивида было не противопост себя роду.

Теория естественного права. Расцветом принято считать XVII-XVIIIвв. Значительный вклад внесли Г.Гроций и Б.Спиноза, Т.Гоббс и Д.Локк (Англия), Ж.Ж. Руссо и П.Гольбах (Франция) и А.Н Радищев (Россия). Доминирует антропологическое объяснение права и причин его возникновения. Если право порождено неизменной природой человека, то оно существует до тех пор, пока существует человек. Основные положения теории естественного права нашли закрепление в Декларации независимости США в 1776г., в Декларации прав чел и гр во Франции (1789г). Люди первоначально находились в естественном состоянии, где они все были равны и свободны, имели собственность.

Регулятивная теория. Распространена в азиатских странах и в евроазиатской России. По мере необходимости все сферы жизни людей (экономическая, политическая и социально бытовая) регулируются нормами права всё плотнее и плотнее (сначало отнош между племенами, потом отнош торговли, потом регулирование одного гос). Право - не единственное средство регулирования. Помимо него, жизнь людей упорядочивается и с помощью других социальных норм (обычаи).

Историческая теория. Г.Гуго, К.Савиньи, Г.Пухта, Н.М.Карамзин. Историческая теория возникла в первой половине XIX в., как противовес теории естественного права, из которой вытекали демократические и революционные идеи, призывы к коренному изменению существующего со Средних веков политико-юридического строя и принятию законов, отвечающих «требованиям разума», «природе человека».

Действующее в обществе право не сводится к совокупности предписаний, исходящих от государства. Право возникает спонтанно и своим происхождением не обязано государству. Оно, подобно языку, не устанавливается договором, не вводится по чьему либо указанию, не дано Богом, а создаётся, складывается постепенно путём самостоятельного развития через стихийное образование норм общения, добровольно принимаемых народом. Право - это прежде всего исторически сложившиеся правовые обычаи, произрастающие из глубин народного сознания, из недр национального. Предписаний гос составляют позитивное право, которое производно от права обычного и способно помочь его упорядочению.

Классовая теория. К. Маркс и Ф. Энгельс. Право явл возведённой в закон волей господствующего класса, его орудием, применяемым для подавления класса угнетенного. Право, как и другие формы общ сознания (мораль), обусловлено экон условиями жизни общ и должно соответствовать экон структуре общества. Марксизмом утверждается, что экономика всегда остаётся первичным и определ моментом для полит и юр надстройки.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.