Государство является стержнем, основным элементом политической системы общества, поскольку оно – источник политической власти, ее сосредоточение.
Понятие «государство» обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как страна, общество, нация, народ, занимающие определенную территорию и представляемые органами высшей власти. В этом смысле говорят о французском, итальянском, российском и т. п. государствах. В узком значении государство рассматривается как особая организация, обладающая верховной властью на определенной территории.
В политической науке государство представляет собой основной институт политической системы и власти в обществе, концентрированное осуществление этой властью политики. Вот почему и в обыденном и в теоретическом сознании все четыре явления: общество, государство, власть и политика естественно отождествляются.
История государства представляет собой сложный и многообразный процесс, опосредованный многими историческими, региональными особенностями каждой эпохи, спецификой локальных цивилизаций (древне-восточной, греко-римской, средневековой эпохи на Востоке и на Западе) и другими факторами.
Ранняя форма государства возникает из предгосударственных форм власти или союза племен. Позднее его становление, функционирование и развитие связано с разделением общественного труда, появлением частной собственности, социальной дифференциацией общества, образованием социальных групп (классов, страт и т. д.). Вместе с появлением имущественного, социального и функционального неравенства возникает политика, организующая и регулирующая общественные отношения, и ее новая институциональная форма – власть с органами управления и контроля.
Так, в процессе одновременного развития экономической, социальной и политической организации общества возникает государство. Государство всех времен и типов обладает рядом устойчивых, общеисторических признаков и функций.
Признаки государства:
-формирование правящих кругов на социальной и классовой основе; наличие политической организации – политической системы, структур центральной и периферийной власти;
-выполнение специфических функций (поддерживать внутренний мир и порядок, защищать подвластную территорию, регулировать классовые, социальные, национальные, экономические отношения, преследовать цели общего блага);
-монополия на неэкономическое принуждение, исключительное право издавать обязательные для всех законы, право эмиссии денежных знаков, право определять и взимать налоги и сборы, выпускать займы, осуществлять бюджетную политику, создавать, содержать и использовать вооруженные силы и органы принуждения, право на осуществление внешней политики и другие).
Вышеназванные общие признаки государства отличают его от других организаций и объединений.
Функции государства:
- защита государственного строя; предотвращение и устранение социальных конфликтов;
- регулирование экономических, социальных, правовых и других общественных отношений;
- осуществление внутренней политики;
- обеспечение национальной безопасности, защита внешнеполитических интересов страны;
-функции обороны страны и ведения вооруженной борьбы и многие другие.
Методы, которыми осуществляются функции государства, применяемые им при этом средства, характер установленных в государстве общественных отношений позволяют классифицировать разные его виды, строить их типологию.
Типология государств.
По форме правления (способу организации верховной государственной власти, процедурам образования ее институтов и нормам взаимоотношений с населением) выделяют:
а) монархию (абсолютная, конституционная)
б) республику (президентская, парламентская).
По форме государственного устройства:
а) империи, для которых характерны: 1) обширная территория; 2) сильно централизованная власть; 3) асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией; 4) разнородный этнический культурный и религиозный состав; 5) элита, стремящаяся к экспансии; 6) наличие общего политического проекта, стоящего над интересами конкретных групп;
б) конфедерации – добровольное объединение двух или более суверенных государств, для которых характерны: 1) образование финансовых ресурсов из взносов государств-членов; 2) принадлежность вооруженных сил каждому из государств, при создании формального общего командования; 3) признание нормы закона обязательной, если она признана каждым из членов в отдельности; 4) создание общего законодательного органа, куда входят в равном количестве и обладающие одинаковыми полномочиями представители всех государств-членов; 5) отсутствие общего бюрократического аппарата; 6) коллегиальный характер общих исполнительных органов.
в) федерации – устойчивые союзы государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром компетенций и имеющих собственную конституцию, законодательные исполнительные и судебные органы, а часто и двойное гражданство.
г) национальные (унитарные) государства – единые, политически однородные организации, состоящие из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью.
По типу политического режима:а) тоталитарные;б) авторитарные;в) демократические.